ПОНЯТИЕ «ТЕХНИКА».
Техника (от греч. – искусство, мастерство)— совокупность материальных элементов (и их систем), создаваемых человеком на основе природных объектов для удовлетворения социокультурных потребностей; средство и объект предметно-практической деятельности. В результате применения техники реализуется целевая установка индивида и общества. В процессе применения технических средств решается конкретная производственно-техническая задача. Именно с помощью технических систем человек воздействует на материальные объекты. Иначе говоря, техника — промежуточное звено между субъектом (человеком как решающей производственно-хозяйственной единицей) и объектом (в качестве которого выступает биосфера).
По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.
Техники трактуется следующим образом. Во-первых, как средство труда, при помощи которого преобразуются природные объекты. Во-вторых, как совокупность искусственных систем, способствующих трансформации естественных экосистем. В-третьих, как интегрирующий элемент культуры, определяющий уровень развития цивилизации.
Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных "срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования исключительно технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины.
Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию "техника" предельно широкое значение: "Всякая деятельность и, прежде всего, всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах". Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, вкоторой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.
Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. На рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер так определяет технику: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых...... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса". Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Итак, техника должна быть понята как: совокупность технических устройств - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических, научно-технических и системотехнических знаний.
Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. "Приложение (научных знаний) состоит не в простом приложении наук к специальным целям, — писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание многочисленные условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему...... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность".
Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основных.
1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии, когда мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Возрастающий страх перед возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что в ХХ веке технику стали расценивать как абсолютно враждебную человеку силу, все более выходящую из-под его контроля. Представители такой точки зрения стали называть технику «демонической» силой, способной вызывать экзистенциальный страх, то есть страх за сам факт существования человеческого бытия. От этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация и далее будет идти по пути исключительно технического развития.
Техника, естественно, не является абсолютным благом, порождает множество побочных негативных эффектов: машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности. Это утверждали еще в первой половине ХХ века, например, французский социолог и философ Жак, немецкий философ Адорно.
Итак, постоянно возрастающий страх перед войной, глобальной ядерной угрозой, экологическим кризисом привел к тому, что технику стали расценивать как враждебную человеку силу, которая все более выходит из-под контроля и начинает угрожать существованию всего человечества.
2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться еще в конце ХVП - начале ХIХ веков, имеет много приверженцев и сегодня.
Действительно, развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»;
4) усилению многих человеческих возможностей, например, таких как физическая сила, быстродействие, счет, память.
Огромную помощь человеку оказывает такое современное научно- техническое изобретение, как электронно-вычислительная машина. Так, в 2004 году американская корпорация IBM создала компьютер, который выполняет более, чем 36 трлн. операций в секунду, т.е. его возможности возросли в несколько раз по сравнению с предыдущими поколениями машин.
Современные компьютеры могут быть использованы для:
· проведения виртуальных ядерных испытаний,
· контроля над имеющимся ядерным оружием,
· прогнозов глобальных климатических изменений,
· создания новых лекарственных препаратов без лабораторных испытаний,
· решения ресурсоемких вычислительных задач в таких областях, как генетика, астрономия,
· биржевых расчетов.
(Материал о компьютерах относится также и в вопросу №29)
3. Технологический детерминизм. Здесь утверждается, что решающее значение в развитии общества принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества и ставит социальное развитие в прямую зависимость от технологических изменений в производственных процессах. Авторы этой теории - американские социологи ХХ века Тоффлер, Бжезинский.
4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н.Ф. Федорова (1828-1903), православного священника, объявленного в конце жизни еретиком. Он считал, что техническое развитие - это лишь временная и боковая ветвь эволюции человечества, когда оно усиливало свое тело с помощью искусственных приставок. Философ был уверен, что в дальнейшем люди пойдут другим путем. Они так чутко войдут в природные процессы, что станут обновлять свой организм, творить для себя новые органы, например, жабры, крылья. Этот путь он назвал тканетворением и предполагал, что человек всю силу своего ума, смекалку, изобретательность направит в будущем на развитие собственного тела, его органов, а не на изобретение все новых технических приставок к нему.
В целом, проблема техники настолько важна для современного человечества, что в середине ХХ века появился такой раздел социальных исследований как философия техники.
В рамках этого направления техника исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом.
Так, методологическое направление исследований техники акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютеров, принципиально меняющих не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, деятельность политических структур общества, взаимоотношения людей.
Аксиологический и культурологический аспекты ориентированы на изучение причин разнообразных противоречий, возникших в современную технотронную эру, и путей их разрешения. В качестве наиболее яркого примера выступают все глобальные проблемы современности – экологическая, демографическая и другие.