Нарушение субъективных прав и охраняемых законом интересов участников гражданских правоотношений влечет наступление гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственно-правового воздействия на правонарушителя (причинителя вреда).
Под гражданско-правовой ответственностью обычно понимают санкции, которые связаны с дополнительными обременениями для правонарушителя, т.е. являются для него определенным наказанием за совершенное правонарушение. Эти обременения могут быть в виде возложения на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему субъективного гражданского права. Например, в случае исполнения сторонами сделки, совершенной под влиянием обмана, сторона, прибегнувшая к обману, лишается права на переданное ею по сделке имущество, которое обращается в доход Российской Федерации (ст. 179 ГК). Эти отрицательные последствия не наступили бы, если бы сделка была совершена с соблюдением требований, предъявляемых законодателем. Подобного рода санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, оказывают стимулирующее воздействие на участников гражданского оборота и способствуют предотвращению правонарушений, что является целью института юридической ответственности.
Однако приведенный пример не позволяет в полной мере уяснить специфику гражданско-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности. Юридическая ответственность, в какой бы форме она ни выступала, всегда есть определенное воздействие на правонарушителя. Поскольку предметом гражданского права являются, в первую очередь, имущественные отношения, то очевидно, что и гражданско-правовая ответственность должна соответствовать, быть адекватной регулируемым общественным отношениям. Этим и объясняется специфика гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность, во-первых, носит имущественный характер, во-вторых, компенсационный характер.
Цель законодателя – возмещение потерпевшему понесенных потерь за счет лица, причинившего вред (в отдельных случаях – иного обязанного лица).
Поэтому большинство гражданско-правовых санкций носит компенсационный и имущественный характер. Однако гражданскому праву известны также штрафные и конфискационные санкции.
Компенсационные санкции – санкции, имеющие своим назначением возмещение потерпевшей стороне вреда или убытков.
Штрафные санкции взыскиваются в пользу потерпевшего независимо от понесенных убытков (например, штрафы или пени за просрочку исполнения по договору).
Конфискационные санкции заключаются в безвозмездном изъятии определенного имущества в доход государства. Такие санкции являются для гражданского права исключительными (ст. 169 ГК РФ).
Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности является дискуссионным в юридической науке. Иногда выделяется так называемая позитивная ответственность, под которой понимается неуклонное, строгое, предельно инициативное осуществление всех обязанностей. Применительно к ответственности в сфере обязательств такая позитивная ответственность фактически совпадает с надлежащим исполнением обязательств. Между тем надлежащее исполнение обязательств и гражданско-правовая ответственность подчиняются различным правилам и в силу этого не могут воплощаться в одних и тех же действиях должника. Пока имеет место надлежащее исполнение обязательств, нет места для ответственности. И наоборот, наступление ответственности исключает надлежащее исполнение обязательств.
Неудачным представляется определение гражданско-правовой ответственности как регулируемой обязанности дать отчет в своих действиях[226]. Обязанность дать отчет в своих действиях может иметь место и тогда, когда нет правонарушения. Кроме того, закрепленные в нормативных актах меры гражданско-правовой ответственности вовсе не сводятся к отчетам о своих действиях, а воплощают в себе вполне реальные и конкретные отрицательные последствия для правонарушителя в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, потери задатка и т. п.
С.Н. Братусь под ответственностью понимает меры государственного или общественного принуждения, включая понуждение должника к исполнению принятой на себя обязанности в натуре[227]. Такой подход приводит к отождествлению понятий «санкция» и «ответственность», поскольку на принудительную силу государства опирается любая санкция, предусмотренная в нормативном акте. Между тем, многие ученые разделяют меры гражданско-правовой ответственности и иные предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, которые именуют мерами защиты гражданских прав. При этом, сам термин «санкция» в правовой литературе многозначен. Данный термин может быть использован в смысле «разрешения», «распоряжения» или меры ответственности.
Следует также отметить, что в отдельных случаях необходимость возмещения вреда возникает и при отсутствии вины причинителя вреда, в связи с чем говорят об ответственности «без вины». Обосновывается это тем, что гражданско-правовая ответственность носит восстановительный характер. Иногда обязанность по возмещению вреда возлагается не на лицо, непосредственно причинившее вред, а на другое (обязанное) лицо.
Отмеченные особенности гражданско-правовой ответственности существенно отличают ее от других видов юридической ответственности, что вызывает многочисленные дискуссии среди ученых.
Исходя из родового понятия юридической ответственности, а также с учетом отмеченной нами специфики исследуемого института, можно сформулировать следующее определение гражданско-правовой ответственности.
Под гражданско-правовой ответственностью следует понимать обязанность лица, совершившего правонарушение (в установленных законом случаях – другого лица) нести предусмотренные нормами права неблагоприятные последствия, выражающиеся в лишениях имущественного или личного характера.
Содержанием гражданско-правовой ответственности является: право потерпевшего на восстановление его нарушенной сферы; правомочие государства (в лице его компетентных органов) лишить лицо определенного блага; обязанность лица претерпевать установленные лишения, обеспеченная возможностью применения государственного принуждения.
Под формой гражданско-правовой ответственности понимается форма выражения тех обременений, которые возлагаются на правонарушителя. Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности. Ответственность может наступать в форме возмещения убытков (ст. 15 ГК), уплаты неустойки (ст. 330 ГК), потери задатка (ст. 381 ГК), лишения принадлежащего гражданского права и т. д.
Среди этих форм гражданско-правовой ответственности особое место занимает возмещение убытков. Обусловлено это тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки. Ввиду этого данная форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, если законом или договором не предусмотрено иное (ст. 15 ГК), тогда как другие формы гражданско-правовой ответственности применяются лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором для конкретного правонарушения. Так, если арендатор допустил ухудшение арендованного имущества, то арендодатель вправе потребовать от него возмещения причиненных ему убытков, даже если в правилах об аренде и в договоре аренды ничего на этот счет не сказано. Потребовать же уплаты неустойки за допущенное ухудшение арендованного имущества арендодатель вправе лишь тогда, когда уплата такой неустойки предусмотрена заключенным им с арендатором договором.
Поскольку возмещение убытков можно применять во всех случаях нарушения гражданских прав, за некоторыми исключениями, предусмотренными законом или договором, эту форму гражданско-правовой ответственности называют общей мерой гражданско-правовой ответственности. Другие же формы гражданско-правовой ответственности именуются специальными мерами гражданско-правовой ответственности, так как они применяются лишь в случаях, специально предусмотренных законом или договором для соответствующего вида гражданского правонарушения.