Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Б. Группа субстанциальных определений политики. Власть как политическая субстанция




Понятие политики

Структура и функции политики

Границы политики в обществе

Тоталитарная и анархистская, либеральные и кейнсианские трактовки политики

 

· Ключевые понятия: политическая надстройка и экономический базис, стратификация, теория заинтересованных групп, субстанция, система, структура, полити, полиси, политикс.

 

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА? Политология, как следует уже из самого названия, — это на­ука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представле­ний о политике — первейшее условие глубокого осознания пред­мета политологии, ее особенностей и содержания.

Понятие политики

Многообразие определений политики. «Политика» — одно из наиболее распро­страненных и многозначных слов в рус­ском языке, да и в других язы­ках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководи­теля государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».

Аристотель, один из основоположников политической науки, видел в политике высшую форму общения людей. Он считал человека политическим животным, не вкладывая в это суждение отрицательный смысл.

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто оши­бочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повсед­невных представлений строгой логической аргументацией, обоб­щенностью и систематизацией, хотя и страдают некоторой противоречивостью мнений.

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована.

Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанци­альный (выясняющий материю, основу явления), а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие качества и функции в обществе.

В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики:

· социологические;

· субстанциальные;

· научно сконст­руированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

А. Социологические определения полити­ки, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через дру­гие общественные явления: экономи­ку, социальные группы, право, мораль, культуру, религию.

 

В соот­ветствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, эти­ческие (нормативные) и т.д.

· Экономические определения политики, наиболее ярко пред­ставленные в марксизме и других концепциях экономического де­терминизма, характеризуют политику как надстройку над эконо­мическим базисом, как концентрированное выражение экономи­ки, ее потребностей и интересов.

 

Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою само­стоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную ав­тономию.

 

Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребно­стей на политику, недооценивают ее самостоятельность.

 

Опыт ис­тории, и, прежде всего, более чем 70-летнее существование команд­но-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и послед­няя может выступать по отношению к экономике командной, гла­венствующей силой.

Поэтому с точки зрения науки представляет­ся более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправ­ных областей общественной жизни.

· Стратификационные и правовые дефиниции политики

Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефи­ниции.

Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий .

В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.

Термина «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социологи уподобили строение общества строению Земли и разместили социальные слои (страты) также по вертикали.

 

Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения – среднюю, а богатые - верхнюю. Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. См. Кравченко А.И. Социология, стр. 302.)

Они трактуют политику как соперничество определен­ных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и др.).

Если марксистс­кие трактовки политики как борьбы между классами в совре­менном мире во многом утратили свое влияние, то теория за­интересованных групп получила широкое распространение и развитие, и, в частности, она представлена в плюралистичес­ких концепциях демократии, трактующих политику в современ­ном демократическом государстве как соперничество разнооб­разных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, рав­новесие общественных интересов.

 

В истории политической мысли достаточно широко представлены правовые концепции политики, которые считают политику, государство произ­водными от права и, прежде всего, от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельнос­ти государства.

 

Яркий пример правовой концепции политики — ее контрактивистские («общественного договора») теории, пред­ставленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.

 

Суть этих теорий состоит в трактовке полити­ки как специализированной деятель­ности по охране присущих каждому человеку от рождения фунда­ментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собствен­ность и т.д.

 

В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее сред­ство ее реализации, инструмент создания стабильного политичес­кого порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообраз­ности.

 

 

· Этические определения

Правовая трактовка политики непосред­ственно примыкает к ее этическим (нор­мативным, ценностным) дефинициям.

Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование есте­ственного права в форме моральных принципов человеческого со­общества .

В целом же нормативные понятия политики — важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исхо­дя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать.

Политика пред­ставляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага .

Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью — служение этому общему благу, нормами — конк­ретные правила, законы, ведущие к его достижению.

 

Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жиз­недеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотноше­ниях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого.

«Справедливость, — писал он, — имеет место толь­ко в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве» [ Аристотель. Политика. М., 1865., С. 11. См. также: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 380.]

Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выража­ется гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика.

Такой идеал ориентирует участников полити­ки на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различ­ной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпо­сылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил.

 

Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации.

Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благо­родные поступки, движимые нравственными или религиозными мотивами.

Б. Группа субстанциальных определений политики. Власть как политическая субстанция

Вторая наиболее распространенная груп­па дефиниций политики — субстанци­альные определения. Они ориентируют­ся на раскрытие той первоосновы, тка­ни, из которой состоит политика.

В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и ис­пользование.

Политика, писал М. Вебер, это «стремление к учас­тию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» [ Вебер М. Избранные произведения/ Пер. с нем. М., 1990. С. 646.]

Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и сред­ствах борьбы за власть и ее использование.

Так, один из основате­лей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характери­зовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <....> Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций».

 

· Институциональные и антропологические трактовки политики

«Властные» определения политики конкретизиру­ются и дополняются с помощью институциональных дефиниций.

Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализу­ется власть, и, прежде всего, через важнейший институт — государство.

Политика предстает в этом случае как «участие в делах госу­дарства, направление государства, определение форм, задач, со­держания деятельности государства» [ Ленин В. И. Полн.собр. соч. Т. 33. С. 340.]

Некоторые из институциональных дефиниций политики отме­чают возросшую роль в ней негосударственных институтов и, преж­де всего, партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалисти­ческом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах» [Цит. по: Innеnроlitik und politische Theorie, S. 27]

 

Если «властные» и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антро­пологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, заключающийся в природе человека.

С этой точки зрения, политика — форма цивилизованного общения людей на основе пра­ва, способ коллективного существования человека.

Антропологическую природу политики дал еще Аристотель, который считал, что человек — существо политическое, поскольку он — существо коллективное.

Нормальная жизнь человека, удовлетворе­ние его многообразных потребностей и обретение счастья возмож­ны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравне­нию с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением со­стоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего спра­ведливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики в общении людей достигается гармония.

Современные антропологические концепции политики разде­ляют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в кол­лективной природе человека, его индивидуальной свободе, в об­щественном разделении труда и вытекающем из этого сложном и противоречивом взаимодействии индивидов.

· Конфликтно-консенсусные определения

Антропологические трактовки поли­тики значительно обогащаются и до­полняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями.

«Политическая теория, — пишет известный французский политолог Морис Дюверже, колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борь­бой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе кон­троль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения, политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости <...> означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество» [ Duverger M. The Idea of Politics,1966. Р. 186].

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику.

С точки зрения таких противоречий политика рассмат­ривается как деятельность по насильственному и мирному разреше­нию конфликтов.

Хотя общую окраску политике придает конфликт,она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

 

Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политичес­ких субъектов в демократическом государстве, где пре­дотвращение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основопо­лагающих ценностей, как свобода личности, права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства.

 

Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты [ Комоцкая В. Д., Тихомирова Е. Б. Поколение 50-х в американской политологии: С.Ф. Хантингтон // Социально-политические науки. 1991. № 9. С. 59.

 

· Политика как отношения «друзей» — «врагов»

Специфическую интерпретацию и раз­витие конфликтно-консенсусные трак­товки политики получили у видного не­мецкого политолога Карла Шмитта.

Его концепцию политики рассматривают как самостоятельное, оригинальное на­правление в понимании «политического».

Согласно К. Шмитту, политика не имеет собственной основы, субстрата. «Политичес­кое» способно черпать свою силу из различных областей обще­ственной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий.

Оно характеризует не какую-то собствен­ную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только сте­пень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, эконо­мическими или другими и в различные времена вызывают раз­личные соединения или разъединения».

Политическое качество возникает в результате «уплотнения» общественных противоречий, их осознания как отношений «дру­зей» — «врагов».

Враг — это кто-то «чужой», представляющий уг­розу данному субъекту или его интересам, друг же — это союз­ник, помощник в достижении целей.

К. Шмитт придает отношениям «друг» — «враг» конституиру­ющее, создающее политику значение, оставляя в тени объектив­ные основы политической дифференциации людей. Его концепция хорошо объясняет субъективное переживание по­литики, ее эмоциональную мотивацию.

Однако отношения «дру­зья» — «враги» — это лишь один из важнейших аспектов полити­ки, далеко не охватывающий всего ее содержания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1447 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2335 - | 2044 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.