В новейшей юридической литературе подход к определению предмета медицинского права, в основном, совершается с позиции С.С. Алексеева, который утверждает, что весь нормативный материал сначала компонуется в “профилирующие, базовые” отрасли, к каковым автор относит отрасли конституционного, гражданского, административного, уголовного права и соответствующие трем последним отрасли процессуального права, затем, как бы во вторую очередь — в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.), и, наконец, в отрасли комплексные, для которых “характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей” (торговое, морское и др.) В этой классификации медицинскому праву принадлежит место в последней группе: его характеризуют как комплексную, пограничную отрасль российского права, регулирующую здравоохранительные и другие тесно связанные с ними отношения. Под здравоохранительными авторы понимают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья: при оказании медицинской помощи, организации лечебно-диагностического процесса, при проведении медико-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. К отношениям, тесно связанным со здравоохранительными, они относят отношения по организации системы здравоохранения, управлению здравоохранением, обязательного медицинского страхования, проведению лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, экспертизе качества медицинской помощи. Пограничный характер данной отрасли, по мнению указанных авторов, придает многоаспектность отношений, сочетание и взаимодействие в отраслевых пределах качественно разных правовых явлений — частноправового и публично-правового характера, границы между которыми стираются.
В то же время, каждая отрасль права имеет набор собственных, только ей присущих методов регулирования, с помощью которых осуществляется приведение социальных отношений в надлежащее состояние. Всякий отраслевой правовой метод в целом — это неповторимая совокупность способов, приемов, средств воздействия на общественные отношения. В совокупности конкретных способов и кроется специфичность отраслевого метода. Если обратиться к медицинскому праву, то исходным, общим приемом регулирования этой отрасли можно считать диспозитивный (дозволительный) способ, так как решение во многих конкретных случаях, связанных с медицинским вмешательством, остается за пациентом. Применительно к указанной ситуации можно сформулировать и конкретный метод правового упорядочивания отношений между больным и врачом, присущий только медицинскому праву, — метод приоритета мнения пациента или его законных представителей относительно медицинского вмешательства.
Каждое медицинского правоотношение должно быть урегулировано и другим методом — установления прав и обязанностей на основании взаимного одобрения личности каждой из сторон, иными словами, пациент должен иметь возможность выбора врача, а врач — право принесения мотивированного отказа от лечения конкретного больного. Медицинскому праву также свойственны и такие общие методы правового регулирования, как дозволение, предписание и запрет. В вопросе о положении отрасли медицинского права относительно других отраслей системы российского права необходимо, прежде всего, отметить соотношение медицинского и конституционного права. Надо заметить, что проблема иерархии отраслей, по всей видимости, в отечественной правовой науке решена окончательно. “Исходным пунктом” построения системы права, ее вершиной, своеобразным “истоком” всех отраслей, а значит, и отрасли медицинского права, признается право конституционное.
Единство конституционного и медицинского права можно проследить и по методам этих отраслей. В большинстве научных работ основным методом конституционного права называется метод юридического закрепления (провозглашения) основ конституционного строя или метод общих установлений. Специфика метода правового регулирования конституционного прав обусловливается социальной функцией этой отрасли права, характеризующейся способностью гарантировать существование в действительности определенных явлений, т.е. основой метода конституционно-правового регулирования является метод правового гарантирования. Указанный метод можно применить и к медицинскому праву и тогда он будет выглядеть как метод гарантированного оказания медицинской помощи каждому в Российской Федерации.