Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные теории происхождения права




 

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его приро­ды, сущности, назначения права и правового регулирова­ния.

Теологическая теория исходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологи­ческая теория одна из первых связала право с добром и спра­ведливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные до­казательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мне­ний ее создателей по вопросу происхождения права. Сто­ронники этой теории считают, что параллельно, существу­ют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, госу­дарства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как выс­шего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естествен­ное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из не­изменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное пра­во, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, есте­ственное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливос­ти, из нравственных начал. Но во всех случаях естествен­ное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антрополо­гическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII—XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «наци­онального», «народного» сознания. Историческая школа пра­ва смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действен­ность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возник­новения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Пра­во – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического факто­ра на возникновение и функционирование права нет основа­ний, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права после­довательно материалистическая. Марксизм убедительно до­казал, что корни права лежат в экономике, в базисе обще­ства. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство, марксистской теории. Вместе с тем марксизм также жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Одна­ко право имеет более глубокие корни, чем классы, его воз­никновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

Подводя итог анализа различных условий и факторов происхождения государства, а также различных теорий его формирования и возникновения, необходимо сформулировать вывод об ограниченности каждой из вышеперечисленных концепций, представляющих собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума. Современные же подходы основываются на признании плюрализма факторов: весьма трудно, если вообще возможно, выделить один, ведущий фактор, детерминирующий процесс возникновения государства. Существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические – с образом жизни отдельных наций (например, кочевой – у цыган); внешние – с угрозами обществу, исходящими извне, а также опытом развития других стран.

 

Вместе с тем при всем многообразии форм возникших государств всем им при­сущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государ­ство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не тер­ритория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государ­ству.

2. Государство – это особая организация публичной власти, кото­рая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

– если общественная власть первобытного строя выражала интере­сы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрос­лое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

– реализация политической власти осуществляется особым аппа­ратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, про­фессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений политической власти обеспечивается спе­циально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы раз­личные налоги и сборы.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: иные (не основные) теории происхождения государства. Теория общественного договора с точки зрения английской философско-политической мысли XYII века (Т. Гоббс и Дж. Локк).

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию № 1 по следующим вопросам: 1. Организация, природа публичной власти и социальное управление в первобытном обществе. 2. Способы регулирования общественных отношений в догосударственный период. 3. Предпосылки возникновения государства. 4. Предпосылки возникновения права.

4. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию № 2 по следующим вопросам: 1. Основные теории происхождения государства (патриархальная, теологическая, договорная, теория насилия, классовая, органическая теория). 2. Основные теории происхождения права.

Разработала

Заместитель начальника кафедры

Теории и истории государства и права

п/полковник внутренней службы Т.В. Жукова

«______» _______________ 2011 года

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.