Первая половина 19 века была для России переломной эпохой, насыщенной важными социально политическими процессами, вызвавшими небывалый рост общественной мысли. Выросла социальная значимость всех областей культуры, выполнявшей агитационно-пропагандистские функции. В связи с этим культура регламентировалась государством. Проходила демократизация культуры, и это способствовало росту разночинцев среди деятелей культуры.
Образование:
Потребности развития страны вынуждали расширять сферу образования. В 1802 было создано Министерство Народного просвещения (с 1817 – Мин Духовных дел и народного просвещения). В 1803 издано Положение об устройстве учебных заведений. Создание 4-ступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. По Уставу учебных заведений 1828 учреждалась 3-ступенчатая система: приходские (для низших слоев), уездные училища (для горожан), гимназии (для дворян). Открыты: Дерптский, Виленский, Казанский (1804) и Харьковский универы. Главный педагогический универ в Питере (1819). Указ 1804 – автономия универам: ректор избирался советом профессоров. Университетский устав Николая 1 1835 отменил автономию, поднял плату за обучение. 1834 – открыт универ в Киеве. Открыты технические вузы: московское ремесленное училище (мгту Баумана), петербургский практический технологический институт. 1835 – Правовое училище при министерстве юстиции. Женское образование: 1858 – женская Мариинская гимназия.
1830 – циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России.
1848 – бутурлинский цензурный комитет
Вывод: стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.
Наука:
Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).
Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).
Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.
В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.
П.П.Аносов – металлургия.
Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.
1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.
В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.
Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.
Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)
Интерес к памятникам древнерусской литературы.
1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».
Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.
Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).
Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Развитие книгопечатания.
Начало XIX в. – 13 государственных типографий.
30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.
Развитие печати.
«Санкт-Петербургские ведомости»
«Московские ведомости»
Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»
Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)
Патриотический журнал «Сын Отечества»
Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»
1814 г., СПб – первая публичная библиотека
Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.
Более быстрое развитие музейного дела в провинции.
1852 г. – Эрмитаж
1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)
Литература
Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.
Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.
Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).
10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.
Причина возникновения – война 1812 г.
«Салонный» романтизм – В.Жуковский.
«Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.
А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
Вторая ¼ XIX в. – реализм.
Основоположник – А.С.Пушкин.
«Евгений Онегин», «Горе от ума».
Реализм – определяющее литературное направление.
Реалисты:
А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.
Журналы.
«Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).
«Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).
Появилась литературная критика.
Жесткая цензура.
1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).
Архитектура:
Первая половина XIX в. – поздний классицизм.
Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.
Петербург.
Адмиралтейство – А.Д.Захаров
Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.
Казанский собор – А.Н.Воронихин.
Исаакиевский собор – Монферран.
Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.
Москва.
Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове.
Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.
Неглинка убрана под землю.
Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.
Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.
Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.
Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)
Искусство
Утверждаются романтизм и реализм.
Официальное направление – академический классицизм.
Живопись.
О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).
К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж.
«Последний день Помпеи».
А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.
А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.
«На пашне (Весна)».
П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».
«Сватовство майора», «Свежий кавалер».
Скульптура.
Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.
Колонна на Дворцовой площади, СПб – Монферран.
Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.
Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.
Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.
Театр
Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).
Государственные театры.
Петербург: Александринский и Мариинский
Москва: Большой и Малый