Диверсификация и популяризация 1920-30-х годов.
Музыка сон пришла в Гавану в 1920 году, благодаря усилиям легендарных групп, как Trío Matamoros. Сон был урбанизирован, к нему были добавлены труба и другие музыкальные инструменты, тем самым оказав огромное влияние на более поздние формы кубинской музыки. В соне трио уступили септетам, включая в себя гитару или tres, маримбулу (marímbula) или контрабас, бонгос (bongos), клаве (clave) и маракас (maracas). Труба была представлена в 1926 году. Ведущие певцы импровизировали слова песен и украшали мелодии с помощью ритма клаве (clave), наложенного поверх основного клаве ритма в соне. Время шло, и музыканты начали "отбеливать" сон для растущего потока туристов в ночных клубах Гаваны, которые не понимали сложных африканских ритмов.
Появление кубинской музыки в США.
В 1930 году, группа Lecuona Cuban Boys и Desi Arnaz популяризировали conga в штатах. Don Aspiazu сделал то же самое с son montuno, а Arsenio Rodriguez создал conjunto и популярность румбы возросла. Conjunto son, mambo, chachachá, rumba и conga оказали самое большое влияние на развитие сальсы.
Мамбо впервые появилoсь в США в начале 40-х годов. Первое мамбо было записано Орестесом Качао Лопесом (Orestes "Cachao" Lopez) в 1938 году. Спустя 5 лет, Perez Prado представил Мамбо публике в ночном клубе Гаваны La Tropicana. Мамбо отличался от его непосредственного предшественника дансона (danzon) элементами из джаза и son montuno. К 1947 году, мамбо был бешено популярен в США, но эта популярность продолжалась всего лишь несколько лет.
Другими влиятельными музыкантами до революции были Ernesto Lecuona, Chano Pozo и Bola de Nieve, которые жили в Мексике. Mario Bauza вместе с "ньюйориканцами" Ray Barreto и Tito Puente сделали изменения в мамбо, что впоследствии послужило началом постепенного производства латинского джазa и сальсы. Большое количество музыкантов покинуло Кубу между 1966 и 1968 годами, после того, как кубинское правительство национализировало оставшиеся ночные клубы и звукозаписывающие компании. Среди них была Celia Cruz, исполнительница гуарачи (guaracha), которая оказала огромное влияние на развитие сальсы. В последующие годы кубинцы были очень активны в латинском джазе и ранней сальсе, например Patato Valdés из группы "Tipíca '73'", связанная с Fania All-Stars. Несколько бывших членов группы Irakere также стали весьма успешными в США, среди них были Paquito d'Rivera и Arturo Sandoval.
Habanera/Хабанера.
В конце 19 века, хабанера развилась из контрданса, который прибыл с Гаити после Гаитянской революции. Главным новшеством от контраданса была ритмичность, так как хабанера имела в своем репертуаре как испанские, так и африканские влияния. В 1930 году, исполнитель хабанеры Arcano y sus Maravillos добавил элементы из conga и montuno, открывая путь для смешивания Латинских музыкальных форм, в том числе Guaracha, которую исполняет оркестр Charanga. Guaracha (иногда ее называют просто Charanga) очень популярна и продолжает развлекать аудиторию.
Однако только в 1995 году кубинский исполнитель впервые записал целый диск в жанре Habanera. Певица/композитор Liuba Maria Hevia записала несколько песен, которые затем проанализировал музыковед Maria Teresa Linares, директор кубинского Музея музыки. Даже тогда, первоначальным намерением было снабдить Кубинский Музей Музыки некоторой музыкальной справочной информацией о жанре. Стоит отметить, что тот же исполнитель, недовольный техническими условиями на тот момент (Куба была в середине так называемой особого периода Periodo Especial), перезаписал большинство песен на диске 2005 Angel y Habanera. Тот факт, что вышеупомянутый CD Habaneras en el tiempo (1995) был в основном распространен в Барселоне, подчеркивает падающий интерес к такому типу музыки на острове, особенно если сравнивать его с энергичной популярностью Хабанеры на средиземноморском побережье Испании.
И 1950 года.
Считается, что один из самых известных soneros Кубы Arsenio Rodriguez возвратил сон обратно к своим африканским корням в 1940-м году, адаптировав стиль guaguanco к сону и добавив инструмент cencerro (ковбелл) и conga к ритму.
Кроме того, он расширил роль инструмента tres, как одиночного муз. инструмента. Rodriguez внес в montuno мелодичные соло и его стиль стал известен, как son montuno. В 1940-х годах, Chano Pozo стал частью Бибоп революции в джазе, играя на конгах и других афро-кубинских барабанах. Conga стал неотъемлемой частью того, что стало известно, как латинский джаз, появившийся среди кубинцев в 40-х годах в Нью-Йорке.
Чаранга группа под названием Orquesta America, во главе со скрипачем Enrique Jorrín, помогла изобрести chachachá, ставшее международным увлечением в 1950-х годах. Chachachá было популяризировано такими исполнителями, как Tito Puente, Perez Prado и другими суперзвездами. Многие из этих исполнителей также обновили версию мамбо для современной аудитории.
Е и 70-е года.
Современная кубинская музыка известна своим неустанным смешением жанров. Например, в 1970-х годах группа Los Irakere использовала барабаны batá в биг-бэндах; это стало известно, как son-batá или batá-rock. Позже другие исполнители создали mozambique, смешивая conga, mambo и batá-rumba, и смешивая румбу с барабанной музыкой batá. Такие смешения, включая элементы из хип хопа, джаза и рок"н"рола, также были распространены, например rockаson группы Habana Abierta.