Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Условия возникновения и духовные источники античной философии, основные этапы ее развития.




Античная философия

Условия возникновения и духовные источники античной философии, основные этапы ее развития.

Античная натурфилософия.

Философия античности классического периода.

Философия поздней античности.

Условия возникновения и духовные источники античной философии, основные этапы ее развития.

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.

Возникновение философии в Древней Греции было обусловлено широким спектром социокультурных изменений.

В области социально-экономических отношений в 7-6 вв. до н.э. происходили такие процессы как отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности. Расширение торгово-экономических контактов (внешняя торговля, развитие судоходства, урбанизация) практически подтверждало ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Культурные и торгово-экономические контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали выработку новых средств осмысления человеком своего существования и окружающей его среды.

В сфере социально-политических отношений происходит установление демократического социального строя, предполагавшего участие в политических делах, в решении политических и экономических вопросов основной массы свободного населения. Процедура принятия важных решений путем коллективного обсуждения требовала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию и аргументировать ее результатами собственных интеллектуальных усилий. Рациональная идея закона-номоса. Эти усилия направлялись на анализ реальной социополитической и экономической ситуации, структура которой была намного сложнее той, которая описывалась в мифологических сюжетах. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.

В контексте указанных трансформаций происходили изменения в идеологической жизни общества, в результате которых возникает сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. В дополнение к религии и мифу возникает наука – форма духовной культуры, основанная на разуме и базирующаяся на операциях доказательства, обоснования и проверки на истинность получаемых знаний.

Основным духовным источником возникновения философии в Древней Греции выступает древнегреческая мифология и присущее ей специфическое мировоззрение. В рамках данного мировоззрения природа рассматривается как единственный абсолют, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. В то же время древнегреческий человек в результате произошедших социально-экономических и социально-политических изменений, не теряя своей изначальной связи с природой, живет уже не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования (идея номоса – разумного установления, регулирующего общественную жизнь, принятую всеми гражданами полиса).

Полисный характер греческой жизни с ее ролью народных собраний и публичных ораторских состязаний объясняет доверие греков к разуму, теории, отвлеченным рационально-логическим рассуждениям, а поклонение природе – постоянный интерес к проблемам природы (физика), которая в дальнейшем развитии философии оказывается тесно связана с метафизикой (учением о первоосновах бытия). Переходным этапом от мифологии к философии были предфилософские описания мира. Они содержатся в поэмах Гомера и Гесиода, где происходит отказ от персонифицированного взгляда на мир, при котором каждый из богов-олимпийцев олицетворял ту или иную стихию, либо социальный навык, и начинается поиск безличного основания всех вещей, первосубстанции (Океан). Начинается поиск первооснования мира, скрывающегося за окружающими вещами, явлениями, процессами – «архе». Им, как правило, первоначально выступает определенное природное начало.

Особенности античной философии:

Созерцательность. Рациональное напротив эмпирическому.

Синкретизм. Космогония, космология, на смену которой приходит метафизика, и этика не отделены друг от друга, они вместе характеризуют античную философию, которая ставила своей целью обоснование рационального мироустройства, в том числе разумный порядок вещей и человеческой жизни. Размышления о том, что есть мир – содержание физики, а размышления о том, как существует этот мир и как осуществляется в нем порядок, как возможны справедливость, благочестие, право – содержание метафизики. Метафизика определяла этику (практическую философию), определяющую человеческие добродетели, должную меру человеческой жизни, выводимую из вечного порядка вещей.

Циклизм при объяснении природы и общества.

Периодизация античной философии:

1) Натурфилософский этап (6-5 вв. до н.э.) – на первый план выходит философия природы. Натурфилософы обращаются к поиску некоего природного первоначала, с которым связывают происхождение и существование мира.

2) Классический этап (5-4 в. до н.э.) – ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ природы, человека и общества.

3) Эллинистически-римский этап (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) – в этот период происходит отход от разработки фундаментальных метафизических идей; на первый план выходят проблемы этики, обоснования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем.

 

Античная натурфилософия.

Античная натурфилософия связывается с развитием ионийской (милетская и эфесская) и италийской школ. Не осталось непосредственных трудов, позднейшие указания.

Основные особенности древнегреческой натурфилософии:

- Космоцентризм (космос – природа): природа рассматривается как абсолют, находящийся в центре мироздания. Поэтому поиски натурфилософов были обращены на структуру и принципы существования космоса, нахождение первоначала, являющегося основой всех вещей. Принципом существования космоса является Логос (разум) как высший природный закон, одновременно проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются равновесие, гармония и симметрия. Это проявляется в том, что каждый предмет, явление или процесс в космосе занимают определенное место.

- Эстетизм: Существующий благодаря Логосу космос является эталоном красоты, величия и могущества. В результате космос выступает эстетическим объектом, способным вызывать чувство эстетического удовольствия.

- Человек рассматривается как элемент космоса, включенный в мировую иерархию и подчиненный действию Логоса. Человек не в состоянии изменить космос. Его задача – познать и осмыслить с высоты разума (человеческий разум – часть мирового Логоса, а поэтому способен к познанию космоса) истоки космической красоты и жить в согласии с познанной гармонией главное – не практическое, а познавательное отношение к миру.

- Поскольку человек – элемент космоса, то в нем есть все то, что есть в космосе (микрокосм – макрокосм).

Исходя из принципа космоцентризма, античная натурфилософия стремится выявить основу космоса. В мире каждое явление обусловлено каким-то другим явлением. Натурфилософы стремились найти первооснову, первопричину (субстанцию), которая будучи вечной дает жизнь всему составляющему окружающий мир. Все созданное субстанцией существует временно. В мире нет ничего, что не было бы создано субстанцией, в том числе и духовные явления. Она рождает и человека, и душу, и богов. Субстанция имеет материальную основу. Создание и существование мира – результат развития субстанции.

В разных философских школах и у разных философов под субстанцией понимались разные элементы. Милетская школа – первая попытка ответа на данный вопрос:

Фалес Милетский полагал в качестве основы всего сущего воду, понимаемую как аморфное, текущее сосредоточение материи. Анаксимандр в качестве такого вещества полагал апейрон (некую неограниченную природность, из которой возникает все сущее) порождающее начало тепла и холода (огня и воздуха), сухого и влажного (земли и воды). Анаксимен – воздух сгущение (ветры, тучи, вода, земля, камни) и разряжение (огонь).

Эфесская школа: Гераклит (535-480). Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь у него был, с одной стороны, подобен праматерии милетских философов, с другой, представлял собой определенный методологический принцип, символ динамики развития, постепенности постоянных изменений. Ядром его учения был принцип «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Мир существует как единство и борьба противоположностей. Однако за этой динамикой мира Гераклит находит устойчивую связь – Логос (огонь). Познание Логоса.

Италийская (элейская) школа. В ее рамках происходит от наглядно-образного к понятийно-аналитическому мышлению, т.е. к выработке собственно философского метода мышления. Основатель школы – Парменид (ок. 540 -?) в поэме «О природе» он сформулировал и ввел в философский оборот понятие «бытие». Последнее рассматривалось как неподвижное, единое, цельное, неделимое и однородное. Тождество бытия и мышления. (Можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, для того, чтобы мыслить, мы должны его зафиксировать. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете. Обыденное употребление слов не соответствует природе вещей). Для того чтобы мыслить, нужно оставаться в области чистой мысли. «Логос алетейос» («по природе») и «логос псевдос» («по мнению»). Мир истины и мир мнения.

Апории Зенона Элейского: «Ахиллес», «Стрела», «Дихотомия».

Эмпедокл: четыре исходных элемента (земля, вода, воздух, огонь) – они существуют вечно и отвечают признакам парменидовского бытия (нет рождения, а есть только соединение и разделение неизменных начал) – и две движущие силы, которые путем смешения указанных стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, - любовь и ненависть (соединение и разделение).

Анаксагор основой всех вещей считал бесконечное множество малых материальных частиц, качественно различных между собой, - гомеомерий. Семена вещей (гомеомерии) инертны, неподвижны. Принципы «все во всем» и «подобное соединяется с подобным». Причина, приводящая их в движение – нус (разум) – принцип целесообразности.

Атомистическая школа (Левкипп, Демокрит). Единственное, что существует, это атомы и пустота. Атомы характеризуются формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Они движутся в пустоте, создававшей возможность движения (Левкипп) или движение присуще им самим, передаваясь путем столкновения (Демокрит). Атомы неизменны. Развитие универсума строго детерминировано прямолинейным движением атомов. Познание. Возрастание интереса к этике (эвтюмия).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 31773 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.