68-05 Очень хорошо, что ты держишь у себя мурти Радхи-Кришны. Нет, ничего дурного в том, что ты держишь Их у себя дома, нет, но ты должен с подобающим благоговением и почтением ухаживать за самим домом. Если мы держим статую Кришны у себя в комнате, мы должны помнить, что здесь присутствует Кришна и следить за тем, что мы делаем, о чем мы говорим и как себя ведем, поскольку все это происходит на глазах у Кришны. Алтарь надо устроить так, чтобы, когда Радха и Кришна отдыхают, можно было закрыть его занавесом. Одевай Их как можно лучше. У нас много картин, изображающих Радху и Кришну, и ты можешь составить себе некоторое представление о том, как Они должны выглядеть. (ПШП Мукунде, 6 мая 1968)
69-01 По поводу твоего вопроса: «Божеств надо укладывать на отдых вовремя, а если люди все еще едят прасад, то невозможно провести арати». Лучше, если после прасада вы предложите Божеству арати, а затем задернете занавес и раздадите прасад преданным. Пожалуйста, не бери у Гопал-Кришны 6-дюймовые мурти: он обещал пожертвовать пару 24-дюймовых. Кроме того, если ты занимаешься поклонением храмовым Божествам, ты не должен устанавливать Божества у себя дома. (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-01 По поводу твоего желания иметь личные Божества: если у тебя есть время, то это допустимо, но ведь эту же энергию можно занять и в храме: украшать, наряжать, мыть, готовить. Ведь на самом деле наряд Божеств нужно менять каждый день: одежды, украшения, цветочные гирлянды. Лучше хоть в одном месте сделать поклонение Божествам совершеннее. Если у тебя есть свободное время, я могу дать тебе длиннейший список разных дел, связанных с поклонением Божествам, так что ты будешь занята круглосуточно и ежедневно. (ПШП Химавати, 24 января 1969)
69-03 Что касается вопроса о том, можно ли тебе держать Божество у себя дома, думаю, в этом нет необходимости. Ведь если ты будешь держать Его у себя, тебе придется должным образом ухаживать за Ним, проводить арати, уделять Ему внимание, и это будет отвлекать внимание от Божества в храме, и от повторения мантры, и от других видов твоего служения, таких как написание книг или шитье. Поэтому я думаю, лучше всего каждому сосредоточиться на Божестве в храме, и тогда храмовое поклонение пойдет очень хорошо. Конечно, если в храм поехать невозможно, если он расположен слишком далеко и т.п., тогда дело другое, но если добираться до храма легко, тогда самое лучшее — всем ходить туда и присутствовать на арати и киртане. (ПШП Сатьябхаме, 30 марта 1969)
69-04 Премного благодарен за твое письмо от 23 апреля 1969, которое ты послала вместе с изображением Панча-таттвы. Я очень рад был узнать, что ты также прекрасный художник. Твоя первая попытка увенчалась почти полным успехом, поэтому я прошу тебя продолжать эту практику, чтобы со временем ты могла написать много превосходных картин. Нам нужно очень много картин: как для наших уже существующих храмов, так и для тех, что еще будут открыты. Лишь только я получил твою картину, как тут же повесил ее прямо над своим алтарем. Куда бы я ни приехал, я превращаю какой-нибудь шкаф в алтарь, и теперь постоянно буду видеть эту твою работу на ее месте. (ПШП Вибхавати, 25 апреля 1969)
69-11 Относительно поклонения неустановленным Божествам: обычно так не делается. Но ты можешь проводить для Господа Джаганнатхи арати. Он очень добр. Надеюсь, все вы регулярно повторяете мантру и пребываете в добром расположении духа. (ПШП Шримати, 11 ноября 1969)
70-03 Мне очень радостно знать, что ты заботливо поклоняешься своим Божествам и, когда находишься дома, повторяешь перед Ними мантру. Господь очень добр к Своим искренним преданным, и для такой искренней преданной, как ты, Он будет открывать все новые и новые возможности продвижения в преданном служении и постоянного памятования о Нем. (ПШП Экаяни, 15 марта 1970)
70-04 Да, когда ты покидаешь свое место жительства, можешь брать с собой этих Божеств, но пока ты в Гамбурге, у тебя будет совсем немного времени, чтобы заниматься отдельным поклонением. Домохозяин может заниматься поклонением у себя дома тогда, когда он не связан с храмом. (ПШП Джая-Говинде, 18 апреля 1970)
70-05 Относительно твоего вопроса о Господе Джаганнатхе и Господе Кришне. Джаганнатха и есть Кришна. В детстве, то есть, до пятнадцати лет Кришна живет во Вриндаване. Радхарани — это подруга Его детства. Однажды, уже после возвращения в дом Своего отца в Двараке, Кришна поехал на Курукшетру во время солнечного затмения. Его сестра Субхадра и брат Баларама ехали вместе с Ним на колесницах, и это событие отмечается как Ратха-ятра. Следовательно, Джаганнатха и Кришна — одно и то же лицо. Поэтому, когда с Кришной Его брат и сестра, Он — Джаганнатха, а когда с Ним Его деревенские подруги, Он предстает как Радха-Кришна в окружении гопи. Так что, кому бы из Них ты ни поклонялся, ты поклоняешься одной и той же личности, но если тебе нравится поклоняться Джаганнатхе, продолжай: это так же хорошо, как поклоняться Радхе-Кришне. У Кришны множество образов, и какому бы из них ты ни поклонялся, это одно и то же, но ты должен поклоняться тому образу, который тебе нравится больше всех. (ПШП Тамале, 15 мая 1970)
70-06 По поводу твоего вопроса о том, как перевозить Божества с собой: ты, конечно, должен, по возможности, переносить их лично, в маленькой коробке или ящике, предназначенных специально для этой цели. Приехав в другой храм, ты можешь поставить их на алтарь вместе с другими Божествами. Это будет хорошо. (ПШП Тамале, 21 июня 1970)
70-07 По поводу закрытия твоего храма в Провиденсе на время холодных зимних месяцев и переезда на это время во Флориду: да, можешь так и делать, но в этом случае ты не сможешь установить в храме Божества. Поклонение Божествам требует особой заботы и непрерывного служения, и Божеств нельзя перевозить с места на место. Поэтому ты можешь установить изображение Панча-таттвы и поклоняться Им и предлагать Им пищу. Это изображение вместе с изображением ачарьи можно перевозить с места на место. Господь Чайтанья очень добр, Он принимает даже самое простое поклонение или даже просто пение и повторение святого имени Кришны. (ПШП Шридаме, 8 июля 1970)
71-12 По поводу твоего вопроса: не хорошо ставить «статуи» Радхи и Кришны на полку. Если Им не поклоняются как Божествам, к чему тогда такая выставка? Гости могут получить неверное представление, что это просто идолы для украшения, что мы не относимся к Ним серьезно. Почему ты не поклоняешься Им на алтаре? (ПШП Патита-Уддхаране, 8 декабря 1971)
72-04 Г-н Баджория будет хорошим примером. Если руководитель каждого города последует этому примеру и установит у себя дома Божества Радхи-Кришны, как мы это делаем у себя в храмах, тогда наша проповедь будет очень и очень успешной. Но они должны научиться у нас искусству поклонения и регулирующим принципам. Если они начнут нанимать для поклонения священников, все будет испорчено. Члены семьи должны научиться поклоняться Божествам, как это делаем мы, соблюдая регулирующие принципы, тогда это будет успех. Мы хотим, чтобы каждый дом превратился в храм, чтобы наш храм не был единственным местом, куда люди могли бы приходить. Нет, процесс должен быть таким: они должны обучиться в нашем храме, а затем начать такое же поклонение у себя дома. В общем, эту программу с г-ном Баджорией надо рассматривать как один из наших успешных проектов, надо его вдохновлять, но в то же время просить не нанимать священников, иначе все будет испорчено. (ПШП Бхавананде, 14 апреля 1972)
73-03 Поклоняйся баньяновому дереву как образу Кришны, просто предлагая ему маленький цветок, благовоние и воду. (ПШП Абхираме, 6 марта 1973)
73-04 Я очень обеспокоен сообщением о поведении (имя опущено), и советую тебе, пока он занимается такими делами, не общаться с ним. Лучше всего, если ты займешься какой-то деятельностью в храме и будешь поклоняться Божеству там, а не отдельно. Поклонение Радхе и Кришне — не такая простая вещь. Его нельзя совершать по прихоти, им нужно заниматься, строго соблюдая предписанные правила. Невозможно принимать ЛСД и совершать любые грехи, а потом идти и поклоняться Божествам. Я установил правило, согласно которому, если человек не способен поддерживать такой же уровень поклонения, как в храме, он не должен поклоняться Божеству отдельно. Дома лучше всего сделать алтарь Гуру-Гауранги, а Божествам поклоняться в храме. На тебе лежит огромная ответственность, ты должна создать для своих дочерей атмосферу сознания Кришны, чтобы они стали хорошими преданными. Если и ты тоже начнешь заниматься всеми этими греховными делами и отвергнешь принципы сознания Кришны, это будет величайшим несчастьем. Твоя главная забота — это чтобы твои дети стали сознающими Кришну, и если твой муж не осознает этой ответственности — что поделаешь? Просто соблюдай принципы и моли Кришну помочь тебе. (ПШП (имя опущено), 25 апреля 1973)
74-05 Что касается поклонения грихастх Гауре-Нитаю, то это только для тех, кто живет далеко от храма и не может приходить в храм. В противном случае такое поклонение излишне. В храме уже совершается поклонение Божествам, и пусть они ходят на арати, а не устанавливают Божества у себя дома. Община домохозяев в Лос-Анджелесе, как и в других местах, не должна быть независимой от храмовых программ. (ПШП Джаятиртхе, 1 мая 1974)
74-05 Отпечатки стоп Господа Чайтаньи, которые ты привез из Индии, можно рассматривать как изображение, им не нужно поклоняться как Божеству. Обращайся с ними как с изображением. (ПШП Джаятиртхе, 1 мая 1974)
74-06 По поводу твоего Божества: поскольку ты не живешь отдельно, ты можешь поставить свое Божество на общий храмовый алтарь, и точно так же, как храмовый пуджари заботится о храмовых Божествах — кормит Их, одевает, моет — так же он будет должным образом заботиться и о твоем Божестве и поклоняться Ему. (ПШП Нандалалу, 9 июня 1974)
74-08 Хорошая мысль — привезти Божества Гауры-Нитая в сундуке. Именно так перевозят свои Божества индийские садху. А открыв крышку сундука, они превращают его в алтарь. (ПШП Трипурари-дасу, 8 августа 1974)
74-12 По поводу пуджи Ганеше. Я получил несколько писем от разных людей, авторы которых просят проводить и ее. Я объяснил им, что в конечном счете, в этом нет необходимости, но если у тебя есть чувство, что ты можешь снискать благословение Ганеши в виде получения крупных сумм на преданное служение Кришне, проведи такую пуджу, но не на людях. Я написал им, что если они хотят проводить пуджу Ганеше, они должны посылать мне по 100 000 долларов в месяц — не меньше. (ПШП Гурукрипе Свами, 31 декабря 1974)
75-02 По поводу Рудра-даса: пусть он поклоняется Гауре-Нитаю у себя дома. Самым важным элементом поклонения Им является пение и повторение харе-кришна-мантры. Нужно проводить для Них хотя бы одну арати и предлагать Им всю пищу, которая готовится в доме. (ПШП Говардхана-дасу, 15 февраля 1975)
75-08 Ты правильно считаешь, что к Божествам надо быть привязанной больше, чем к мужу. Но жить в доме, где едят мясо, не годится, это оскорбительно. Как же ты будешь поклоняться Божествам в таких условиях? Если вся твоя семья станет преданными, тогда другое дело. Я думаю, тебе стоит перейти от поклонения Божествам Господа Джаганнатхи к поклонению Гауре-Нитаю, если таково твое желание. Это будет лучше всего. (ПШП Чандрадеви-даси, 7 августа 1975)
76-04 Я здесь, в твоем храме и печалюсь в разлуке с тобой. Но я вижу, что все здесь идет по-прежнему, так же хорошо, как и тогда, когда ты лично управлял этим храмом. Преданные здесь чудесно танцуют и прыгают. Ты можешь построить на ферме зал для киртана и установить в нем Божества Гауры-Нитая. Гауру-Нитая можно устанавливать где угодно, и поклоняться Им очень легко: просто пойте перед Их Светлостями. Гаурангу не волнует, что ты не слишком хорошо украсил Его алтарь, но если ты поёшь и танцуешь, Он очень доволен. (ПШП Мудхудвише Махарадже, 21 апреля 1976)
76-05 Что же касается твоего желания поклоняться Божеству Шада-бхуджа, то если ты начнешь отвлекаться на поклонение, это будет не слишком хорошо: время дорого. Для даршана можешь держать у себя изображение. (ПШП Яшоданандане Махарадже, 16 мая 1976)
76-10 Ничего мистического в приобретении Божеств Гауры-Нитая для поклонения нет. Господь всемогущ и вездесущ, Ему ведомы желания преданного, и Он отвечает на них соответственно. Сейчас Господь пришел к тебе в дом и согласился принять твое поклонение, поэтому везде должны быть чистота и порядок. Нужно регулярно предлагать хороший прасад и раздавать его гостям. Утром и вечером можно проводить киртан, обсуждать «Бхагавадгиту как она есть» или другие книги из числа наших публикаций. (ПШП Шачимате Прабху, 15 октября 1976)
77-01 Хорошо, что ты так вдохновенно занимаешься преданным служением в Нью-Йорке. Я не возражаю против того, чтобы ты поклонялся моему мурти во время гуру-пуджи. Но в храме должны присутствовать два мурти (мой Гуру Махараджа тоже), как в Кришна-Баларама-мандире, и они должны быть установлены там навсегда. Это нужно сделать в согласии с руководителями храма. Или же можешь поклоняться моему мурти частным образом, в своей комнате. (ПШП Судаме, 13 января 1977)
Разные наставления
68-02 Да, обходить храм, держась, по возможности, правым плечом к Божествам — это проявление почтения. Ты можешь даже танцевать таким же образом вокруг храма, если хочешь. (ПШП Карунамайи, 25 февраля 1968)
68-08 Относительно мурти Мурали-Манохары: я понял, что Патели готовы пожертвовать серебряное мурти, но мы не можем поклоняться Мурали-Манохаре одному, без Его самой любимой супруги Радхарани. Ты же знаешь, что мы поклоняемся Кришне, Который принадлежит Радхе. Мы должны всегда понимать, что Кришна куплен за преданное служение Радхи, поэтому Кришна не может быть один. Гаудия-вайшнавы желают видеть Кришну собственностью Радхи. Поэтому если г-н Патель сможет пожертвовать пару мурти — Радху и Кришну — не менее 18 дюймов высотой, то пусть даже Они будут отлиты из латуни — это будет очень хорошо. А если Они будут серебряными, это еще лучше. И я с великой радостью установлю мурти в храме, как только Они будут готовы. (ПШП Джаянанде, 17 августа 1968)
68-11 Мурти — это статуя, которой поклоняются. (ПШП Джадурани, 6 ноября 1968)
69-02 Фотография Картамаши, которую ты прислал, очень хороша. Картамаши становится всеобщим любимцев в каждом центре. Это хороший признак. (ПШП Гурудасу, 5 февраля 1969)
69-04 Я очень рад, что у Картамаши теперь есть прекрасные одежды. Говинда-даси, конечно, настоящий художник, поэтому, я уверен, что Картамаши очень привлекателен. Пожалуйста, передайте Ему мои поклоны. (ПШП Говинда-даси и Гаурасундаре, 25 апреля 1969)
69-10 Относительно изображения Господа Чайтаньи, которое у тебя снаружи храма: это не хорошо. Мы не должны размещать наших Божеств, как статуи, на открытом воздухе. (ПШП Джагадише, 11 октября 1969)
69-10 По поводу маски Джаганнатхи: это неавторитетно. Отпечаток стопы Кришны годится. Можешь держать его рядом с троном и, когда служишь Божествам, можешь омывать и Стопу тоже, вытирать ее полотенцем и класть назад. Обычно при этом используется небольшое количество сандаловой пасты. На груди и на стопах Божественной Личности имеются [особые] знаки, они и позволяют отличить Его от обычного живого существа. Подобно тому, как у нас на ладонях есть определенные знаки, индивидуальные для каждого человека и указывающие на его славу и удачу, так и у Верховной Божественной Личности есть знаки на лотосоподобных стопах, которые имеются только у Него одного, у обычных живых существ их нет. На Вайкунтхе все жители внешне похожи на Нараяну, но Его отличают знаки на груди и на лотосоподобных стопах. Богиня удачи узнаёт своего супруга по этим признакам. Так говорят преданные. (ПШП Бхуриджане, 28 октября 1969)
70-02 Относительно твоего вопроса о различии между плоским изображением Кришны и Божеством: Кришна совершенно один и тот же в обеих этих формах. Кришна так добр, что соглашается являться, ради блага обусловленных душ, в восьми различных видах образов. Такой образ называется арча, или образ Господа, проявленный через посредство материи: в металле, глине, дереве, живописи, камне, драгоценном камне, рисунке и уме. Арча принимается как воплощение Бога и поклоняются ей в соответствии с правилами и предписаниями. Обычно так поклоняются установленным Божествам, и по отношению к Ним нужно строго соблюдать правила и предписания. (ПШП Линде, 19 февраля 1970)
71-03 Кроме того, я очень скоро пошлю тебе свод наставлений по поклонению Божествам, и ты сможешь напечатать его на английском языке и распространить. Эта книга будет называться «Система поклонения». (ПШП Сатсварупе, 13 марта 1971)
71-05 Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Как домохозяйка: как бы она ни была занята домашними делами, она находит все же время, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д. Так что надо делать и то, и другое. (ПШП Лакшмимони, 1 мая 1971)
71-05 По поводу обещанной книги «Система поклонения»: у меня здесь не было времени подготовить ее. Когда я вернусь в США и снова начну писать книги, я первым делом займусь ею. (ПШП Сатсварупе, 26 мая 1971)
71-09 Кришна благословил тебя замечательным ребенком, Ананга-даси, и мне очень и очень приятно, что она проявляет некоторую привязанность к Господу Джаганнатхе. Это очень хорошо. И ничего плохого в том, что она играет с Господом Джаганнатхой, нет, но как уберечь Божество, чтобы ребенок по своей прихоти не сломал Его, не положил в грязное место или во все не выбросил? Ты же не можешь постоянно контролировать ее. Поэтому такому маленькому ребенку Божество Господа Джаганнатхи давать не следует. Пусть она немного подрастет, чтобы она могла следовать соответствующим наставлениям, и тогда уже можно будет дать ей Божество. (ПШП Шарадии-деви, 25 сентября 1971)
72-06 Если короны бомбейских Божеств у тебя позолоченные, тогда смотри за Ними очень внимательно. Я понял, что некоторое время назад корона была украдена прямо с головы Кришны, несмотря на то, что там был брахмачари, который спал и даже не услышал шагов вора. Мы должны принимать все необходимые меры. чтобы уберечь Божеств от различных опасностей. Однако, если мы поклоняемся Божествам со всей роскошью и великолепием, и если все наши преданные всегда ходят на арати и ведут киртан перед Божествами, это наилучший способ привлечь индийцев к сознанию Кришны. Так что постарайся оказать пуджари всевозможную помощь, чтобы повысить уровень поклонения Божеству и чтобы Радха и Кришна были постоянно окружены самым искренним вниманием. (ПШП Гирирадже, 8 июня 1972)
72-06 Со слов Ямуны я понял, что наш Гаурачанд Госвами все-таки считает, что мы недостойны служить Божеству. Что ж, пусть думает так, нам до этого нет дела. Мы поклоняемся Божествам в ста храмах, а для Радха-Дамодары не годимся? Почему же мы не годимся? Если вы прекрасные американцы, хорошо образованные, очень благочестивые и чистые, и если вы обладаете всеми необходимыми качествами вайшнавов, так почему же вы не годитесь? Мы считаем, что очень даже годимся. (ПШП Гурудасу, 12 июня 1972)
72-06 Отвечая на твой вопрос о Божествах в Лондоне, Нью-Йорке и т.д., не упомянутых в «Учении Господа Чайтаньи»: Божества, упомянутые там, существовали раньше, чем были установлены Божества, о Которых ты спрашиваешь. В Чайтанья-чаритамрите сказано, что по всему миру будет найдено множество Божеств. Они могут быть скрыты наводнением, разрухой и т.д. (ПШП Ачьютананде, 28 июня 1972)
72-12 По поводу твоего вопроса, какова разница между Кришной и Божеством: это абсурд. Разницы между Кришной и Божеством нет. Всякий, кто видит разницу, просто не понял философии. Нет такого понятия, как внутренняя сущность и внешняя форма Божества. Это философия д-ра Радхакришнана: «[Предаваться] не Кришне, а тому, что скрыто в Кришне. (ПШП Вишвамбхаре, 14 декабря 1972)
73-03 …постарайся ему помочь. Он хороший парень, и очень скоро выправится. Но он должен жениться на этой девушке, мы не можем играть с половой жизнью, это не для нас. Если он покажет себя достойным доверия в течение трех месяцев, тогда он может снова заботиться о Радхе-Кришне. (ПШП Бхакта-дасу, 4 марта 1973)
74-04 Твоя идея начиная с 1 июля поручить вести поклонение Божеству Хари Госвами очень хороша, отличная мысль. Единственный недостаток Хари Госвами состоит в том, что, хотя он намерен сотрудничать, он в то же время стремится держаться обособленно как госвами. Я хочу, чтобы он общался с нами открыто, без предубеждений и опасений. Иногда он колеблется, принимать ли от нас прасад и предпочитает готовить для себя сам. Если он хочет готовить сам, значит, он держится особняком. Если он милостиво обучит наших людей приготовлению пищи и поклонению Божествам и будет принимать прасад вместе с нами, это будет большим достижением. Конечно, выбор за ним, но если он держится особняком от нас, это не очень желательно. По крайней мере, он должен держаться указания шастр: арчйе вишнау шила-дхир гурушу, нара-матир ваишнаве джати-буддхир. Не думаю, что система поклонения Божествам, которой он учит, как-то отличается от нашей, но ты можешь консультироваться и со мной. (ПШП Гурудасу, 24 апреля 1974)
75-11 Относительно Божества Нрисимхадевы: да, так можно сделать, но поклонение Нрисимхадеве требует строительства отдельного храма. Господу Нрисимхе нельзя поклоняться в том же храме, что Радхе-Кришне. Что касается твоего вопроса о предложении арати Дамодаре: нет, того поклонения, которое ты сейчас оказываешь Божеству, достаточно и во время Дамодара-враты. Относительно изображения моей головы для статуи, его можно найти в музее, во всех музеях, они прекрасно сделаны, Лочана постарался. Да, хорошо, что ты уже изготовил литейную форму для статуи, чтобы все могли заказать мурти в натуральную величину. Я посылаю эти фотографии в Джайпур с Сурабхи, чтобы там изготовили мурти для бомбейского храма. Что касается украшения фруктами, неправильно класть их на верх трона, этого делать не надо. По поводу изготовления мриданг: это очень и очень важный вопрос. Это очень расширит нашу деятельность, поэтому здесь нужно делать все очень тщательно. Я хочу видеть обширное производство. Я заметил подписи всех твоих помощников, и очень благодарен им за их деятельность. Сделай их всех специалистами. Все они должны стать специалистами, потому что им придется посетить все центры, потому что мы хотим, чтобы их искусство было показано во всех наших центрах по всему миру. (ПШП Барадрадже, 18 ноября 1975)
75-12 Нет, ну и открытие ты сделал! Все это время ты слушал запись Ямуны-деви, и все было нормально, а теперь ты вдруг решил что-то изменить. Это не просто пение, это концерт, поет множество людей, и это не плохо. Санкиртана, много голосов, мужских и женских, это ведь то же самое — санкиртана. Я это одобрил. Здесь, в храме Кришны-Баларамы мы слушаем эту запись каждое утро, и если она хороша для этого храма, чем же она не подходит тому? (ПШП Джаяшачинанда-дасу, 12 декабря 1975)
76-01 Книги следующей, Шестой Песни Бхагаватам очень хороши. Да, они действительно представляют собой Божества, Которым можно поклоняться. Смотрите, чтобы наши книги не были похожи на Библию. Христиане тоже иногда делают на своих книгах золотое тиснение, но люди не хотят покупать Библию. Раздавать наши книги бесплатно нельзя, нужно обязательно брать какое-то вознаграждение, иначе все это превратится в раздачу Библии. (ПШП Рамешваре, 3 января 1976)
76-01 Пожалуйста, сообщи мне, как ты собираешься организовать работу департамента мукхута? Кто будет им управлять и какая намечена схема управления? (ПШП Акшаянанде Махарадже, 13 января 1976)
76-05 По поводу куполов: купола должны располагаться над тремя Божествами. Купола не нужно выносить к фронтону здания. Их место над Божествами, независимо от того, видно Их прохожим или нет. (ПШП Упендра-дасу, 19 мая 1976)
76-09 Божество Нрисимхадевы должно быть с Хираньякашипу и Прахладой. Оно должно быть простым, не слишком сложным. (ПШП Тушта-Кришне, 18 сентября 1976)
Преданное служение
О преданном служении
67-09 Я так рад этому описанию твоих чувств! В особенности я отметил, насколько изящно ты выразилась. Я знаю, что и ты, и твоя сестра унаследовали от своей матери доброе сердце. Твое желание вернуть меня в Штаты наверняка будет удовлетворено, потому что я тоже очень хочу вернуться. Слезы по Кришне ничуть не хуже личного общения с Ним. В духовном мире разлука ценнее встречи. Так что твои чувства и слезы сознания Кришны обогащают тебя в духовном продвижении.
Твой муж Мукунда — отличный парень, тебе очень повезло, что у тебя такой чудесный муж-преданный. Твоя сестра с Гурудасом — также прекрасная пара. Ты, наверное, рассердишься, если я скажу, что твоя сестра лучше тебя, но думаю, что я прав, потому что и Мукунда согласен со мной. Соревнование между добрыми людьми — очень хорошее дело, но я в равной мере доволен и твоей сестрой, и тобой. Пожалуйста, передай мои благословения своей сестре и зятю. Я получил их рукопись, и надо сказать, что они сделали все в полном сознании Кришны.
Свами Киртанананда скоро возвратится в Штаты. Вам не терпится поскорее увидеть его, и ваше желание весьма скоро исполнится. Наверное, вы знаете, что сейчас меня сопровождает Ачьютананда, и с тех пор, как он приехал и начал помогать мне, Свами Киртанананда полностью отошел от всех дел. Так или иначе, он оставляет после себя хорошего представителя, так что ничего со мной не случится. Скорее всего, Ачьютананда останется в Индии и будет отвечать за «Американский Дом». Я был бы рад узнать, собирается ли приехать Упендра. Упендра и Ачьютананда — хорошая команда: оба молчаливые труженики, никогда не возражают. Пожалуйста, передай мои благословения всем юношам и девушкам. (ПШП Джанаки, сентябрь 1967)
67-09 По поводу твоей работы в храме, живописи: если ты полностью погружена в свой духовный труд, посвященный сознанию Кришны, то где бы ты ни находилась, там и будет Вриндаван, потому что Вриндаван создается сознанием. Господь пребывает в сердцах всех живых существ. В том числе, в сердце свиньи. Свинья живет в грязи, но это не означает, что Господь тоже живет в грязи. Непостижимым образом Господь вечно пребывает в Своей духовной обители. Подобным образом, сознающий Кришну человек постоянно живет в играх Господа Кришны посредством одного лишь такого сознания. Материальная атмосфера — не препятствие для поддержания нашего сознания Кришны в любых обстоятельствах. (ПШП Джадурани, 9 сентября 1967)
68-01 По поводу любви в материальном мире: она представляет собой лишь тень или отражение истинной любви [связывающей живое существо] с Кришной. Если ты всем сердцем любишь Кришну, тебя никогда не постигнет разочарование, потому что в Кришне все превосходно, вечно, полно блаженства и знания. Поэтому продолжай заниматься тем, чем и сейчас, и повторяй на четках мантру. Если возникнут какие-нибудь трудности, посоветуйся с Брахманандой или напиши мне. Кришна будет все больше и больше помогать тебе на пути к совершенству. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Канчанбале, 14 января 1968)
68-02 Мне было очень приятно узнать твое мнение о записи, а также о жизни брахмачари. Да, якорь, как сказано в этом очерке «Великое шествие» — это половая жизнь, и если мы сумеем свести ее на нет, это будет уже половина нашего освобождения. Нет никакой разницы между пением святого имени и мытьем посуды в храме. Так что не беспокойся, что тебя привлекают к другим работам. В духовной деятельности также есть разнообразие. Иногда нам хочется петь и повторять [святые имена], иногда — мыть посуду. На абсолютном уровне нет различий. Я уверен, что Кришна даст тебе достаточно разума, чтобы трудиться в духовном настроении. Надеюсь, у тебя все хорошо. (ПШП Сатсварупе, 15 февраля 1968)
68-02 В сознании Кришны вера возрастает, когда мы добровольно служим Господу все больше и больше. Служение Кришне не имеет пределов, Он способен принять наше беспредельное служение и воздать нам за него беспредельным трансцендентным блаженством в беспредельном служении Господу. В этом смысл беспредельности. (ПШП Брахмананде, 20 февраля 1968)
68-05 Прекрасно, что девочка по имени Харидаса, видит сны о Кришне, и в этих снах Кришна играет с ней, это очень вдохновляет. Это означает, что со временем из нее вырастет прекрасная преданная Кришны. Да благословит Кришна и девочку, и ее добрых родителей, которые обучают свою дочь таким образом. Пожалуйста, передай мою благодарность Балараме и его милой жене. (ПШП Мукунде, 6 мая 1968)
68-06 Ты решил, что, поскольку не можешь принять участия в работе над переводами, тебе следует внести деньги на их публикацию. Эту мысль подсказал тебе из сердца Кришна, она совершенно верна. На служение Господу мы должны отдать свою жизнь, богатство, разум и речь. Служить Господу можно с помощью этих четырех достояний. Если это невозможно, то с помощью трех из них, а если и это невозможно, то с помощью двух или даже одного — и этого будет достаточно, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога. Я надеюсь, что ты приложишь все свои таланты к организации бизнеса, а результат твоей деятельности, если его использовать для удовлетворения Кришны, будет абсолютным. Поясню свою мысль: если я перевожу Шримад-Бхагаватам, а ты вносишь деньги на его издание и помогаешь его распространять, это означает, что между твоим служением и моим служением нет разницы. На абсолютном уровне различий нет, а служение всегда протекает именно на абсолютном уровне. Человек должен поставить весь свой талант на службу Кришне — вот что требуется. Наилучший тому пример — Арджуна, который использовал свой талант, знание воинского дела, в служении Кришне. (ПШП Гаргамуни, 7 июня 1968)
68-06 Думаю, Кришна ответил на твое регулярное повторение «Харе Кришна» и дал тебе хорошее понимание того, как организовать проповедь от имени Его Светлости. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам, ты, наверное, читал: если человек слушает о Кришне, Кришна помогает ему во всех отношениях — прежде всего, очищая его сердце от всякой грязи. Если человек продолжает повторять мантру и регулярно читать Шримад-Бхагаватам, он постепенно освобождается от влияния страсти и невежества, и, таким образом, утверждается в благости. На этом уровне человек может заняться серьезным преданным служением и тогда его озаряет духовное знание о Кришне. Эта стадия называется стадией освобождения, достигнув ее, преданный избавляется от всех сомнений и материальных оков, и тогда его жизнь становится успешной. Пожалуйста, постарайся следовать этому принципу, и тогда, я уверен, ты счастливо и успешно будешь трудиться на благо нашего Движения сознания Кришны. (ПШП Хари-Виласе, 10 июня 1968)
68-06 Махараджа Дашаратха, хотя и был великим преданным Господа, но как кшатрий не мог отказаться от своего слова и, ради того, чтобы сдержать обещание, данное жене, вынужден был изгнать Рамачандру. На более высоких уровнях духовной жизни человек может даже нарушать свое обещание, но то был преданный, находившийся на относительном уровне[ДП42]. Сравнивая Махараджу Дашаратху с Васудевой, мы видим, что Васудева более развит в духовном отношении. Васудева также связал себя словом — отдавать Камсе всех своих сыновей, как только они родятся, но когда настал черед Кришны, он нарушил свое обещание. Дело в том, что Кришна явился в полном блеске Своих достояний как Верховная Личность Бога, а Рамачандра играл роль идеального царя. Поэтому в играх Господа Рамачандры господствовали морально-этические принципы, которым обязан следовать идеальный царь и правитель. Исходя из этих принципов Он и изгнал Ситу, чтобы удостоверить Свою квалификацию как идеального царя, который всегда желает счастья своим подданным. Но Господь Кришна вершил Свои игры как совершенно независимая Верховная Личность Бога, поэтому внешне Он нарушил великое множество морально-этических принципов.
Сравнительное изучение деяний Кришны и Рамачандры весьма сложно, но принцип заключается в том, что Рамачандра явился как идеальный царь, а Кришна — как Верховная Божественная Личность, хотя между Ними нет разницы. Так же и Господь Чайтанья. Он явился как преданный, а не как Верховная Личность Бога, хотя Он — Сам Кришна. Итак, мы должны принять настроение Господа в различных Его проявлениях и поклоняться Ему в соответствующем каждому проявлению настроении. Поскольку Господь Чайтанья — это Сам Кришна, некоторые поклоняются Ему так же, как Кришне, но Кришна играл роль наслаждающегося, а Господь Чайтанья — роль объекта наслаждения.
Считается, что община «Гауранга Нагари» отклонилась с пути чистого преданного служения, потому что они предлагают Гауранге такое же поклонение, как Кришне, а Ему это не нравилось. Настроение нашего служения должно соответствовать настроению Господа. Мы не должны переносить настроение Кришны на Господа Чайтанью, или настроение Господа Чайтаньи на Кришну, или настроение Кришны на Рамачандру, или настроение Рамачандры на Кришну. Поэтому в шастрах можно найти особые наставления: например, что Господу Чайтанье надо поклоняться пением «Харе Кришна».
Да, Рамачандра действительно изгнал Ситу. Айодхья не ограничена никакими материальными мирами[ДП43], подобно тому, как Вриндаван не ограничен никакими материальными пределами, поскольку Кришна ими не ограничен. Исторически царство Айодхья представляло собой определенный участок земли, как мы это можем видеть сейчас, но в те времена правитель Айодхьи был императором всего мира. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1968)
68-07 Вопрос 1. Ответ: Это материалистический способ поклонения. Материалист, какого бы преданного из себя ни строил, всегда озабочен прежде всего поддержанием своего status quo, а уж потом удовлетворением Вишну. Поэтому человек, обладающий сознанием Кришны, лучше такого почитателя-материалиста. Материалисты совершают благочестивые поступки или преданное служение, рассчитывая на какую-то материальную выгоду, а если получение этой материальной выгоды задерживается, они сразу же превращаются в демонов. Поэтому бхакти означает отказ от всяких материальных желаний. Это признак чистого преданного: у него отсутствует стремление использовать преданное служение для удовлетворения своих желаний. (ПШП Сатсварупе, 3 июля 1968)
68-07 Твое в высшей степени живое и подробное описание приготовлений к церемонии Ратха-ятры тронуло мое сердце. Благодарю тебя за то, что ты, благодаря своему зрелому отношению к служению, прочувствовал движущую силу сознания Кришны. Я могу только пожелать, чтобы Кришна посылал тебе все больше и больше сил для постижения Его божественной природы. Единственный метод, позволяющий осознать Кришну, Его имя, качества и облик — это наше искреннее желание служить Ему с помощью своих чувств. Среди всех наших [органов] чувств главным является язык, с его способностями говорить и пробовать на вкус. Если мы сможем изменить материалистичную природу языка, изменив то, что он пробует на вкус и то, что он произносит, остальные чувства очистятся сами собой. А с помощью очищенных чувств мы сможем служить Господу Кришне. Поэтому нужно стараться как можно больше петь [и повторять мантру ] и есть кришна-прасад. (ПШП Упендре, 4 июля 1968)
68-07 Любовь к духовным братьям — это прекрасно, это очень хороший признак. Любовь к духовным братьям, так же, как и к другим живым существам, даже если они не являются духовными братьями, это признак развитого преданного. Существует вида преданных: преданные низшего уровня высоко чтут Божество в храме, но не имеют уважения к преданным и к людям вообще. Преданный второго уровня сострадает простодушным непреданным. На этой стадии он обладает четырьмя видами понимания: первый — он сознает, что Кришна есть самая достойная любви личность, второй — он способен заводить и поддерживать дружбу со своими духовными братьями и вообще с преданными, третий — он сострадает простодушным непреданным и пытается донести до них важность сознания Кришны, четвертый — безбожники не вызывают в нем серьезного интереса.
Преданный первого класса, естественно, видит каждого в связи с Кришной и потому не делает различий между преданным и непреданным. Его сознание находится на высоком уровне, поскольку он видит, что каждый, прямо или косвенно, занят служением Кришне. Этому состоянию сознания чистого преданного нельзя подражать. Его можно найти только у Господа Чайтаньи, или Господа Нитьянанды, или Харидаса Тхакура. Тхакур Харидас был столь могуществен, что смог обратить даже проститутку. Но мы не должны пытаться имитировать Харидаса Тхакура или Господа Чайтанью. Наше место — на втором уровне. Пребывание на третьем уровне нас не должно удовлетворять, мы должны стараться подняться на второй. Что касается первого уровня, то достичь его при помощи собственных усилий невозможно, мы поднимемся на него тогда, когда обретем полную милость Кришны. Это [наше восхождение на первый уровень] полностью зависит от милости Кришны. (ПШП Мадхусудане, 29 июля 1968)
68-10 Я получил твое письмо. Очень хорошее письмо, ты выразила в нем прекрасные чувства, которые свидетельствуют о том, что ты развиваешься в сознании Кришны. Твоя беседа с индийскими дамами и господами очень интересна. Они задают тебе вопросы и изумляются тому, насколько ты серьезна. Это означает, что сами они совершенно несерьезны. Они считают сознание Кришны какой-то выдумкой, поэтому надежды на них мало, но постарайся их заинтересовать, насколько возможно, ведь это наша обязанность. Для нас не важно, является человек англичанином, индусом или кем-то еще, в любом случае наша обязанность — внедрить сознание Кришны, насколько это возможно. На твой затруднительный вопрос можно ответить так: чистый преданный — это человек, который любит Кришну, и у которого нет никаких материальных желаний. В большинстве своем люди занимаются кармой. Карма — это труд ради получения результата и наслаждения жизнью. А гьяна, гьяна означает [КМ-д44] спекулятивный метод постижения Абсолютной Истины.
Итак, человек, не имеющий привычки умствовать и не пытающийся добиться чего-то трудом, а просто занятый служением Господу, называется чистым преданным. Такие преданные встречаются крайне редко. Но, по милости Кришны, практически все преданные и ученики, которые, на мое счастье, присоединились ко мне, проявляют признаки, свойственные чистым преданным. Даже если у них сохраняются какое-то низменные желания, они очень скоро исчезнут, потому что эти ребята приняли чистый метод сознания Кришны. Надеюсь, это письмо застанет вас обоих в добром здравии, жду от вас хороших новостей со следующей почтой. Еще раз спасибо за то, что пишешь мне. (ПШП Джанаки, октябрь 1968)
68-10 По поводу д-ра Багчи — нужно всегда помнить, что наша система йоги — сознание Кришны — является наивысшей, и что мы не нуждаемся ни в каких йогических системах низшего порядка. Ты, наверное, читал в Бхагавадгите, в последнем стихе 6-й главы, что тот, кто постоянно погружен в сознание Кришны, является наилучшим йогом. Метод, которому мы следуем, невозможно сравнить ни с какой другой системой йоги. Это факт. (ПШП Анируддхе, 10 октября 1968)
68-11 По поводу твоего вопроса: Сваямрупа это изначальный облик, Сваямпракаша — это Баларама, а Тадэкатмарупа — это пуруша, например, Махавишну. Пока что нет необходимости помнить наизусть или полностью осознавать все эти различные формы, но все же — если ты просто доверяешь своему господину, это, конечно, хорошо, однако, если ты еще и понимаешь, что твой господин велик и богат, и велик он в том-то, а богат он в том-то, то твое почтение к господину возрастет. Знание о том, что Кришна [столь] велик, [что] распространяет Себя во множество форм, усиливает и укрепляет нашу привязанность к Нему. (ПШП Упендре, 13 ноября 1968)
68-11 Ты задал вопрос: «Правильно ли я понимаю, что как только йог видит облик Нараяны, желание путешествовать и желание материальных совершенств покидают его (как это случилось с Дхрувой Махараджей)? Или же йоги продолжают желать чудесных способностей даже и после того, как увидят Нараяну? В своем очерке «Сверхсознание» Вы пишете, что вершина совершенства — это увидеть Нараяну и подчиниться Его воле». Вкратце твой вопрос заключается в следующем: «Верно ли, что йоги, перемещающиеся с планеты на планету и занимающиеся мистической практикой, никогда не видели Нараяны?» Что касается Дхрувы Махараджи, то он был преданным. Йоги же не являются преданными. Все они в той или иной степени стремятся к материальному совершенству. Но обычно тот, кто видит Нараяну, становится преданным. И иногда такой преданный, перед тем, как войти в Высшую обитель Кришны или Нараяны, желает увидеть чудеса этого материального мира. Например, когда я приехал в вашу страну, я вовсе не намерен был осматривать достопримечательности, главное мое дело — проповедь сознания Кришны, но когда я приезжаю в какой-нибудь новый город, преданные иногда устраивают для меня экскурсию. Так же и йог, став преданным, иногда отправляется на другие планеты, Нараяна исполняет его материальные желания. Господь предоставляет ему такую возможность, но чистый преданный, находящийся на высшем уровне не имеет таких желаний. Он не стремится ни к каким сиддхи. (ПШП Сатсварупе, 18 ноября 1968)
68-11 По поводу твоего вопроса о том, что определяет нашу судьбу: обычно, когда мы находимся в материальном мире, мы стремимся к процветанию через обретение материального богатства. Обычный человек стремится иметь хороший дом, хорошую жену, какую-то собственность, общественное положение и, попадая под постоянно усиливающееся воздействие телесной концепции жизни, приобретает все больше и больше вещей, имеющих отношение к телу. Это неудача. Все живые существа — от Брахмы до муравья — стремятся к такому материалистическому счастью, не зная, что никакое количество материальных удобств не может сделать счастливыми духовные существа. Поэтому удача приходит к живому существу лишь тогда, когда оно начинает по-настоящему серьезно стремиться к счастью и, по милости Кришны и духовного учителя, соприкасается с сознанием Кришны. И чем дальше душа продвигается по этому пути удачи, тем счастливее она становится. В этом разница между удачей и неудачей. Начало соприкосновения с сознанием Кришны есть начало удачи. То, что одни люди способны прийти [в сознание Кришны], а другие — нет, зависит от общения. Например, человек случайно соприкасается с нашим Обществом и совершает, вольно или невольно, какое-то служение — это и есть начало удачи в его жизни. Мы ходим от двери к двери, умоляя людей присоединиться к Движению сознания Кришны, и это означает, что мы пытаемся сделать их удачливыми.
Любой, кто совершает какое-то служение для Движения сознания Кришны, обретает удачу, пропорционально совершённому служению. По крайней мере, это семя его удачи. Какое бы служение он ни совершил, намеренно или ненамеренно, семя оказывается посеянным, и удача придет в пропорциональном [служению] масштабе. Пусть даже на вид это убогий и грязный босяк, достаточно ему хотя бы произнести, что сознание Кришны очень хорошая вещь, и он обретает бóльшую удачу, чем любой Рокфеллер, хотя и не может пока воспользоваться ею в полной мере. (ПШП Тошана-Кришне, 13 ноября 1968)
68-11 Твой следующий вопрос: «Является ли чистый преданный вечно свободным, и если это так, может ли он в какой-то момент времени быть обусловленной душой? Мы вечно обусловлены, но если мы предаемся Кришне, становимся ли мы вечно свободными? Господь Христос казался обусловленным в Своем развитии[КМ-д45]. Так был ли Он воплощением или обусловленной душой, достигшей освобождения?» Мы[ДП46] не вечно обусловлены, но, поскольку желание наслаждаться материальной жизнью опутывает нас с незапамятных времен, кажется, что мы обусловлены вечно. Поскольку мы не можем проследить историю [своей обусловленности] или вычислить дату, когда она началась, мы, для простоты, называем эту обусловленность вечной. На самом деле живое существо вообще не обусловлено. Живое существо всегда чисто, но оно склонно к материальным удовольствиям, и, как только оно соглашается погрузиться в материальные удовольствия, оно становится обусловленным, но это состояние не постоянно.
Поэтому и говорится, что живое существо находится в пограничном состоянии, то на этой стороне, то на той. Это очень разумные вопросы. Я рад, что ты задаешь такие разумные вопросы и стараешься что-то понять — это очень хорошо. Но лучше всего просто знать, что ты пребываешь в обусловленном состоянии и стараться исцелиться. Когда человек болен, он должен стараться вылечиться, а не морочить себе голову вопросами о том, когда, да как началась его болезнь. Следует понять лишь, что болезнь не является нашим постоянным спутником, она временна. Забвение Кришны — это болезнь, поэтому давайте постоянно помнить Кришну и избавимся от болезни, станем здоровыми.
Да, господь Иисус является джива-таттвой. Он не принадлежит к категории Вишну-таттвы. Если джива-таттва получает от Господа особые полномочия, она называется шактиавеша-аватарой. Господь Будда и Господь Иисус относятся к этой категории шактиавеша-аватар, но оба они не находились в обусловленном состоянии, они пришли сюда учить. Все вы должны внимательно читать Шримад-Бхагаватам и Бхагавадгиту и уметь отвечать на подобные вопросы, лишь в редких случаях обращаясь ко мне. Однако важно, чтобы наши ученики умели отвечать на такие вопросы, проповедникам это необходимо. (ПШП Анируддхе, 14 ноября 1968)
68-12 По поводу моей квартиры: если финансовое положение позволяет тебе содержать ее без особого напряжения, это хорошо. Если же нет, я не слишком стремлюсь к тому, чтобы удерживать ее за собой. Все должно делаться без напряжения, потому что чрезмерные усилия, направленные на добывание денег, мешают нашему прогрессу в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 19 декабря 1968)
69-01 Слезы льются из глаз человека, уже возвысившегося до экстатической любви к Кришне, это очень хороший признак. Я объясняю все это в своей следующей книге «Нектар преданности». (ПШП Хамсадуте, 12 января 1969)
69-01 Отсутствие понимания Бога не так уж важно, гораздо важнее любовь к Богу. Мальчики-пастушки и все остальные жители Вриндавана были настолько поглощены любовью к Кришне, что, конечно, им было не до понимания идеи Бога. Яшода была так погружена в эту любовь, что ее совершенно не заботило то, что Он оказался Богом. Вся наша философия направлена на то, чтобы усилить свою любовь к Кришне. Любовь с благоговением и почтением и естественная любовь не похожи друг на друга, но знать о величии Кришны все же надо. Естественная любовь к Кришне — это очень высокий уровень, его невозможно имитировать. В нашем обусловленном состоянии мы должны поклоняться Кришне как Богу, с почтением и благоговением, таков метод. Взаимоотношения между духовным учителем и учеником не то же самое, что взаимоотношения с Кришной во Вриндаване. Отношения с духовным учителем должны всегда оставаться полными благоговения и почтения, о его возвышенном положении забывать нельзя, это отношения отца и сына. (ПШП Хамсадуте, 16 января 1969)
69-04 Твои слова о том, что мой приезд в Нью-Йорк всего на восемь дней повергает тебя в печаль, повергают в печаль и меня. Когда Рупануга приглашал меня приехать в Буффало, я не ответил прямо, а попросил его посоветоваться с тобой. Посоветовавшись с ним, ты согласился на это предложение, поэтому печалиться не о чем. Но я знаю, почему ты печалишься. Ты хотел бы, чтобы я остался в Нью-Йорке подольше. Я и сам хотел бы остаться в Нью-Йорке подольше, потому что люблю этот город больше, чем какой-либо другой. Это потому, что здесь я сделал первую попытку. Я полюбил ваш великий город. Думаю, тебе следует, если это возможно, сопровождать меня в Буффало и, если можно, Раярама пусть тоже поедет со мной, чтобы мы побыли вместе хотя бы до 22 апреля. Если хочешь, можешь поехать со мной и в Бостон. Это было бы здорово, но, я думаю, дела не позволят тебе путешествовать со мной и провести со мной много времени. Но твое предложение, чтобы я вернулся в Нью-Йорк из Колумбуса, мне нравится. Наверное, я так и сделаю.
Итак, причин для печали нет. Наши встречи и разлуки в материальном мире подобны течению реки: чего только не несет река в своем русле, и какое-то время эти частицы плывут вместе, а потом их относит друг от друга волной. Так и в материальной жизни. Но наша разлука, хотя и похожа внешне на материальную, на самом деле совершенно от нее отличается. В духовной жизни разлука слаще, чем встреча. В другом мире, в духовной жизни разлуки нет. Разлука вечна, и встреча тоже вечна. Разлука там — это просто одна из составляющих встречи. (ПШП Брахмананде, 3 апреля 1969)
69-06 По поводу Матаджи: я понял тебя. Мы не хотим создавать группу пракрита-сахаджии, то есть, преданных, которые не знают ни науки о Кришне, ни науки о преданности, а просто поклоняются Божеству, не имея должной глубины знания. Такой преданный называется материалистичным преданным, однако и он не отвергается. Это начальный уровень, а проповедник должен подняться над ним. Так или иначе, поддерживай дружбу с ней, она пытается полюбить Кришну, и это хорошо. (ПШП Шьямасундаре, 3 июля 1969)
69-07 Во-первых, я благодарю Шримана Оливера, нарисовавшего это изображение Вишну, оно мне очень понравилось. Наше служение Богу всегда трансцендентно. Оно не зависит ни от чего материального. Поэтому нет причин хвалить эту картину просто как хорошую работу Шримана Оливера. Кришна принимает именно дух подношения, и какое бы служение Ему ни предлагалось, Он принимает его, если оно совершается в должном настроении преданности. В Махабхарате описано немало таких случаев, например, когда Кришна отказался от гостеприимства Дурьодханы, который был в то время императором мира, но принял приглашение Видуры, известного своей бедностью. Говорят: «каша Видуры». Итак, мы должны предлагать свое искреннее служение, и Кришна примет его. (ПШП Кришна-дасу, 28 июля 1969)
69-09 По поводу твоего вопроса о вере в преданных: такая вера нужна. Но мы всегда должны слушать наставления тех преданных, которые достойны того, чтобы называться возвышенными[КМ-д47]. Позиция проповедника такова: он должен обладать твердой верой и любить Кришну, он должен дружить с преданными, он должен быть очень милостив и добр по отношению к неофитам, он должен избегать общения с непреданными. Эта программа предполагает, разумеется, что преданный, поднявшийся выше уровня неофита, понимает, Кто такой Кришна, что такое преданный, что такое неофит и что такое непреданный. Если человек не различает [эти четыре категории], его следует считать неофитом. Позиция неофита характеризуется тем, что такой преданный с огромным почтением и благоговением поклоняется Божеству в храме, но не видит, кто преданный, кто непреданный, а кто неофит. Думаю, что ты находишься на втором уровне и должен стараться различать [вещи], как описано выше. Ты должен приветствовать любого преданного, который приходит к тебе, но обращаться с каждым в соответствии с его положением. (ПШП Хамсадуте, 28 сентября 1969)
69-12 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 3 декабря 1969 и был очень рад узнать, что ты испытываешь сильные чувства к Иисусу Христу. Ты уже писал о выдающихся качествах Господа Иисуса Христа, который принес в жертву Богу всё. Такому примеру надо следовать. Метод состоит в том, чтобы следовать примеру, а не подражать конкретным видам деятельности. Например, Господь Иисус Христос хотел проповедовать среди людей, которые практически не считали Бога Всевышним, и в конце концов распяли его. В наше время положение в мире гораздо опаснее, чем было тогда, люди стали настоящими безбожниками.
Итак, если ты пойдешь по стопам Господа Иисуса Христа и будешь проповедовать сознание Бога в противоположность безбожию, если ты посвятишь проповеди свою жизнь, это и будет истинным следованием Иисусу Христу. Господь Иисус Христос говорил, что он сын Бога, а Кришна открывает нам, что Он — Сам Бог, Верховный Отец всех живых существ. Поэтому если ты посвящаешь свою жизнь служению Кришне, Верховному Отцу, не кажется ли тебе, что Господь Иисус будет доволен этим? Сейчас мы должны проповедовать в просвещенном обществе. Сознание Кришны — это неисчерпаемая сокровищница философии, логики и науки, которые способны убедить людей принять сознание Бога. Если ты серьезно намерен стать последователем Господа Иисуса Христа, тебе надо воспользоваться всеми преимуществами великолепной философской базы Движения сознания Кришны и посвятить свою жизнь приведению людей в сознание Бога. Надо прогрессировать, нельзя останавливаться, не достигнув совершенства. Например, одна из заповедей гласит: «Не убий». Это значит, что нельзя быть жестоким. Принцип хороший, но в реальной жизни из-за недостатка знания даже эта заповедь толкуется и используется превратно. В Бхагавадгите описываются двадцать ступеней углубления знания, ты, наверное, читал о них в Тринадцатой главе. Ненасилие — всего лишь одна из этих двадцати ступеней. Но преданное служение Кришне настолько могущественно, что если человек занимается им, все благие качества сами собой приходят к нему. Если подойти к делу практически, ты видишь, как отличаются наши ученики от представителей всех других религиозных групп. Мы не занимаемся незаконным сексом, что включает в себя запрещение желать чужой жены или дочери. Мы не едим мяса, и это само собой означает ненасилие. Мы не употребляем одурманивающих веществ, что означает: мы здраво мыслим и способны видеть вещи такими, как они есть.
Ты спрашиваешь, в чем разница между Иисусом Христом и Кришной. Об этом мы не раз говорили на многочисленных встречах: Кришна — Бог, а Иисус Христос — сын Бога. Поскольку нет разницы между отцом и сыном, постольку же и нет разницы между Кришной и Иисусом Христом, но все-же сын никогда не равен отцу. Ты с пользой для себя прочитал множество наших книг, увеличив, таким образом, свой запас знания. Для тебя лучше всего будет посвящать свое время участию в санкиртане и чтению нашей литературы по сознанию Кришны. (ПШП Сучандре, 8 декабря 1969)
70-01 Поскольку мы состоим в ученической преемственности Махараджи Прахлады, мы, конечно, не столько стремимся к личному освобождению, сколько трудимся ради освобождения обусловленных душ, ибо этого хочет Кришна. Ты умная девушка, поэтому я не буду говорить много. Будь счастлива, трудясь в сознании Кришны. (ПШП Джадурани, 14 января 1970)
70-01 Согласно авторитетным ведическим писаниям, освобождение означает восстановление своего изначального положения. Это изначальное положение заключается в том, что все, без исключения, живые существа являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, а потому обязанность каждого живого существа — сотрудничать со Всевышним. Это сотрудничество — и есть преданное служение. Вы имеете некоторый интерес к этому предмету, пожалуйста, постарайтесь распространить эту философию в ученых кругах Калькутты, и это будет самое замечательное гуманитарное служение. (ПШП Бариндре Бабу, 22 января 1970)
70-01 В Бхагавадгите постоянно подчеркивается положение Кришны — словами ахам и мам. В Шримад-Бхагаватам также с самого начала подчеркивается то же самое: парам сатьям, Высшая Истина. Если мы отвлекаемся на поклонение полубогам, наша вера в Кришну будет нетвердой. Мы, гаудия-вайшнавы, руководимые Господом Чайтаньей, хотим, чтобы наше внимание было всегда приковано к Кришне, а не металось [от одного предмета к другому]. Поэтому ни в наших мыслях, ни в поступках нет места поклонению каким-либо полубогам. (ПШП Кширодакашайи, 29 января 1970)
70-01 По поводу третьего пункта: служение включает в себя все виды вкусов. Поэтому смесь служения и родительского отношения не является невозможной. Следовательно, настроение Уграсены описано верно как смесь любовного служения и родительской любви, а предложение в части четвертой нужно исправить в таком смысле, что служение и родительская любовь совместимы. (ПШП Джаядвайте, 30 января 1970)
70-02 Аштанга-йога лучше карма-йоги, а гьяна-йога находится на одном уровне с аштанга-йогой. Но бхакти-йога — это конечная цель всех видов йоги. Иными словами, карма-йога, гьяна-йога и аштанга-йога, если их правильно практиковать, в своем высшем выражении приходят к бхакти-йоге. Что же касается йогов, которые медитируют на образ Господа Параматмы в сердце, если они видят Его, они на самом деле становятся чистыми преданными, но если они не достигают совершенства в своем методе, то могут остаться на более низком уровне неполного осознания, то есть, осознания Параматмы. (ПШП Джагадише, 27 февраля 1970)
70-03 По поводу твоего сна: то, что Кришна предостерег тебя — великое благословение. Нельзя быть беспечной. Всегда делай все тщательно, тогда в должный срок ты обретешь бхаву. (ПШП Рукмини, 20 марта 1970)
70-04 Сим уведомляю, что получил твое письмо, которое ты написала мне в апреле, и очень рад был узнать, что ты продвигаешься в сознании Кришны, как положено. Кажется, ты находишься на уровне привязанности, и это очень хорошо. Следующий уровень — это экстаз, а затем чистая любовь к Богу. Итак, сейчас сосредоточься на исполнении своих обязанностей. Если будет время, можешь выходить с группой санкиртаны, но ни при каких обстоятельствах не пренебрегай правилами арчаны. Если времени не хватает, не нужно выходить на санкиртану. Главное твое дело — заботиться о Божествах. Ты же видишь, что все довольны твоим поклонением Божествам, и Шримати Радхарани улыбается, это твоя большая заслуга, так что продолжай заниматься этим делом. (ПШП Химавати, 26 апреля 1970)
70-05 По поводу твоего вопроса об анна-майе, прана-майе и т.д.: да, все это различные уровни сознания. Различные живые существа находятся в разном сознании. Некоторые удовлетворяются едой и сном, они находятся на уровне анна-майи. На уровне пранамайи пребывают те, кто просто пытается выжить в борьбе за существование. Маномайя — это философские рассуждения. Гьяна-майя — это самоосознание, а вигьяна-майя означает применение этого осознания в практической жизни. Там же, где достигнуто совершенство жизни, наличествует уровень сознания Кришны, называемый ананда-майя. Так вот, по милости Господа Чайтаньи, в эту эпоху наше Движение дает сразу уровень ананда-майи. Любой человек может посетить наш храм и увидеть, в каком блаженстве живут наши ученики. Они естественно веселы, потому что поют, танцуют и вкушают прасад. Если ты будешь регулярно повторять маха-мантру и читать книги, это даст тебе силы продолжать развивать Движение. Этому порядку должен неукоснительно следовать каждый из нас. (ПШП Тамала-Кришне, 1 мая 1970)
70-06 Конечно, в теле преданного могут проявиться признаки экстаза, но их нельзя проявлять среди обычных людей. Когда Господь Чайтанья встретился с Раманандой Раем, они, обнявшись, оба ощутили экстаз, но как только Господь Чайтанья заметил, что Рамананду Рая сопровождают какие-то посторонние брахманы, Он сдержал Себя. Это описано в нашей книге «Учение Шри Чайтаньи». Признаки духовного экстаза, безусловно, благоприятны, однако, их не следует демонстрировать другим. Человеку не следует ни прямо, ни косвенно давать понять другим, что он испытывает подобные чувства. Их нужно сдерживать, иначе можно постепенно превратиться в сахаджию, то есть, того, кто считает духовное развитие каким-то материальным проявлением. (ПШП Макханлалу, 3 июля 1970)
70-06 В Шримад-Бхагаватам приводится вопрос, заданный Шукадеве Госвами Махараджей Парикшитом и касающийся греховности человеческого общества. Как образованный человек, Вы, профессор, легко поймете, почему люди не могут отказаться от греха. Человек узнает о последствиях греховных действий двумя способами. Как, например, преступник: он слышит от юристов, что воров наказывают за их преступную деятельность, и видит, как полицейские хватают вора и сажают в тюрьму. Обычно наше представление о мире складывается из того, что мы слышали, и того, что видели собственными глазами. Вопрос был такой: почему человек совершает грехи, несмотря на то, что обладает полным знанием об их последствиях, поскольку слышал авторитетных людей и видел эти последствия собственными глазами. Вор совершает кражу раз за разом и раз за разом отправляется в тюрьму, он знает всё, так почему же он ставит себя в жалкое положение заключенного? Причина названа ведическими ачарьями — это папа-биджа, семя греховной деятельности. Эта папа-биджа пребывает в нашем сердце в одном из трех состояний: в спящем состоянии, в состоянии ростка и в состоянии плодоношения. Череда этих состояний нашей папа-биджи и является причиной повторяющихся рождений и смертей и переселения в различные виды тел. На самом деле именно она является причиной страданий живых существ. Существует немало способов освобождения живых существ из этого запутанного положения. Их можно объединить в три больших категории: медитация, совершение великих жертвоприношений и поклонение Господу в храме. Но в эту эпоху, в Кали-югу, никто не способен медитировать совершенным образом, ни у кого нет достаточных средств, чтобы совершать великие жертвоприношения, и ни у кого нет склонности посещать богослужение в храме, церкви или мечети, или в других святилищах. Вот почему в «Брихад-Нарадия-пуране» говорится, что ни один из этих трех принципов духовного возвышения не годен для эпохи Кали.
Поэтому единственно возможное средство духовной реализации — это пение и повторение святого имени Бога, или Кришны, или Рамы. Господь Чайтанья проповедовал эту формулу духовной реализации 500 лет назад, по Его милости сейчас она достигла западного мира, и мы на практике испытали ее действенность. Движение сознание Кришны популяризируется здесь тремя основными способами: преданные поклоняются Божеству в храме, выходят на улицы, чтобы исполнять санкиртану, и распространяют брошюры. У нас есть и большие книги: Шримад-Бхагаватам, «Учение Господа Чайтаньи», «Нектар преданности», «Кришна» и т.д., но различные наши центры распространяют их в меньших объемах. Так что говорить сейчас о публикации Вашего Шримад-Бхагаватам не приходится по двум причинам: 1) мы имеем дело с массами обычных людей и 2) мы общаемся с учеными высшего уровня лишь время от времени. В последнее время мы переписывались с д-ром Дж. Ф. Стаалем, профессором философии и южно-азиатских языков Университета Калифорнии в Беркли (Вам послан, в связи с этим, небольшой буклет отдельной авиапочтой). Если бы Вы прислали мне фрагменты важных частей Вашего трактата, мы могли бы опубликовать их в нашем журнале «Обратно к Богу». На сегодня это единственное, что можно сделать. (ПШП Шриману Вьясаджи, 7 июня 1970)
70-07 По поводу чувства жгучего нетерпения, которое ты испытываешь: все это подробно описано в «Нектаре преданности», в главе об экстазе. Это признаки экстаза, это не плохо. (ПШП Джаяпатаке, 10 июля 1970)
70-07 По поводу деяний таких великих мудрецов и преданных, как Муни Парват и Муни Парашара, которые зачинали детей: мы не должны задавать вопросы о подобной деятельности таких возвышенных душ. У них были высшие цели, которые мы не в состоянии осознать, поэтому в Шримад-Бхагаватам говорится, что подражать делам ишвар, то есть, тех, кто наделен могуществом, нельзя, нужно следовать их наставлениям. (ПШП Экаяни, 25 июля 1970)
70-07 О ваидхи-марге и рага-марге подробно говорится в «Учении Господа Чайтаньи». [Путь] начинающих преданных, обучающихся соответственно правилам и предписаниям, называют ваидхи-маргой. Когда, следуя путем ваидхи-марги, человек достигает [уровня] естественного служения Богу, это называется рага-маргой. (ПШП Тамала-Кришне, 19 июля 1970)
70-07 На некоторое время ты прикована к больничной койке, и все же ты не теряешь ни минуты времени. Это очень правильное настроение. Это и есть сознание Кришны — каждое мгновение жизни служить Господу тем или иным способом. И вот ты сшила эти прекрасные одежды для Кришны и Радхарани, хотя болезнь причиняет тебе большие страдания. Я очень и очень рад, что ты настроена не терять ни минуты на служение телу и уму, а тщательно использовать каждое мгновение своей жизни в любовном служении Господу. (ПШП Химавати, 30 июля 1970)
71-04 Пол