ОБЩЕСТВА В 20 - 30-е ГОДЫ
7 ноября 1929 года в газете «Правда» была опубликована статья И.В. Сталина «Год великого перелома». В ней говорилось об изменении настроения крестьянства, которое добровольно пошло в колхозы. А в конце декабря 1929 г. Сталин заявил, что «кулачество» как класс полностью ликвидирован. Несмотря на это важное заявление, процесс уничтожения кулаков продолжался до конца 1930 гг.
Коллективизация проводилась и в 1930 – 1932 гг., примерно в конце 1931 г. стали, проявляться её отрицательные последствия, в некоторых районах страны начался самый настоящий голод. Зерно, которое производили крестьяне, полностью у них отбиралось, часто его не оставалось даже для новой посевной. Большая часть зерна поступала на продажу за границу, вырученные за него деньги шли на финансирование программы индустриализации. Наибольшую выручку от продажи хлеба удалось получить в 1930 г. – 883 млн. руб., но уже в 1932 – 1933 гг., она упала до 389 млн. руб. Подтверждением того, что изъятое у крестьян зерно в основном шло на экспорт, может служить положение с продовольствием в городах. Хотя здесь и не наблюдался голод, перебои с хлебом были настолько частыми, что в 1931 г. вводится карточная система, просуществовавшая до середины 1930-х гг.
В 1932 г. из-за усилившегося голода в Сибири, на Украине и Северном Кавказе, правительство СССР было вынуждено пойти на некоторое сокращение продажи зерна. Компенсировалось это сокращение путем увеличения экспорта других видов сырья, в том числе лесоматериалов, пушнины и нефтепродуктов. Но, несмотря на эти меры, изъятие средств из сельского хозяйства продолжалось.
Путем такой жесткой перекачки ресурсов из сельского хозяйства в промышленность удалось организовать в 1930-е гг. крупное строительство. Были построены такие предприятия, как Магнитогорский и Кузнецкий угольно-металлургический комбинаты, Запорожский металлургический комбинат, Московский метрополитен. В 1932 г. в Воронеже налаживается изготовление синтетического каучука. Появляется массовое производство самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов и комбайнов.
В период довоенных пятилеток (1928 – 1941 гг.) в строй вступило более 9 тыс. крупных промышленных предприятий, т.е. около 600 – 700 ежегодно. В короткий срок вырос потенциал, который, по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства всех видов продукции позволил СССР обеспечить свою экономическую самостоятельность.
Форсированная индустриализация значительно сократила отставание СССР от развитых капиталистических стран, по производству промышленной продукции на душу населения. Более однородной стала социальная структура общества. В то же время индустриализация, охватившая крупную промышленность, меньше затронула другие отрасли экономики. По-прежнему, ручной труд преобладал в строительстве и сельском хозяйстве. Не получили должного развития легкая и пищевая промышленность. Совсем мало внимания уделялось развитию инфраструктуры – сооружению дорог, элеваторов, складов и т.д.
Уровень жизни населения не только оставался низким, но даже ухудшился по сравнению с 1920-ми гг. В конце 30-х гг. на одного горожанина приходилось жилой площади меньше, чем даже до революции. Большинство городских жителей заселяло коммунальные квартиры, бараки и подвалы, иногда даже землянки. Детская смертность превысила показатели 1920-хх гг., в начале 1930-хх гг. в связи с введением карточной системы ухудшилось питание населения.
Правительство СССР в 1930-е гг., пыталось решить многие вопросы социального и культурного строительства. Активно развивались образование и здравоохранение, ликвидировалась безработица, поощрялся добросовестный и самоотверженный труд, распространялся передовой опыт. С середины 1930-хх стали разрабатываться различные формы морального и материального стимулирования. Это совпало с отменой карточной системы и появлением товаров в магазинах. Советское правительство проявляло заботу о подготовке ученых, инженеров, педагогов, творческой интеллигенции. Шло приобщение народа к отечественной и мировой культуре. Открывались музеи, библиотеки, кинотеатры. В 1934 г. было введено всеобщее начальное образование.
Индустриализация сопровождалась и ростом личной власти И. В. Сталина, усиление которой происходило на всем протяжении 1920-хх гг. Назначенный 1922 г. Генсеком РКП(б), Сталин получил контроль над кадровыми вопросами, что позволило ему сформировать группу своих сторонников, состоявшую в основном из представителей среднего слоя партийных работников – секретарей обкомов партии. Помогли создать культ личности Сталина более крупные партийные руководители, ставшие непосредственными исполнителями его воли – В. М. Молотов, Н. С. Хрущев, К. Е. Ворошилов, Н. И. Ежов и др. Большую роль в восхождении Сталина на вершину власти сыграла пропаганда его образа, как непогрешимого вождя, сопровождавшая советских людей на всем протяжении их жизни.
Обеспечивая себе, место вождя в Советской стране, Сталин настойчиво эксплуатировал социалистическую идею и авторитет Ленина. Он присвоил право популяризировать ленинские идеи, искажая и упрощая их, до уровня простейших догматов. С помощью Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева и других, Сталин скрыл отрицательные характеристики Ленина в свой адрес и его предложение переместить Генсека на другой пост. После смерти Ленина в результате массовых призывов изменился количественный и качественный состав партии, её ряды пополнили случайные, карьеристки настроенные люди.
Большое значение при Сталине приобретают карательные органы, прежде всего ОГПУ, юридические основы для работы которого были созданы в конце 1920 гг. Введение в действие первой главы 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР «Преступления государственные» в 1927 г. позволило Сталину провести политические процессы, над своими противниками. Организация данных процессов началась в конце 1920-х гг. первым стало Шахтинское дело в 1928 г., когда группа студентов горного института города Шахты, была осуждена за антисоветскую деятельность. Затем последовала целая серия процессов – над Промпартией в 1930 г., над меньшевиками в 1931 г., над специалистами фирмы «Метрополитен – Виккерс». Общими чертами всех этих политических процессов являлись: отсутствие доказательств вины подсудимых, ссылки на их собственное признание; организация процессов руководством ОГПУ; обвинения технической и научной интеллигенции.
После убийства партийного руководителя Ленинграда С.М. Кирова в декабре 1934 г., последовала кульминация Сталинских репрессий. В течение 1935 – 38 гг., были осуждены и расстреляны Каменев Л. Б., Зиновьев Г. Е., Бухарин Н. И. Командиры Красной Армии: маршалы М. Н. Тухачевский, Е. А. Егоров, В. К. Блюхер, командармы И. Э. Якир, И. П. Уборевич, Я. Б. Гамарник и другие. Попали на скамью подсудимых и непосредственные организаторы политических репрессий, руководители ОГПУ Г. Г. Ягода в 1938 г. и Н. И. Ежов в 1939 г. Вместе с ними расстреляли и их основных сотрудников.
Следует сказать, что основная масса населения СССР была убеждена в виновности «врагов народа». Сталин использовал это настроение общества для реализации своего тезиса об обострении классовой борьбы в условиях строительства социализма. Но молчали не все, рискуя не только свободой, но и жизнью, часть членов партии критиковала и осуждала Сталина за насильственные методы коллективизации и завышенные темпы индустриализации, за ничем не оправданные человеческие жертвы. Недоверие Генсеку выразили 270 делегатов XVII съезда партии при голосовании за список Центрального Комитета. Были и отдельные группы недовольных партийцев, например «союз марксистов-ленинцев» под руководством М.Н. Рютина, открыто призывающий к свержению Сталина; группа советских и партийных работников во главе с С.И. Сырцовым и В.В. Ломинадзе; группа наркомов – А.А. Смирнова, Г.В. Толмачева и Н.В. Эйсмонта. На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б), член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каменский потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. К мировому общественному мнению взывали дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин, не вернувшиеся на Родину.
Масштабы политических репрессий точно не установлены. Официальные цифры колеблются от 3,8 млн. чел. до 4,2 млн. чел. Исследования статистических данных тюрем и лагерей показывают, что число арестованных в СССР доходило до 1% населения в год и за все время существования Советской власти через лагеря прошли 12 млн. человек. Альтернативные подсчеты расходятся в очень большом диапазоне. Называют и 6 – 8, и 80 млн. чел. – последняя цифра стала результатом анализа всей демографической ситуации в стране и учла не только прямые потери населения в мирное время, но и недорождаемость в результате войн, эпидемий и стихийных бедствий.
В то же время, в 1936 г. была публикована новая Конституция СССР, считающаяся по оценкам юристов, самой демократической в мире. В ней было провозглашено, что население СССР получает право свободной печати, создания различных общественных организаций, собраний, союзов и т.д. Но все эти права носили в основном декларативный характер и на деле никогда не применялись. В стране усилилось влияние бюрократии, партия превратилась из политической в государственную структуру. В середине 1930-х гг. в СССР создается общественно-политический строй получивший название «Государственный социализм». Его укрепление во второй половине 1930-хх гг. привело к полному отказу от демократических элементов общественной жизни – оппозиции, политической дискуссии, многопартийности и т.д. Государственный социализм представлял собой в чистом виде тоталитарное общество, при котором бюрократические структуры осуществляют полный контроль над всеми сферами жизни населения.
С начала 1930-хх гг. изменяется и внешняя политика СССР. Приход Адольфа Гитлера к власти в Германии в 1933 г., заставил СССР проводить активную деятельность, направленную на борьбу с фашисткой агрессией и создание в Европе системы коллективной безопасности. Практическими шагами в этом направлении явилось установление в 1933 – 1935 гг. дипломатических отношений с США, Испанией, Бельгией и другими капиталистическими странами Европы и Америки. Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности.
В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, а в следующем году были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. В 1936 г. был заключен договор с Монгольской народной республикой, а в 1937 г. договор о ненападении между СССР и Китаем.
Активизация внешней политики СССР на Дальнем Востоке вызвала недовольство Японии, вступившей в 1934 г. в войну с Китаем. Во второй половине 1930-хх гг. столкновение Японии и СССР на Дальнем Востоке стало неизбежным. Дело в том, что некоторые представители правительственных кругов Японии, планировали после захвата Китая, отторгнуть у Советского Союза, Дальний Восток, Уссурийский край и Забайкалье.
Первый вооруженный конфликт между СССР и Японией произошел в 1938 г. в районе озера Хасан на границе Китая и Уссурийского края. Это был чисто пограничный инцидент, закончившейся победой советских войск.
Следующий вооруженный конфликт 1939 г. на реке Халхин – Гол был намного серьезнее, фактически он представлял собой необъявленную войну. В первой половине 1939 г. Япония ввела свои войска на территорию республики Монголия, в ответ на просьбу монгольского правительства, руководство СССР выслало ему на помощь усиленный армейский корпус. В начале июня 1939 г. объединенные советско-монгольские силы расположились на реке Халхин-Гол. 26 июня 1939 г. по приказу наркома вооруженных сил К.Е. Ворошилова, командующим ими был назначен комкор Г.К. Жуков. Через, несколько дней, Жуков прибыл в район р. Халхин-Гол и стал готовиться к наступлению. Сражение на реке Халхин-Гол проходило в два этапа. На первом этапе, он продолжался с 3 по 5 июля, японские войска были вытеснены с территории Монголии. За два дня они потеряли 10 000 человек. Второй этап начался 20 августа и продолжался до 27 августа. В этот раз события разворачивались уже на территории Северного Китая, захваченного в то время Японией. В течение 7 дней была полностью разгромлена 6-я японская армия. 15 сентября Япония начала переговоры с СССР и Монголией о прекращении огня.
Главным итогом советско-японских конфликтов 1938 – 1939 гг., стало решение правящих кругов Японии не сотрудничать с гитлеровской Германией после её нападения на Советский Союз 22 июня 1941 г. Ещё раньше, 13 апреля 1941 г. между СССР и Японией был подписан советско-японский пакт (договор) о ненападении.
Несмотря на то, что, на Дальнем Востоке в 1930-хх гг. происходили крупные вооруженные столкновения, главное внимание в советской внешней политики в это время уделялось Западной Европе. В 1934 г. Германия, Италия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, направленный против Советского Союза. Наиболее опасной из этих трех стран была Германия. Её руководитель Адольф Гитлер, опубликовавший в первой половине 1920-хх гг. свою программную книгу «Моя борьба» откровенно заявил в ней, что Германии необходимо для дальнейшего успешного развития захватить жизненное пространство на Востоке, т.е. в России.
С 1935 г. Германия, с молчаливого согласия Англии и Франции начинает подготовку к войне. С 1938 г. А. Гитлер приступает к территориальным захватам в Европе. Весной 1938 г. происходит присоединение к Германии Австрии. В августе 1938 германское правительство выступило в защиту Судетских немцев, проживавших на западе Чехословакии. В случае несогласия предоставить им автономию Германия угрожала начать военные действия против Чехословацкой республики. Европейские страны опасались начала новой войны, поэтому в сентябре 1938 г. они начинают проводить политику «умиротворения агрессора». Её результатом стало подписание Мюнхенского соглашения, согласно которому представители Англии, Франции, Италии и Германии, без согласия Чехословакии анексировали у неё Судетскую область. Но А. Гитлер на этом не остановился, в первой половине 1939 г. Чехословакия была полностью оккупирована германскими войсками. Англия и Франция ограничились протестами.
Следующей жертвой Германии стала Польша. К подготовке к войне с ней Гитлер приступил сразу же после оккупации Чехословакии. Поводом стала ситуация сложившаяся вокруг свободного города Данцига, в котором большинство населения составляли в основном немцы, и вопрос польского коридора между Западной и Восточной Пруссией. Однако на этот раз Англия и Франция официально заявили, что в случае нападения Германии на Польшу, они объявят ей войну. Гарантии независимости Польши дал и Советский Союз. Перед Германией стала реально вырисовываться перспектива войны на два фронта.
Опасаясь этого, Гитлер решил в этот раз договориться с Советским Союзом. Контакты между представителями СССР и Германии, по поводу подписания мирного договора, начались с весны 1939 г. Одновременно Советский Союз вел переговоры с представителями Англии и Франции о заключении военно-политического союза с целью противодействия германской агрессии, но к началу августа 1939 г. из-за полного нежелания западных держав принимать, какие-либо обязательства, они зашли в тупик.
Этим воспользовался Адольф Гитлер и 15 августа, через посла Германии в Москве, предложил наркому иностранных дел В.М. Молотову, заключить пакт о ненападении сроком на 25 лет. Советское руководство ответило на это предложение согласием, и 19 августа из Берлина в Москву прибыл министр иностранных дел Германии. Итогом его поездки стало подписание 23 августа 1939 г. пакта о ненападении. При всем различии оценок, сложившихся по поводу этого договора, очевидно, что он предотвратил возможность создания единого антисоветского фронта. Кроме этого, СССР удалось отодвинуть границы от своих жизненно важных центров. В 1939 – 1940 гг., уже в ходе Второй мировой войны, в его состав вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Латвия, Литва и Эстония.
Закончилась победой и советско-финская война, длившаяся 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Она позволила усилить стратегические позиции СССР на северо-западе и отодвинуть границу от Ленинграда. Однако эта война нанесла нашей стране сильный политический и моральный ущерб, подорвала её авторитет на международной арене: по требованию ряда стран 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.
Итак, внешнеполитическая деятельность СССР в 1930-е гг. носила противоречивый характер. Методы её осуществления находились в прямой зависимости от изменений международной обстановки и стремления советского руководства любой ценой оттянуть войну. На этом пути Советскому Союзу удалось достичь ряда успехов: выйти из дипломатической изоляции, установить партнерские и дружественные отношения с пограничными государствами, заключить двухсторонние договоры о торговле, ненападении, нейтралитете или взаимопомощи со многими странами мира. Однако, не все задачи, связанные с обеспечением безопасности страны были решены.