67-11 Я видел твое заявление по поводу открытия центров. Я не согласен с г-ном Альтманом, что мы слишком экономно расходуем средства. По моему мнению, поддерживать центр может даже одна искренняя душа. Ты знаешь, что я основал центр на Второй Авеню, 26. Я рискнул снять помещение за 200 долларов в месяц. В то время у меня не было помощников. Мукунда был в то время моим другом, но он не брал на себя ответственности за поддержание центра. Постепенно присоединились Киртанананда с Хаягривой, но и они не брали на себя никакой ответственности. Однако я все же поддерживал начатое дело, просто полагаясь на Кришну, и тогда Кришна послал мне всё — и деньги, и людей. Так и сейчас: если искренняя душа едет и открывает центр в любой части мира, Кришна поможет во всех отношениях. Не получив полномочий от Кришны, проповедовать сознание Кришны невозможно. Дело не в академической квалификации и не в финансовых возможностях, дело в искренности намерений. Поэтому я хочу, чтобы ты продолжал нести ответственность за Бостон. Пусть Мукунда отвечает за Сан-Франциско. Джанардана пусть возьмет на себя Монреаль. Даянанда и Нандарани пусть отвечают за Лос-Анджелес, а Субала-дас пусть отвечает за Санта-Фе. Так вы последуете моему примеру и сделаете то, что сделал я в самом начале на Второй Авеню, 26. Это и есть проповедь: готовить, писать, беседовать, петь, всё — театр одного актера. Я никогда не думал об аудитории. Я готов был петь даже если никто не придет меня слушать. Принцип пения — это прославление Господа, а не привлечение толпы. Если Кришне приятно слушать, Он попросит нескольких искренних преданных собраться в том месте. Поэтому можно посоветовать открывать тысячи центров, если у нас найдется такое же количество искренних душ, по одной на каждый центр. Обсудим подробности при встрече. Надеюсь, у тебя все в порядке. (ПШП Субале, 12 ноября 1967)
68-01 Я благодарен тебе за такую высокую оценку моих учеников в Нью-Йорке. Ты будешь рад узнать, что мои ученики в различных центрах обучаются так же. Четыре ограничительных принципа, а именно, запрет на незаконные половые отношения, запрет на пищу животного происхождения, запрет на одурманивающие средства запрет на азартные игры — воздействует на их характер. Выработка характера — это основа, на которой строится сознание Кришны, и Веды предписывают продвигаться в духовной жизни, придерживаясь принципов аскетизма и храня безбрачие. Мы не обманываем своих учеников, не говорим, что они могут делать все что угодно и в то же самое время духовно прогрессировать. А поскольку мы довольно строги в этом отношении, у нас не так уж много последователей, да нам и не нужны многочисленные, но никчемные последователи. Нам нужна лишь одна луна в ночи, а не миллион звездочек. При встрече мы еще поговорим на эти темы, и я надеюсь, ты получишь посвящение. Благодарю тебя за прекрасное письмо. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Джая-Мадзо, 18 января 1968)
68-11 Что касается м-ра Джорджа Харрисона, то он обещал позвонить Даянанде, но не сделал этого. Поэтому я думаю, встретиться с ним не удастся. Ничего, будем расти медленно, но верно. Давай просто изо всех сил стараться распространить это Движение сознания Кришны. И Кришна пошлет нам все возможности для этого. В конце концов, это дела Кришны. Мы просто слуги. Мы искренне желаем служить Ему, и это наша авторитетная позиция. Кришна говорит, что мы должны оставить все прочие занятия и стать серьезными в сознании Кришны и предаться Ему. Мы верим в эту философию, мы стараемся следовать принципам и учим других идти тем же путем. Это наша авторитетная позиция. Мы являемся представителями Кришны, потому что передаем приказ Кришны таким, как он есть. Поэтому мы авторитетные представители. Если кто-то спрашивает, равны ли мы Кришне, ответ таков: не в этом дело. Мы можем не быть равны Кришне, это вообще невозможно. Кришна велик, а мы — его крошечные частички. Как же мы можем быть равны Кришне? Это лживая теория философов-майявади. Но мы искренне служим Кришне, мы искренние слуги Его Светлости, и мы представляем вещи так же, как их представляет Кришна, и этим доказывается авторитетность нашего положения и нашей философии.
Так что не беспокойся. Старайся изо всех сил, а принесут твои усилия успех или неудачу — неважно. Кришна абсолютен, поэтому в сознании Кришны нет такой вещи, как неудача. Все, что мы делаем, есть успех. Все, что человек делает в материальном мире, будь он хоть Рокфеллер, есть неудача, поражение, потому что дела его не простираются дальше этого тела. Ему неведомо, что в следующей жизни он может стать кошкой или собакой. Но если нам доводится совершить какое-то служение для Кришны, то даже если это служение совершается не в полном сознании Кришны, любое, пусть даже малое, количество служения не пропадает даром. Плоды его вечны. И они будут работать. Даже если человек делает совсем небольшое служение, и даже если он делает его без большой охоты, все же в следующем рождении ему гарантировано человеческое тело и возможность продолжать служение. Поэтому в сознании Кришны и речи быть не может о неудаче. Возможен только успех. Кришна говорит: «Мой преданный никогда не погибнет». Так что нам остается только искренне стараться, вот и все. (ПШП Мукунде, 15 ноября 1968)
68-11 Весьма вдохновляет то, что Девананда сражается с м-ром Джарвисом, представляющим Махариши Махеша. Да, при каждой такой встрече вы должны бросать вызов подобным людям, но при этом вы должны быть основательно вооружены утверждениями Бхагавад-гиты. В Бхагавад-гите ясно сказано, что наилучший йог — это тот, в чьем сердце пребывает вечный образ Кришны. Я не совсем понял, что сказал Девананда в ответ на утверждение Джерри Джарвиса, что он тоже поклоняется Кришне. Спорить с ним хорошо, пусть даже после этого встречи приостановятся, и это замечательный энтузиазм. (ПШП Сатсварупе, 18 ноября 1968)
69-01 Меня очень вдохновляет то, что ты проявляешь достаточно храбрости, чтобы бросить вызов любому непреданному, как ты сделала по отношению к тому имперсоналисту, который изучает йогу. Таким темпераментом должен обладать каждый наш проповедник. Мы не должны быть агрессивными, но мы не должны и терпеть всякий вздор. Если человек говорит, что Бог не милостив, потому что одному Он дарует счастье, а другого повергает в несчастье — такой человек величайший глупец. Само это утверждение свидетельствует о том, что этот человек — безбожник и негодяй. Поэтому все эти так называемые йоги — негодяи, ведь у них нет истинного понимания Бога. Они считают Богом самих себя, а это вранье, поэтому общения с ними нужно, по возможности, избегать. (ПШП Малати, 28 января 1969)
69-01 Газетные вырезки, которые ты мне прислал, очень хороши. Любая другая организация требует денег за свои мошеннические лекции, а мы не требуем никаких денег. Люди должны знать об этом различии. Я могу бросить вызов всем другим организациям и назвать их всех мошенниками с духовной точки зрения. (ПШП Брахмананде, 30 января 1969)
69-03 Я рад тому, что ты вступил в схватку с людьми на собрании йогов. На самом деле, вся эта система так называемой йоги и медитации, которая так популярна в вашей стране — сплошное мошенничество. Но если мы говорим голую правду, люди порой приходят от этого в ярость, потому что горькую правду не все могут стерпеть. Если мы назовем негра негром, он от этого придет в ярость, потому что это неприятно. Поэтому мы должны представлять свои взгляды очень осторожно. Лучше всего, если мы изложим их примерно так: 1) Система йоги рекомендуется в Бхагавад-гите; 2) Это авторитетная система; 3)Но для обычных людей она не подходит, особенно в эпоху Кали; 4) Поэтому, для людей этой эпохи такая практика не рекомендуется, ибо они не могут соблюдать все правила и предписания практики йоги; 5) Поэтому следует признать, что так называемые йоги просто обмануты и попусту теряют свое время. Я уже объяснял все это в главе «Санкхья-йога» «Бхагавад-гиты как она есть». Почитай внимательно комментарии и изложи их пункт за пунктом, при удобном случае. (ПШП Сатсварупе, 19 марта 1969)
70-02 Со всеми остальными пунктами твоего письма я полностью согласен, так что, пожалуйста, действуй соответственно. Мы должны соблюдать собственные принципы. Исполнять санкиртану мы можем поехать куда угодно, но метод исполнения должен быть неизменным. Вначале нужно петь и танцевать, затем прочитать короткую лекцию по философии, постараться прорекламировать наши книги и журналы и продавать их, а потом опять петь и танцевать и завершить встречу раздачей прасада. Обычно на такую программу нужно отводить не меньше часа времени. (ПШП Тамале, 20 февраля 1970)
70-11 С этими карми это вечная проблема — у них «нет времени» на посещение духовных событий или встреч. Шукадева Госвами, рассказывая Шримад-Бхагаватам, описывает положение карми так: ночью они спят или занимаются сексом, а днем работают, как одержимые: «Деньги! Деньги!» А когда деньги приходят к ним, тогда они озабочены накоплением домашних вещей и т.д. Так или иначе, по милости Господа Чайтаньи, даже таких, погруженных в материальное, людей можно освободить из паутины майи, если дать им послушать повторяемое без оскорблений святое имя Господа, харе-кришна-мантру. Если ты постоянно будешь повсюду повторять этот духовный звук, он проникнет в их уши и попадет им прямо в сердце, и тогда оживет их естественное влечение к Кришне. Так что не обращай внимания на временные уловки людей, у которых нет ни желания, ни удачи, просто продолжай нашу программу, распространяя санкиртану, прасад и литературу, и результат будет. (ПШП Баншидхари, 16 ноября 1970)
71-02 Наша проповедь на основе личностных представлений о Боге почти революционна и в Индии тоже. Вчера вечером кто-то сказал, что Ауробиндо более велик, чем Кришна. Таково положение в мире. Один говорит, что он Сам Кришна, другой утверждает, что он более велик, чем Кришна, третий говорит, что у Кришны нет формы, а четвертый, что Кришна мертв, и т.д. Наша программа предназначена для того, чтобы выразить бурный протест против всех этих бессмысленных заявлений. Я очень рад, что ты проповедуешь один в Гейнсвилле, и что тебе помогает один брахмачари. Очень вдохновляет то, что ты несешь нашу философию в школы и коллежи и в библиотеки, и проповедуешь там. Это великий успех. (ПШП Гаргамуни Махарадже, 16 февраля 1971)
71-11 Идея в том, что если мы говорим правду, нас будут слушать те, кто расположены слушать, поскольку обладают должной квалификацией или подготовкой. Мы не должны идти на компромиссы только чтобы привлечь массы — мы лишь читаем лекции. Однако я старался сделать сознание Кришны приемлемым для вас, западных юношей и девушек, а иначе как я смог бы побудить вас оставить привычку к чувственному удовлетворению? К философии Кришны можно подходить с любой стороны, потому что она представляет собой Полное Целое, пурнам. Поэтому если твое научное объяснение — что звуковая вибрация является коренной причиной всего, а Кришна является Причиной звуковой вибрации — дает хороший результат, почему бы и не продолжить в том же духе? Самое главное — не отклоняться от авторитета Кришны, великих святых и ачарий, и тогда все, что ты скажешь, выйдет хорошо. У людей разная природа, и мы должны использовать свои таланты, чтобы убеждать людей, находязихся в различных обстоятельствах, вот и все. (ПШП Лалита-Кумаре, 15 ноября 1971)
71-11 Человек узнаётся по его убеждениям и по его словам. Но иногда может показаться, что он делает что-то одно, в то время, как в мыслях он может держать что-то другое. Так и санньяси-майявади: пока он не заговорит, он может одурачить любого. Но если ты заставишь его заговорить, он тут же себя разоблачит, поэтому он и молчит. Ну и пусть себе молчит, а мы будем говорить во весь голос и разоблачать этих обманщиков. Пусть кто угодно попробует бросить вызов нашей философии — мы победим его. Я хочу, чтобы ты распространял наши книги как можно шире и как можно больше, тогда у людей будет верная информация. Наше доказательство в наших результатах: множество центров, счастливые преданные, толстые книги, сильные убеждения — вот так. Пусть люди судят о том, кто лучше, по результатам. (ПШП Хираньягарбха-дасу, 22 ноября 1971)
71-12 Мне не очень-то нравится мысль приспосабливаться ко вкусам публики — пусть лучше публика приспосабливается к нам. Поэтому я предлагаю ставить английское произношение в скобках после санскритского слова. Таким образом, читатель привыкнет к санскриту, так что в будущем мы сможем использовать один только санскрит, и они будут понимать. (ПШП Бали-Мардану, 28 декабря 1971)
71-12 Наш метод состоит в том, чтобы показывать сознание Кришны таким, какое оно есть, а не таким, каким другие хотят его видеть. Представляя сознание Кришны в таком виде, ты снижаешь уровень. Мы не должны подлаживаться под вкусы публики, мы должны сделать так, чтобы публика подладилась под нас. Лучше посвяти свое время полностью чему-то одному, не распыляйся. Таким образом, твое вдохновение и талант, будучи сосредоточены на чем-то одном, дадут гораздо больший эффект. (ПШП Йогешваре, 28 декабря 1971)
72-01 Я единственный человек в Индии, который открыто критикует не только поклонение полубогам и имперсонализм, но и вообще все, что не является полным преданием себя Кришне. Это точно. Мой Гуру Махараджа никогда не шел в своей проповеди на компромисс, и я не иду, и мои ученики не должны это делать. Мы твердо убеждены, что Кришна — Верховная Божественная Личность, а все остальные — Его неотъемлемые частицы, слуги. Об этом мы должны смело говорить всему миру, чтобы люди знали, что пока они полностью не предадутся Кришне как Верховной Личности, все их мечты о мире во всем мире так и останутся глупыми мечтаниями. (ПШП Гирирадже, 3 января 1972)
73-11 По поводу мошенника Бхарати: да, поймай его и разбей в дебатах, докажи, что он первостатейный мошенник. (ПШП Сатсварупа-дасу Махарадже, 2 ноября 1973)
74-03 Мы проведем свою программу в Бхактиведанта-Мэноре точно так, как это делал Господь Чайтанья: киртан, раздача прасада и лекция по Бхагавад-гите. Мы не должны ни на волос отклоняться ради того, чтобы привлечь последователей экологической философии или любого другого утопичного материалистического движения. Ты говоришь, что знаком со многими влиятельными руководителями групп, но какой толк в знакомстве с ними, если ты сам считаешь их ущербными и сам же их покинул? Наша идеальная ведическая община привлечет людей сама по себе, своими собственными достоинствами, и мы будем рады приветствовать и принять каждого, кто приходит, не идя при этом ни на какие компромиссы, чтобы кого-то привлечь. (ПШП Махадеве, 3 марта 1974)
74-05 Чтобы проповедовать религию Бхагаваты, нам приходится цитировать шастры, а это совсем не нравится недобросовестным псевдо-религиозным людям. Но проповедь без цитирования подходящих стихов невозможна. Иногда ее принимают враждебно, и мы становимся предметом нежелательной критики. На самом деле, в мире нет иной религии, кроме религии Бхагаваты, и заключается она в предании себя лотосу стоп Господа. (ПШП Шри Панналалджи, 16 мая 1974)
75-02 Я слышал, ты собираешься идти извиняться перед полицией и другими. Это политика совершенно неверная. Мы не должны извиняться. Мы не сделали ничего дурного. Наша политика состоит в том, что если они решили подавить наше Движение, то мы будем протестовать против этого преследования. Однако все можно уладить миром, если они согласятся отозвать свои штрафы и предоставить нам возможность развивать наше Движение и пообещают не преследовать нас в будущем. На эти два пункта нужно обратить внимание. Посоветуйся с Хамсадутой и Бхагаваном и решите, что делать. (ПШП Брахмананде, 6 февраля 1975)
75-03 Я очень благодарен Вам за то, что Вы с удовольствием изучаете мои книги. Множество разумных молодых людей, подобных Вам, изучают эти книги в колледжах и университетах по всему миру. На самом деле любой, кто пытается понять эти книги, постепенно станет великим, осознавшим себя преданным Господа Кришны. В этих книгах сохранена изначальная сила шастр, поскольку я ничего к ним не добавлял и не переиначивал их по-своему. Я просто представил писания — Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам — такими, как они есть. А посмотрите, какое влияние они оказывают на весь мир! (ПШП мисс Недангади, 19 марта 1975)
75-09 Проповедовать нужно тактично. Не искажай истину, но говори приятно, чтобы люди не отвергали ее, а принимали. В этом состоит проповедь. (ПШП Бадринараяна-дасу, 1 сентября 1975)
75-09 Я получил твое письмо от 15 сентября 1975 с приложением экземпляров последнего выпуска журнала «Обратно к Богу» №10. Хочу сказать, что журнал, который ты делаешь, становится все лучше и лучше с каждым выпуском. Это очень хорошо. Ты работаешь с энтузиазмом. Прекрасно выбраны фотографии для статьи о моем турне. Мы можем беседовать с кем угодно. Маркс, Дарвин, любой профессор или политик — мы можем бросить им вызов и победить их. Наша философия совершенна. Так что продолжай разоблачать их, в этом состоит предназначение журнала «Обратно к Богу», разоблачать их вздорные материалистические идеи и представлять истинную философию, данную Господом Кришной. Это настоящее знание. (ПШП Джаганнатха-Сута-дасу, 26 сентября 1975)
76-01 Я очень рад, что наши ученики выходят победителями из дебатов с университетскими студентами и профессорами. У других групп нет философии, и они не имеют даже представления о том, что такое духовная жизнь, не говоря уже о том, чтобы жить духовной жизнью. Наше Движение авторитетно. Наши книги основаны на высказываниях самых возвышенных преданных. И если мы строго следуем указаниям по поводу преданного служения, которые даны в «Нектаре преданности» и «Нектаре наставлений», тогда никто ничего не сможет нам сделать. Наша позиция в точности соответствует тому, что написано в наших книгах, я всегда подчеркиваю этот факт. Все группы отклоняются, включая христиан. Нас преследуют власти, а они все христиане. Они теряют почву под ногами, а мы растем, поэтому они пытаются остановить нас. Война между преданными и демонами идет всегда, но преданные всегда побеждают, потому что их защищает Кришна. (ПШП Бахудаке, 11 января 1976)