Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творчество В. Сутеева. Художественные особенности сказок.




 

Владимир Григорьевич Сутеев, детский писатель, художник, зачинатель отечественной мультипликации, заслуженный деятель искусств РСФСР, родился он в Москве, в семье врача 5 июля 1903 года. Отец Владимира Григорьевича был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах "Пионер", "Мурзилка", "Дружные ребята", "Искорка", в газете "Пионерская правда". С 1923 года иллюстрировал книги для детей, среди его самых известных работ - иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака. По окончании в 1928 году ГТК он работал в мультмастерской кинофабрики "Межрабпомфильм". В качестве художника-мультипликатора Владимир Сутеев участвовал в постановке первых рисованных фильмов ("Китай в огне", "1905-1925" и др.). Совместно с режиссером Л.Атамановым в 1931 году он поставил фильм "Улица поперек", ставшем его дебютом как постановщика. С 1936 года Владимир Сутеев работал режиссером на киностудии "Союзмультфильм". Среди поставленных им фильмов - "Шумное плавание" (1937). В 1941 году, перед тем как уйти на фронт, он закончил работу над "Мухой-Цокотухой", по произведению К.Чуковского. Он был сценаристом и художником фильмов "Отважный моряк" (1937) и ""Стрела" улетает в сказку" (1955). По сценариям Владимира Сутеева поставлены мультфильмы "Когда зажигаются елки" (1950), "Волшебный магазин" (1953), "Снеговик-почтовик" (1955), "Кораблик" (1956), "Петя и Красная Шапочка" (1958), "Кто сказал "мяу"?" (1962), "Кот-рыболов" (1964), "Хвосты" (1966), "Мы ищем Кляксу" (1969), "Мешок яблок" (1974), "Дед Мороз и Серый волк" (1978) и многие другие.

С 1947 года он работал в Детгизе. В 1952 году в Детгизе вышла первая книжка "Две сказки про карандаш и краски", где Владимир Григорьевич Сутеев проявил себя не только как художник, но и как писатель. К. Чуковский приветствовал её появление рецензией в "Литературной газете".

Художник многое принес в книжную иллюстрацию из мультипликационного кино; его динамичные, порой с успехом заменяющие текст, рисунки похожи на кадры мультиков; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике.

С тех пор издано немало сутеевских книг: "Это что за птица?", "Под грибом", "Мешок яблок", "Цыпленок и утенок", "Кто сказал "мяу"?", "Палочка-выручалочка" и многие другие. В.Г. Сутеев иллюстрировал произведения классиков отечественной литературы: сказки К. Чуковского, "Усатый-полосатый" С. Маршака, "Дядя Стёпа" С. Михалкова, "Веселое лето" В. Берестова.В. Г., А. Барто.

Искусство В. Г. Сутеева обращено к самым маленьким читателям-зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремленно, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты.

В книжную графику В. Г. Сутеев принес кинематографическое понимание стройности и цельности произведения и пристальный интерес к характерам. Сутеевские персонажи часто неожиданны, потому что неожиданно и остроумно само прочтение художником литературного текста. Персонажи художника - чаще зверята, поэтому он пристально вглядывается в природу, животных, наблюдая пластику их движения и повадки. В. Г. Сутеев стремится выразить в рисунках то, что остается за строкой текста. В сказке ведь нет подробных описаний, характеристик, словесных портретов, да и герои ее определяются довольно односложно: добрая фея, глупый король, хитрая лиса, и самостоятельно представить себе сказочного персонажа ребенок еще не может. Вот тут то и начинается активная роль художника-иллюстратора; смотрите, какие у нас привычки, манеры, походка, одежда, где мы живем и чем мы занимаемся.

Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари "Приключения Чипполино" (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена "Веселый Новый год", английского писателя Л. Муура "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду". Международным любимцем детей стал сутеевский щенок Пиф (из книги "Приключения Пифа" в пересказе с французского).

Чем же так сильно нравятся малышам сказки Сутеева? Сюжеты их необыкновенно просты и понятны, они понятны даже самым маленьким детям. Каждая из этих замечательных сказок несет подлинные свет и добро, учит искренней дружбе, порицает такие черты как жадность и трусость. Сутеев сказки писал таким образом, что они легко и ненавязчиво преподносят малышам первые уроки морали, подлинной любви к природе, а также борьбы со злом.

Владимир Григорьевич Сутеев прожил очень интересную жизнь, являлся автором множества рассказов и сказок. Человек, который впервые в жизни взялся читать Сутеева удивится на сколько его произведения отличаются остроумием, правильным чувством юмора, живостью и простотой. Рассказы Сутеева способны без нудного морализаторства объяснить ребяткам простые истины, показать где кроется правда, а где скрывается ложь. Добро в его сказках и рассказах всегда выходит победителем.

 

26. Современная природоведческая книга. (Анализ творчества одного из писателей по выбору студента: И. Акимушкина, Г. Скребицкого, Ю. Дмитриева, В. Сахарного, В. Сладкого)

Понятие «природоведческая литература» охватывает произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описания явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить не трудно - с представителями мира животных и растений ребенок встречается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений окружающей природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому. Несомненно, и патриотическое звучание такой литературы: она прививает любовь к своей стране и родному краю.

Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Особенно отличаются этим книги И.Акимушкина. Они пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы. Одна из книг Акимушкина для малышей так и называется «Природа-кудесница»(1990),и каждое описание в ней полно эмоций, например, о каракатице сказано: «Живет она в море, а плавает – диво дивное! – наоборот. Не так, как все животные. Головой не вперед, а назад!». В книгах для подростках писатель прибегает к другому приему: он остроумно сопоставляет повадки животных с жизнью современного человека. Поэтому кенгуру «переговариваются с родичами по беспроволочному телеграфу, такого же типа, как у кроликов и зайцев - стучат лапами по земле» («Мир животных», 1971). Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его. При этом не теряется из вида научная логика и объективность. Многие книги И.Акимушкина знакомят с зоологической классификацией животных. Но писатель постоянно играет с научной логикой, удивляя читателя тем, что вместе оказываются столь не похожие по внешнему виду звери. Особенно это заметно в книгах для маленьких. Их названия звучат интригующе – «Это все кошки» (1975), «Это все собаки» (1976), «Это все антилопы» (1977). Видовая классификация превращается в увлекательную игру загадку – попробуй догадайся о родстве столь разных животных. Композиция книги может следовать и другому принципу – показать различие в повадках животных, которые объясняются разной средой обитания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6682 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2307 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.