В постклассическом праве правомочное завещание могло составляться различными способами.
а) Нормальные частные завещания строго придерживались всех формальностей. В их заключении государственные органы не участвовали.
В эту группу завещаний входили: устное (нункупативное) завещание — testamentum nuncupativum, которое излагалось перед семью взрослыми римскими гражданами, призванными специально с этой целью, и письменное завещание, которое могло быть написано самим наследователем или под его диктовку другим лицом. Письменное завещание должно было быть подписано и подтверждено печатями семи свидетелей. Письменное завещание не обязательно содержало данные об именах наследников, это могло быть сделано в специальном тайном распоряжении, в то время как завещание содержало данные лишь по его исполнению (testamentum mysticum).
б) Среди нормальных публичных завещаний были такие завещания, в которых формальности строго соблюдались, а в их составлении участвовали государственные органы. Такими завещаниями являлись testamentum apud acta conditium — завещание, заявляемое в письменной форме перед соответствующим органом (судом или государственным органом), и testamentum principi oblatum — завещание, хранящееся императором.
в) Специальные завещания составлялись в чрезвычайных обстоятельствах и для них не предусматривались особые формы. Такими завещаниями являлись testamentum pestis tempore conditium — завещание, составленное во время чумы, testamentum ruri conditium — завещание, составленное в деревне, и testamentum parantis inter liberos — завещание, по которому наследниками становились дети наследодателя. Для этих видов завещания не было необходимо присутствие определенного числа свидетелей. Для специальных завещаний воинов не требовалось никаких формальностей.
Специальные завещания слепых и глухонемых изобиловали формальностями. Завещание слепых подписывало определенное лицо (tabularius), а завещание глухонемых обладало законной силой лишь при наличии подписи самого наследодателя.
Б) Содержание, правомочность и открытие завещания
Содержание завещания
Любое завещание содержало назначение наследников. Это являлось основой и началом всякого завещания. (541) Назначение наследников должно было происходить непосредственно и быть выраженным на латинском языке. Позднее допускалось составление завещания и на греческом языке. Наследник должен был быть ясно определен независимо от дикции произносящего завещание.
Наследником могло быть назйачено одно лицо (heres ex asse) или несколько лиц (heres ex partibus). В завещание можно было не указывать всего имущества, находящегося в собственности завещателя. В этом случае, согласно правилу nemo partim testatus, partim intestatus decedere potest (542), доходило до увеличения долей наследства (jus accrescendi), так что heres ex esse получали все имущество, a heres ex partibus имели право на пропорциональное увеличение долей наследства. Jus accrescendi применялось и в случае, когда кто-либо из завещательных наследников по разным причинам не принимал свою долю наследства. В содержание завещания, кроме назначения наследников, входили и специальные распоряжения, в которые инкорпорировались условия и указания. Если в завещании содержались аморальные противоправные или невозможные условия и указания, считалось, что их в завещании нет. Резолютивные условия и указания противоречили принципу semel heres, semper heres (543). Кроме упомянутых распоряжений в завещании могло содержаться и назначение исполнителя завещания, назначение опекунов и попечителей, освобождение рабов и т. д.
Завещательные субституции
Случалось, что кто-либо из назначенных по завещанию наследников не мог или не хотел принять наследство, и поэтому завещатель (тестатор) прибегал к многократному назначению наследников. Первоименованный наследник назывался institutus. Если он умирал до тестатора или отказывался от наследства, призывался второй наследник, который назывался substitutus.
Завещательная субституция осуществлялась в разных формах.
Вульгарная, или нормальная, субституция применялась тогда, когда институтус отказывался от наследства или умирал до наследодателя.
Пупилярная субституция являлась таким видом субституции, когда субститутус назначался малолетнему наследнику, который не хотел или не мог стать наследником, и в случаях, когда, став наследником, он не был способен составить завещание.
Квазипупилярной субституцией называлась субституция совершеннолетним, но недееспособным лицам.
Фидеикомиссарная субституция являлась передачей наследуемого имущества по смерти первого наследника другому лицу. Таким образом, наследство передавалось от поколения к поколению в рамках одной и той же семьи — семейный фидеикомисс.