Понятие. Правовой режим. Стороны. Объект. Документы и знаки, подтверждающие принятие вещи на хранение. Срок хранения. Возмещение убытков поклажедателя. Разновидности договора.
1. Понятие договора хранения в камере хранения транспортной организации. До принятия действующего ГК РФ, посвятившего хранению в камерах хранения транспортных организаций специальную ст. 923, указанный вид хранения был урегулирован в подзаконных нормативных правовых актах, преимущественно в актах транспортных министерств.
Договор хранения в камере хранения транспортной организации - это договор хранения, по которому транспортная организация (хранитель) обязуется возмездно с использованием камеры хранения (в том числе автоматической) хранить вещь (ручную кладь), переданную ей гражданином (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Договор хранения в камере хранения транспортной организации является подтипом договора хранения, выделение которого обусловлено местом хранения (в данном случае - в камере хранения) и ее принадлежностью определенному виду организации (в данном случае - транспортной организации). За пределами предмета регулирования ст. 923 ГК РФ осталось хранение вещей граждан в камерах хранения организаций других видов, в частности торговых. К хранению в камерах хранения иных (не транспортных) организаций правила ст. 923 могут быть применены по аналогии с соблюдением требований ст. 6 ГК РФ.
Договор хранения в камере хранения транспортной организации в силу прямого указания ст. 923 ГК РФ признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Он является также реальным и возмездным договором.
2. Правовой режим договора хранения в камере хранения транспортной организации (помимо положений, общих для всех договоров хранения) определяют специальные правила о хранении в камере хранения транспортной организации, содержащиеся, в частности, в следующих нормативных правовых актах.
Правовой акт
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 923)
Приказ Федеральной службы по тарифам от 1.12.2005 N 614-т/2 "Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа"
Особенности правового режима разновидности договора хранения в камере хранения транспортной организации определяют специальные правила о договорах данной разновидности (эти правила приводятся далее при рассмотрении соответствующих договоров).
3. Стороны договора хранения в камере хранения транспортной организации. Стороны данного договора:
- транспортная организация (хранитель);
- гражданин (поклажедатель).
Хранителем выступает транспортная организация, в ведении которой находится камера хранения (например, аэропорт, морской порт). Хранителем условно может называться и сама камера хранения. Транспортная организация (камера хранения) относится к профессиональным хранителям (ст. 886 ГК РФ).
Поклажедателем по рассматриваемому договору хранения может быть пассажир, другой гражданин независимо от наличия у него проездных документов.
4. Объект договора хранения в камере хранения транспортной организации - вещи пассажиров, иных граждан, традиционно именуемые ручной кладью. Правилами хранения ручной клади в камерах хранения, принятыми для отдельных видов транспорта, установлены требования к ручной клади, сдаваемой в камеры хранения. Так, на железнодорожном транспорте каждая вещь (предмет), сдаваемая на хранение в качестве ручной клади, независимо от того, скреплена она с другой вещью (предметом) или нет, считается как одно место. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 кг. Ручная кладь должна иметь приспособление, позволяющее ее переносить. Запрещается сдавать на хранение в качестве ручной клади животных и птиц, огнестрельное оружие, взрывчатые, наркотические, психотропные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и зловонные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров. Финансовые документы, деньги и другие ценности принимаются на хранение в качестве ручной клади только при наличии на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале специализированной камеры хранения.
5. Документы и знаки, подтверждающие принятие вещи на хранение в камеру хранения. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи (п. 2 ст. 923 ГК РФ).
6. Срок хранения в камере хранения транспортной организации имеет особенности правовой регламентации, обусловленные связью этого вида хранения с пассажирскими перевозками. Согласно п. 3 ст. 923 ГК РФ срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с транспортными уставами и кодексами, иными законами, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Например, нормативный срок хранения вещей в камерах хранения на железнодорожном транспорте составляет одни календарные сутки, в морском порту - пять дней, на внутреннем водном транспорте - тридцать дней. Вещи, не востребованные в установленные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 899 ГК РФ.
7. Возмещение убытков поклажедателя. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования о их возмещении (п. 4 ст. 923 ГК РФ). Если при сдаче вещей на хранение их оценка не была произведена, убытки подлежат возмещению в общем порядке с точки зрения размера и сроков.
8. Разновидности договора хранения в камере хранения транспортной организации. В рамках договора хранения в камере хранения транспортной организации законодательством в зависимости от вида транспорта выделены следующие разновидности рассматриваемого подтипа договора хранения с установлением для них особенностей правового режима:
- договор хранения в железнодорожной камере хранения;
- договор хранения в камере хранения на внутреннем водном транспорте;
- договор хранения в камере хранения морского порта;
- договор хранения в камере хранения аэропорта и аэровокзала.
Правовой акт
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.03.2005 N 111 (п. 40)
Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (п. 67, 134-141, 155)
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6.02.2003 N 72 (п. 26-33)
Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2009 N 676 (п. 18-26)
Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП), утв. Министерством гражданской авиации СССР от 27.11.1985 (гл. 7 "Камера хранения")
В зависимости от вида камеры хранения договоры хранения в камерах хранения транспортных организаций подразделяются на:
- договоры хранения в камерах хранения, обслуживаемых кладовщиками;
- договоры хранения в автоматических камерах хранения (камерах хранения самообслуживания).
Указанные договоры хранения в камерах хранения обладают особенностями правового режима, установленными отдельно для каждой разновидности договора хранения, выделенной по виду транспорта. Так, если за пропажу вещей из камер хранения, обслуживаемых кладовщиками, транспортная организация отвечает как профессиональный хранитель в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 901 ГК РФ (т.е. без вины), то за пропажу вещей из автоматических камер хранения в морских портах и на внутреннем водном транспорте хранитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.
Цивилистическая дискуссия
Говоря о договорах хранения в автоматических камерах хранения транспортных организаций, нельзя не коснуться давней дискуссии о природе договора, заключаемого между гражданином, поместившим вещи в автоматическую камеру хранения, и владельцем последней. Задолго до принятия действующего ГК РФ по этой проблеме сформировались две позиции. Согласно первой указанный договор квалифицируется как договор хранения, согласно второй - как договор аренды, поскольку при помещении гражданином вещей в автоматическую камеру хранения ее владелец не принимает от гражданина эти вещи на хранение, а лишь предоставляет в пользование ячейку автоматической камеры хранения. Позднее, уже после принятия части второй ГК РФ, предусмотревшей регламентацию хранения в камерах хранения, появилась третья позиция, согласно которой рассматриваемый договор является смешанным договором, включающим элементы договоров аренды и охраны.
Коль скоро разделяемая здесь позиция (первая) является не единственной, а число ее противников значительно, она нуждается в специальном обосновании. В его основу может быть положен подход, использованный при определении правовой природы договора хранения ценностей в банке с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа (см. п. 7 § 2 настоящей главы), так как корень проблемы правовой природы договоров, опосредующих хранение в автоматической камере хранения и в банковском сейфе, равно как и ключ к ее решению, принципиально один и тот же. С учетом этого обстоятельства в пользу квалификации договора, связанного с хранением вещей в автоматической камере хранения, в качестве договора хранения могут быть приведены следующие аргументы (в дополнение к ранее высказанным применительно к договору хранения в банковском сейфе).
Во-первых, сам законодатель (пусть и косвенно) исходит из того, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения заключается договор хранения. Это следует из содержащегося в п. 2 ст. 923 ГК РФ положения, согласно которому в подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. Если бы, по мнению законодателя, анализируемый договор не был договором хранения, в упоминании об автоматических камерах хранения не было бы нужды. Кроме того, ответственность владельца автоматической камеры хранения регламентирована по типу договора хранения, поскольку ответственность установлена "за пропажу вещей из автоматической камеры хранения" (см., например, п. 26 упомянутых ранее Правил обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту), а не договора аренды, применительно к которому ответственность установлена "за недостатки сданного в аренду имущества" (ст. 612 ГК РФ).
Во-вторых, непосредственной целью договора между гражданином и владельцем камеры хранения (как автоматической, так и обслуживаемой кладовщиком) является обеспечение сохранности вещей граждан, т.е. цель, присущая договору хранения. Имеющиеся различия в порядке заключения договоров с использованием автоматической камеры хранения и камеры хранения, обслуживаемой кладовщиком, не существенны и не влекут за собой различий в их цели и правовой природе как договоров хранения. При заключении договора хранения в камере хранения, обслуживаемой кладовщиком, принятие вещи на хранение носит явный характер, так как осуществляется действиями кладовщика. При заключении договора хранения в автоматической камере хранения гражданин помещает в нее вещи сам, без участия кладовщика. Но и в этом случае принятие вещи на хранение имеет место, хотя и не так заметно для восприятия. Устанавливая автоматическую камеру хранения, ее владелец тем самым выражает согласие на принятие вещей на хранение от каждого желающего. Фактическое помещение вещей в автоматическую камеру хранения и ее закрытие гражданином означают также и принятие вещей на хранение владельцем камеры. Если допустить, что при помещении вещей в автоматическую камеру хранения нет принятия их на хранение ввиду отсутствия положительных действий по принятию вещей со стороны владельца камеры, подобным действиям кладовщика (как считают сторонники квалификации анализируемого договора как договора аренды или смешанного договора с элементом аренды), то при таком подходе придется признать также и отсутствие передачи автоматической камеры хранения в аренду гражданину, так как со стороны владельца камеры никто не совершает специальных действий по передаче камеры в аренду. Более того, автоматическая камера хранения остается во владении и в сфере контроля транспортной организации, что свойственно договору хранения, а не аренды.