Правовое положение личности как совокупности установленных государством прав, обязанностей и свобод не является чем-то постоянным, неизменным, вечным. Не только каждая общественно-экономическая формация характеризуется известным своеобразием в юридическом закреплении свободы личности, но и, как правило, каждое отдельное государство пытается по-своему решить данную проблему. При этом по мере смены одной общественно-экономической формации другой наблюдается существенный прогресс как во взглядах на права личности, так и в совокупности реальных прав и свобод, предоставляемых конкретным
типам личности и в первую очередь представителям угнетенных, эксплуатируемых слоев общества.
В эпоху рабовладения, основанного на беспощадной эксплуатации рабов, личностью признавался только свободный человек как член соответствующего государства. Правовой статус личности включал в себя широкую гамму экономических, политических, социальных и других прав. Граждане Афинского государства, например, могли участвовать в работе народного собрания – высшего органа власти, в осуществлении правосудия, заниматься хозяйственной деятельностью, участвовать в военных походах, защищать с оружием в руках свою страну.
Принципиально иным был статус раба. Рабовладельческое общество и государство приравнивали его к положению "говорящего орудия". А древнегреческий философ и идеолог рабовладельческого государства Платон видел в рабах даже "особую породу зверей". Рабы целиком и полностью зависели от своего хозяина и не обладали никакими правами. Им отказывали даже в праве на жизнь, семью и здоровье. "Власть господ над их рабами должна быть неприкосновенной, и никто не должен быть лишен своего права", – гласил один из законов Древнего Рима.
При феодализме, основу которого составляли феодальная собственность на землю и крепостных крестьян, натуральное хозяйство и ремесленный способ производства, правовой статус личности, ее права и обязанности целиком и полностью определялись сословием, к которому принадлежала эта личность.
Лица одного и того же сословия – феодалы, церковники, купцы, ремесленники, свободные крестьяне – имели свой особый статус в сфере имущественных отношений, хозяйственной деятельности и участия в делах государства. Каждое сословие было замкнутым, а принадлежность к нему – наследственной. При этом существовала система самых различных привилегий, предоставленных феодальным государством различным сословиям.
В сложной иерархической структуре феодального общества полноправной личностью признавался только феодал, помещик-крепостник. Государство закрепляло и охраняло его исключительные права на землю, эксплуатацию крепостных крестьян, предоставляло феодалу самые широкие полномочия для участия во всех делах общества и наиболее благоприятные возможности для обучения и формирования себя как личности. Для дворян были открыты двери во все учебные заведения. Существовала также развитая сеть специальных лицеев, пажеских корпусов, иных об-
разовательных учреждений, где могли обучаться только дворянские дети.
Наиболее бесправным в феодальном обществе был крепостной крестьянин. Как образно говорил А. Радищев, "крестьянин в законе мертв". За ним признавалась только фактическая принадлежность обрабатываемой земли, фактическое и юридическое право на орудия своего производства и часть производственного продукта. Помещик-крепостник был волен продать своего крестьянина, обменять на собаку, какую-нибудь вещь, разлучить с семьей, учинить физическую расправу. Но в отличие от рабовладельца помещик-крепостник не мог распоряжаться жизнью своих холопов. И все же в условиях такой беспощадной эксплуатации и весьма ограниченной свободы крестьянин представлял собой личность, которая при определенных благоприятных условиях достигала значительных и даже выдающихся успехов не только в хозяйственной деятельности, но и в сфере политики, науки и искусства. Так, в России из крестьян вышли сподвижник Петра I Меншиков, художник Тропинин, величайший актер Щепкин, оперная певица Жемчугова, поэт и художник Тарас Шевченко и многие другие талантливейшие представители народа.
В буржуазном общее.ве впервые в истории человечества была сформулирована и обстоятельно развита мысль о том, что каждый человек независимо от своего социального происхождения и положения в обществе является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом.
Первым, кто предпринял попытку возродить теорию естественных прав человека применительно к интересам буржуазии, был голландский юрист Г. Греции. В труде "О праве войны и мира" (1625 г.) он обосновывал существование двух видов права – естественного и волеустановительного – и утверждал, что источником права является сам человек, его стремление к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Соблюдение же права является целью организации и деятельности государства.
В дальнейшем теория естественных прав была дополнена и развита в работах Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Джефферсона и других выдающихся буржуазных мыслителей, которые были намного последовательней и революционней Гроция в своих воззрениях как на природу естественных прав человека, так и на право народа сменять власть, узурпирующую его права.
В частности, Локк, классический выразитель правовых представлений буржуазного общества, считал, что естественное право означает право каждого человека отстаивать свою жизнь, свободу и имущество, то есть то, что ему принадлежит. Естественное состояние он характеризовал "полной свободой в отношении и распоряжении своим имуществом и личностью" и равенством, при котором "всякая власть и всякое право другого являются взаимными, никто не имеет больше другого". Учреждая государство, считал Локк, люди не отказываются от своих естественных прав, а правительство, возникшее на основе общественного договора, обязано всемерно охранять естественные права человека. Там, где правительство нарушает их, нация имеет право насильственным путем свергнуть такое правительство и образовать новое. "Доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти" составляет принципиально новый момент договорной концепции государства, который полностью развязывал руки буржуазии и ее борьбе за политическую власть.
Существенный вклад в обоснование идеи всеобщего равенства и свободы, а также критики феодального строя внес французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. По его мнению, феодальный строй, который заковал свободного человека в многочисленные оковы, установил сословное неравенство и тем самым грубо нарушил условия общественного договора, не имеет законных оснований и держится только на силе. Поэтому народ имеет полное право сбросить с себя лишенную легитимности власть. Идеал соотношения верховной власти и человека Руссо видел в неукоснительном соблюдении ими общих соглашений. "Каждый человек может всецело распоряжаться тем, что ему эти соглашения предоставили из его имущества и свободы; так что суверен никак не вправе наложить на одного из подданных большее бремя, чем на другого".
Идеи общественного договора и неотчуждаемых прав человека получили широкое распространение среди идеологов и руководителей освободительного движения американского народа против английской монархии и были закреплены в Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.) – первой декларации прав человека. Декларация провозглашает всеобщее равенство людей и их неотъемлемое право на жизнь, свободу и на стремление к счастью. Если какой-либо государственный строй нарушает эти права, говорится в Декларации, народ имеет право изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких
формах, которые должны наилучшим образом обеспечить без
опасность и благоденствие народа". >
Подобные положения были закреплены в конституциях других буржуазных государств после того, как буржуазия завоевала политическое господство в обществе и смогла проводить свою волю в форме законов. В современный период, когда западные государства заняли доминирующее положение в мировой экономике и международных отношениях, принцип уважения прав и свобод человека получил всеобщее признание и был закреплен в целом ряде международно-правовых документов. Это, в частности, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Заключительный акт общеевропейского совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе и др.
В тридцати статьях Всеобщей декларации прав человека провозглашается система основных прав населения земного шара, без соблюдения и реализации которых процесс формирования каждого индивида как личности становится затруднительным, а то и вовсе невозможным. В числе этих прав Декларация называет право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание его правосубъектности, равенство перед законом и равную защиту законом, презумпцию невиновности, право человека на владение имуществом, на образование, свободу мысли, слова и религии, свободу убеждений и их свободное выражение. Декларация провозглашает также право человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Не умаляя значимости буржуазных воззрений на права и свободы человека, воспринятых международными органами и организациями, большинством стран земного шара, следует отметить достаточно иллюзорный, декларативный характер этих прав в современных условиях. Даже развитые капиталистические страны, успехи которых в экономической, социальной и культурной сферах общества являются несомненными и бесспорными, пока
' См. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты, М, Прогресс. 1993. С. 25.
что не могут последовательно провести в жизнь принципы равноправия, братства и свободы.
Рабочий класс развитых капиталистических государств в середине и конце нынешнего столетия значительно улучшил свое материальное положение по сравнению с XIX в. и даже с началом XX в. благодаря длительной борьбе за свои права и свободы, а также пролетарской революции в России и других странах. Тем не менее для вывода о полной социальной гармонии в западных странах и всеобщем равенстве не имеется достаточных оснований, ибо значительная часть населения этих стран лишена возможности реализовывать свои способности и знания. Эти люди в ряде случаев лишены даже элементарных, самых необходимых условий для жизни и работы.
Число безграмотных в 80-х годах нашего столетия во Франции достигало 4 млн. человек, в Италии – 12 млн., в США – 23 млн. Всего же на земном шаре остается безграмотным каждый четвертый взрослый человек. Число безработных в развитых капиталистических странах в этот период превышало 30 млн. человек. По-прежнему существует дискриминация женщин. Так, в США среди судебных работников женщины составляют 12%, среди научных работников – 4,4%, среди инженеров – 4%. Среди врачей женщины составляют во Франции 18%, в США 11%, в Японии 9%.
Закрепленные в буржуазных законах принципы равенства,
братства, свободы на деле оказываются правами по преимуществу
экономически и политически господствующих социальных слоев.
Именно имущая часть общества, будучи собственником орудий и
средств производства, произведенных материальных благ, являет
ся действительно свободной. f
Имеющийся капитал предоставляет личную свободу его вла-i дельцу прежде всего в хозяйственной, экономической сфере. Ka-i питалист волен распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, вступать в любые, не запрещенные законом сдел-* ки. Капитал также создает блестящие возможности для формирования и проявления личности. Деньги позволяют получить прекрасное образование и воспитание, обеспечивают надлежащие условия для проявления личности в любой сфере. Только капиталист может позволить себе целеустремленные системные занятия политикой, искусством, литературой, туризмом, не отвлекаясь на случайные заработки с целью материального обеспечения самого себя и своей семьи.
Совсем иным оказывается правовой статус простого труженика, не обладающего капиталом. Его юридическая свобода означает одну и единственную степень свободы – продавать свою рабочую силу. Хотя на рынке рабочей силы встречаются свободные и юридически равноправные личности – капиталист и рабочий, у последнего степень свободы значительно меньше. Либо рабочий соглашается выполнять работу за соответствующую плату, либо он остается безработным и терпит лишения, получая от государства пособие по безработице. В то же время для безработного практически закрыты все блага, которыми располагает современное общество, и соответственно отсутствуют необходимые условия для формирования и проявления себя как личности. Человек оказывается ненужным обществу, а его способности и таланты остаются невостребованными. И в таком положении, как уже говорилось, в буржуазном обществе оказываются не отдельные, жалкие неудачники, а миллионы квалифицированных и способных специалистов либо вступивших в трудовую жизнь молодых людей.
Более чем семидесятилетняя история советского государства, провозгласившего своей непосредственной целью освободить человека от эксплуатации и обеспечить действительную свободу личности, показала, что на этом пути социального развития создаются известные предпосылки для приобщения населения к достижениям науки и культуры и творческому раскрытию своих способностей и дарований.
С самых первых декретов был провозглашен курс на всемерное расширение прав и свобод рабочего класса и всех трудящихся. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено полное, всестороннее и бесплатное образование, признаны равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности.
По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Права, предоставленные трудящимся Советского Союза, не только провозглашались, но и частично проводились в жизнь. К
началу 30-х годов в стране было покончено с безработицей. Со
зданная широкая сеть школ, техникумов, институтов и бесплат-^
ность обучения позволяли каждому желающему получить соот
ветствующее образование, стать высококвалифицированным спе
циалистом. Повсеместное открытие бесплатных библиотек, а
также клубов, домов культуры, кинотеатров способствовало по
вышению культурного, образовательного уровня населения, во
влекало в сферу искусства на профессиональной или любитель
ской основе широкие слои населения. Интенсивно развивалась и
наука, на содержание которой государство отпускало значитель
ные средства. '
Названные и иные мероприятия создали реальные возможности народу, всем трудящимся овладевать достижениями науки, культуры, искусства, получать глубокие профессиональные знания, раскрыть себя как личность. И результаты такой политики не преминули сказаться. В достаточно короткий срок из среды трудящихся вышла плеяда талантливых ученых, инженерных кадров, видных военачальников, театральных деятелей, работников иных отраслей народного хозяйства и культуры.
Демократизм правового положения личности в СССР был бы проведен намного последовательнее и полнее, не установись в стране режим массовых репрессий и террора, вызванных культом личности Сталина. Под предлогом борьбы с "врагами народа" были безвинно привлечены к уголовной ответственности и расстреляны либо приговорены к длительным срокам лишения свободы более 20 млн. советских граждан. Упрощенный порядок судопроизводства, внесудебные расправы, привлечение к уголовной ответственности по мотивам социальной опасности лица и многие другие нарушения законности, непозволительные в любой цивилизованной стране, советское государство закрепило в.евойх законах и неукоснительно проводило в жизнь.
В середине 50-х годов практика незаконных репрессий и террора была сурово осуждена и приняты действенные меры по ликвидации ее последствий. Однако человек по-прежнему оставался зависим от государственных органов и должностных лиц. Советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства. Гражданину долгое время отказывалось даже в праве
судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц.