Как известно, защита Конституции состоит в устранении нарушений ее норм. Охрана же Конституции направлена на предупреждение нарушений конституционных норм. Одним из основных правовых инструментов охраны и защиты Конституции является конституционно-правовая ответственность. Глобальный системный кризис во всех областях общественной жизни РФ не обошел стороной и конституционную сферу. Особенно опасна безответственность высших органов государственной власти, их должностных лиц за нарушение норм Конституции РФ.
Правовые нормы, содержащие меры ответственности за несоблюдение и нарушение Конституции, направлены на защиту основного закона. Закрепление таких норм в Конституции и российском законодательстве, является одним из правовых средств, составляющих правовую охрану Основного закона. Как известно Конституция Российской Федерации закрепляет возможность приостановления несоответствующих ей нормативных актов либо их отмены. Для «нарушителей» Конституции Российской Федерации могут наступать иные соответствующие неблагоприятные последствия, направленные на защиту конституционных норм, то есть меры конституционной ответственности.
Вопрос о существовании собственных специфических средств обеспечения норм конституционного права был поставлен уже давно учеными - государствоведами. Дискуссия о существовании ответственности в конституционном праве идет и сейчас. Большим прогрессом является признание практической необходимости обсуждения проблем государственно-правовой ответственности в случае грубого нарушения Конституции и федерального законодательства, представленное в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Россия на рубеже эпох»[7] и последующих аналогичных актах.
Отсутствие мер конституционно-правовой ответственности в большинстве конституционных норм не всегда может быть компенсировано санкциями других отраслей права без опасения, что эти нормы останутся без действенной защиты. Очевидно, что конституционные нормы нуждаются в адекватной системе средств защиты своих предписаний. Справедливо отмечается, что различные виды юридической ответственности, будучи направлены на охрану Конституции, не обретают свойств и признаков конституционно-правовой ответственности[8].
Конституционное право характеризуется наличием собственного института юридической ответственности. Ведущая роль конституционного права обуславливает его влияние на формирование всех институтов правовой ответственности в целом, направляя их развитие в нужном для государства и общества направлении. Поэтому конституционные нормы в силу своей особой роли должны иметь и специфическую юридическую защиту в случае нарушения правовых механизмов воздействия конституционного права на развитие иных отраслевых форм ответственности.
За последнее десятилетие увеличилось количество правонарушений, не подпадающих под квалифицированные признаки правонарушения ни одного из традиционных видов юридической ответственности. Такими деяниями являются:
1) неисполнение законов высшими органами государственной власти как федерального, так и регионального уровней власти;
2) издание законов, подзаконных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам;
3) неисполнение органами государственной власти решений соответствующих судов[9].
Нарушения конституционных норм невозможно оставлять без применения мер ответственности только потому, что они не подпадают под ординарные признаки известных отраслевых составов правонарушений.
Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений[10]. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.
Конституционно-правовая ответственность обладает всеми признаками, присущими иным видам юридической ответственности. Вместе с тем она не может быть полным аналогом других видов ответственности. Конституционно-правовая ответственность призвана охранять общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Признание конституционной ответственности самостоятельным видом юридической ответственности предполагает раскрытие не только ее отличительных (специфических) признаков, но и основных положений (основания, объект, субъект, санкции, отличительные черты).
На наш взгляд, конституционной ответственности присущи следующие признаки:
- ответственность наступает за деяние в форме как действия (виновное исполнение своих властных полномочий), так и бездействия (неисполнение своих властных полномочий);
- это ответственность субъектов права со специальным конституционно-правовым статусом, то есть высших должностных лиц федеральных и региональных органов государственной власти.