72-11 Ведическая наука жизнеустройства предписывает организовывать общество так, чтобы защитить женщин, детей, стариков и коров, потому что все эти существа простодушны и безобидны. У детей есть родители, старшие должны растить детей и защищать их, а у женщины должен быть муж. Рекомендуется женить [молодых людей] в очень раннем возрасте, тогда жена будет всегда целомудренной и верной своему супругу. В раннем возрасте, начиная с первой ночи, она никогда ни на минуту не будет забывать о нем, и останется неиспорченным ребенком, и так из нее получится превосходная верная жена. В те [ведические] времена жена была так предана мужу, что добровольно шла на смерть в кремационном костре своего супруга, не в силах жить без него. Сам я женился очень рано, а моей жене было 11 лет. Но в наших представлениях о браке не было места разводу, и Ваша дочь не разведется с тем юношей, ведь они дали обет. Наоборот, когда люди уже повзрослели, когда они уже приобрели некоторую независимость и привычки, тогда им будет труднее приспособиться к супругу или супруге, так же, как гораздо труднее гнуть бамбук, когда он уже пожелтеет. Так что могу уверить Вас в том, что Вам нечего опасаться, что Ваша дочь вышла замуж за такого славного юношу. (ПШП г-ну Лою, 7 ноября 1972)
72-12 Итак, ты просишь посвятить тебя в санньясу. Но если у тебя есть жена, это не так легко. Преданным, у которых есть жены, я не буду легко давать санньясу. А если твоя жена хочет много детей, так ведь единственная цель, ради которой берут жену, состоит в том, чтобы иметь возможность вести половую жизнь, а иначе зачем было бы брать на себя все трудности и невзгоды семейной жизни? Ты теперь женатый человек, ты принял это решение. Это великая ответственность, нельзя думать: «Только дайте мне жениться, а если жена мне не понравится, я попрошу у Прабхупады санньясу, и все. И нет мне дела до жены, к черту жену». Это не очень хорошее предложение. Семейная жизнь — дело серьезное. Если ты взял жену, ты полностью отвечаешь за нее до самой своей смерти. Она должна служить тебе и слушаться тебя, быть тебе верной, а ты должен наставлять ее в сознании Кришны и действовать, как ее духовный учитель. Иначе, без мужа, женщине очень трудно развиваться духовно.
Если нам предстоит создать совершенное общество, научно организованное ради духовного развития его членов, в нем будет много женщин. И что они все будут делать? Они тоже должны прийти к Кришне, мы не можем их отвергнуть. Поэтому я посоветовал своим ученикам жениться. Я был домохозяином, а мой Гуру Махараджа всю жизнь провел как брахмачари. Но мы делаем одно и то же дело — проповедуем сознание Кришны, так какая разница, грихастха или брахмачари? Санньяса означает, что человек отдал все Кришне, так что практически ты уже санньяси. Но если у тебя есть жена, и она очень хочет растить детей, она не будет счастлива, если ты уйдешь от нее. Мы не должны создавать хаос, нет. Если жена очень сильна, она будет рада, что ты принял саннясу, но если вопрос вообще возникает, тогда этого надо избегать. Например, мне никогда не нравилась моя жена, но я знал, что мой долг жить с ней, пока не вырастут мои сыновья, а уж тогда я ушел. Если ты дашь своей жене одного ребенка, она будет счастлива, и у нее будет занятие на всю жизнь, прими в расчет и это. Подожди хотя бы до того времени, когда я приеду в следующий раз. Тогда посмотрим. (ПШП Данавиру, 17 декабря 1972)
73-02 Ты спрашиваешь о браке. Мы должны дать понять обеим сторонам, что брак в сознании Кришны — не какое-то дешевое дело, в которое можно ввязаться по прихоти, а потом в любую минуту бросить. Юноша и девушка должны желать принять друг друга на всю жизнь и быть готовыми, если потребуется, искать работу, жить за пределами храма и растить детей. На этом нужно делать акцент. (ПШП Сатсварупе, 19 февраля 1973)
75-01 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 22 декабря 1972 и внимательно его прочитал. Из-за разногласий, возникающих между мужем и женой, ты просишь меня [разрешить тебе] оставить свою жену и принять ванапрастху. Об этом ты должен посоветоваться с президентом и Джи-Би-Си и получить их разрешение. Да, я знаю твою жену, Лилашакти, знаю ее как очень серьезную и развитую ученицу. Ты женился на ней, а это, согласно нашей ведической системе, сознанию Кришны, налагает обязательства. К этому нельзя относиться легкомысленно, иначе все превратится в фарс. Просто жениться, не имея представления о том, насколько серьезна природа семейной жизни, а потом, случись что, или если жена или муж просто не понравились, уйти, потому что все так делают — так все превратится в фарс. Ты говоришь, что ваше «общение препятствует твоему духовному продвижению». Брак в сознании Кришны нельзя принимать в таком духе, что если что не так, это препятствует моему духовному прогрессу. Если человек принимает грихастху как образ жизни, то даже если она порой несет тревоги и хлопоты, нужно исполнять свой долг, свои предписанные обязанности. Конечно, лучше оставаться неженатым, сохраняя целибат. Но [в наше Общество] приходит много женщин, и мы не можем их отвергнуть. Если человек приходит в сознание Кришны, наш долг защитить его. Кришна говорит нам в Бхагавад-гите, что даже женщины и шудры, а также другие низшие классы людей могу найти у Него прибежище. Проблема налицо: женщина нуждается в муже, который защищал бы ее. Конечно, если женщина может оставаться незамужней, и если в храме есть необходимые условия для ее защиты, как например, в христианской церкви есть женские монастыри, в которых женщины систематически заняты и достаточно защищены, это тоже хорошо. Но если присутствует половое влечение, то как с ним справиться? Женщины в большинстве своем очень похотливы, более похотливы, чем мужчины, они — слабый пол, и им прогрессировать духовно без помощи мужа очень трудно. По многим причинам наши женщины должны быть замужем. Это хорошо, но если они выходят замуж, а их мужья слишком скоро уходят, они тогда не будут очень уж счастливы.
Я не знаю всех подробностей конкретно твоего случая, я рассказываю лишь общую политику или основное понимание. Мы ни в коем случае не должны считать, что наш так называемый прогресс зависит от каких-то материальных обстоятельств — вроде брака или ванапрастхи, того или этого — или обусловлен ими. Зрелое понимание сознания Кришны означает, что в каком бы положении я ни находился в данный момент, это особая милость Кришны по отношению ко мне, поэтому я буду стараться воспользоваться имеющимися условиями для того, чтобы прогрессировать, распространяя сознание Кришны и распространяя миссию моего духовного учителя. Если я озабочен своим собственным прогрессом или счастьем или еще чем-то только для себя, это всё материальные соображения. Если условия были неподходящими для брака, зачем ты вообще женился? Что сделано, то сделано, назад не повернешь, я лишь показываю тебе, что ты однажды уже совершил необдуманный поступок, не осознав ответственности, сейчас ты хочешь снова совершить радикальный поворот в том же духе. Пожалуйста, обдумай все в свете того, что я тебе написал. Есть один стих в Бхагавад-гите:
йасман нодвиджате локо локан нодвиджате ча йах
харшамарша-бхайодвегаир мукто йах са ча ме прийах
«Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остается спокойным, кто невозмутим и в радости, и в горе, кто не ведает страха и тревог, — очень дорог Мне». (12.15)
Начинающие преданные часто совершают одну и ту же ошибку: каждый раз, когда возникает какое-то беспокойство или трудность, они думают, что причиной являются внешние обстоятельства или условия, при которых это обстоятельство или трудность возникли. Но это неверно. В материальном мире трудности будут всегда, неважно, в этом положении, или в том. Следовательно, простая перемена статуса, занятия или семейного положения ничего не даст. Потому что реальность состоит в том, что если у меня возникают трудности с другими, это мой недостаток сознания Кришны, а не их. Понятно? Кришна говорит, что Ему очень дорог преданный, который не создает другим трудностей, который, на самом деле, никому не создает трудностей. Поэтому постарайся обдумать вопрос с этой точки зрения, не ставишь ли ты свою жену или себя самого в какое-то трудное положение.
Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания оказываются неисполненными, они тут же разводятся — это похоже на материальную деятельность, проституцию. Жена остается без мужа, и порой у нее уже есть ребенок, которого ей нужно вырастить. Этот проект — твой и многих других — становится отвратительным. Мы не можем рассчитывать, что наши храмы станут прибежищем для такого количества вдов и брошенных жен, это было бы слишком большим бременем, а мы превратились бы в посмешище для всего общества. Кроме того, нежеланное потомство. И начнется незаконная половая жизнь, которую мы и так наблюдаем вокруг. Будучи слабым полом, женщина нуждается в духовно сильном муже, чтобы получить благо и развиваться, накрепко ухватившись за его стопы. Если муж уходит, что ей остается делать? Таких случаев уже много в нашем Обществе, уже много девушек и юношей разочарованы.
Я ввел институт брака в ваших западных странах, потому что у вас принято свободное общение между мужчинами и женщинами. Поэтому необходим брак, чтобы занять юношей и девушек в преданном служении, независимо от семейного положения. Но наш институт брака несколько отличается от того, что существует в вашей стране: мы не поддерживаем политику разводов. Мы считаем, что муж и жена должны вечно помогать друг другу в служении Кришне, и они должны обещать никогда не расставаться. Конечно, если оба, и муж, и жена, — развитые преданные, и если оба согласны на то, чтобы муж принял санньясу, и оба счастливы этим, тогда есть основания расстаться. Но и тогда они не просто расстаются. Даже принимая санньясу, муж должен быть уверен, что когда он уйдет, жена будет защищена, и о ней должным образом позаботятся. Сейчас накопилось уже слишком много случаев, когда жены несчастны из-за того, что мужья оставили их против их желания. Как я могу это позволить? Я стремлюсь избегать каких-либо дурных примеров для будущих поколений, поэтому с большой осторожностью подхожу к решению твоего вопроса. Если это так легко: жениться, а потом оставить жену под предлогом того, что она является препятствием для духовного прогресса, это совсем не хорошо. Это неверное понимание того, что такое духовный прогресс. Человек обязан исполнять свой долг, тот или иной, но если я занят исполнением долга, а потом решаю изменить его или совсем бросить, это грубейшая ошибка. Преданное служение не связано подобными обозначениями. Поэтому, сделав однажды выбор, надо твердо придерживаться его и развивать свою преданность, пока она не расцветет любовью к Богу. Таково понимание Арджуны. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)
75-12 Брак не рекомендуется. Готов ли ты найти работу, жить вне храма, в отдельной квартире, и обеспечивать жену браслетами, сари и сексом? Сосредоточься лучше на процессе повторения и слушания, учи других и давай им прасад. Ты и Бхумадева уже делаете это, теперь укрепись и наращивай свои усилия. Хамсадута будет вести тебя в этом направлении, он там именно для того, чтобы помочь тебе развернуть твою программу. (ПШП Сакши-Гопала-дасу, 6 декабря 1975)
75-12 Я всегда говорю: мужчина и женщина хороши по отдельности. Но когда они соединяются, получается плохо. Раньше у вас было столько трудностей, а теперь ты прекрасно трудишься, и Ямуна-даси тоже прекрасно трудится, и я очень доволен вашими делами. Пожалуйста, продолжай в том же духе, и не забывай сообщать мне о своих делах. (ПШП Гурудасу Махарадже, 22 декабря 1975)
75-12 По поводу твоей женитьбы: я ничего не имею против. Однако, будучи брахмачари, ты не обязан жениться — что ты при этом выиграешь? Хорошенько подумай. Если человек способен оставаться брахмачари, это лучше всего. Доживи эту жизнь и возвращайся домой, к Богу — вот основная идея Движения сознания Кришны. Так что решай сам. (ПШП Махавишну-дасу, 31 декабря 1976)
76-01 Еще одно: вы ожидаете от ББТ займа в 150 000 долларов, но ББТ уже принял на себя ответственность за Бомбей, Курукшетру, Майяпур, так что деньги ушли в Индию. Поэтому не думаю, что ББТ сможет дать вам такую ссуду. На самом деле поддерживать гурукулу должны родители. Если мы обложим налогом храмы или возьмем суду в ББТ, это позволит родителям избежать своей ответственности. Прежде чем завести ребенка родители должны подумать, смогут ли они оплатить его обучение. Джи-Би-Си должен издать указ, что если преданные зачинают ребенка, все расходы на гурукулу лягут на них. В одном из писем Джаятиртхе я высказал предложения относительно того, как родители могут заработать деньги на содержание своих детей. Так что можете обсудить все это и принять необходимые меры. (ПШП Джагадише, 22 января 1976)
76-08 Ты и так уже занят служением Кришне. Держись его, и оно приведет тебя к совершенству. Ты следуешь регулирующим принципам. Это наша духовная сила, и тебе очень повезло, что у тебя хорошая жена. Твоя жена приходила ко мне в Нью-Йорке и Новом Вриндаване, она великая преданная. Я знаю, что у тебя достанет квалификации управлять любым департаментом; какой бы департамент ты ни выбрал, ты сможешь нести служение в нем и жить в мире и согласии со своей доброй супругой. Ничто не может помешать грихастхе осознать Кришну полностью. Все спутники Чайтаньи Махапрабху были грихастхами, и все они помогали Ему в Его проповеднической деятельности. Позже он принял санньясу, и Ему особенно много помогал Сварупа Дамодара, но Он сохранял очень близкие отношения с грихастхами, такими, как Адвайта Ачарья, Нитьянанда, Гададхара и Шриваса Тхакур. (ПШП Карандхара-дасу, 31 августа 1976)
76-10 Я знаю, что ты умен и способен очень хорошо трудиться, распространяя сознание Кришны. Если ты чувствуешь, что майя привлекает тебя, веди жизнь добропорядочного домохозяина и жертвуй на наше Движение. Как семейный человек, ты можешь присоединиться к Сварупа-Дамодаре и помогать ему в Институте Бхактиведанты. Чайтанья Махапрабху говорит, что неважно, санньяси ты, грихастха, брахмачари или шудра. У тебя есть разум. Углубляйся в науку. Если ты считаешь, что тебе нужно жениться, сделай это и помогай Институту Бхактиведанты, совершая там служение. Прошу тебя: не превращайся в обычного глупца. Сохраняй сознание Кришны в любых жизненных обстоятельствах. Это и есть успех. (ПШП Пушта-Кришна-дасу, 29 октября 1976)
Устройство браков[КМ-д98]
68-11 Что касается Уддхавы, я рад, что он женится на Лиласукхе. Она очень славная девушка, я одобряю этот брак. Они могут подождать и закончить школу, как этого хочет ее мать. Но они могут обручиться, объявить помолвку уже сейчас. (ПШП Брахмананде, 20 ноября 1968)
68-12 Что касается Рукмини, думаю, что если она хочет выйти замуж за Упендру, это хорошая мысль, и я ее одобряю. Если она, наоборот, хочет немного подождать, это тоже хорошо, но в обоих случаях Упендра должен знать о ее планах. То, что Рукмини хочет отдать решение этого вопроса в мои руки — хороший знак, но я думаю, что в этой стране лучше будет, если она сама примет решение относительно своего брака. Впрочем, идет ли речь о браке сейчас или в будущем, я даю ей свои благословения. (ПШП Джадурани, 21 декабря 1968)
68-12 Относительно брака с Нандакишорой: положение простое, оно состоит в том, что он хочет жениться, и я попросил Пурушоттаму узнать, согласишься ли ты на это предложение. В своем письме ты пишешь, что хотела бы остаться брахмачарини еще на несколько лет, и это хорошая мысль. В Индии браки между юношами и девушками устраивают их родители, но в этой стране такое невозможно, поэтому мы никогда не просим своих учеников вступить в брак, если они сами этого не хотят. (ПШП Рукмини, 19 декабря 1968)
69-06 Я очень рад твоему сообщению о делах Шачисуты. Он очень умный и серьезный преданный, но из-за своих прежних привычек немного непостоянен. Думаю, если есть подходящая девушка, ты можешь начать сватовство, тогда [женившись] он станет более постоянным. У него есть разнообразные способности, и он может быть очень полезен для нашего Движения, но поскольку он немного беспокоен, постарайся помочь ему стать очень серьезным и найти себе жену среди девушек нашего Движения. Пожалуйста, передай ему мою благодарность, поскольку он очень хорошо работает в Буффало. (ПШП Рупануге, 16 июня 1969)
69-11 Я рад, что ты получил мое письмо, адресованное тебе в Нью-Йорк. В нем я высказал свое мнение о твоей женитьбе. Это очень хорошая программа. Женись и, как ты предлагаешь, отправляйся вместе с Читсукханандой в Аргентину, чтобы открыть там отделение, я полностью это одобряю. Возьми какую-нибудь девушку, которая согласится выйти за тебя, например, Шачи-деви или какую-нибудь другую. С точки зрения индийца, не может быть и речи о том, чтобы принять жену, а потом бросить. Браки детей устраивают родители, и кого они выберут для своего сына или дочери, того дети и принимают. Даже если порой возникают разногласия, их не берут всерьез. Таким образом, во взрослой жизни эти люди счастливы. Я хочу ввести такую систему и в западных странах, по крайней мере, в среде своих учеников. Главным делом для них должно быть сознание Кришны. Остальные взаимоотношения материальны, а потому не слишком важны. Итак, постарайся открыть отделение в Аргентине, это не слишком трудно. Недавно Ваманадева, тот, что был в Колумбусе, женился и пытается, по моему совету, открыть центр в Сент-Луисе. Несколько дней назад я получил от него отчет, и он меня очень вдохновил. (ПШП Анируддхе, 26 ноября 1969)
70-04 По поводу женитьбы Кришнадаса на Хайди: этого быть не должно. С точки зрения здоровья, юноша должен быть, по меньшей мере, на пять лет старше девушки. Если юноша слабее, тогда потомство будет слабого пола, то есть, родятся девочки, а мужчин станет еще слабее. Кришнадасу не надо жениться немедленно, потому что он еще слишком молод, и ему нужно подождать еще, даже и до пяти лет, и стать сильным брахмачари. Но если найдется подходящая девушка, не старше пятнадцати-шестнадцати, самое большее, семнадцати лет, его можно женить на ней. Думаю, с женитьбой ему нужно подождать. А ты тем временем поищи другого парня для Хайди, ее нужно выдать замуж немедленно. Я рад, что она хороший переводчик, пусть она получит благословение, переводя нашу литературу. (ПШП Хамсадуте, 18 апреля 1970)
70-05 Что касается ведических требований и рекомендаций по выбору партнера для брака, то это ведическая система, здесь она неприменима. Выбором должны руководить опекуны, основываясь на астрологическом равновесии. В наш век такую систему внедрить невозможно. Единственные критерии выбора — юноша и девушка должны быть оба преданными, и юноша должен быть старше девушки, по меньшей мере, на два-пять лет. (ПШП Гурудасу, 16 мая 1970)
70-08 Что касается брака, то я даю все благословения, но девушки должны быть моложе юношей. (ПШП Бхагавану, 20 августа 1970)
70-08 По поводу твоего брака: я не возражаю, но ты должен найти девушку моложе себя. По крайней мере, она не должна быть старше тебя. (ПШП Джая-Гопалу, 25 августа 1970)
70-09 По поводу предполагаемой жены для Джитендрии: если она живет в храме, если она моложе его и если ты думаешь, что это будет удачный брак, девушка может выйти замуж за Джитендрию. Она должна во всем следовать по стопам своего мужа, и позже, когда придет время, может принять посвящение. (ПШП Бхавананде, 9 сентября 1970)
70-11 Относительно брака: обычно мужчина должен быть старше женщины. У нас нет положительного опыта в случаях, когда женщина старше. Но все должно делаться с учетом времени, места и обстоятельств, и в вашей стране такие браки не редки. Так что если ты думаешь, что эти люди подходят друг другу, можешь их поженить. (ПШП Рупануге, 4 ноября 1970)
70-11 Я очень рад, что ты решил стать грихастхой в нашем Обществе. Это путь цивилизованного и честного человека. После прохождения практики брахмачарьи и обучения под руководством духовного учителя ведическая система предусматривает ашрам грихастхи для тех, у кого сохраняется желание вести семейную жизнь. Так называемый институт свободной любви или открытого брака, разрушает человеческое общество, поэтому наш долг заключается в том, чтобы восстановить правильное течение человеческой жизни. Для этого мы вдохновляем наших учеников, которые хотят жениться, заключить договор духовного брачного союза. Такой договор заключается на основе совместимости в служении Господу, потому что сотрудничество в развитии сознания Кришны сводит к минимуму иллюзию материальной совместимости или несовместимости. Мы на практике видим, что наши семейные пары представляют собой пример для всех, который ясно говорит, что счастье в семье основывается не на удовлетворении чувств, а на искреннем служении Господу. Я уже отвечал Шриману Лочана-дасу насчет обстоятельств вокруг девушки по имени Лайза, о которой ты упоминаешь. Так или иначе, устроишь ли ты этот брак или какой-то другой, я буду счастлив благословить вас обоих в этом браке. Просто следи за тем, чтобы твоя жизнь — не важно, семейная или нет — протекала всегда на уровне чистого преданного служения Кришне, и будь счастлив, повторяя «Харе Кришна». (ПШП Гаура-Хари, 20 ноября 1970)
71-10 Что касается браков, опирайся на здравый смысл, но будь уверен, что брак не превратится в фарс. Все должно быть серьезно. Что касается возраста, то, как правило, девушка не должна быть старше юноши, но в отдельных случаях ты можешь принимать решения в соответствии со здравым смыслом. Иногда бывает, что девушка старше юноши. В Индии, в некоторых провинциях, тоже иногда случается, что девушка старше юноши. Так что пользуйся своим здравым смыслом и делай то, что нужно. (ПШП Карандхаре, 9 октября 1971)
72-10 Если Субалавиласа хочет жениться на этой африканской девушке, я не возражаю, но хочет ли она выйти за него? Прими также во внимание мнение ее родителей и старших братьев. Такой брак может стать хорошей проповедью нашего Движения в Африке, но если он породит какие-то неприятности, это будет катастрофа, как это было с девушками в Сарне[КМ-д99]. Ты должен рассудить, будет ли этот брак благоприятным, в том смысле, что не создаст ли он напряжения в семье девушки или в местной общине. (ПШП Чьяване, 26 октября 1972)
72-11 Ведическая наука жизнеустройства предписывает организовывать общество так, чтобы защитить женщин, детей, стариков и коров, потому что все эти существа простодушны и безобидны. У детей есть родители, старшие должны растить детей и защищать их, а у женщины должен быть муж. Рекомендуется женить [молодых людей] в очень раннем возрасте, тогда жена будет всегда целомудренной и верной своему супругу. В раннем возрасте, начиная с первой ночи, она никогда ни на минуту не будет забывать о нем, и останется неиспорченным ребенком, и так из нее получится превосходная верная жена. В те [ведические] времена жена была так предана мужу, что добровольно шла на смерть в кремационном костре своего супруга, не в силах жить без него. Сам я женился очень рано, а моей жене было 11 лет. Но в наших представлениях о браке не было места разводу, и Ваша дочь не разведется с тем юношей, ведь они дали обет. Наоборот, когда люди уже повзрослели, когда они уже приобрели некоторую независимость и привычки, тогда им будет труднее приспособиться к супругу или супруге, так же, как гораздо труднее гнуть бамбук, когда он уже пожелтеет. Так что могу уверить Вас в том, что Вам нечего опасаться, что Ваша дочь вышла замуж за такого славного юношу. (ПШП г-ну Лою, 7 ноября 1972)
73-07 Ты совершенно права, когда пишешь, что Кришна наградил тебя первоклассным мужем. В ведическом обществе ни одной девушке не было позволено оставаться независимой и незамужней. Независимость для женщин означает, что они уподобляются проституткам, охотятся на мужчин, в поисках того, кто позаботится о них. Поэтому так называемой независимой женщине приходится прилагать огромные усилия, чтобы сделать себя привлекательной с помощью искусственной косметики, мини-юбки и прочих вещей в том же духе. В прежние времена девочка выходила замуж за определенного мальчика в очень раннем возрасте, примерно в шесть лет. Но хотя девочка выходила замуж рано, она не начинала сразу жить со своим мужем, а постепенно училась разным вещам: готовить, убирать дом, служить мужу разными способами — и так до достижения половой зрелости. И все это время не было никакого беспокойства. Девушка знала: «У меня есть муж», — и юноша знал: «У меня есть жена — вот эта девушка». Поэтому когда юноша и девушка достигали возраста, у них не было никаких возможностей для незаконной половой жизни. А психология такова, что первому юноше, которого девушка принимает в браке, она отдает все свое сердце, и эта привязанность к мужу со стороны девушки со временем все больше и больше возрастает. Если у нее хороший муж, то есть, такой, который принял истинного духовного учителя и сосредоточен на своем служении ему, жена такого хорошего мужа без дополнительных усилий получает все благие результаты его духовного прогресса. Так что тебе повезло. Продолжай придерживаться этой установки, всегда служи своему мужу, и тогда твоя жизнь станет совершенной, и вы вместе вернетесь домой, к Богу. (ПШП Найшкарми-деви-даси, 28 июля 1973)
75-09 Я никогда не говорил, что браков больше не будет. В любом случае, по закону ты имеешь право вступить в брак, как же я могу это запретить? Меня не поняли. Пока я не написал чего-то прямо, много чего говорят, что «Прабхупада сказал». Я не возражаю против брака, но благословлять их огненным жертвоприношением, а они потом не будут жить вместе — это, я думаю, не хорошо. Если молодожены останутся вместе, то через год можно будет провести огненное жертвоприношение. Но вот менять мужа или жену по три раза в месяц — это не хорошо. (ПШП Омкара-даси, 2 сентября 1975)
Свадебная церемония
67-08 Я уже дал тебе наставление, что Гаргамуни должен жениться. Они должны как можно скорее получить свидетельство о браке. Церемония в храме должна заключаться в пении «Харе Кришна» перед огнем, предложении очищенного масла с возгласом «сваха», жених и невеста должны обменяться гирляндами перед Божеством Кришны и пообещать никогда в жизни не расставаться. Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главным является то, что они должны помогать друг другу развиваться в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 4 августа 1967)
68-12 Что касается проведения свадебной церемонии в обмен на хороший ковер, это прекрасная мысль, и, если нужно, я пришлю тебе указания, как ее проводить. (ПШП Брахмананде, 19 декабря 1968)
70-01 По поводу женитьбы Вольсера: пока что они могут незамедлительно заключить брак в государственном учреждении. Муж и жена должны пообщаться с тобой, и через несколько дней, если ты рекомендуешь их для посвящения, пришли мне их четки, и я дам им посвящение по почте. А ты тем временем можешь провести нашу обычную свадебную церемонию, как обычно. Это будет хорошо. Мы не можем проводить брачную церемонию для непосвященных преданных. Мы не можем брать на себя функции обычной свахи[КМ-д100]. Наша задача состоит в том, чтобы помогать преданным прогрессировать в сознании Кришны. И в рамках этой задачи, если нужно, мы женим их. (ПШП Джая-Гопалу, 11 января 1970)
70-04 Касательно предполагаемого брака Ман-Мохини и Шридхамы: да, я уже послал Шридхаме разрешение на этот брак и свои благословения. Практическим опытом в этой области обладает Субала, он уже провел две свадебные церемонии и прислал мне ксерокопию всей процедуры, которую я одобрил. Прилагаю к этому письму копию, чтобы ты мог провести такую же церемонию в своем храме. Все, а в особенности президенты [храмов], должны уметь проводить свадебную церемонию. (ПШП Сатсварупе, 11 апреля 1970)
71-08 Параферналии, необходимые для проведения ведических церемоний, таковы: пять видов порошков, пять видов листьев, пять продуктов коровы, пять видов зерна, пять видов драгоценных камней. Это необходимо для проведения жертвоприношения: по пять видов в пяти категориях. Поскольку нам не удается без лишних усилий собрать все эти вещи, мы довольствуемся пятью порошками. Кроме того, в ведической системе, если предлагают пищу, то ее предлагают в виде пяти блюд. Еще одна особенность ведической системы, это то, что суд составляется из пяти мужчин. То есть, эта пятерка встречается в различных местах. Как в преданном служении. Нарада написал пять видов книг, они называются «Нарада-панчаратра». Это традиционно для ведической системы. Почему именно пятерка фигурирует в этих общепринятых видах деятельности, понять трудно, но традиционно последователи Вед стараются, по возможности, соблюдать эти правила. (ПШП Сатсварупе, 25 августа 1971)
71-08 Что касается брака Шакунталы и Аджамиты, я не возражаю, но ты должен поговорить с каждым из них о семейной жизни в сознании Кришны, объяснить, насколько это серьезно, указать на то, что развод недопустим ни при каких обстоятельствах. На одной свадебной церемонии в Н.Й. Рупануга заставил юношу и девушку подписать документы, в которых говорилось, что они обещают никогда, ни при каких обстоятельствах не разводиться. Ты можешь списаться с ним и сделать то же самое. (ПШП Сатсварупе, август 1971)
71-11 Что касается Праяга-деви-даси, да, женщина нуждается в защите. Но обычно мы стараемся, чтобы каждая незамужняя женщина с детьми находила прибежище в храме — под защитой Кришны она будет в большей безопасности — и удовлетворялась своими детьми. Брак — это просто разрешение на секс, а мы не очень склонны давать разрешение на ненужное чувственное удовлетворение. Однако в данном случае, если ты считаешь, что такой брак благоприятен для обоих, чтобы они развивались в сознании Кришны, тогда я согласен с твоим суждением. Единственное: в каждом случае стороны должны подписывать официальный договор о том, что развода не будет, и что муж и жена будут совместно трудиться в сознании Кришны. (ПШП Шридхама-дасу, 17 ноября 1971)