Не надо обладать сверхострым зрением, чтобы увидеть окна чистой воды в трясине эгоизма. Слабеют центробежные силы разделяющих человечество идеологических, политических, национальных и религиозных противоречий, идет процесс все большей его консолидации, прежде всего на региональном уровне, происходит становление все новых союзов и сообществ, все более тесная интеграция входящих в них государств. Благодаря средствам массовой информации, развитию средств связи и компьютерных сетей формируется единое информационное пространство. Растет обеспокоенность людей обостряющейся конфронтацией человечества с природой. Все активнее проявляется неприятие ущербных ценностей, насаждаемых массовой культурой.
Пока эти процессы никак не связываются в общественном сознании с проблемой вытеснения из жизни человеческого сообщества антипода разума—эгоизма, поскольку и сама-то проблема еще не осознана и не сформулирована.
А если цель не поставлена сознательно, если на достижение ее не направлены все духовные и физические возможности человека и человечества, то путь к ней неизбежно будет извилистым, трудным, долгим.
Философия здоровья не ставит своей целью дать готовые рецепты переустройства жизни человеческого сообщества, поскольку таковых нет и быть не может. Человечество не механизм, который можно настроить на выполнение заданной кем-то программы, а живой развивающийся организм. И как всякий организм оно может обрести духовное, психическое и физическое здоровье лишь при условии гармонического сопряжения его собственной внутренней жизни с жизнью окружающего его безграничного, единого в своем многообразии, великолепного мира. Гипертрофированный эгоизм все еще мешает нам вырваться из душного мирка наших ограниченных мелочных интересов и расчетов и войти в чистый, прозрачный, светлый мир высокой духовности, разума и доброты. Уверена, что в конце концов это произойдет, ибо такова логика эволюции живой материи, направленной на сохранение жизни в просторах Вселенной. Но произойдет не помимо нас, а только при нашем деятельном, заинтересованном участии.
Изучая проблему преобразования биосферы в ноосферу, В. И. Вернадский сформулировал два обязательных условия, без реализации которых невозможно само рождение сферы разума. В своих работах ученый подчеркивал, что «создание ноосферы и биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка». Иначе говоря, нынешнее разделение человеческого сообщества на сотни государств, являющееся порождением центробежных процессов, имевших место в пропитанной эгоизмом истории человечества, противоречит внутренним законам эволюции живой материи, частью которой является Человек разумный, и должно отступить перед лицом этих законов.
Второй необходимой предпосылкой создания ноосферы В. И. Вернадский считал рост научной мысли, т. к. по его мнению «наука в социальной жизни резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований». С этой мыслью великого естествоиспытателя невозможно не согласиться, поскольку твердо установленный наукой факт не может быть опровергнут или отменен никаким государственным законом или постулатом веры, а если такая попытка и будет предпринята, то она заведомо закончится провалом. Все мы помним, чем завершились в нашей стране гонения на «буржуазную лженауку» генетику: восстановлением ее в правах и нашим отставанием в этой области.
Хотим мы того или нет, но нам придется реализовать оба этих условия: и искать пути к сближению государств несмотря на все различия их социальных систем и геополитических интересов, и менять свое отношение к науке, роль которой сегодня в значительной мере сведена к обслуживанию текущих потребностей техницизированной, бездушной цивилизации, эгоистичных, искусственно завышенных потребностей людей. Не сделай мы этого, и предсказания крупнейших ученых современности о возможности грандиозной, глобального масштаба экологической катастрофы, способной уничтожить саму жизнь на Земле, могут стать реальностью.
Именно науке предстоит сказать свое веское авторитетное слово в решении этой и многих других проблем, стоящих перед человечеством, только ей по плечу задача объединения человеческого сообщества, изменения его эгоистического отношения к биосфере. Но для этого всем нам, рядовым членам сообщества, государственным и политическим деятелям, предстоит изменить свое отношение к ее достижениям, преодолеть, по выражению В. И. Вернадского, «резкое влияние еще не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания».
Однако сама по себе наука, накопленные ею знания, если они не стали достоянием огромного большинства людей, не могут сколько-нибудь серьезно повлиять на общественное сознание, общественную мысль, на взаимоотношения человечества и природы. Да и сама наука не может успешно развиваться, если в обществе не сформировалась необходимая для этого питательная научная среда. Ведь научное знание создается не только профессиональными учеными, крупными и не очень, но и выдвигающимися из гущи жизни отдельными людьми, часто не имеющими к науке прямого отношения, которые вскрывают научные факты, предлагают научные обобщения, гипотезы и теории, впоследствии широко используемые наукой. Чем больше таких людей выдвигает общество, тем быстрее продвигается вперед познание человечеством законов природы.
А это невозможно без хорошо поставленного народного образования, без настойчивой популяризации научных достижений. Сегодня образование приобрело сугубо прикладной характер и сводится к «натаскиванию» молодежи на выполнение определенных профессиональных обязанностей. Между тем передовые умы человечества рассматривали его не только как связующее звено между наукой и практической деятельностью человека, но и как могучее средство нравственного воспитания. По мнению И. И. Мечникова, например, «научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество следует отнести к наиболее безнравственным явлениям».
К сожалению, образование не стало еще важной частью единой системы воспитания Человека разумного. Существует разрозненный набор дисциплин, не объединенных какой-то общей внутренней целью, общим стержнем. А ведь такой стержень есть: это единая в своем многообразии Вселенная и человек, олицетворяющий собой, наряду с другими населяющими Вселенную мыслящими существами, ее Разум. Жизнедеятельность человеческого организма подчиняется единым законам Вселенной, изучаемым физикой, химией, математикой, кибернетикой, биологией. Жизнь человеческого сообщества, представляющего собой лишь небольшую часть живой материи Земли, изучается т. н. Гуманитарными науками, исследуется и отображается в произведениях литературы и искусства. Поэтому любая система образования, претендующая на статус системы, должна объединять отдельные учебные дисциплины в единое целое, помогать обучающимся формировать в своем сознании целостную картину окружающего нас мира, определять место человека в нем, учить правилам такого поведения в живой природе, которое не несло бы ей ущерба. Причем такая система обязательно должна включать в себя знакомство с выдающимися произведениями мировой литературы и искусства, музыки, отображающими гармонию Вселенной, возвышающими душу человека. Лишь тогда средняя и высшая школы будут не только обучать, но и воспитывать Человека разумного.
Я понимаю, что это проблема не одного дня, но ставить ее необходимо уже сегодня, чтобы последовательно, целенаправленно, поэтапно продвигаться к ее решению.
Именно здесь—в развитии науки о человеке и окружающем его мире, в объединении воспитания, образования, литературы и искусства в целостную систему воспитания Человека разумного кроется ключ к ускорению эволюции разума на Земле. Эта проблема может и должна быть решена, если мы хотим видеть человечество духовно, психически и физически здоровым.
Не могу не коснуться хотя бы вскользь бедственного положения народного просвещения. Еще несколько лет назад популяризация научных достижений была у нас одним из важнейших направлений деятельности средств массовой информации. Сегодня объективные научные знания, без широкого распространения которых невозможно преобразование биосферы в сферу разума, оттеснены на задворки общественного сознания. Героями дня стали ясновидящие, маги, шаманы, колдуны. Допускаю, что среди них немало субъективно честных людей, старающихся чем и как могут помочь соотечественникам пережить тяжелые времена, снять непереносимые нагрузки на их психику. Но вряд ли кто-нибудь всерьез станет полагать, будто белая и черная магия, камлание шаманов и заклинания колдунов способны предотвратить наше сползание к экологической катастрофе, изгнать из нашей жизни изворотливый, гипертрофированный эгоизм. Скорее наоборот, органично сочетаясь с ним, они возвращают нас в сумеречные времена младенчества человеческого разума.
Немалая доля вины за это ложится на средства массовой информации. Я не отношусь к тем людям, которые, как только заходит речь о телевидении, радио, газетах и журналах, приходят в раж, обвиняя их в необъективности, предвзятости, политической ангажированности и прочих смертных грехах. Было бы странным, если в обществе, где все еще правит балом человеческий эгоизм, печать, радио и телевидение выступали в белоснежных покровах непорочности.
Думаю, дело самих органов массовой информации, кого и как поддерживать, тем более, что разноголосица высказываемых ими мнений в конечном итоге приводит к общему неприемлемому знаменателю.
Чтобы вам стало понятнее, о чем идет речь, предлагаю рассмотреть такую гипотетическую ситуацию. Скажите, можно ли выйти из квартиры, в которой нет ни окон, ни дверей, не ломая при этом стен? Ответ на этот вопрос изначально ясен каждому.
Между тем в средствах массовой информации ведутся ожесточенные споры, участники которых пытаются решить сходную проблему: как улучшить человеческое общество, основной бедой которого является индивидуальный и групповой эгоизм, не отказываясь от самого эгоизма. Кто-то зовет нас в «прихожую», где один класс решает свои эгоистические проблемы, изводя под корень представителей другого класса, кто-то приглашает в «кабинет» рыночных отношений. Но никто даже не помышляет о том, чтобы посягнуть на глухие стены эгоизма.
При этом одна простая истина никак не пробьет себе дорогу в умы спорящих: ссоры замуровавших себя в коммунальной квартире эгоизма не имеют ничего общего с подлинным бытием огромного, величественного и прекрасного мира, плещущегося о ее стены, в котором свои законы—законы целесообразности, гармонии и красоты. И каждый отдельный человек в этом мире не просто потребляющая и голосующая единица, а полномочный представитель всемирного разума на планете Земля. В этом его главное предназначение, только этим, а не богатством и властью определяется его ценность.
Стоит только понять это, и все мелкое, мелочное, преходящее само собой отойдет на второй план, а затем и сползет, словно короста с выздоравливающего тела.
Думаю, не отступлю от истины, если скажу, что подобный критерий для оценки места и роли человека в обществе, его вклада в формирование на Земле сферы разума, еще не завтра станет определяющим в жизни человеческого сообщества.
Препятствием к этому, на мой взгляд, является разделение общества на интеллектуальную и правящую элиту, определяющую направление развития современной цивилизации, и пассивное большинство, бездумно идущее по указанному ему пути.
Подобное положение воспринимается сегодня как норма, отражающая различия в умственных способностях людей, уровне их образования, их жизненных ориентиров и устремлений. Считается само собой разумеющимся, что задача общества ограничивается созданием равных условий для реализации каждым его членом своих способностей и талантов, если они у него есть, с целью достижения личного успеха. Если же таковых нет или человек не сумел распорядиться ими, то это уже целиком его проблема, его вина. И самое большее, что может сделать для такого человека общество — обеспечить минимальный уровень потребления, достаточный для биологического выживания. Попросту говоря, для того, чтобы он не умер от голода. Впрочем, сказанное относится лишь к экономически развитым странам, которых в современном мире сравнительно немного. В остальных же смерть от голода—явление ординарное.
По сути дела это принцип естественного отбора, перенесенный из дикой природы в жизнь человеческого сообщества: умный, сильный, предприимчивый преуспевает, добивается власти и богатства, глупый, слабый, пассивный—влачит жалкое существование, вырождается и умирает. Хотя и жестоко, но в целом для биологического вида Ноmо полезно, т. к. улучшает его генофонд, повышает шансы Человека разумного на выживание.
Такова аргументация сторонников нынешнего устройства человеческого сообщества, которая, на первый взгляд, представляется вполне разумной, т. к. формально соответствует законам природы, определяющим особенности развития живой материи в процессе ее приспособления к условиям жизни на Земле. Но, подчеркиваю, так кажется лишь на первый, поверхностный взгляд. Стоит только повнимательнее присмотреться к доводам поклонников естественного отбора, как тут же обнаруживается их полная несостоятельность.
Начнем с того, о чем упоминалось в предыдущих главах—с проблемы выживания современного человека. Сегодня уже каждому ясно, что подобной проблемы в природе больше не существует: разум и способность к целесообразному творческому труду дали человечеству возможность устранить угрозу своему существованию.
И если люди продолжают гибнуть от войн, голода и болезней, то повинна в этом вовсе не природа, а они сами, их эгоизм, их нежелание следовать непререкаемым законам мироздания.
Не выдерживают критики и попытки узаконить деление общества на мыслящее и правящее меньшинство, элиту и на потребляющее большинство, руководствующееся не разумом, а ощущениями, лишенное каких-либо талантов и способностей.
Чтобы понять абсурдность и безнравственность такого деления, достаточно оставить в стороне господствующее в обществе рабское поклонение людям, обладающим личным богатством или наделенным властью, и вспомнить, в чем состоит смысл существования Человека разумного, его предназначение быть Хранителем Жизни на планете.
И сразу же обнаружится, что ни богатство, ни власть не могут служить критерием разумности. Личное богатство, окружающее себя бессмысленными атрибутами престижного потребления, роскошью, представляет собой лишенное смысла, бездарное, эгоистическое растранжиривание материальных ресурсов, извлеченных из живой и неживой природы Земли, и плодов труда миллионов людей.
Точно также и власть, не ставящая своей стратегической целью гармонизирование отношений между обществом и природой, преодоление эгоизма в жизни общества, устраняющаяся от всемерного развития науки, популяризации ее достижений, от поддержки народного образования, культуры, рассматривающая социальную справедливость как простое увеличение подлежащего дележке пирога общественного богатства и доли каждого в этом пироге, вряд ли заслуживает права именоваться разумной.
Но, если взглянуть на дело глубже, то нам придется признать, что несправедливо возлагать всю вину на «неразумных» государственных деятелей. Ведь ни одно правительство, ни один орган законодательной власти не руководствуются в своей практической работе только собственными представлениями о ее целях и направлении. С развитием демократических начал в жизни общества все большее влияние на их деятельность оказывают народные массы, т. е. мы с вами, поскольку каждый из нас не просто пассивно принимает действующие в обществе «правила игры», а в той или иной форме сам влияет на их характер. Влияет уровнем своих запросов—духовных и материальных, соотношением между ними. Повышение интереса большинства людей к материальным ценностям и постепенное забвение ценностей духовных стали, увы, реальностью наших дней. Думаю, это не случайное, не временное явление, а вполне определенно обозначившаяся тенденция, как нельзя более красноречиво подтверждающая неприемлемость идеологии эгоизма, его врожденную несовместимость с высокой духовностью, с разумом.
Поэтому, высказывая недовольство неустроенностью нашей жизни, ее уродливостью, не будем забывать обращенные к нам слова великого ученого и человека В. И. Вернадского: «Необходимо вдумывание в совершающуюся вокруг вас „мелкую, глухую жизнь". Так ли глуха эта жизнь, как она кажется? Так ли она бесформенна и случайно-бесцельна, как представляется? Так ли бессильна личность противиться уродливым проявлениям жизни, и не есть ли отсутствие ясного понимания и оглашения этой уродливости отдельными личностями самая основная причина и главная сила всех уродливых течений жизни?»
Чем быстрее мы поймем, что каждый из нас может и должен содействовать исправлению вызванных эгоизмом деформаций в развитии общества, оказывающих негативное влияние на наше духовное, психическое и физическое здоровье, тем меньше времени займет превращение биосферы Земли в царство разума и истинного здоровья человека.
Что может человек
Всем предыдущим содержанием книги я старалась подвести читателей к пониманию той глубинной, неразрывной связи, которая объединяет разум и здоровье в единое нерасторжимое целое. Разум, осмысливая открытые наукой законы природы, подчиняя этим законам земное бытие человека, тем самым обеспечивает его духовное, психическое и физическое здоровье. В свою очередь здоровье человеческого организма является непременным условием самого существования—разума. Малейшее отступление в одном из этих двух элементов разрушает двуединство разума и здоровья, лишает человека и того, и другого, что мы и наблюдаем сегодня.
Массовые хронические заболевания, упадок нравственности, рост преступности—лишь некоторые последствия разлада, вносимого в духовную жизнь человека, в жизнь его физического тела эгоизмом со всеми присущими ему пороками.
Но если эгоизм не совместим ни с нравственным, ни с физическим здоровьем человека и человечества, если он отравляет отношения между людьми и государствами ядом недоверия, взаимной подозрительности и вражды, если недостойность, аморальность эгоизма очевидна, то сам собой напрашивается вопрос: в чем же секрет его поразительной живучести и нет ли у него каких-то скрытых, неведомых нам «достоинств», которые искупают его пороки? Чтобы разобраться в этом, вспомним о том, о чем часто забываем в коловращении повседневных забот: мы, в отличие от животных, живем сразу в двух мирах—материальном и духовном. Границы материального мира определяются и должны определяться физиологическими потребностями нашего организма, духовный мир человека безграничен и обнимает благодаря властвующему в нем разуму всю бесконечную Вселенную. Способность жить в этих двух различных мирах, поддерживать естественное равновесие между ними содействует сохранению нашего здоровья и продлению жизни.
Но вся беда заключается в том, что, как уже не раз говорилось, это равновесие резко нарушено в пользу мира материального, эгоистичного и не в силу каких-то особых достоинств современного гипертрофированного эгоизма, а исключительно благодаря деформациям информационного поля, определяющего характер развития общественных отношений в человеческом сообществе.
Поскольку понятие это вам до сих пор не встречалось, необходимо пояснить, что оно означает. Давайте вспомним, с чего начинается человек. Нет, не его физическое тело, а сознание, т. е. то, что и делает его человеком. Вы, конечно, не забыли, что в одной из предыдущих глав говорилось о роли информации в формировании внутреннего мира человека, его сознания, о выдающемся эксперименте двух отечественных ученых, которые помогли слепоглухим от рождения детям стать духовно богатыми членами общества. Уникальность этого эксперимента состоит в том, что он не просто вернул обществу несчастных, обреченных на вечное одиночество ребятишек, а нагляднейшим образом продемонстрировал, какую без преувеличения решающую роль в воспитании человека играет характер, качество самой информации.
Слепоглухота возвела между ребятами и окружающим их миром трудно преодолимый барьер. И если они стали достойными людьми, то потому лишь, что характер получаемой ими с помощью специальных методик информации целиком и полностью определяли достойные люди, убежденные гуманисты. Их эксперимент убедительно доказал, что процесс воспитания человека есть не что иное, как процесс усвоения им информации, характер которой формирует его сознание, определяет линию жизни, мысли, действия и поступки.
Но всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что скрывается за таким безликим на первый взгляд понятием, как информация?
Что, например, означает самая простая человеческая улыбка? Для улыбающегося человека—это выражение лица, отражающее его доброе настроение. Для того, кто ее видит,— информация о том, что человек настроен дружелюбно и опасности с его стороны не грозит.
Таким образом, каждый человек всеми своими жестами, мимикой, поступками, словами формирует вокруг себя информационное поле, оказывающее воздействие на окружающих. Причем направление и сила воздействия определяются характером исходящей от нас информации, а та, в свою очередь, является отражением нашей внутренней сути, нашего мировоззрения, интеллекта, культуры, воспитанности, чувства собственного достоинства и доброжелательности по отношению к другим людям, к живой природе в целом.
Говоря другими словами, мы, порой сами того не сознавая, оказываем исходящей от нас информацией определенное воздействие на окружающих, даже не вступая с ними в непосредственный контакт. Скажу больше, аналогичное воздействие на людей оказывают и созданные нашими руками предметы домашнего обихода, произведения искусства, рожденная нами музыка, несущие на себе несмываемую печать нашей личности.
Сказанное в наибольшей степени относится к людям, связанным с прямыми или опосредованными контактами с большими массами людей: деятелям науки, культуры, народного образования, медицины, книгоиздателям и писателям, артистам, музыкантам, художникам, скульпторам, журналистам, ведущим теле- и радиопередач, государственным и политическим деятелям, законодателям. Ведь они во многом формируют информационное поле общества, а через него и наше сознание, разум, воздействуя на нас и отличительными особенностями собственной личности, и манерой одеваться, вести себя на глазах миллионов людей, своими произведениями, своим творчеством.
Их информационное поле может быть особенно мощным, воздействующим на сознание десятков и сотен миллионов людей. К сожалению, далеко не все из них понимают всю меру своей ответственности, демонстрируя нам и дурной вкус, и вызывающее пренебрежение нормами даже той куцей эгоистической морали, остатки которой еще сохранились в нашем эгоистическом обществе, и самое элементарное невежество, и дурное воспитание, забывая о том, что с них берут пример, им подражает великое множество людей, и что особенно страшно — дети, молодежь.
Для развития человека особенно важна информация, поступающая в его головной мозг в первые месяцы и годы его жизни. На ее основе формируются первые представления ребенка и подростка об окружающем мире, складываются его первые привычки, вкусы и предпочтения, или, если воспользоваться физиологическими аналогиями, первые доминанты. Причем эти доминанты оказываются, как правило, наиболее устойчивыми, сохраняются в памяти человека до глубокой старости. И не просто хранятся, как своего рода архивные документы или забытые на полках хранилищ книги и кинофильмы, а живут и развиваются, «подпитываются» и корректируются новой информацией, новым опытом человека. Время от времени они всплывают на поверхность нашего сознания, чтобы пройти проверку на соответствие реалиям жизни, и вновь погружаются в глубины памяти.
Не следует при этом забывать и о том, что любая доминанта имеет чрезвычайно глубокие физиологические корни, поскольку ей соответствует вполне определенное состояние нашего организма, характеризующееся своими закрепленными в памяти физиологическими реакциями. Именно здесь кроется один из секретов живучести наших эгоистичных привычек и пристрастий.
Чтобы вы осознали, насколько велика роль первой, основополагающей информации в жизни человека, приведу простой пример. История человечества знает несколько случаев, когда оставшиеся без родителей младенцы вскармливались и воспитывались в первые годы своей жизни в волчьих стаях. И даже если по прошествии нескольких лет они возвращались в общество людей, приобретенные ими среди волков жизненные навыки и привычки сохранялись на всю оставшуюся жизнь. Дети не пили, а лакали, не говорили, а лаяли. Но самое главное: продолжительность их жизни не выходила за пределы короткого волчьего века: 15—18 лет.
Замечена и другая закономерность, уже из жизни людей: дети, родившиеся и воспитывавшиеся в семьях родителей с низкой продолжительностью жизни, также не отличались долголетием. И дело здесь не только и не столько в генетически обусловленной наследственности, сколько в тяжком грузе передаваемых из поколения в поколение нездоровых привычек, противоестественных пристрастий, суеверий, которые все еще определяют образ жизни современного человека.
Если учесть, что первым источником информации из внешнего мира оказываются родители ребенка, то нетрудно представить, какой груз ответственности на них ложится. Только от них зависит, каким будет духовное, психическое и физическое здоровье их сына или дочери.
Большинство людей все еще не усматривает прямой связи между образом жизни человека и уровнем его интеллектуального развития, его здоровьем. Между тем давно подмечено, что умственные способности детей, родившихся в семьях вегетарианцев, выше, чем у их сверстников из семей «мясоедов», а здоровье гораздо крепче. Сторонники сбалансированного растительно-животного питания пытаются принизить значение этого твердо установленного факта ссылками на то, что среди вегетарианцев большинство составляют образованные, интеллектуально развитые люди, способные создать условия для умственного и физического развития своих детей. Однако подобный «контраргумент» в действительности еще больше подрывает позиции теоретиков сбалансированного питания, поскольку, помимо всего прочего, свидетельствует о том, что чем умнее и образованнее человек, тем неизбежнее его переход на питание, исключающее потребление мяса и мясных продуктов. От этого выигрывает и он сам, и его дети, обретая ясность мысли, душевное и физическое здоровье.
Замечено также, что, говоря словами известного исследователя проблемы долголетия X. Гуфеланда, «человеку, даже для его физического состояния, необходима известная степень образованности, она содействует его долголетию. Человек в диком и грубом быту не живет так долго». А это означает лишь одно: если разум человека бездействует и не желает считаться с тем, что багаж истинных знаний человечества является его главным достоянием, то вести речь о его здоровье и долголетии бессмысленно. И здесь мы вплотную подходим к проблеме, обозначенной в заголовке: что может человек?
Хочу сразу же предупредить: темой нашего разговора будут не волнующие сегодня большинство из нас актуальные политические и социальные проблемы: судьба реформ в России, например, урегулирование отношений с Чечней или задержки с выплатой зарплаты и пенсий; и наши возможности как-то влиять на их решение. Сегодня эти проблемы находятся в центре внимания, занимают умы профессиональных экономистов, политиков и социологов, рядовых граждан, вызывают бурные споры, столкновения, доходящие порой до рукопашных схваток. Но давайте зададим себе простой вопрос: а что ждет нас завтра, когда все эти проблемы будут так или иначе решены? Может быть наступит покой и умиротворение? Конечно же, нет, поскольку современный изощренный эгоизм, определяющий взаимоотношения людей и государств, рождает и будет рождать все новые и новые драматические коллизии. На смену нынешним неведомым «силам», преследующим собственные эгоистические интересы и сталкивающим во имя их удовлетворения целые народы и государства, придут новые, столь же ненасытные и агрессивные.
Такова уж порочная особенность эгоизма: любому самому благородному и чистому порождению человеческой мысли придавать отвратительные, карикатурные черты. Мечты человечества о добром, разумном общественном устройстве приобрели в условиях основанного на эгоизме общества форму нивелирующего всех и вся авторитарного социализма. Принцип народовластия, составляющий сердцевину демократии, выродился в эгоистическом обществе, исповедующем идеалы личного преуспевания, индивидуального обогащения, в свою противоположность. Власть стала ступенькой к богатству.
Если подходить к вопросу о возможностях отдельно взятого человека влиять на развитие событий в какой-либо стране, а в мире тем более, имея при этом ввиду решение конкретных, сиюминутных с точки зрения истории проблем, пусть даже самых важных, то не будет большой натяжкой сказать, что они, эти возможности, практически равны нулю. Способов манипулировать общественным мнением существует сегодня столько, что о многих из них большинство людей даже не подозревает, становясь игрушкой в руках политиков, преследующих свои узкокорыстные эгоистические цели.
Бороться с каждым из них в отдельности—то же самое, что пытаться одолеть многоглавое чудище, у которого на месте срубленной головы тут же вырастают две. Да и с ними ли нам надо бороться? Ведь если хорошенько подумать, откуда берутся недобросовестные политики, то неизбежно придем к выводу о том, что мы сами воспитываем их и выдвигаем из своей среды. В каждом из нас сидит маленький политик, имеющий собственное суждение о том, как надо решать те или иные проблемы, прежде всего социальные, причем решать, не забывая в первую очередь себя.
И мы выражаем эти свои представления в лозунгах, с которыми выходим на демонстрации, участвуем в акциях протеста, требуя отставки правительств и замены их более «отзывчивыми» и дееспособными, причем выдвигаемые нами требования действительно в чем-то вполне справедливы и обоснованы. Пройдет какое-то время, и мы снова выйдем на улицу, уже с другими лозунгами, а там и с третьими, и этот бег на месте во вращающемся колесе порождаемых эгоизмом проблем будет продолжаться из поколения в поколение, пока не придет осознание простой и очевидной истины: идеология эгоизма изжила себя, исчерпала свои созидательные возможности. Самое большее, на что она оказалась способна— это удовлетворить известное со времен Древнего Рима требование «Хлеба и зрелищ!» Все больше хлеба и все больше зрелищ, развлечений, удовольствий, погружающих наш ум в сладостную дремоту. Мы ведем себя подобно пассажирам гигантского туристического лайнера, плывущего в пространстве-времени неизвестно куда и зачем, предающимся гастрономическим и сексуальным утехам и даже не помышляющим о своем будущем и будущем своих потомков. А когда им напоминают о необходимости привести свое потребление в соответствие с физиологически обоснованными потребностями нашего организма, чтобы уже одним этим многократно снизить гнет нашего давления на биосферу, на среду нашего обитания, привести, наконец, в естественную норму здоровье человека и человечества, в ответ раздаются голоса о попрании свободы личности, ее права самой определять характер и размеры своего потребления.
Но свобода свободе рознь. Есть свобода болеть и чувствовать себя случайно попавшей под колесо Фортуны невинной жертвой. Такой свободой в избытке наделяет нас идеология эгоизма. И есть несовместимая с этой идеологией свобода, которую дарует нам подлинное духовное и физическое здоровье, свобода, раскрепощающая наш разум, открывающая необъятное поле творческого приложения наших духовных и физических сил в интересах живой природы Земли и ее органической части — человеческого общества. К свободе второго рода, свободе человеческого разума ведет только один путь— путь преодоления каждым из нас любых проявлений эгоизма в своем сознании.
Я уже вижу насмешливые улыбки приверженцев эгоизма, слышу их иронические замечания об утопическом романтизме автора, о его оторванности от реальной жизни. Ну что ж, с большим удовольствием принимаю эти замечания, более того, рассматриваю их как комплимент, поскольку главное, чего нам всем не хватает сегодня,—это способности подняться над мерзостями бытия, заново осмыслить свою жизнь, чтобы затем перестроить ее на началах разума и добра, как это делают мои ученики и последователи.
Когда я бываю в организованных ими школах и группах здоровья, меня всегда поражает и радует какая-то особая атмосфера сплоченности, неизменного дружелюбия, взаимопомощи, объединяющая людей, стирающая социальные различия между ними. Здесь отчетливо проявляется набирающая силу тенденция к равенству, не зависящему от уровня образования, служебного и имущественного положения, вероисповедания, политических симпатий и антипатий—от всего, что в современном человеческом сообществе все еще продолжает разъединять людей, сталкивать их в борьбе за свою долю превратно понимаемых удовольствий, угнетать их разум, подчиняя его деятельность исключительно обслуживанию своего физического тела, удовлетворению его действительных и надуманных потребностей.
Система Естественного Оздоровления вводит эти гипертрофированные «телесные» потребности в установленные природой физиологически обусловленные рамки, создавая тем самым режим наибольшего благоприятствования для возвышения и обогащения жизни духа. Именно в этом ее главное достоинство и предназначение. Излечение же многочисленных, самых тяжелых хронических недугов—это лишь сопутствующий эффект Системы, подтверждающий ее высокую действенность.
Я не раз, уже говорила о том, что центром моей Системы является отдельно взятый человек-индивидуалист, человек-личность, разумно относящийся к себе, к своему здоровью, осознающий свою ответственность за все, что происходит в человеческом обществе, и прежде всего за его нравственное и физическое здоровье, за здоровье природы. Кто-то невесело вздохнет: что такое один, даже идеальный во всех отношениях, человек в сопоставлении с инертной массой остальных шести миллиардов человеческих индивидуумов, зараженных вирусом эгоизма.
Начнем с того, что далеко не все наши соотечественники по планете Земля являются убежденными сторонниками идеологии эгоизма. Сотни миллионов, если не миллиарды людей вынужденно принимают эгоизм человеческого сообщества как исторически сложившуюся неизбежную данность, испытывая острейшую, не всегда даже осознанную тоску по свободным от насилия, холодной, безжалостной расчетливости добрым отношениям с себе подобными. Все мы безмерно устали жить в атмосфере постоянного страха за свое будущее, будущее своих детей, внуков и правнуков.
В нашей ли власти изменить существующее сегодня нетерпимое положение? Несомненно. Но не с помощью рукописных плакатов, бездумного повторения лозунгов, выкрикиваемых на митингах своекорыстными, бесчестными политиками.
В царство разума ведет лишь один путь—путь духовного развития и нравственного самосовершенствования. С древнейших времен многие мыслители и ученые высказывали мысль о том, что такое физически слабое существо, как человек, благодаря интенсивной духовной жизни может продлить свое физическое существование гораздо дальше предела, которого достигает самое сильное животное. Причем особая роль отводилась воспитанию и образованию, которые учат нас управлять нашими страстями, подчинять их разуму и нравственности.
Природа назначила нам высшее предназначение и высшее испытание—быть Хранителями Жизни, где бы и в какой форме мы ее не встретили на Земле или в далеких космических странствиях, наделив необходимыми для этого качествами:
Духовностью, означающей осознание и практическое выполнение нашей благородной миссии — хранить жизнь во всех ее формах и проявлениях;
Стойкостью, помогающей нам никогда не забывать об этом нашем предназначении в самых трудных жизненных испытаниях;
Разумом,приумножающим наши знания и наделяющим способностью заглядывать далеко вперед, чтобы предвидеть последствия наших действий, вовремя увидеть и предотвратить грозящие жизни опасности;
Добротой, выражающейся в любви ко всему сущему, в стремлении быть полезным и нужным людям.
Сегодня эти качества развили в себе немногие, завтра с помощью этих немногих их сумеют развить в себе все. Только после этого произойдет величайшее в истории человечества событие: из эры расчетливого, бездушного эгоизма оно шагнет в эру разума, эру духовного, душевного и физического здоровья.
В заключение хочу напомнить читателям известную еще с глубокой древности мысль: наши желания и потребности умирают вместе с нами, наши добрые дела живут вечно, подпитывая единое информационное поле разума и добра планеты Земля. Это единственный вид наследства, которое не разобщает людей в стремлении овладеть им, а, напротив, объединяет верностью идеалам Разума, Добра и Любви. Не уставайте же творить добрые дела!
1997 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1