Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Обоснованность научного знания




Проблема обоснованности научного знания фактически возникает вместе с появлением самой науки в современном ее понимании. Во всяком случае, еще в первых философских системах Нового Времени мы находим достаточно серьезные попытки обоснования научного знания. Среди этих попыток следует выделить две главных или основных. Мы имеем в виду попытки, предпринятые Ф.Бэконом и Р.Декартом. Первый, как известно, разрабатывает и предлагает эмпирически-индуктивную модель, а второй - интуитивно-дедуктивную модель обоснования научного знания. Остановимся вкратце на каждой из них.

Ф.Бэкон в своем главном произведении "Органон" рассматривал индукцию в качестве кратчайшего пути, ведущего к истине. Дело в том, что он полагал, что именно эмпирия, как организованный и систематизированный опыт, и составляет единственно надежный фундамент научного знания.

Определяя индукцию как способ исследования и раскрытия внутренней формы или закона явлений, Ф.Бэкон детально разрабатывает ее структуру и конкретно обозначает ее содержание как решающего метода научного познания. В эту структуру он включает не менее четырех элементов, а именно:

а) таблицу так называемых положительных инстанций, т.е. список всех тех случаев, при которых имеет место и проявляется изучаемое качество;

б) таблицу отрицательных инстанций, т.е. список тех случаев, при которых изучаемое качество отсутствует;

в) таблицу сравнения или степеней, т.е. список, фиксирующий различные степени проявления изучаемого качества при различных условиях.

Вот эти три таблицы Ф.Бэкон объединяет под названием: "Привлечение примеров и фактов на суд разума". За ними следует последняя, четвертая таблица, так называемая, "таблица прерога­тивных инстанций", которая содержит перечень "привилегирован­ных случаев". Именно с нее, т.е. с этой четвертой таблицы, и начинается, согласно Ф.Бэкону, настающая или "подлинная индукция". Дело в том, что только "таблица прерогативных инстанций" и обеспечивает собой реальную возможность перехода познания от ложных гипотез к формированию истинных.

Как видим, именно эмпирия и опирающаяся на ней индукция составляют, по мнению Ф.Бэкона, основу и основное содержание научного познания. При этом он не отрицал научно-познавательной ценности силлогизма (т.е. дедукции), однако, был глубоко убежден •л том, что силлогизмом можно пользоваться лишь на фундаменте опыта и индукции. "Лишь после того. - пишет Ф.Бэкон. - как открыты первые определения и опирающиеся на них аксиомы, установленные индукцией, можно безопасно пользоваться силлогизмом".

В отличие от экспериментально-индуктивной методологии Ф.Бэкона, методологическая концепция Р.Декарта базируется на рационалистических интуиции и дедукции. Поэтому, если у Ф.Бэкона методологическим эталоном было опытное естествознание, го у Р.Декарта таким эталоном становятся аналитическая геометрия и математическая физика.

Основоположения своего метода Р.Декарт сформулировал в следующих четырех правилах.

Декарт пишет:

"Первое правило: считать истинным лишь то, что с очевидностью познается мною таковым, т.е.тщательно избегать поспешность и предубеждение и принимать в свои суждения лишь то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения.

Второе правило: разделить каждое из рассмотренных мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их решения.

Третье: мыслить по порядку, начиная с предметов наиболее простых и легко познаваемых и восходить мало-помалому, как по ступеням, до познания наиболее сложных...

Четвертое правило: составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил".

Естественно, что при таком методе исследование не может брать свое начало в бесконечности, а должно отправляться от каких-то исходных посылок или положений, истинность которых устанавливается или принимается непосредственным образом по очевидности, т.е. чисто интуитивно. Следовательно, именно дедукция, опирающаяся на рационалистическую интуицию, и служит у Р.Декарта достаточным основанием для достоверного научного знания.

Следует заметить, что как эмпирически-индуктивная, так и интуитивно-дедуктивная модели обоснования науки страдают односторонностью и абстрактностью. Более того, оба они отрицают, но существу, правомерности вероятностного знания.

Хотя вероятность как логическая проблема и как онтологическое понятие была сформулирована в первом приближении еще в философской системе Лейбница (1646-1716 гг.), однако, вероятностная логика и связанная с ней гипотетическая модель обоснования научного знания были детально разработаны только в первой половине нашего столетия.

В философии и методологии науки XX века мы можем выделить, по крайней мере, три основных подхода к решению проблемы обоснования научного знания. Это марксистский, позитивистский и постпозитивистский подходы.

Марксистский подход исходит из признания факта существования объективной истины. Под истиной вообще традиционно в философии понималось соответствие наших знаний существующей вне нас действительности. Естественно, что проблема истины ставилась и решалась в истории философии по-разному.

Согласно марксистскому взгляду наши знания имеют объективное, не зависящее от нас, содержание, которое составляет то, что обычно называют объективной истиной. Форма выражения этого содержания зависит от биологических и других особенностей человека как познающего субъекта. Поэтому истина, с точки зрения формы ее выражения, принимает субъективную окраску.

В марксистской философской системе истина рассматривается и понимается как диалектический, самопротиворечивый процесс. Противоречивая природа данного процесса, в частности, проявляется и выражается в том, что он выступает как единство абсолютной и относительной истины. Под абсолютной истиной понимается полное, завершенное, исчерпывающее, точное или достоверное знание. Она, следовательно, суть такое знание, которое не может быть опровергнуто в будущем, а наоборот, в дальнейшем оно может получить лишь все новые подтверждения. Абсолютная истина в общем и целом является целью бесконечного познавательного процесса. Отдельным же этапом или звеном этого процесса выступает относительная истина, под которой понимается знание неполное, недостаточно точное и поэтому оно будет уточняться или заменяться новым в дальнейшем ходе процесса познания.

В марксистской теории критерием истины, а следовательно, и основанием научного знания объявляется практика. Под практикой марксистская философская традиция понимает сознательную целенаправленную человеческую деятельность. Ядром практики выступает материальная деятельность, "от которой, - как отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, - зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т.д.".

В своем предельно широком смысле, а, стало быть, как целостное единство материальной, научной, религиозной, политической и т.д. деятельности практика выполняет по отношению к познанию троякую функцию. Она, во-первых, является легочником или основанием познания. Ведь именно на основе практики исторически формировались элементы знаний во всех областях. Более того, наука всегда обобщает и подытоживает данные практики, которая непременно включает в себе не только эмпирическое, но и теоретическое знание. К этому следует добавить и то, что практика постоянно выдвигает и ставит перед наукой все новые и новые задачи, стимулируя тем самым развитие и обновление науки.

Во-вторых, практика, как уже было отмечено, является критерием истины. Ведь только в практике и на ее основе можно раскрыть и доказать истинность наших знаний.

И, наконец, в-третьих, практика выступает конечной целью познания. Следовательно, полученное в процессе познания, в том числе и научное, не является самоцелью, а должно служить человеку, обществу и поэтому оно должно найти, в конечном счете, воплощение и применение в практике. Это находит известное подтверждение и в появлении так называемой Большой науки как синтеза знания, производства и техники, а, стало быть, и в превращении науки в непосредственную производительную силу.

Совсем другой подход к решению проблемы обоснованности научного знания мы находим в позитивизме вообще и в неопозитивизме в частности.

Как нам уже известно, еще основоположник позитивизма О.Конт свел научное знание в его основаниях именно к опыту, к эмпирическим данным. Поэтому любое теоретическое положение может быть признано достоверным только в том случае, если его можно свести непосредственно либо к данным опыта, либо же к другим положениям, которые, в свою очередь, можно прямо свести к этим данным. На основе данного подхода был впоследствии разработан неопозитивистский принцип верификации (лат. verus - истина и facio - делаю) как критерий научности.

Согласно этому принципу в том виде, в котором он был разработан и предложен Венским кружком, научное познание не в состоянии выйти за пределы чувственного опыта. (Венский кружок - это главное ядро одной из форм неопозитивизма, который воспринимал и развил дальше философскую концепцию махизма. Он формировался на базе семинара, проводимого в 1922 году Морисом Шликом (1882-1936 гг.) при кафедре индуктивных наук в Венском университете. В состав Венского кружка, помимо самого Шлика, вошли Р.Карнап (1891-1970 гг.), Ф.Вайсман, Г.Фейгль, О.Нейрат, Ф.Кауфман, К.Гедель и др. С ним находились в тесной связи Ф.Франк, А.Айер и др. представители других направлений неопозитивизма. Прямым наследником учения членов Венского кружка стал впоследствии логический эмпиризм).

Принцип верификации или верифицируемости устанавливает два взаимосвязанных способа проверки и обоснования научного знания. Первый способ - это так называемая прямая верифицируемость, которая заключается в сведении научных положений непосредственно к данным "чистого опыта" и, тем самым, устанавливает степень их достоверности. Второй способ - это опосредованная или косвенная верифицируемость, которая состоит в логическом сведении проверяемых научных положений к другим, прямо верифицируемым положениям. Прямо верифицируемые положения составляют то, что логические позитивисты называют "протокольными предложениями". Следовательно, "протокольные предложения" - суть такие, которые фиксируют эмпирические данные как конечную основу научного знания. Это значит, что именно "протокольные предложения" и образуют в логической структуре науки ее эмпирический базис.

Исходя из сказанного, можно видеть, что принцип верифицируемости понимает критерий научности, а стало быть, и обоснованности научного знания как сводимость научных положений, либо непосредственно к "чистому опыту", либо же к "протокольным предложениям".

Принцип верифицируемости был подвергнут критике и пересмотру в постпозитивизме. Главный критик этого принципа К.Поппер исходил из необходимости принципиального различения функций подтверждения и опровержения в научно-познавательном процессе. Так, любое количество данных, подтверждающих какое-либо положение, не в состоянии, как он полагает, установить окончательную его истинность, тогда как стоит нам окончательную его истинность, тогда как стоит нам иметь лишь один факт, опровергающий это положение, чтобы признать его ложным. В силу этого следует в решении вопроса обоснованности научного знания и проблемы демаркации науки обращаться не к процедуре подтверждения, а исходить из процедуры опровержения. Именно поэтому в противоположность принципу верифицируемое™ К.Поппер разрабатывает свой, так называемый, принцип фальсифицируемости и выдвигает его в качестве критерия научности и способа обоснованности научного знания. Согласно данному принципу научной следует объявить лишь ту теорию, которая допускает в принципе возможность своего опровержения. Так, именно принцип фальсифицируемости становится методом демаркации науки от метафизики и критерием обоснованности научного знания.

Нетрудно заметить, что К.Поппер своей позицией на самом деле придает научному знанию лишь вероятностно-гипотетический характер. Хотя научное знание стремится к истине и имеет в этом своем стремлении к этой последней стимул своею развития, тем не менее, сама истина непостижима и недостижима. В непосредственной связи с данной проблемой К.Поппер позднее разрабатывает свою концепцию так называемого третьего мира. Согласно этой концепции он различает три мира:

а) мир физических объектов или физических состояний – этот мир обладает статусом объективного существования;

б) мир состояний сознания, или мир мыслительных, так называемых, ментальных состояний, который обладает субъективным статусом;

в) мир объективного содержания мышления, который вбирает в себя, прежде всего, содержание научных теорий и понятий, поэтических образов и художественных произведений.

Обозначая компоненты, составляющие этот третий мир, К.Поппер пишет: "Обитателями моего третьего мира являются, прежде всего, теоретические системы, другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации. Однако наиболее важными его обитателями являются критические рассуждения и то, что может быть названо... состоянием дискуссии или состоянием критических споров; конечно, сюда относится и содержание журналов, книг, библиотек".

Третий мир К.Поппера, хотя и является, в отличие от "мира идей" Платона, продуктом человеческой деятельности, тем не менее, он, как платоновский мир, обладает объективным, независимым от человека, содержанием. Дело в том, что человек, создавая этот мир, не всегда отдает себе отчет в том, что он творит. Независимое от человека содержание третьего мира проявляется и выражается, в частности, в форме его автономного существования. "С нашими творениями, — пишет К.Поппер, - происходит то же, что с нашими детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени независимыми от своих родителей...".

Другая важнейшая черта, отличающая поппериансккй третий мир от вечного и неподвижного платоновского мира идей заключается в том, что он находится в постоянном движении и изменении.

Движение и изменение третьего мира обеспечивается с помощью другой его существенной характеристики, заключающейся в его критичности. Следовательно, третий мир открыт для критики, которая составляет источник его роста Третий мир изменяется и его рост происходит согласно следующей модели:

Любое научное исследование начинается с постановки проблемы. Чатем идет разработка соответствующей теории, претендующей на решение поставленной проблемы. Данная теория будет подвергнута критике. Она должна пройти, так сказать, своеобразный критический отбор и выдержать конкуренцию со стороны других теорий. Нередко указанная теория не может выдержать подобного испытания и тогда она отбрасывается, в результате чего возникают новые проблемы, которые будут решаться при помощи новых теорий и т.д. Обозначая путь развития третьего мира, К.Поппер пишет:

"В большинстве своем и в самых интересных случаях теория терпит неудачу и, таким образом, возникают новые проблемы. А достигнутый прогресс может быть оценен интеллектуальным интервалом между первоначальной проблемой и новой проблемой, которая возникает из крушения теории". Схематически данный интеллектуальный интервал К.Поппер выражает следующим образом:

Р = ТТ = ЕЕ = Р

где Р - это исходная проблема;

ТТ - теории, используемые для решения проблемы;

ЕЕ - критика, которой подвергаются эти теории;

и, наконец, конечное Р — новая проблема.

Вопрос о развитии научного знания более конкретно ставится и решается впоследствии другими исследователями.


Глава 6





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 571 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2539 - | 2234 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.