После нападения 1 сентября 1939 г. Германии на Польшу и начала Второй мировой войны советское руководство предприняло целый ряд внутриполитических мер, направленных на усиление военной и эконо- мической мощи страны. Численность армии и флота после принятия в сентябре 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности увеличилась с
1,9 млн человек до 5,3 млн человек к 1 июня 1941 г. Вместе с тем это со- ставляло только 61 % от мобилизационных планов РККА на случай начала военных действий. Войска первого стратегического эшелона РККА к июню
1941 г. были укомплектованы личным составом лишь на 55%.
В новейшей отечественной и зарубежной литературе активно дискути- руется вопрос о так называемой превентивной войне — упреждающем на- падении Гитлера на СССР якобы с целью защиты традиционных геополи- тических интересов Германии и борьбы против угрозы со стороны сталин- ского режима. Данная точка зрения не нова. Она высказывалась как самим фюрером, так и его военачальниками для оправдания германской агрессии. Однако после того как сбежавший на Запад в конце 1970-х гг. младший офицер советской военной разведки В. Резун выпустил книги «Ледо- кол», «День М» и др., началась активная «реанимация» старых нацист- ских взглядов. Основная идея книг Резуна (псевдоним — Виктор Суво- ров) сводится к тому, что в 1939—1941 гг. Сталин тщательно готовился к революционной войне против Германии. Советская операция под на- званием «Гроза» якобы должна была начаться 6 июля 1941 г., но была сорвана гитлеровским нападением. Против такой трактовки историче- ских событий выступает подавляющее большинство отечественных ис- ториков.
Несмотря на целый ряд свидетельств подготовки Германии к войне с
СССР, адекватных мер принято не было. Известие о начавшихся 22 июня
1941 г. военных действиях стало шоком для И. В. Сталина, от которого
он тем не менее сумел быстро оправиться. Уже 23 июня 1941 г. постанов-
лением СН К была создана Ставка Главнокомандования, куда вошли
нарком обороны маршал С. Г. Тимошенко (Председатель), начальник
Генштаба Г. К. Жуков, И. В. Сталин, В. М. Молотов, маршалы С. М. Бу-
денный и К. Е. Ворошилов, нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов. Фактическое
руководство Ставкой, не собиравшейся в полном составе ни разу, нахо-
дилось в руках Сталина. Свой окончательный вид Ставка приобрела
лишь 8 августа 1941 г. Возглавив ее, Сталин (нарком обороны с 19 июля
1941 г.) осуществлял непосредственное командование частями РККА и
ВМФ.
Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный
30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с Ге-
но неуклонно продвигались к Москве. Безвозвратные потери советских войск (убитые, пропавшие без вести или в плен, умершие от ран) на первом этапе Московского сражения составили 514 338 человек (41,1% от первоначального состава войск). Вместе с тем советскому командова- нию в отличие от немецкого удалось с помощью мобилизации и пере- броски войск с Дальнего Востока восполнить понесенный урон.
5 декабря 1941 г. началось успешное контрнаступление советских войск, покончившее с немецкими планами овладения Москвой и знаме- нующее начало перехода войны в новую фазу стратегического противо- стояния сторон. Первыми начали наступление 5 декабря 1941 г. части Калининского фронта. 6 декабря 1941 г. перешли в наступление войска Западного фронта, освободившие в ходе недельных боев Елец (9 декабря) и Клин (15 декабря). Юго-Западный фронт открыл военные действия 7 де- кабря. Одновременно на Волховском фронте (К. А. Мерецков) успешно развивалась Тихвинская наступательная операция (10 ноября — 30 декаб- ря 1941 г.). Советские войска перешли в контрнаступление и на Керчен- ском направлении. 30 декабря 1941 г. город Керчь стал советским.
Стремясь переломить ситуацию, Гитлер 8 декабря отдает Директиву о переходе к обороне на всех участках фронта, а 19 декабря берет на себя командование сухопутными частями вермахта, сместив В. фон Браухи- ча. В декабре—январе были заменен ы 35 генералов, в том числе К. фон Рундштедт, Ф. фон Бок, В. Лееб,Х. Гудериан и другие известные военачальники.
В январе—марте 1942 г. Московское сражение продолжилось на- ступлением советских войск в направлении Ржева и Вязьмы. Это было первое организованное Ставкой единое наступление после более чем полугодового непрерывного отступления. В этом заключалось его ос- новное военное, моральное и политическое значение. Дух превосход- ства германской армии был подорван. Немецкие войска несли ощути- мые потери.
Успехи РККА дали Сталину основание планировать наступление советских войск по всей линии фронта Ленинград — Демянск — Вязь- ма — Харьков — Крым (директива от 8 апреля 1942 г.). При этом актив- ные действия вермахта предусматривались лишь в направлении Моск- вы, что стало грубейшим просчетом, так как войска Германии концент- рировались на юго-восточном, а не на центральном направлении. В результате в январе—октябре 1942 г. советские войска потерпели се- рию тяжелых поражений (под Ленинградом, Харьковом, в Крыму).
В этих условиях 28 июля 1942 г. ГКО издает приказ № 227 «Ни шагу
назад!», направленный на восстановление военной дисциплины, в пер-
вую очередь карательными мерами. Советские войска переходили к обо-
роне. Наступление немцев развивалось на Кавказе и на Сталинградском
направлении.
Коренной перелом