Против государства: измена («перевет»). Против порядка управления: взятка («посул») судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи. Против личности: убийство («головщина»), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей. Имущественные преступления: кража («татьба»), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь. Наказание и его цель. Система наказаний:Смертная казнь (ст 7-8). Денежные штрафы — за большинство преступлений по ПСГ. Телесные наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были.Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер
Преступление и наказание по Псковской судной грамоте. Псковская судная грамота не отменяла действия Русской Правды, так как в ней нет множества важных норм (например, об ответственности за убийство). В целом, преступления против личности строятся по принципам Русской Правды. Штрафами наказываются вырывание бороды, нанесение побоев (в драках, на суде и т.д.), оскорбления, посягательства на служебный персонал суда.
Впервые на Руси в Псковской судной грамоте появляются государственные преступления – перевет (государственная измена, наказуемая смертной казнью).
Более подробно регулируются имущественные преступления: квалифицированная кража (татьба – из Кремля госимущества) карается смертью, как и поджог. Простая кража (в первый и второй раз) наказывалась штрафами, в третий раз – смертным приговором. Покупка краденой вещи освобождала от наказания, если покупатель представлял свидетелей сделки. Разграничиваются разбой (посягательство на личность) и грабеж (открытое насильственное изъятие имущества), но они не разделяются по степени ответственности (одинаковые штрафы). Упоминается «наход» без подробного разъяснения (близок к разбою и грабежу, карается штрафом).
Процессуальное право по Псковской судной грамоте. Как и по Русской Правде, процесс по Псковской судной грамоте носил состязательный характер.
Полномочиями в судебной сфере обладали все высшие псковские магистраты (высшие должностные лица Псковской республики): княжеский наместник (вершил суд лишь в присутствии одного из посадников), наместник новгородского архиепископа (руководитель церковного суда), посадники. Магистратов, в свою очередь, судило вече. Апелляционной инстанцией была коллегия в составе княжеского наместника, одного из посадников и 10 присяжных (из бояр и состоятельных людей). Эти присяжные составляли постоянно действующую судебную коллегию докладчиков, регулярно собиравшуюся во дворе дома наместника архиепископа.
Споры церковного человека с мирянином разбирал городской судья вместе с наместником архиепископа. Княжеские люди судились городским судьей и княжескими боярами на территории резиденции наместника князя (городища), пересуд по этим делам осуществлял сам наместник в присутствии посадника.
На одного из псковских посадников возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера (нарушение общественного порядка, мер и весов и т.п.). При участии наместника архиепископа он разбирал споры новгородских и иноземных купцов.
Споры купцов и ремесленников рассматривали корпоративные общественные суды – суды старост и братчины.
Вызов в суд осуществлялся по повестке («позовнице») и через судебного исполнителя («позовника»).
Среди доказательств выделялись свидетельские показания, письменные доказательства (например, записи), судебный поединок (поле), который мог вестись вплоть до смерти одной из сторон. Возникает институт судебного представительства в судебном поединке («пособничество»), которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди.