Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этапы становления революциологии.




Основными теоретическими блоками для осмысления революционных потрясений (и тем самым для становления революциологии) послужили в той или иной степени «теория естественного права» и концепция «общественного договора».

У истоков революциологии в этой связи вполне можно считать таких мыслителей и политических деятелей как Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Локк, Т. Гоббс, позднее - Ж-Ж. Руссо, Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон, М. Робеспьер и др.

«Естественные права» существуют раньше и стоят выше всякого положительного закона - гласили программные документы Английской революции. Таким образом, борьба за эти права абсолютно правомерна, как правомерна и революция во имя этих прав.

Первоначально была сформирована революциология апологирующего типа - апологирующая относительно Революции. Однако буквально следом за данным направлением в учении о революции дали себя знать концепции антиреволюционного толка. Конец ХVIII века четко зафиксировал и противопоставил друг другу две эти линии в становящейся "науке о революции".

В 1790 г. вышла книга английского государственного деятеля, эстетика, философа, консерватора Эдмунда Берка "Размышления о революции во Франции...", выдержавшая за год более 10-ти изданий и вошедшая в историю как "библия европейской контрреволюции" (ныне книга переиздана на русском языке). И почти одновременно Томас Пейн - сам участник и Великой Французской революции, и Американской войны за независимость огромным тиражом (ибо есть спрос!) издает основательный труд в защиту революции и революций вполне конкретных. Речь о работе "Права человека".

Впрочем, и в рамках "апологирующей революциологии" достаточно скоро стали обнаруживаться определенные ограничители. Видимо, несколько упрощая, эту динамику можно зафиксировать как движение от полного (даже восторженного) оптимизма к оптимизму сдержанному - оптимизму, "ограниченному благоразумием". Свою роль в подобных трансформациях (помимо прочего) сыграла, несомненно, и антиреволюционная составляющая в изучении (и просто в восприятии) революций, концентрировавшая внимание на широком спектре разрушительных, кровавых, антигуманных и проч. Акций в процессе революционных событий. Однако куда серьезнее были причины так сказать "внутреннего происхождения".

Действительно, уже левеллеры в ходе Английской революции оказались в явном противостоянии "умеренным", обнаружив, что "естественные права" вполне однозначно лимитируются в революционной стране отношениями собственности. И не случайно лидер левеллеров Сексби негодовал:

"...мы готовы поплатиться жизнью и имуществом...чтобы вернуть прирожденные права...англичан. И что же? Оказывается...у кого нет постоянной собственности, лишен всякого права в королевстве...".

То есть, в процессе самих революций выяснялось, что замечательные идеи неотъемлемых прав человека, идеи свободы, а особенно - равенства и братства (идеи, заметим, вдохновлявшие и поднимавшие на революционную борьбу тысячи и тысячи людей). есть понятия весьма и весьма относительные... И потому уже, скажем, Дэвид Юм соглашается лишь "в некоторых случаях" признать правомочие революции, поскольку "несомненно, что при обычном течении дел человеческих ничто не может быть более пагубным и преступным" и вообще "нет ничего более ужасного, чем революция народная". Исход Великой Французской революции в диктатуру Наполеона Бонапарта заставил немалое число недавних сторонников революции усомниться в ее конструктивном потенциале, пополнил ряды скептиков и даже противников революционного способа общественных преобразований (хотя, безусловно, одновременно революционные события активнейшим образом "работали" на развитие, упрочение прореволюционной составляющей революциологии, причем как в предельно оптимистическом, так и осторожно-благоразумном ее вариантах).

Во второй половине ХIХ в. широкое распространение в интеллектуальных кругах Европы, вообще Запада, и России получают идеи эволюционизма, в частности концепции социальной эволюции (см. Г. Спенсера, О. Конта). Зафиксируем коротко и упрощенно смысл представлений отмеченных философов (сторонников некоего "социально-биологического" или "социально-физического" подхода к анализу общества): социальные эволюции - норма, благо; революции - все равно что голод, эпидемии, а в общем - это "общественные изменения ненормального характера", патология.

Однако суть, содержание упоминавшихся нами революций Нового времени были столь значительны ("в результате этих революционных процессов сформировались уникальные типы социальных преобразований, приведшие... к созданию новой цивилизации...цивилизации Нового времени, - подчеркивает Ш. Эйзенштадт), что не могли не повлечь за собой интенсивнейших разработок в рамках оптимистического направления в революциологии. Речь об изысканиях социалистов и анархистов разного толка, лидеров национально-освободительного движения и т.п., о поисках, в частности, представителей русского "крестьянского социализма", народничества, а до того - "декабристской" и околодекабристской мысли и наконец - о разработках марксистов (в том числе, если не в первую очередь, российских социал-демократов), неонародников, а в определенной степени - и российских либералов. Особняком в течение второй половины - последней трети ХIХ начала ХХ вв. формируется тенденция религиозно-философского осмысления Революции Революций - Революции Духа, Революции Человеческой, Революции как прорыва к последнему Третьему антропологическому Откровению.

Наиболее сильно, ярко, глубоко эта тенденция дала знать о себе в России, на русской православной основе. Однако данная религиозно-философская, с одной стороны, и материалистически-революционная линия, с другой, оказались в России 1917-1920-го и последующих годов фактически противопоставленными друг другу (что в дальнейшем привело к очень существенным трагическим последствиям... См. подробнее: Бердяев Н. А. Русская идея. Гл.10; Кантор К.М. История против прогресса…*; Шепелева В. Б. Историческая наука и русская религиозно-философская мысль второй половины ХIХ -первой половины ХХ века//Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып.4. М.: УРСС, 2001. С.232-245).

Между тем, конец ХIХ - начало ХХ вв.: в мире пробовал свои силы "капиталистический империализм", пробивались ростки ГМК - государственно-монополистического капитализма, разворачивалась "промышленная цивилизация" - "индустриальное общество". Известный французский социолог, революциолог, обществовед Гюстав Лебон писал в этой связи: "Особые условия настоящего времени увеличивают в громадных размерах толпу неприспособленных. Эта масса неспособных, обездоленных и (...) выродков грозит серьезными опасностями всякой цивилизации... Это армия, готовая на всякий переворот, так как терять ей нечего, а выиграть она может все" (последнее - едва ли не цитата из Маркса!). А в целом, если марксисты (ортодоксы) считали, что мир вступает в эпоху революционных потрясений, эпоху социалистической прежде всего революции, то Лебон и др. разрабатывали теорию нового - "массового общества", писали, что мир вступил, вступает в "эру толпы". И все эти соображения, концепции есть несомненный вклад в процесс развития революциологии.

Весьма красноречивым представляется предупреждение 1913 г. американского ученого Б. Адамса о том, что "принцип власти опасно подорван" и "нужна мирная революция... направленная к укреплению государства". Отметим: правящие круги царской России на такую " мирную революцию " оказались неспособны...

Однако при всём при том и Октябрь 1917 г. сначала многими (и за рубежом и в самой России) был воспринят как некий казус, непродолжительный эксперимент и не более. Но по мере того, как "казус", "эксперимент" обретал плоть и кровь, становился живой реальностью, не только большевики и их сочувственники, а и прямые оппоненты Октября, Советов должны были как-то реагировать на новую реальность. Появляется, как отмечал известный советский обществовед Ю. А. Красин, целая череда революциологических работ, направленных на предупреждение революций, в частности исследования Л. Эдвардса, П. Сорокина, Д. Питти и т.д.

Коротко смысл их: "История учит, что... все глубокие и реально прогрессивные достижения были результатом познания мира, солидарности, сотрудничества и любви, а не ненависти, жестокости и безумной борьбы, которые неизбежны во всякой большой революции". В целом, в 1920-1930-е годы, и особенно после 2-й мировой войны, в западном обществоведении со всей определенностью дают себя знать анти-, негативно- и “превентивнореволюционные” изыскания.

В частности, с конца 1950-х годов пристальному вниманию и пересмотру оказалась подвергнута вся история социальных движений сначала в США, затем в Англии; события 1960-х годов "спровоцировали" концентрацию ревизирующих усилий заметной группы исследователей и вокруг проблем Великой Французской революции и т.д.

Пожалуй, всю совокупность высказанных в данной связи соображений можно свести, упрощая, к трем позициям. Первая из них имеет отношение или проистекает из концепции массового общества (см. Г. Лебона) и потому гласит, что все выступления народных масс реакционны, террористичны. Поясним: наступившая с конца XIX в. в истории европейского общества "эра толпы" означала, по определению французского социолога, "замену сознательной деятельности индивидов бессознательною деятельностью толпы", при том, что само общество есть сумма "разнородных и однородных толп". Таким образом, "эра толпы" означает "начало упадка цивилизации...деперсонализацию, деиндивидуализацию... Закон духовного единства толпы" (помимо "избыточно эмоционального поведения") влечет за собой превращение "индивидов в безвольные автоматы с подавленным рациональным началом".

Основные признаки толпы, по Лебону: "зараженность общей идеей, сознание непреодолимости своей силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, бездумное следование за лидером".

В "Великом Красном Октябре" (1976г.) известный американский советолог Р. Даниелс (существуют иные транскрипции фамилии ученого с вариантами относительно первой и последней гласных), фактически следуя за Г. Лебоном, утверждал, что "человек массы - естественный тоталитарист", плодотворная почва для демагогии и прямого пути к тоталитарной власти, поскольку разгул - господство через социальный взрыв этой тоталитарной массы в состоянии унять лишь предельно тоталитарная сила.

Вторую позицию можно увязать с построениями Ж. Эллюля, который в весьма привлекательном, даже логически красивом, но далеко и далеко небесспорном дискурсе доказывает, что по самой генетике своей, т.е. исходно, революции реакционны. Ход его рассуждений: революция есть стремление реализовать, возвратить естественные права, т.е. она - реакция, она обращена вспять. Да и прямое предшествие ее - бессмысленные, кровавые реакционные бунты, крестьянские войны, - в общем здесь, по оценкам французского обществоведа, выхода-спасения нет. "Революция (социальная, политическая революция), - говорит он, - это опиум для народа"...

Третью позицию есть смысл обозначить как позицию "термидорианскую", т.е. акцентирующую внимание, сводящую все дело к термидорианскому исходу революций. В данном случае особенно показательна концепция "замкнутой схемы революционного процесса" одного из крупнейших в мире революциологов - Крейна Бринтона.

Ученый выделяет пять этапов революционного процесса: 1.предреволюционный; 2.взрыв насилия свержение старого режима; 3.последовательный переход власти ко все более левым; 4.установление наконец диктатуры крайне левых и затем, (добавим) если общество жизнеспособно - 5.термидорианский переворот - "возврат к исходному пункту, - пишет автор, - затишье после шторма, выздоровление после лихорадки". Мы, правда, склонны усматривать и в самом определении данной концепции, и в ряде формулировок ее серьёзные противоречия.

"Выздоровление после лихорадки" - это никак не "возвращение к исходному пункту"; уж коли выздоровление, значит организм нечто существенное приобрел и взошел на новую ступеньку в своем развитии. Но тогда и " замкнутая схема" далеко не точна... При этом сам К. Бринтон подчеркивает: "...термидор есть неотвратимое следствие попыток (крайне левых) свести небо на землю, для чего они устанавливают жесткую диктатуру. Термидор же - это избавление от гнета террористической диктатуры экстремистов". Но, следовательно, термидор здесь не контрреволюция, а лишь отсечение недопустимого, гибельного для общества, того, что готово губить общество во имя неких утопических, противоречащих реальности схем.

Несомненно, перекликается с концепцией Бринтона так называемый "закон двойного развития революций" Ф. Боркенау - обществоведа из ФРГ. Последний построен на оппозиции анархии и бюрократии на всех этапах революции, причем автор различает бюрократию старую и "более сильную новую", что опять-таки невозможно подвести под формулу "возврат к исходному пункту". Подчеркнем, что с учетом отмеченных уточнений-корректировок обе концепции, особенно бринтоновская, могут быть весьма и весьма продуктивны при анализе реальных революционных процессов, что, к сожалению, далеко не всегда признавалось, фиксировалось советской гуманитаристикой (сказывались, издержки идеологизации в научной полемике).

Однако, так или иначе, но последовательными и непреклонными "спасателями", как пишет уже упоминавшийся нами отечественный учёный Ю. А. Красин, спасателями революционных массовых социальных движений, в т.ч. буржуазных революций, выступали в этот период "холодной войны" советские, а за пределами СССР - марксистские и промарксистские исследователи (помимо ученых просто добротного академического объективистского толка).

В заключение первого сюжета-вопроса темы подчеркнем: становление и развитие революциологии происходило в борьбе, дискуссиях и диалоге противоположных и просто отличающихся направлений и концепций, причем сама ситуация активного противостояния должна (помимо прочего) рассматриваться как серьезный фактор углубления, уточнения, восходящего развития революциологии в целом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 831 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2379 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.