Институт социологии Кафедра социальной инженерии
В.Н. ИВАНОВ, В.И. ПАТРУШЕВ
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Курс лекций
Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов
Российской Федерации
По образованию в области социальной работы
Москва "Союз" 1999
ББК 60.5я73
И-20
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Института социологии Московского государственного социального университета.
Рецензенты: д.пол.н. В.В. Бакушев д.ф.н. И.В. Мартынычев
Ответственный редактор - к.и.н., профессор О.А. Уржа
Иванов В.Н., Патрушев В.И.
И-20 Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
В данном курсе лекций сделана первая попытка систематизировать и раскрыть основные понятия новой отрасли развивающегося инновационного социологического знания - социальных технологий.
ББК 60.5я73
© Издательство МГСУ "Союз", 1999 ISBN 5-7139-0126-2
© Иванов В.Н., Патрушев В.И., 1999
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях динамических социальных перемен в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства - его технологизация. В ее основе лежит стремление к достижению баланса интересов и потребностей - личных, коллективных, общественных. Социальные технологии в этой связи выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.
Социальные технологии рассматриваются авторами как направление современной социальной инноватики, рожденной как требованиями самой жизни, так и теми изменениями, которые произошли в научном знании под влиянием научно-технической, управленческой, информационной революций.
Мировой опыт свидетельствует, что с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.
Возможности применения социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов из общественной жизни, безграничны. Однако используются они крайне плохо, нерационально. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом, накопившимся в науке, передовой практике, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в повышении эффективности управленческой деятельности.
В курсе лекций рассматриваются вопросы технологизации социального пространства на пороге информационной эпохи. Особое внимание уделяется условиям и принципам технологизации, повышению наукоемкости и разработке на этой основе инновационных социальных технологий, способных повысить качество и социальную безопасность человеческой жизни.
Курс лекций предназначен для преподавателей, студентов, работников социальной сферы и сферы управления, для всех, кто интересуется инноватикой в области социального управления.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЛЕКЦИЯ№1. СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИОЛОГИИ
Учебные вопросы:
^-———————————————————^
1. Сущность технологического подхода в социологии.
2. Воплощение технологического подхода в специальных социологических теориях.
3. Использование законов социального управления в процессе технологизации.
I. Сущность технологического подхода в социологии
Раскрытие рассматриваемой темы касается ряда вопросов:
1) в чем заключается технологический подход в социологии?
2) с чем он соотносится и чем отличается от других подходов?
Характер воздействия социологии на общественную жизнь претерпевает значительные изменения. Это воздействие обусловлено, во-первых, тем, что представляет собой социология, во-вторых, в каких условиях она функционирует. Многие ученые обращают внимание на особую роль социологии во времена перемен, в период решительных и быстрых изменений. "Развитие и актуальные проблемы социологии, - считает Энтони Гидденс, - необходимо рассматривать в контексте тех изменений, которые сформировали и продолжают формировать современный мир. Мы живем в мире обширных социальных преобразований".
Именно это обстоятельство обуславливает активную роль социологии в обществе. Эта роль проявляется в многообразных функциях, и основной среди них является функция познавательная, которую выполняет любая наука. Познавательная функция социологии неразрывно связана с функцией просвещения, передачи знания, которая достигается в процессе социологической деятельности.
Следующей важной функцией социологии является функция прикладная, состоящая в том, что социология оказывает конструктивную помощь в решении непосредственно практических задач, которые возникают в различных сферах общественной жизни. Это могут быть задачи хозяйственные, политические, проблемы, связанные с так называемым отклоняющимся поведением (преступность, наркомания и др.). Социологию, которая дает знания для решения различного рода проблем, ищет научно обоснованные средства для их решения, называют "прикладной", проблемно-ориентироьаиной-. Такого рода социология решает также задачи прогностические, непосредственно связанные с управлением. Выполняет социология и функции критические. Социально-критическая функция неразрывно связана, с одной стороны, с познавательной функцией социологии, так как "критика" фактически означает постановку диагноза в больном социальном организме. Выявление проблем и противоречий, обнаружение болезней, которые требуют лечения, - это предпосылка самого лечения, которое характеризует практически-прикладное назначение социологии. Всякий отрыв "одн9й функции от другой, настаивание на особой роли одной единственной функции дают искаженное представление о воздействии социологии на общественную жизнь.
Представитель социально-критического направления в социологии Энтони Гидденс прав в том, что "социологию нельзя рассматривать как некоторое нейтральное интеллектуальное занятие в отрыве от практических последствий социологического анализа для тех, чье поведение составляет предмет этого анализа"'. Но этот учет не означает, что социолога не заботит "чистота" знания. Напротив, учет того, на какие социальные действия результаты социологической деятельности ориентируют общество, обостряет чувство ответственности социолога за те конструктивные предложения, которые он делает. Здесь используется особая форма научного вывода, называемая "практической рекомендацией". Научное обоснование последней совсем не то же, что интерпретация знания, представляющего информацию о социальной действительности. Как считает Г.С. Батыгин, специально занимающийся указанной проблемой, в данном случае необходима разработка особой логико-семантической процедуры "обоснования практической рекомендации в виде этапов исследовательского перехода от информации к решению"2. Действительно, можно давать сколь угодно обширную информацию об изучаемых общественных явлениях различной степени общности (производственном коллективе, городе, регионе, стране). Но управленец вправе задать вопросы: с какой целью эта информация преподносится, какие действия со стороны системы управления необходимы? Зачастую оказывается, что "обширной" информации для ответа на эти вопросы недостаточно, и нужно искать другую, но такую, которая помогла бы ответить на данные вопросы.
Неумение трансформировать информацию в практические рекомендации - одна из причин неэффективности многих социологических исследований, проводимых как на Западе, так и в бывшем СССР. Преобразование научной информации в практическую требует профессионализации, умения выполнять именно эту специальную работу, предполагающую тесное сотрудничество исследователей и управленцев различного уровня. Социологи, занятые непосредственно в практической, в частности организационной и управленческой, работе, выполняют социально-терапевтические функции, занимаясь инженерной деятельностью.
Для того чтобы определить статус так называемой "социальной инженерии" и установить характер взаимоотношения инженерной деятельности и социологии, следует выяснить прежде всего, что собой представляет инженерная деятельность вообще. Вопросы, на которые предстоит в данном случае ответить, состоят в следующем: что является необходимой предпосылкой ее осуществления, в чем ее специфика, каково назначение?
Большинство авторов рассматривает инженерию как деятельность по применению научных знаний с целью создания искусственных, технических объектов и материальных ценностей. К такому пониманию деятельности инженера склоняется повседневное сознание, представляющее инженера как человека, имеющего дело с машинами, различными техническими средствами. Однако представление о природе инженерной деятельности менялось по мере того, как менялись общественное производство, социальная практика, а также под влиянием развития науки ее способность трансформировать многообразное знание в практические рекомендации. Соответственно понятие инженерной деятельности расширялось. Постепенно к ней стали относить применение научных знаний не только к техническим средствам и объектам, но и к экономическим, организационным и другим системам и процессам. Во многих определениях инженерной деятельности вообще исчезло указание на вещественно-предметный ее результат. Наиболее важными и общими для любой инженерной деятельности моментами являются следующие: 1) регулярное использование научных знаний; 2) специальная профессиональная подготовка; 3) практическая непосредственно - преобразовательная работа. Соответственно этому И. Попова дает следующее определение социально-инженерной деятельности: это такой вид профессионально-практической деятельности, благодаря которой социально-научное (в частности, социологическое) знание трансформируется непосредственно в преобразовательно -практическую деятельность.
Рассмотрим далее основные моменты социально-инженерной деятельности. Во-первых, научное знание, используемое в социо-инженерной деятельности, должно быть адаптировано применительно к практике, иметь прикладной характер. Во-вторых, для осуществления данной деятельности необходима профессиональная подготовка. В-третьих, осуществление социоинженерной деятельности как практической работы предполагает наличие ряда условий социально-политического, экономического и социо-культурного характера, ибо социальная инженерия затрагивает интересы различных групп населения и влияет на выполнение ими многообразных функций. К другим характеристикам инженерной деятельности, которые следует учитывать для более полного понимания природы социальной инженерии, относятся следующие: инженерная деятельность является оперативной,выполняемой в определенные, часто "сжатые" сроки, инженерный стиль мышления означает умение сочетать теоретическое и практическое, понятийное и образное.
Важнейшими элементами социально-инженерной деятельности являются социальное проектирование и социальные технологии.
Социально-инженерная деятельность, масштабы развития которой еще незначительны, не обеспечена специализированным проектированием и отработанными технологиями. Это сказывается и на том, как ее определяют. Так, например, указывают на то, что она существует в двух формах: 1) в виде программы, содержащей процедуры и операции (способы и средства деятельности);
2) в виде самой деятельности, построенной в соответствии с данной программой2. Социально-инженерную деятельность понимают и более широко, включая в нее социальное проектирование и конструирование, а также организационно-технологическую деятельность. По мере расширения масштабов социально-инженерной деятельности социальное проектирование и социально-технологическая деятельность вычленяются в самостоятельные специализированные виды научно - практической деятельности, создающие предпосылки для социальной инженерии Появляются специальные научные дисциплины, изучающие эта проблемы. Это теория социального проектирования и теория социальных технологий.
Вокруг "социальной инженерии" велись и ведутся практически непрерывные споры.
Противостояние групп, оценивающих различным образом социальную инженерию (или ее отдельные разновидности), имеет сходную основу, обуславливающую ее защиту либо неприятие, И в том, и в другом случае отрицательное отношение к социальной инженерии основывается на признании ее антигуманности. Характеристика ее с этой точки зрения (гуманна - антигуманна) обусловлена различием вариантов ее осуществления. Что касается "технологичности" социальной инженерии (стандартизации, простоты, надежности), то она (технологичность) не означает непременно подход к людям как к "неодушевленным предметам". Гуманистичность тоже может быть технологичной, то есть предполагает использование некоторых стандартных и надежных приемов ее обеспечения.
Следует обратить внимание на те аргументы, которые выдвигает Карл Поппер в защиту социальной инженерии, выступая одновременно против радикально-критических прожектов, называемых им "историцизмом" и "пророчеством". К. Поппер не сводит социальную инженерию к социологии "малых дел" - преобразованию конкретных ситуаций, изменению состояния дел в отдельных фирмах и организациях. Для него социальная инженерия - это целенаправленное изменение социальных институтов, основанное на знании законов исторического развития и предсказании возможных результатов преобразований. У К. Поппера, как и у других социологов, отношение к социальной инженерии определяется методологической позицией. Его позиция - антисциентистская и антипозитивистская. В основе попперовской методологии не только признание эмпирического характера социологической науки, но и настаивание на теоретической ее природе. "Говоря, что социология является теоретической дисциплиной, мы имеем в виду, что она призвана объяснять и предсказывать события с помощью теорий или универсальных законов (которые она пытается открыть). Называя ее эмпирической, мы хотим сказать, что она опирается на опыт; что события, которые она объясняет или предсказывает, - это наблюдаемые факты, и что та или иная теория принимается или отвергается на основании наблюдения"'.
При этом К. Поппер различает два вида предсказаний и соответственно - двоякую практичность. Первый вид он называет "пророчеством". (Например, предсказание о приближении тайфуна. Оно является практически важным, так как дает людям возможность вовремя укрыться.) Относительно второго вида предсказаний К. Поппер пишет следующее: "В противоположность пророчествам предсказания второго рода мы можем охарактеризовать как технологические, поскольку они образуют основу для инженерии. Они, так сказать, конструктивны, поскольку уведомляют нас о шагах, которые мы можем предпринять, если хотим добиться определенных результатов"2. (Например, в случае тайфуна предложить конкретную конструкцию убежища, которое может людей от него защитить.) Однако социально-инженерная деятельность, технологичная по самой своей природе, может быть только частичной, основанной на практическом применении частичной технологии. При этом она охватывает социальную деятельность различного рода - как частную, так и государственную, связана с целенаправленным изменением различных социальных образований: небольших магазинов, страховых компаний, школ, системы образования, органов охраны правопорядка, церкви, суда и прочего. "Частичный" технолог, или инженер, понимает, что лишь немногие социальные институты были спроектированы сознательно, тогда как огромное большинство просто выросли", будучи непреднамеренными результатами человеческих действий'.
"Полное переустройство" общества, по мнению К. Поппера, невозможно из-за нетехнологичности таких попыток. Стремление осуществить переустройство, достичь конечной цели К. Поппер называет утопической инженерией и доказывает, что это худший случай манипуляторства.
Проблема технологичности преобразования социальных институтов общества, социально-инженерного характера этих преобразований является одной из важнейших проблем, с решением которых сталкивается социология в переломные периоды развития общества, в периоды социальных кризисов. Соображения К. Поппера, направленные в защиту частичной (технологически обоснованной) социальной инженерии, и его аргументы против авантюризма "утопической социальной инженерии" имеют в эти периоды особую ценность. Трудно, например, согласиться с тем, что принятие решений, изменяющих подчас судьбы планеты и миллионов людей, лишь на основе интуиции или учета "общих закономерностей", благих пожеланий - более гуманная акция, чем осуществление мероприятий (естественно, обусловленных определенными социальными приоритетами), которым предшествуют исследование конкретных механизмов и зависимостей, строгий расчет и измерения, составляющие основу любой инженерной деятельности.
Американский социолог Герберт Ганс разъясняет ее содержание следующим образом: необходимо оценить, "что и зачем мы делаем для страны в целом и для каждого из слоев общества. Нам необходимо знать, кому мы помогаем, а кому наносим вред намеренно или неумышленно, чтобы определить, что не следует делать во имя лучшего общества, хотя понимание "лучшего", конечно, может быть различным". Воздействие на общество (страну) осуществляется в трех направлениях. Во-первых, через представителей власти, принимающих решения и готовых считаться с выводами и заключениями, которые делаются социологами. Во-вторых, социология, популяризируя результаты своей деятельности, оказывает влияние на общественное (в частности, политическое) сознание, воздействуя практически на все основные группы населения. В-третьих, конструирование технологий, разработка и осуществление проектов и программ.
Гуманистичность социологии неверно связывать с разоблачительной ее ролью. Гуманистичность должна быть конструктивной. Это значит, что социологические знания должны доводиться до уровня технологии и воплощаться в программы и проекты, реализация которых окажет практическое воздействие на жизнь людей, в соответствии с провозглашаемыми гуманными принципами.
II. Воплощение технологического подхода в специальных социологических теориях
Следует отметить, что технологический подход имеет универсальное значение. Появляется новая область научного знания -социальные технологии - как новые методы, способы достижения социального результата в соответствии с целями общества по более полному использованию человеческих ресурсов, воспроизводству жизненных сил. Эта область научного обществознания отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов совместной жизнедеятельности людей.
Разработка социальных моделей, программ, проектов, планов и адекватных им технологий - это прерогатива специальных социологических теорий, полной реализации ими своих прямых функций: аналитической, информационной, технологической, экспертной.
Ныне насчитывается свыше 120 специальных социологических теорий: экономическая и политическая социологии, социология социальной и духовно-культурной сфер, социология труда, личности, семьи, образования, города, села, управления, девиантного поведения, права и т.п. Каждая из них изучает свой объект и предмет, свою группу проблем, социальных отношений и связей. Опираясь на общую социологическую теорию и методологию, специальные социологические теории раскрывают перед нами огромный пласт социологического познания. Их значение, развитие, направленность, актуализация резко возросли. Это обусловлено глобальными экономическими и экологическими изменениями. Нельзя не видеть и того, что последнее десятилетие в России идет нарастающий процесс разрушения практически всех форм совместной деятельности людей и становление их нового многообразия. Нововведения в области экономики, права, политического устройства, других сферах неузнаваемо изменили общественную жизнь. Человек как бы Оказался в другом, незнакомом мире. Наше общество и его социальные институты, вплоть до отдельных людей, находятся сегодня в ситуации системного кризиса, ломки ценностей, норм, традиций, стереотипов. Размываются и трансформируются прежние системы гарантий социальной защиты, образа жизни, мышления и деятельности.
Многообразие, сложность, малая предсказуемость жизни новых социальных институтов, систем и структур порождают новые проблемы и требования к методологии и инструментарию специальных социологических теорий, к характеру их взаимодействия с социальной реальностью в целом. Средства, способы, методы решения новых проблем должны соответствовать сложности современной жизни, быть ориентированными на использование в условиях высокой неопределенности и динамичности ситуаций. Количество проблем нарастает, а их непрофессиональное решение приводит к появлению новых проблем, усугублению ситуации. Чтобы справляться с этими задачами, требуется новый стиль мышления, новые подходы в организации профессиональной деятельности.
Динамичность последнего десятилетия расширила возможности специальных социологических теорий, в том числе возможности применения методов социоинженерной деятельности.
Прежняя задача адекватного отражения социальных процессов, которая ставилась в отечественной социологии в 70-80 годы, ныне сменилась задачей поиска средств и способов социального действия в непрерывно меняющемся мире. Отвечая на эту потребность социума, специалисты в области специальных социологических теорий, других дисциплин разрабатывают эффективные средства. К их числу можно отнести такие модифицированные технологии, методы и техники в социологии, как системный и ситуационный анализ, имитационное моделирование, сценарный метод, исследование действием, методы развития персонала, активные методы социально-психологической подготовки, включающие различные виды тренинга, консультирование, инновати-ку, организационное развитие и ряд других. При этом нельзя допускать, чтобы некоторые методы социологического анализа в практической научно-исследовательской работе использовались по принципу "кто во что горазд", методом проб и ошибок. В этой связи возрастает значение таких методов, как например, критический, аксиологический и класификационно-типологический анализ.
Критический анализ строится на понимании закона отрицания отрицания, а следовательно, должен быть подчинен принципу конструктивизма, а не зряшного отрицания. Сущность его заключается в том, что социальные явления и процессы оцениваются или как отживающие, или как прогрессивно развивающиеся, нарождающиеся и направленные в прогрессивное будущее. Критика - одна из наиболее эффективных форм нового мышления (в любом обществе и в любой сфере), и как таковая должна быть направлена не на разрушение или уничтожение, а на созидание нового на месте старого, на его реконструкцию. Критика в специальных социологических теориях - объективно необходимая форма оценки сущего сравнительно с должным. И в этом контексте она выполняет несколько функций: поисковую, аксиологиче-скую, упредительную, контрольную, реконструктивную, воспитательную. С учетом такого подхода к критике в системе инновационной методологии критический анализ представляет собой совокупность таких оценок и суждений, на основе которых определяется социальная необходимость происходящего в социально! жизни в интересах людей и во благо им, а не во зло. В критию заложены возможности выявления социального потенциал;
мышления, поведения и действий любого масштаба и на любо» уровне. В таком случае в любом социологическом исследована должен использоваться критический анализ, наиболее часто(и необходимое использование которого целесообразно:
• при анализе проблемы и проблемной ситуации;
• при выдвижении и особенно при обосновании гипотез;
• при интерпретации и экстраполяции социологической информации;
• при формулировании выводов и разработке практических рекомендаций.
С критическим анализом непосредственно связан анализ аксиологический, которому тоже как таковому не придается должного значения, хотя некоторые социологические исследования (этико-социологические, социометрические, экспертные оценки и др.) без этого анализа просто немыслимы. В философских науках выделяется особая отрасль - аксиология, которая представляет собой "философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи реальных ценностей между собой, социальными и культурными факторами, структурой личности" (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 763).
Аксиологический анализ в системе инновационной методологии заключается в следующем:
• определении социальных ценностей в общей структуре социального бытия и социальной культуры;
• характеристике структуры ценностей и системы ценностного отношения личности ко всем объектам реального мира;
• разработке критериев оценок социальных фактов, явлений, мыслительных и предметных действий личности, социальных групп;
• разработке механизма формирования и реализации ценностных ориентации с учетом их направленности па все социальные объекты и процессы;
• установлении характера связи между социальными ценностями разного порядка, различного уровня и масштаба;
• оценке функционирования социальных систем, структур, различных объектов в аспекте соответствия общечеловеческим и локальным ценностям;
• определении эффективности той или иной деятельности с гуманистических позиции, определении псепдоэффективности или антиэффективностн по тому же критерию;
• характеристике (в том числе оценочной) антиценностен (негативных ценностей), разрушения ценностного мира личности, определении тенденций в этом направлении;
• определении возможностей регуляции ценностного отношения людей к миру, в котором они живут, формировании системы ценностей в процессе прогрессивного развития общества и других социальных объектов (в том числе на микроуровне).
Механизм и "технологию" аксиологаческого анализа можно представить в форме нижеприведенной графической схемы:
Целесообразно обратить внимание на важность классификационно-типологического анализа, который непосредственно связан с одноименными методами, нередко не ставится разделительной черты. Это обусловлено тем, что оба эти метода связаны с группировкой определенных признаков, свойств, черт, качеств изучаемого или с разложением сложного целого на части по этому же признаку. Но все-таки следует иметь в виду, что типология используется преимущественно с целью дифференцированного подхода к объектам исследований, а классификация - преимущественно к социальным явлениям и процес-1 сам. В специальных социологических теориях по своему содержанию и характеру использования различаются теоретическая типологизация и эмпирическая типологизация. Под теоретической типологизацией понимается обобщение признаков и свойств социальных явлений и объектов путем построения идеальных теоретических моделей с помощью логического анализа по теоретическим обоснованным критериям. Она и используется при разработке методологической части исследовательских программ, в экспертных оценках, вообще на уровне теоретического и методологического анализа. Эмпирическая типологизация отличается от теоретической тем, что в ходе ее определяется устойчивость типа путем многократного перебора, выявления повторяющихся свойств и признаков в наблюдаемой и фиксируемой реальности, в том числе фактологическим путем. Она имеет не меньшее значение, чем теоретическая, ибо применяется при разработке исследовательского инструментария, при сборе информации, ее обработке и анализе, при определении социальных, закономерностей и тенденций, при разработке прогнозов и т.д., В этом и заключается научно-практическое предназначение классификационно-типологического анализа, осуществляемого в специальных социологических теориях.
В целом следует отметить, что технологические возможности специальных социологических теорий весьма трудно реализовать без взаимодействия социологов с властными структурами. Еще в 1986 г. на расширенном пленуме Советской социологической ассоциации обращалось внимание на то, что практически невозможно назвать крупное управленческое решение, затрагивающее насущные интересы многих слоев и групп, к подготовке которогопривлекались бы социологи. С тех пор положение дел мало изменилось к лучшему. Масштабные решения, оказавшиеся несостоятельными (приватизация, конверсия, социальные реформы, налогообложение и многие другие), принимались без социологической экспертизы.
Причины невостребованности социологии складываются из многих факторов, но главный из них состоит в том, что интересы общества и граждан, с одной стороны, и интересы властных структур - с другой, в значительной степени не совпадают. Прислушиваются к тем рекомендациям социологов, которые необходимо учесть для сохранения имеющейся власти, своего выживания, т.е. в период избирательных кампаний.
В этой связи интересно обратить внимание на характеристику трех типов взаимоотношений социологии и политики, которую дает американский социолог Э. Шилз: "Первый - "манипулятив-ный" - характеризуется сотрудничеством с властями: социологическое знание используется для целей управления общественными процессами и манипуляции поведением. Второй - "критический" - тип политической ориентации имеет место, когда социологи отказываются от сотрудничества с властями, занимают критическую позицию по отношению к проводимой в обществе политике. Третий - "согласительный" - тип ориентации означает использование социологии для трансформации взаимоотношения власти и субъекта с целью их сближения"'.
Характерно, что именно "согласительный", а не "критический" тип взаимоотношений Э. Шилз связывает с гуманистической функцией социологии.
III. Использование законов социального управления в процессе технологизации
Уровень социальной технологизации в нашем обществе пока очень низкий. Имеются в виду не стереотипные застывшие технологии, а инновационные. Потребность в их проектировании и внедрении крайне неразвита. Разработка социальных моделей, программ и адекватных им технологий - это прерогатива гуманитарных наук, но роль их в информатизации и технологизации социального пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих прямых функций - аналитической, технологической, экспертной. Обществоведение чрезмерно идеологизировано и политизировано, что отрицательно сказывается на выборах путей общественного развития. Гуманитарная наука пока выключена из механизма нормального функционирования общества и не имеет в нем независимого статуса.
Перед обществом стоит задача огромной значимости - убрать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку в цивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений, политики, максимально исключить политический диктат в науке и сложившийся в коридорах власти стереотип, указывающий кому должен служить научный поиск.
Наука служит обществу в целом, его социальному обустройству, а тем самым и государственному управлению в интересах общества. Поэтому необходима универсальная технология современного включения науки в механизм государственного управления, концепция и технологии поддержки самой науки, ее приоритетных направлений.
Конечно, этот тезис не избавляет саму науку от справедливых претензий со стороны общества, субъектов управления. В самой науке сложился существенный разрыв между наличием определенных теоретических идей и неготовностью их к внедрению, не-доведенностью до конкретных методик, процедур, обеспечивающих их воплощение в практику социального управления.
В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их движения.
Социальный проект представляет собой такую разновидность программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностические, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения. Следует сказать, что именно реализации социальных решений, социальных программ в последние десятилетия уделялось крайне недостаточное внимание. Причин тут много. Одна из них - некомпетентность субъектов управления, их.неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных, решений - от выработки до реализации. Вторая -сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к организационным структурам управления, которые в условиях командно-бюрократической системы нередко сводились к жестоким некомпетентным регламентациям, инструкциям, многочисленным проверкам и т.п., что, несомненно, вело и сегодня ведет.к инертности общественного сознания, к заорганизованности управленческих решений, к манипулированию общественным мнением и другим негативным следствиям управления.
Совершенно очевидно, что этот недостаток необходимо преодолевать. Однако нельзя впадать в другую крайность, когда всякое управленческое действие, его организационные процедуры рассматриваются как бюрократические акты. Современная концепция управления и организации требуют, с одной стороны, очищения от деформаций, бюрократических искажений, с другой - своего дальнейшего развития. Только на этом пути возможны прорыв в будущее, раскрытие подлинной природы социальной системы.
Начать, видимо, необходимо с целей и средств социального управления, которые подверглись деформации. Интересно, что в теорию и практику современного социального управления в развитых капиталистических странах широко проникла марксистская идея - ценности жизни выше целей производства. В литературе американской и японской обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).
В понятие "результат" на Западе все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. В понятие этого механизма включаются не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.
Внедряемые сегодня на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая не исключает доверия к работнику, готовности к сотрудничеству, уважения к творческим способностям людей. Они способствуют средствами планирования, нормативных документов их проявлению и развитию. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения инновационных социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, их "подтягивания" до уровня решений "технико-технологических".
Таким образом, в условиях современного общества социальное управление становится деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни: политическую сферу, сферы материального и духовного производства.
Социальное управление - в широком смысле - органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводства и развития. Социальное управление - в узком смысле - представляет собой осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельностной структуры в процессе выработки и достижения цели.
Социальное управление выступает как совокупность организационно оформленных образований и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами общества. Оно охватывает все те объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей.
По своей сущности социальное управление упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации. Это есть регуляция социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и активность. Социальное управление воздействует на общественные отношения, и прежде всего на отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечивая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных, коллективных, индивидуальных и т.п.), организует социальные действия, достижение намеченных целей, общих результатов.
Начальным пунктом управления является формирование и выбор целей управления. Любой вид социального управления отличается от управления в технических и биологических системах тем, что воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) происходит путем определения цели деятельности. Формирование целей и задач социального управления происходит из глубокого и всестороннего анализа развития общества. Социальное управление воплощается в системе целей: перспективных и текущих; организационно-технических и социально - экономических; народнохозяйственных, отраслевых, региональных и т.д. При этом оно призвано планировать, организовывать, координировать, стимулировать, контролировать деятельность коллективов и отдельных людей, направленную на достижение поставленных целей.
Изучать управление - значит изучать прежде всего отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на общественные процессы, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления. Таким образом, предметом науки управления являются отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Отношения управления реализуются через информацию, отражающую формы связей в процессе управления социальными системами.
Результатами управленческой деятельности являются решения, направленные на реализацию задач, стоящих перед управляемым объектом. Содержанием теории социального управления является выявление законов, закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, развертывания жизненных сил и их воспроизводства.
Теория социального управления - это специальная система знаний, использующая разнообразные методы кибернетики, теории систем, различных социальных наук. Она изучает и разрабатывает пути комплексного применения методов воздействия на людей в социальных процессах и включает в себя:
1. Методологические основы социального управления (раскрывается сущность социального управления, его содержание, законы, закономерности и принципы).
2. Учение о системе социального управления (освещаются организационные формы, функции и структура социального управления).
3. Учение о механизмах и методах социального управления как о совокупности средств и рычагов воздействия (рассматриваются экономический, организационно-распределительный, социально-психологический механизмы, их совокупность и взаимное воздействие).
4. Учение о процессе социального управления, его свойствах и динамике; типология его частей, цели процесса социального управления, связь со структурой; информационное обеспечение процесса управления.
5. Учение о качестве и эффективности социального управления (освещается культура и стиль, научная организация управленческого труда, искусство управления, дается оценка эффективности и указываются пути ее повышения).
Характерными чертами научного социального управления являются: познание и сознательное использование социальных законов, законов и закономерностей социального управления;
обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений.
Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и закономерности, принципы протекания социальных процессов и явлений в области управления обществом.
Хотя социальное управление подчиняется объективным законам и закономерностям, индивидуальные особенности личности 'должностные, профессиональные, возрастные), обусловленные одаренностью, знанием, жизненным опытом, непосредственно влияют на управление. Поэтому, социальное управление - это наука и искусство, поскольку в нем всегда сочетаются объективное и субъективное.
К основным законам социального управления относятся:
• Закон единства системы социального управления, обусловленный культурными, политическими и экономическими условиями общественного развития. Системе социального управления органически присуще единство, определяющее основные процессы ее функционирования, характер формирования и развития. Система социального управления едина, что проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев; в единстве социального управления всеми составными частями глобальных целей и интересов общества; в единстве основных функций и методов управления;
• Закон пропорциональности управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающий рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
• Закон участия различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Таким образом, речь идет о создании и функционировании таких систем управления, которые обладают средствами как стратегического, так и быстрого реагирования, социальной профилактики. От выполнения традиционных функций социологическая наука должна перейти к качественной и быстрой диагностике, информационно и технологически обеспеченной на уровне современных данных, иметь на вооружении технологии глобального и тактического реагирования, направленные не только на изучение, но и на получение позитивного социального результата в соответствии с прогнозными оценками.
Что может делать социолог, выступая в роли социального инженера? Другими словами, какие социально-практические проблемы он может решать на основе социологического знания? Если иметь в виду возможности инновационной методологии, то они велики. Речь в данном случае идет о том, какие социальные проблемы находятся в поле зрения мировой социологии, какой объем знаний о них накоплен к настоящему времени так называемой "проблемно ориентированной" социологией. Оказывается, что диапазон этой проблематики обширен: это противоречия, возникающие в сфере производства (проблемы технологии бизнеса и труда); это проблемы функционирования семьи, системы здравоохранения, здоровья; это проблемы урбанизации, народонаселения и экологии, проблемы насилия, терроризма и войны. Наконец, это традиционные для социологии проблемы, которые стимулировали появление и распространение эмпирических социологических исследований: преступности и "отклоняющегося" поведения, наркомании, наличия сексуальных отклонений, проявления расизма и этноцентризма, проблем взаимоотношения поколений, социальной дифференциации, предполагающей наличие "бедности" и др. При этом исходят из следующего понимания социальной проблемы: она существует тогда, когда большие группы отстаивают свои права на определенные социальные условия, затрагивая этим интересы большого числа людей; когда социальная проблема может быть преодолена посредством коллективного действия. Но всякие ли попытки устранения, преодоления, "исправления" социальной проблемы, выявленной социологическими средствами, будут носить социоинженерный характер? Нет, не всякие. Для инженерного преодоления этих проблем нужны разработки социально-проектировочного и социально-технологического характера, осуществленные на основании социологического знания. Этим объясняется тот факт, что включение социологов в практическое решение масштабных социальных проблем крайне недостаточно.
Вопросы для повторения и обсуждения:
1. Назовите функции социологии как науки. Дайте им характеристику.
2. Каково содержание технологического подхода в социологии?
3. В чем значение социально-технологической составляющей специальных социологических теорий?
4. В чем содержание социально-инженерной деятельности?
5. Каковы аргументы К. Поппера в защиту социальной инженерии?
6. Что изучает теория социального управления?
7. Каковы законы социального управления и их значение для технологического освоения социального пространства?
ЛЕКЦИЯ № 2. НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ
Учебные вопросы:
1. Многомерность и многовариантность общественного развития.
2. Социальные системы и их структура, модели.
3. Критические пороги социальных систем.
I. Многомерность и многовариантность общественного развития
Последние десятилетия второго тысячелетия проходят под знаком нарастающей переоценки ценностей, круг которых стремительно расширяется. По-видимому, кульминационным и в то же время синтетическим пунктом этого движения является интеллектуальная. духовная революция, которые требуют смены парадигмы общественного развития в мировой цивилизации.
Машинная цивилизация придала развитию человечества крайне однобокий и ущербный характер: с одной стороны, грандиозные научные и технические достижения человеческого разума, позволившие радикально обновить предметную среду жизнедеятельности человека и удовлетворить его многообразные потребности, с другой -разрушение природных комплексов, обеднение и омертвление духовной жизни, разрушение здоровья целых человеческих поколений.
Новый порядок развития по своей сути является отрицанием многих ценностей и истин машинной цивилизации: ему присущи, 1 по мнению современных исследователей, такие черты, тенденции и закономерности, которые не являются простым продолжением старых (классических) и во многом отличаются от них, являя собой широкую Многомерность.
Многомерность - это не отношение между общественной системой и ее частными сферами, уровнями, подсистемами и не отношение между структурами, одна из которых определяется в качестве базовой, первичной, фундаментальной. Это - отношение, которое раскрывается на более глубоком уровне: между такими структурами, каждая из которых есть равноценное индивидуальное измерение того общественного целого, в которое она входит.
Понятие многовариантности развития имеет несколько значений:
- выбор одного варианта из потенциально существующих в определенный исторический период;
- реализация неодинаковых вариантов развития общества одного и того же типа в различных условиях;
- наличие в потоке развития качественно неоднородных слоев, движущихся параллельно или в разных направлениях.
В современном мировом развитии, по мнению многих ученых, на первый план начинают выходить законы системно - циклической динамики. Это - общие законы становления многомерного мира. одновременно определяющие его ритм и его поступательность: в них выражается определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными сторонами общественного целого.
Задачей нашего общества на современном этапе является социальная модернизация, то есть планомерное эволюционное движение к современным цивилизованным структурам и состояниям. Основания социальной модернизации заключены в структурах сознания и ценностных ориентациях, изучение которых может быть осуществлено с социально-философских, социологических и психологических позиций. Содержание ценностных ориентации личности составляют ценности - высшие регуляторы человеческой деятельности. Ныне в общественном и индивидуальном сознании происходит разрушение традиционных ценностных норм и желание обрести новые. Регулярно проводимое изучение ценностных ориентации населения дает представление о группировке социальных субъектов по основным ценностям: ориентирующиеся на духовные ценности, на политическую деятельность или
на ценности производства. Знание преобладающих в обществе ценностей и субъективных закономерностей данного этапа социального развития позволяет осуществлять государственное управление в направлении, наиболее благоприятном для общества данного этапа. При этом необходимо учитывать не только основные доминирующие в данном обществе ценности, но и многочисленные их разновидности в пределах ведущей. По данным многочисленных социологических опросов населения России первую группу ценностей составляют здоровье, материальное благополучие, безопасность, образование, справедливость, равенство, дружба народов. Основные ценности общества формируются исходя из тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период, и представляют собой отображение фундаментальных общественных потребностей. Удовлетворение последних возможно в условиях социального правового демократического государства, которого пока нет в России.
Нынешняя российская социальная реальность характеризуется разбалансированностью социального пространства, его крайним напряжением. Очевидно, в этот период наиболее эффективными будут и адекватные технологии социального действия.
Общество может находиться в устойчивом состоянии в двух случаях:
• если оно способно своей воспроизводственной деятельностью удерживать социальные отношения, культуру в относительно неизменном состоянии;
• если оно обладает способностью в процессе интенсивного воспроизводства так изменять и совершенствовать жизненно важные параметры, что они повышают организованность, эффек тивность воспроизводства, способность противостоять энтропийным процессам.
Развитие общества, его усложнение, увеличение масштабов приводят к тому, что в нем развертываются всеохватывающие циклы на собственной основе. Это не только экономические циклы, не только политические перевороты, но и циклы культурные, основанные на колебании ее важнейших показателей.
Значение циклов состоит в том, что на них общество как бы прощупывает крайние варианты возможностей своего существования, испытывая на прочность важнейшие параметры собственной воспроизводственной деятельности. Посредством циклов оно освобождается от наиболее слабых новшеств и элементов, а также от устаревших структур. Сложность понимания циклов заключается в том, что они возникают как органические, как эво-люционно вырастающие из самой основы сопиокультурного развития общества. Однако в определенный момент циклы могут, по мнению современных исследователей, приобрести необратимый, даже патологический характер.
Неизменные циклы способны начать разрушать общество, в котором появились новые жизненно важные параметры, источники прогрессивных форм развития. Это происходит в том случае, когда общество по тем или иным причинам оказывается неспособным привести исторически сложившиеся циклы в соответствие с другими изменениями (или, наоборот, изменения - в соответствие с циклами). Опасности можно избежать лишь в том случае, если воспроизводственные возможности общества дорастут до способности преодолевать значимые силы исторической инерции. В разных культурах по-разному, но тем не менее всегда вызревает способность превращать социальные опасности (вызовы) в предмет познания.
Таким образом, по мнению современных исследователей, в настоящее время происходит глобальная смена социальных порядков, типов культур или суперсистем (по определению П. Сорокина), смысл чего состоит, прежде всего, в переоценке ценностей. в замене ведущей ценности настоящего времени ценностью грядущего. При такой тенденции пути общественного развития предполагают их многовариантность, основывающуюся на мно-гомерности. В связи с этим выдвигаются новые подходы к пониманию социальной реальности и ее возможных путей развития.
Можно выделить и рассмотреть три модели социальной реальности: статическую, динамическую и социально-технологическую.
Гтатическая модель социальной реальности - это видение социальных явлений как неподвижных, всегда равных самим себе, лишенных способности к самоизменению. Общественная жизнь воспринимается при этом как механическая совокупность явлений, которые подлежат произвольному комбинированию в соответствии с целями и идеалами субъекта (государства, группы, личности). Объективных ограничений на возможные комбинации при этом не существует. Имеются только субъективные ограничения, определенные намерениями субъекта и его ресурсами.
Динамическая модель социальной реальности - это видение социальных явлений как меняющихся и взаимосвязанных. Такое видение - проявление более общего, диалектического взгляда на мир, смысл которого заключается не только и не столько в утверждении "все течет, все изменяется", сколько в различении социальных процессов, их источников и форм, результатов и последствий. Любое направленное действие воспринимается при этом не столько само по себе, сколько как элемент или звено в цепи внутренних и внешних импульсов социального процесса, оценивается с точки зрения не декларируемого, а вероятного и достигнутого результата.
Динамическая модель социальной реальности может быть связана с различными ценностными ориентациями и поведенческими стратегиями. Обнаруживая непрерывную изменчивость социальной среды: один обретает надежду на достижение поставленных целей, второй начинает беспокоиться, а третий приходит в уныние и даже отчаяние. Вид пропасти у одного вызывает мысль о бегстве, у другого - о сооружении моста. Видеть и знать еще не значит уметь.
Социально-технологическая модель социальной реальности -это видение социальных процессов с точки зрения возможных направлений, форм и способов их оптимизации, оценки их вероятных результатов и последствий, принятия эффективных решений и минимизации вероятных ошибок.
Социально-технологическая модель продолжает и дополняет Динамическую модель, которая приобретает благодаря этому конструктивную направленность.
Обзор моделей социальной реальности наводит на мысль о социально-технологической культуре как отдельной личности, так и общества в целом. Нам нужно научиться грамотно, цивилизованно жить, строить свое поведение и отношение к другим людям, окружающему миру. Социально-технологическая культура включает в себя прежде всего способность, умение анализировать социальные системы, знать их структуру, логику и потенциал развития, предвидеть вектор движения, предлагать оптимальные модели, способы, средства достижения целей.
II. Социальные системы и их структура, модели
Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, которая имеет новые свойства, отсутствующие у ее элементов. В мире все системно, но, несмотря на общность систем всех видов, они имеют свои специфические черты и закономерности. Особенно большие отличия свойственны социальным системам, поскольку их неотъемлемым элементом является человек, группы людей, активно участвующие в формировании этих систем, влияющие на характер их связей и отношений, состояние, функционирование и развитие.
В первом приближении социальные системы можно условно подразделить на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения и т.п.), социально-культурные (научные, творческие, правительственные сообщества и т.д.), социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия и т.п.).
Любая система является совокупностью элементов. Элемент всегда есть структурообразующая часть системы. Например, предприятие является элементом производственного объединения, корпорации или концерна, как системы. Вместе с тем само предприятие представляет собой сложную совокупность элементов - цехов, служб, отделов. Элементу присуще одно или несколько свойств, которые определяют его место во внутренней организации системы. При этом свое назначение элемент может выполнять только при условии, если будет взаимодействовать с другими элементами системы.
Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей, занятых в управляемой системе. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.
Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При [ этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.
Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью которых люди в процессе материального производства способны производить продукцию в определенном количестве и заданного качества.
Технологическая система основана на делении политической деятельности, материального или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической системы являются предметы труда, отдельные операции и процессы. Данная система представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими.
Организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые ресурсы.
Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей, отношений собственности.
Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей и социальных групп. Именно социальная система совместно с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.
Все системы - техническая, технологическая, организационная, экономическая и социальная - взаимосвязаны. В своем единстве они составляют целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.
Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения и обратно для коррекции управленческих воздействий.
Каждая социальная система самоуправляемая. В то же время в процессе управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга: чем значи- ! тельнее одно, тем меньше другое.
Деятельность и развитие системы подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их существование. Функционирование! таких систем и управление ими являются не только процессом сохранения их целостности и определенности, но и процессом перевода в новое качественное состояние.
Однако специальные изменения, динамика жизни не сводятся к линейным процессам, а являются результатом сложного взаимопроникновения явлений. Человеческая история как цельный саморазвивающийся процесс имеет отчетливо нелинейный характер.
Стилю мышления, характерному для нелинейности, присуща готовность к появлению нового. Чем больше масштабы нелинейности, тем глубже и значимее новшества, которых стоит ожидать. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем разного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.
В мировоззренческом плане идея нелинейности может быть представлена посредством:
• идеи многовариантности, альтернативности путей эволюции;
• идеи выбора из данных альтернатив:
• идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в среде);
• идеи необратимости эволюции.
III. Критические пороги социальных систем. Методологическое значение синергетики
Любая природная система (как и любое социальное сообщество) может существовать лишь в том случае, если ее значимые параметры, изменяясь, тем не менее не выходят за определенные рамки.
Социальная энтропия, неизбежная в любой ячейке общества, ведет к росту дезорганизации, увеличению числа ошибок в воспроизводстве культуры, р