РИТОРИКА
Учебно-методический комплекс
Минск
«БИП-С Плюс»
УДК 339.543:34
ББК 65.428
Ч44
Рекомендовано к изданию
в качестве учебно-методического комплекса
кафедрой философии и политологии (протокол № 6 от 26.01.2011 г.)
Автор
доцент кафедры философии и политологии А. В. Шмыга
Рецензенты:
доцент кафедры философии ГУО «Институт подготовки научных кадров» НАН Республики Беларусь кандидат философских наук, доцент Е. А. Алексеева
заведующий кафедрой гражданского права и процесса БИП – институт правоведения доктор юридических наук, профессор В.Н. Паращенко
Шмыга, А. В.
Ч44 Риторика: учеб.-метод. комплекс / А. В. Шмыга. – Минск: БИП-С Плюс, 2011. -- с.
ISBN 978-985-6836-51-3
В соответствии с программой учебного курса предлагаются для изучения основные вопросы риторики, разъясняются наиболее значимые и вызывающие сложность в изучении положения. Основной акцент при разъяснении уделен практическим вопросам, знание которых позволит ориентироваться и достигать желаемого эффекта, как при вербальном, так и невербальном воздействии на других людей, группы людей в реальной жизни.
Предназначено для студентов гуманитарных вузов высших учебных заведений.
УДК 339.543:34
ББК 65.428
ISBN 978-985-6836-51-3
© Шмыга А. В., 2011
© Оформление ООО «БИП-С Плюс», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | |
2. | Примерный тематический план | |
3. | Содержание учебной дисциплины | |
Тема 1. Риторика как наука. | ||
Тема 2. Роды и жанры красноречия. Монологические и диалогические речи. | ||
Тема 3. Теория риторики. Правило, задача и состав инвенции. | ||
Тема 4. Теория риторики. Структура, основные приемы и требования, предъявляемые к диспозиции. | ||
Тема 5. Теория риторики. Элокуция и ее состав. | ||
Тема 6. Риторика и коммуникация. | ||
Тема 7. Невербальная коммуникация. | ||
Тема 8. Вербальная коммуникация. | ||
Тема 9. Составление и анализ монологических речей. | ||
Тема 10. Характеристика и анализ судебных и политических речей. | ||
Тема 11. История риторики. | ||
4. | Литература | |
5. | Контрольные вопросы по курсу «Риторика» | |
6. | Вопросы тестов по курсу «Риторика» | |
7. | Темы рефератов для контролируемой самостоятельной работы | |
8. | Тест Е.Н. Скаженика «Что говорят вам мимика и жесты»? |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Риторика» для студентов гуманитариев, обучающихся по специализации «Правоведение» и «Международное право», является необходимым для изучения, как в теоретическом, так и практическом плане.
Обладание теоретическими знаниями дает возможность ознакомиться студентам с правилами, которые позволят самостоятельно составлять любые виды речей, выступления, учитывая не только план построения речи, но и всевозможные языковые украшения, скрытые и явные способы воздействия на аудиторию. Теоретическая база даст будущим юристам возможность ознакомиться, проанализировать и закрепить способы воздействия на аудиторию (как вербальные, так и невербальные), определив при этом наиболее подходящие для каждого конкретного случая, а так же необходимые в использовании, учитывая не только индивидуальные возможности выступающего, но и его психологические особенности.
Практический блок необходим для того, чтобы студенты, развив в себе чувство уверенности, избавились от ощущения «боязни» аудитории, прочувствовали и испытали на аудитории различные способы воздействия на нее, самостоятельно подготовили какой-либо вид выступления, и продемонстрировали умение удерживать внимание публики.
Курс «Риторика» включает проблемы теории и практики публичных способов убеждения аудитории, предусматривает освоение способов построения аргументированных рассуждений и создания выступлений различных жанров в соответствии с условиями и обстоятельствами коммуникации. Курс формирует умение убеждать (логически и психологически), рационально организовывать собственное публичное поведение и понимать поведение других людей, акцентируя внимание на невербальных способах воздействия на слушателей. Теоретические и практические аспекты курса составляют необходимую ресурсную базу для организации информационного влияния и управления различными социальными группами.
По словам Аристотеля, риторику использует каждый человек, желая убедить другого в чем-либо. Риторика наряду с развитием профессиональных знаний и навыков поможет человеку успешнее продвигаться по карьерной лестнице, и будет иметь значение в повседневной жизни.
Цель курса – освоение и применение научного аппарата теоретической и практической риторики.
Задачикурса:
1. Сформировать и закрепить практические навыки осмысления и комплексного анализа любого текста.
2. Развить способности самостоятельной творческой подготовки выступлений, достижения коммуникативного контакта со слушателем.
3. Выработать умение выбирать эффективные приемы организации речевого поведения в зависимости от поставленных задач и в соответствии с условиями выступления.
В качестве учебной дисциплины риторика выполняет важную общекультурную функцию. Она ориентирует студентов на то, что умение убедительно, грамотно, доступно, логично, эмоционально выражать свои мысли, является необходимым приобретенным или развитым качеством для будущих юристов, профессионалов своего дела, для тех, кто находится в постоянном контакте с людьми.
Проблемы практической риторики сегодня являются актуальными в Республики Беларусь. Риторические знания оказывают существенное влиение на формирование личностных качеств юристов-профессионалов.
Таким образом, изучение учебного материала по курсу "Риторика" в высших учебных заведениях должно обеспечить студенту знание:
· основных этапов истории риторики, для успешного ориентирования в риторических эпохах и персоналиях;
· основных проблем и направлений развития современной риторики, категорий и понятий в теории риторики;
· основных способов построения речи и их общих и конкретных целей;
· методов и способов воздействия на аудиторию для достижения поставленных перед оратором целей;
· видов и способов организации информационного воздействия (влияния);
· способов создания текстов и построения публичных выступлений.
Студенты должны уметь охарактеризовать:
1. Значение и значимость риторики в профессиональной деятельности юриста;
2. Не только чужое, но и свое риторическое поведение во время выступления;
3. Различные виды текстов.
После окончания курса каждый студент сможет анализировать:
1. Возможные последствия влияния на людей во время выступления и просчитывать возможные реакции слушателей на получаемую информацию;
2. Профессиональные ситуации, учитывая при этом, что четкая передача информации может являться дополнительной гарантией правосудия;
2. Правовые тексты не только с точки зрения законодательной базы, но и с точки зрения структуры, доступности, логичности;
3. Критически анализировать собственное и чужое риторическое поведение.
Подойдя к изучению курса «Риторика» ответственно и проявив подлинный интерес, студенты смогут приобрести следующие навыки и качества:
1. Активно применять категорий и понятия риторики при спонтанных, неподготовленных публичных и судебных выступлениях;
2. Быстро ориентироваться в специфике аудитории, строить свою речь аргументировано с учетом особенностей аудитории, которой адресовано выступление;
3. Оценка, структурирование и анализ различных текстов;
4. Доступное, правильное и четкое изложение своих мыслей в соответствии со схемами инвенции, диспозиции и элокуции.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы лекций и семинарских занятий | Количество часов | ||
Всего аудиторных | Лекции | Семинарские занятия | |
Тема 1. Риторика как наука. | |||
Тема 2. Роды и жанры красноречия. Монологические и диалогические речи. | |||
Тема 3. Теория риторики. Правило инвенции. | |||
Тема 4. Теория риторики. Правило диспозиции. | |||
Тема 5. Теория риторики. Правило элокуции. | |||
Тема 6. Риторика и коммуникация. | |||
Тема 7. Невербальная коммуникация. | |||
Тема 8. Вербальная коммуникация. | |||
Тема 9. Составление и анализ монологических речей. | |||
Тема 10. Характеристика и анализ судебных и политических речей. | |||
Тема 11. История риторики. | |||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Риторика как наука.
Соотношение понятий «риторика», «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления»... Генезис дефиниции риторики, связанный с историческим изменением ее задач. Определение предмета риторики. Многозначность термина «риторика»: прикладная (практическая) риторика как система методов организации эффективной коммуникации и как ораторское искусство; теоретическая риторика как теория речевого дискурса (текста) и инструментарий для анализа текстов; философская риторика как наука о способах убеждения, преимущественно языкового воздействия на аудиторию, с учетом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта.
Традиционная (классическая) риторика и её предмет. Классическая риторика, классическая философия, классическая наука (физика): незнание «идеи неопределённости».
Агональная (воздействующая) риторика; риторика как общая теория аргументации; риторика как пропаганда науки и философии; риторика педагогическая как методика обучения; риторика как теория текста.
Современный подход к определению предмета риторики. Понятие риторической коммуникации. Структура риторической ситуации: информационное воздействие (влияние), аргументация, компетенция и мотивация коммуникантов (оратора и аудитории). Риторика как наука о топиках, или «общих местах» (компетентностный подход). Риторика как наука о способах убеждения (аргументационный подход).
Характеристика основных направлений в истории риторики. Значимость и необходимость этих направлений велика: теоретического – для развития самой науки, догматического – для возможности поэтической и художественной передачи материала.
Теоретическое направление | Догматическое направление |
Представители | |
Аристотель | Марк Фабий Квинтилиан |
Основная цель | |
Убедить с помощью доказательств | Красиво сказать, убеждение отходит на задний план, может и не являться целью выступления |
Отношение к другим наукам | |
Взаимосвязана с диалектикой, логикой, этикой… | Самодостаточна, противопоставляет себя другим наукам |
Понятийный аппарат | |
Постоянно расширяется, дополняется | Использует устоявшийся круг понятий |
Развитие | |
Изменяется, развивается, совершенствуется | Стабильно, неизменчиво |
Классификация способов убеждения: логических (дедукции, индукции, аналогии буквальной или фигуральной), психологических (воздействия на чувства слушателей с помощью рассмотрения тех вопросов, которые всегда могут заинтересовать и «завести» аудиторию), силовых (их использование является некорректным в риторике, но очень часто используется для формирования определенного имиджа особенно политиков).
Значение вербальных и невербальных способов воздействия на аудиторию: выбор и применение основных положений, которые могут использоваться в славянском обществе Д. Карнеги, Н. Козлова; использование знаний видов актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома; оценка и анализ совокупности жестов, телодвижений, мимики.
Способы восстановление внимания аудитории: повысить или понизить громкость звучания голоса; сделать паузу; пристально посмотреть; задать неожиданный вопрос; создать громкий звук; попросить удалиться из аудитории…
Субъективные (пол, возраст, профессионализм, образованность) особенности аудитории и объективные (время суток, время года, погодные условия, размеры помещения, в котором проходит выступление) особенности, учитываемые оратором во время выступления, для достижения максимального эффекта.
Внешний вид оратора (гармония внешняя и внутренняя): внешность, манеры, поза, жесты.
Динамика предмета риторики в зависимости от социального контекста. Риторика как «искусство убеждения» (древнегреческая традиция). Риторика как «искусство оптимального рассуждения» (древнеримская традиция). Греческий синкретизм рассуждения и языка. Разделение мысли (гносеология) и слова (филология) в древнеримской культуре. Риторика как «искусство украшения речи» (гомилетика).
Современные тенденции в интерпретации и исследовании предмета риторики: американская традиция, включая «новую критику»; аргументативная риторика; общая риторика; герменевтическая риторика; метариторика; парариторика; деконструктивистская риторика; фрактальная риторика.
Тема 2. Роды и жанры красноречия.
Монологические и диалогические речи.
Подходы к классификации родов и жанров красноречия (античный и современный). Аристотелевская классификация видов красноречия: совещательное (политическое), судебное и апидактическое (эпидейктическое) (восхваляющее или порицающее кого-либо или что-либо).
Род красноречия как установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета (социально-политическое, академическое, судебное, богословско-церковное (гомилетика), социально-бытовое). Жанр (вид) красноречия, как дальнейшее разделение рода красноречия по более конкретным целям.
Судебное красноречие в широком и в узком смысле слова. Культура речи юриста. Качества, определяющие культуру речи. Назначение судебной речи. Отличительные черты судебной речи (узкопрофессиональность, конкретность, полемичность, объективность, оценочно-правовой характер, наличие четырех адресатов). Структурно-композиционные характеристики судебной речи. Монологический характер судебной речи. Элементы диалогичности. Средства речевого воздействия. Устный характер судебной речи (подготовленная спонтанность, разговорные конструкции). Отличительные особенности судебного красноречия от политического. Сравнительный анализ и характеристика защитительной и обвинительной речей в гражданском (уголовном) процессе.
Защитительная речь | Обвинительная речь |
Произносится в процессе второй | Произносится в процессе первой |
Строится как ответ на обвинение, возможность изменить и перестроить на основании фактов представленных обвинением | Формирует первое впечатление, которое является наиболее ярким и запоминающимся |
Произносится от имени общественной организации коллегии адвокатов | Произносится от имени государства, народа |
Желательно использование логических способов убеждения, особую значимость имеют психологические доводы | Должна использовать логические способы доказательства |
Использует любые формы сомнения, т. к. судом всякое сомнение, трактуется в пользу обвиняемого | Является категоричной, используются фразы «я считаю», «я утверждаю», «я требую» (по смыслу «я прошу», т.к. у суда требовать что-либо невозможно) |
Виды, характеристика, построение, особенности монологических речей. Информационная речь – передача новых, актуальных сведений таким образом, чтобы слушатель воспринял их наиболее полно. Формы информационных речей: повествование – сведения подаются в развитии, в движении («Путешествие в Шамбалу»), описание – сведения подаются статично, предмет речи фиксируется («Моя мечта»), объяснение – сведения дают возможность представить, как устроен предмет речи, как он действует («Белый стих»). Воодушевляющая речь – обращена к чувствам и желаниям слушающих, призвана пробуждать глубинные человеческие порывы, склонять к моральным категориям. Речь, призывающая к действию - склоняет слушателя к мнению оратора, призывает сделать то, что необходимо выступающему. Прямой призыв – действие наступает сразу после призыва. Косвенный – действие бывает отсрочено на неопределенное время. Убеждающая речь – принятие слушателями точки зрения выступающего (влияние и изменение взглядов). Развлекательная речь – доставить слушателем радость, ободрить, учить при помощи улыбки и смеха бороться со своими недостатками и слабостями (юмор - смешное, сатира – «разрушительный смех», ирония – «смех превосходства», сарказм – «злой смех»). Основные юмористические приемы: шарж (преувеличение), гротеск (фантастическое сочетание понятий), острота (сближение далеких либо несовместимых понятий). Сокровенная речь – речь, возникающая в минуты душевных потрясений, глубоко личных переживаний, обращена либо к очень близким, либо к совершенно незнакомым людям. Построение сокровенной речи отлично от любой другой монологической речи, т.к. ей нельзя научить, это порыв, не планирующийся заранее.
Виды, характеристика, построение, цели диалогических речей. Диспут – публичный спор по какому-либо вопросу. Дискуссия – публичное обсуждение какого-либо вопроса. Прения (дебаты) – публичный спор или публичное обсуждение, организованные либо стихийно возникшие, по определенным вопросам. Процедура – общепринятые правила проведения организованного диспута.
Тема 3. Теория риторики. Правило, задача и состав инвенции.
Классическая риторическая схема подготовки и проведения публичной речи: изобретение мысли (invention), расположение (disposition), словесное выражение (elocution), запоминание (memoria), произнесение (actio hypocrisies).
Современная риторическая схема подготовки и проведения публичного выступления состоит из трех фаз. Докоммуникативная, включающая в себя выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материала; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем. Коммуникативная – поведение оратора и управление аудиторией; техника произнесение речи; искусство спора, ответы на вопросы. Связующим звеном между докоммуникативной и коммуникативной фазами является репетиция. Посткоммуникативная фаза, состоящая из следующих элементов: анализа проведенного выступления; совершенствования материалов к выступлению, прогнозирования вопросов.
Инвенция как изобретение мысли. Фундаментальные проблемы риторической инвенции. Информация в структуре инвенции. Аргументация как проблема инвенции. Образы оратора и аудитории как проблема инвенции.
Формирование замысла речи: уточнение предмета и темы, четкое формулирование тезиса речи; определение цели речи; выбор ораторского жанра и стиля; избрание стратегии убеждения.
Технические способы убеждения: нравы, аргументы и патетика.
Нравы (этические качества и нравственные нормы). Проблема информационного воздействия. Информационное воздействие и программирование понимания адресата. Понятие информационных дисфункций. Основные типы дисфункций. Информационные дисфункции как источник манипуляций.
Проблема аргументации. Аргументация как обоснование или оправдание смысла. Аргументация как программирование понимания аудитории. Зависимость аргументации от типа дискурса и структур убеждения. Наиболее часто применяемые виды аргументов: силлогизм, энтимема, дилемма, сорит... Основные ошибки при передаче фактов: личное наблюдение, представление о фактах с чужих слов, способ проверки того, что сохранено преданием.
Патетика как наука о страстях. Правила использования страстей при выступлении перед аудиторией.
Основные правила сочетания нравов, аргументов и чувств.
Нетехнические способы убеждения («общие места»). Определения, сравнения, примеры (простейшие, контекстно-определенные, литературные, вещественные), ссылки на авторитетные источники, на статистические данные и правила их использования.
Понятие аудитории. Универсальная и частная аудитория (концепция Х. Перельмана).
Тема 4. Теория риторики. Структура, основные приемы и требования, предъявляемые к диспозиции.
Диспозиция как понятийное отражение предмета и включение его в систему других понятий. Диспозиция как построение аргументации. Поиск порядка аргументации. Синтаксическая структура диспозиции. Введение, его структура и функции. Синтаксическая структура введения: актуальность, цель, задачи, объект, предмет, используемые методы, эмпирический и теоретический базис. Основная часть и ее структура: изложение тезисов и аргументация. Аргументация как выбор квалификации факта. Заключение и его виды: резюмирующее, суммирующее, типологизирующее, апеллирующее. Заключение как силлогистическая формализация основной части. Понятия связности и цельности текста.
Запоминание как функция диспозиции.
Методологические законы организации информации. Закон структурной четкости. Закон информационной границы. Закон ассоциаций. Закон сенсорности. Закон адекватности. Логические методы построения диспозиции. Логические отношения между именами. Логические отношения между высказываниями. Непосредственные и опосредованные преобразовния высказываний как средства активизации внимания аудитории.
Способы изложения текста: дедуктивный, индуктивный, аналогический, проблематический, концентрический, стадиальный (ступенчатый), исторический. Синергизм в применении методов.
Композиция речи по Аристотелю (предисловие, называние, рассказ, описание, доказательства, опровержение, воззвание, заключение).
Тема 5. Теория риторики. Элокуция и ее состав.
Элокуция как текстообразование или словесное оформление мысли.
Риторические фигуры как способы трансформации синтаксических структур значений. Виды фигур. Синтаксические фигуры: фигуры выделения (анафора, эпифора, хиазм, окружение, повтор, возвращение), фигуры диалогизма. Семантические фигуры: полисиндитирн, антитеза, литота
Риторические тропы как способы трансформации семантических структур значений. Тропы как позитивные аналоги логических ошибок. Прямые (логические) и косвенные (паралогические) средства информационного воздействия. Логические и паралогические структуры именования. Тропы как сдвиги (искажения) в именовании. Количественные и качественные сдвиги. «Гипербола – литота (мейозис)» как интервал количественных сдвигов. Гипербола как преднамеренное увеличение. Литота как преднамеренное преуменьшение. «Тождество – несовместимость» как интервал качественных сдвигов. Проблема сравнения (сопоставления) явлений: тождество (парафраза, эвфемизм, дисфемизм); сходство (метафора); смежность (метонимия); контраст (антифразис, или ирония). Риторические фигуры и риторические тропы как основа фигуральности риторического мышления.
Виды метафор. Пространственно-ориентационные, онтологические и/или персонифицирующие, структурные метафоры. Пребывание в пространстве и во времени как исток пространственно-ориентационных метафор. Идентифицирующие высказывания как исток онтологических метафор. Систематические корреляции между явлениями, фиксированные в нашем опыте, как истоки структурных метафор. Конвенциальные метафоры и образные метафоры (метафоры конвенциальной понятийной системы; образные и творческие метафоры). Образные и творческие метафоры как исток нового понимания опыта. Обеспечивание структурной связности как метод акцентирования или сокрытия другого. Следствия из метафоры.
Плеоназм и абсурд как риторические фигуры. Определительные функторы в структуре плеоназмов и абсурдов. Плеоназм как избыточные именования. Роль и функции абсурдных именований.
Тема 6. Риторика и коммуникация.
Межличностная коммуникация. Четыре типа участия людей в процессе коммуникации: прямой и косвенный, основанные на параметрах измерения поведения человека, открытый и замкнутый, описывающие наблюдаемое поведение человека. Характеристика типов поведения их комбинации. Четыре вида характеров: аниматор (прямой и открытый), направляющий (прямой и замкнутый), мыслитель (косвенный и открытый), партнер (косвенный и замкнутый). Общие характеристики стилей.
Для человека прямоготипа поведения характерны: динамика, уверенность в себе, способность принимать ответственность на себя; энергичность, целенаправленность в поиске решений, противодействие конфликтам, изменениям, риску; активное участие в процессе коммуникации, доминирование на собраниях; честолюбие, нетерпеливость, склонность к конфронтации; самоуверенность (субъект выдерживает взгляд и имеет крепкое рукопожатие); ощущение успеха в жизни и отсутствие озабоченности соблюдения правил и концепций.
Для косвенноготипа поведения человека характерны: осторожность в риске, поиске решений, неприятие изменений; медлительность, незаметность, зачастую покорность; сдержанность в качестве участника коммуникации, пассивное участие в качестве выступающего на собраниях в; избегание конфликтов, дипломатичность, терпеливость, нацеленность на сотрудничество; незаметность в действиях, сдержанность.
Для открытоготипа поведения человека характерны: эмоциональная открытость (субъект не боится показать радость, печаль, неуверенность и другие чувства); не склонность к соблюдению субординации в отношениях с людьми; неформальное поведение, предпочтение непринужденных дружеских отношений (субъект любит непринужденные, развлекательные беседы); охотное планирование свое времени; руководство чувствами при принятии решений.
Для замкнутого типа поведения человека характерны: сдержанность в чувствах, скованность; дистанцирование в отношениях с людьми; контроль эмоций, мыслей и действий, отсутствие агрессии, предпочтение тишины; ориентация на выполнение своих задач, соблюдение намеченного курса и неприятие отклонений в запланированном; при принятии решение руководство фактами; предпочтение работы в одиночку; умение распределить свое время.
Обобщение наиболее важных характеристик четырех видов характеров стилей:
Аниматор – ориентированный на отношения; подвижный; действует и разговаривает быстро; любит риск; стремится к напряжениям и изменениям; любит находиться в центре внимания; обладает большой силой убеждения.
Руководитель – любит риск; подвижен; действует и разговаривает быстро; любит ответственность; побуждает других работать на себя; быстро принимает решения; обладает хорошими организаторскими способностями.
Мыслитель – ориентирован на выполнение задания; подвижен, однако действует и разговаривает медленно; любит точность, умственный труд в одиночку; осторожно принимает решения; умеет решать проблемы.
Партнер – нацелен на установление отношений; подвижен, но действует и разговаривает медленно; избегает риска; любит покой и мир; охотно сотрудничает; хороший советчик.
Вербальная коммуникация – двусторонний процесс, включающий отправление и получение информации. Получать информацию – это больше, чем слушать. Важно, чтобы информация (слова, содержание) была точно передана отправителем получателю. Чтобы не допустить ошибок при передаче и восприятии информации необходимо спрашивать и переспрашивать. Неумение слушать является наиболее частой причиной недоразумений, ошибок и неправильного выполнения заданий. Уметь слушать так же важно, как и уметь говорить. Умение слушать экономит время.
Четыре разновидности процесса слушания (неслушающий, маргинальный, оценивающий, активный).
Неслушающий – слушающий не слышит говорящего и даже не пытается вникнуть в то, что он говорит.
Маргинальный – воспринимает слова акустически, но не осознает ни их значения, ни намерений говорящего.
Оценивающий – пытается активно слушать говорящего, но не стремиться понять его намерений. Такой слушатель оценивает информацию только исходя из ее словесного оформления, полностью игнорируя при этом то, что часть информации передается при помощи голоса, жестов и мимики.
Активный – не оценивает информацию говорящего, а концентрирует свое внимание на том, чтобы понять его точку зрения. Это предполагает, что слушатель входит в положение говорящего. Искусство слушать – развитие шести качеств: умение концентрировать внимание, собирать информацию, управлять эмоциями, воспринимать невербальные сигналы, структурировать информацию, подбадривать собеседника.
Искусство задавать вопросы. Для чего задаются вопросы? Вопросы открытые и закрытые. Конкретные цели при постановке вопросов. Стратегия постановки вопросов. Прием «воронки», т.е. начинать с более общих открытых вопросов, а детальные и целенаправленные вопросы строить на ответах собеседника.
Общие приемы постановки вопросов: действуйте по плану, задавайте простые вопросы, не отвлекайтесь от темы, не запугивайте своего собеседника, просите разрешения задать вопрос, избегайте двусмысленных вопросов; не манипулируйте собеседником.
Обратная связь: вербальная, невербальная, основанная на фактах или проявлении чувств.
Вербальная обратная связь используется для разъяснения информации; похвалы или замечания собеседнику; воздействия на собеседника и формирования у него отношения важности к разъясняемой информации.
Невербальная обратная связь. Посредством осанки, жестов, мимики, выражения глаз можно выразить чувства, мысли, показать свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо, при чем как осознанно, так и подсознательно. Причиной неудавшейся коммуникации между двумя людьми может служить передача так называемой "смешанной информации", то есть когда словесное содержание не согласуется с мимикой, жестами и тональностью голоса. Эта "запутанная информация" вынуждает ее "получателя" выбирать либо словесное, либо невербальное содержание.
Обратная связь, основанная на фактах. При такой обратной связи либо задаются конкретные закрытые вопросы, либо очень точно излагается собственное понимание факта, после чего Вы просите своего собеседника подтвердить правильность этого понимания:
«В связи с последними увольнениями от всех сотрудников ожидается
более активное участие при выполнении производственных задач». Обратная связь: «Что Вы понимаете под более "активным участием"? Должны ли мы планировать сверхурочные?»
«В скором времени этот стол освободится». Обратная связь: «Что означает в скором времени? Придется ли нам ждать дольше 5 минут?»
«Не затрачивайте слишком много времени на эту работу». Обратная связь: «Сколько времени я должен затратить на эту работу? Установлены ли какие-либо сроки?»
«Для оплаты принимаются общераспространенные кредитные карточки». Обратная связь: «Какие именно кредитные карточки принимаются для оплаты? Можно ли оплатить кредитной карточкой VISA?»
«На нашей фирме очень либеральные и демократические отношения». Обратная связь: «Что Вы понимаете под "либеральными" и "демократическими" отношениями?»
Используйте обратную связь, основанную на фактах, для того, чтобы убедиться, что Ваша информация была понята правил и Вы правильно поняли информацию Вашего собеседника.
Обратная связь, основанная на проявлении чувств. Наряду с другими аспектами важно знать, почему человек говорит именно то, что он говорит. Какие причины или мотивы лежат в основе сообщаемой информации или факта? Что чувствует при этом человек в действительности, сообщая Вам данную информацию.
«Мне надоели все эти интриги». Обратная связь: «В какой степени «эти интриги» касаются Вас?»
«Моя последняя характеристика – это, наверное, просто шутка!» Обратная связь: «С чем в Вашей характеристике Вы не согласны?»
«Моими проблемами все равно никто не интересуется!» Обратная связь: «Что могло бы для Вас явиться доказательством того, что организация интересуется Вашими проблемами?»
«Возможно, очередное изменение структуры предприятия – это только прикрытие увольнений». Обратная связь: «Как Вы сами относитесь к этому изменению структуры?»
Обратная связь, основанная на проявлении чувств, означает не что иное, как способность человека войти в положение собеседника и посмотреть на вещи с его точки зрения.
Принципы успешного применения обратной связи:
Сами определяйте понятия и просите собеседника о том же. Очень часто одно слово имеет несколько значений. В случае сомнений просите своего собеседника дать определение употребленному слову и, в свою очередь, сами объясняйте понятия.
Не допускайте умозрительных заключений.
Не полагайте, что Вы и Ваш собеседник подразумеваете одно и то же. В процессе коммуникации опасно полагать, что Вы и Ваш партнер в данный момент думаете и чувствуете одинаково.
Задавайте вопросы. Для того, чтобы получить обратную связь–задавайте вопросы. К вопросам, задаваемым с целью выяснения чего-либо, обоснования фактов или чувств, а также открытым и направляющим вопросам, можно прибегать всегда, чтобы вызвать собеседника на обратную связь.
Говорите "на одном и том же" языке. Не злоупотребляйте терминами. Не используйте слова, которые легко неправильно истолковать или перевести.
Не отключайтесь. Наблюдайте за своим собеседником. Тонко воспринимайте его эмоциональные проявления в общении с Вами, а главное–адекватно реагируйте на них.
Обратная связь относится не к самой личности, а к ее поведению. Если человек выполнил что-либо особенно хорошо, то посредством обратной связи дайте этому положительную оценку, и наоборот, если особенно плохо–дайте отрицательную оценку его действиям или поведению, которые Вы хотели бы исправить. Никогда не критикуйте самого человека из-за его неадекватной активности или поведения. Это не только задевает его человеческое достоинство, но и снижает его мотивацию.
Не торопитесь с обратной связью. Иногда лучше не прибегать к обратной связи.
Конфликт. Совершенно нормальным является то, что люди не всегда приходят к единому мнению что, как и когда нужно сделать. Обмен мыслями и мнениями способствует появлению новых идей и помогает найти лучшие пути решений, выработать новые стратегии. Конфликты возникают из-за несовпадения восприятий, методов и подходов в какой-либо области, когда участники конфликта преследуют одну цель. Три главные составные части конфликта: в конфликте участвуют двое или более действующих лиц; определенные идеи, действия, убеждения или цели, по мнению участников конфликта, являются несовместимыми; оппоненты рассматривают свои предложения как единственно верный путь для достижения цели.
Причины возникновения конфликтов:
Не четкое разграничение сферы ответственности: если сферы ответственности четко не разграничены, то определенные действия и решения, касающиеся области компетенции, на которые претендуют обе стороны, могут приводить к возникновению многочисленных конфликтов.
Дефицит ресурсов и средств: вряд ли какая-либо организация имеет в своем распоряжении такой объем средств, чтобы удовлетворить пожелания всех своих сотрудников.
Конфликт интересов: в связи с тем, что невозможно добиться всех индивидуальных целей, необходимо выбрать приоритетные, а от некоторых целей даже отказаться.
Коммуникативные барьеры: такие барьеры возникают как в сфере межличностных отношений, так и в организационной сфере. К ним относятся: нарушения восприятия, речь, невнимательное слушание, различные стили коммуникации, а также различия в статусе.
Взаимозависимость: в достижении наших целей мы все больше зависим от сотрудничества с другими людьми и их поддержки. Эта зависимость увеличивает вероятность возникновения конфликтов.
Совместная деятельность с широким кругом лиц: чем больше людей работают вместе, тем больше вероятность возникновения конфликтов. Тенденция к расширению круга участников и использованию групповой работы означает и увеличение количества конфликтов, а также большую потребность в умении их решать.
Конкуренция: если при вознаграждении, продвижении по служебной лестнице, распределении премии или в стремлении получить признание возникает конкуренция, то это, естественно, приводит в конфликтам.
Четыре фазы развития конфликта. В пределах одной организации конфликты могут проявляться на различны уровнях: между отдельными людьми, между группами людей и между структурными подразделениями. Типичный конфликт проходит в своем развитии следующие фазы:
- скрытая фаза возникает обычно во взаимосвязи с появлением различных изменений, например, с сокращениями бюджета, увольнениями, различными кризисными ситуациями;
- распознавание конфликта – это тот момент, когда участники конфликта понимают, что возникла проблема, даже если сами точно не знают, чем она вызвана;
- ощущение конфликта – вокруг четко сформулированных вопросов выкристаллизовывается внутреннее напряжение, а также происходит эмоциональная идентифицикация участников конфликта с занимаемыми ими позициями;
- проявление конфликта – конфликт проявляется открыто, если стороны планируют и осуществляют свои действия с целью сорвать намерения противника.
Стратегии обращения с конфликтами. Не существует рецепта обращения с конфликтами, есть только общие стратегии. Каждая стратегия имеет преимущества и недостатки. В конкретной ситуации одна из стратегий может сработать лучше, чем все остальные.
Избегание конфликта – такой подход не решает проблему, а наоборот, приводит к тому, что развитие конфликта достигает следующей фазы.
Сглаживание – при использовании этой стратегии одна из сторон уступает, не решив на самом деле конфликта. Сглаживание является быстрым решением, однако чаще всего лишь временным, поскольку не вскрываются глубинные причины возникновения конфликта.
Доминирование – эта стратегия победы или поражения проявляется в борьбе за власть и стремлении оказывать влияние на противоположную сторону. У постоянно терпящей поражение стороны может сложиться впечатление, что потребности никогда не будут удовлетворены. С течением времени сторона отказывается от участия в конфликте.
Переговоры – использование этой стратегии предполагает заключение компромисса, предпосылкой которого является готовность к сотрудничеству и высоко развитое самосознание. После изложения своих позиций обе стороны стараются достичьприемлемого компромисса.
Сотрудничество – исходя из понимания проблемы и конфронтации, в непосредственном общении друг с другом участвующие стороны решают конфликт через сотрудничество. Эта стратегия в меньшей степени основывается на переговорах или компромиссах, а скорее на умении творчески подходить к решению проблем, которое отвечает интересам обеих сторон.
Понимание и уважение – даже тогда, когда между партнерами существуют различия в статусе, при использовании этой стратегии исходят из того, что цели конфликтующих сторон являются равнозначными.
Осознание собственной позиции – для того, чтобы сотрудничество удалось, каждая сторона должна осознанно и убежденно представить свою позицию. «Осознанно» означает: "Это моя позиция! Какую позицию занимаете Вы?". Агрессивное же представление подразумевает: "Это моя позиция независимо от того, нравится она Вам или нет!"
Конфронтация– эта стратегия дает возможность повлиять на поведение через конструктивную обратную связь. Конфронтация– это полезная стратегия, однако обращаться с ней нужно осторожно, с тем, чтобы не допустить разгорания конфликта.
Невербальная коммуникация: убедительный имидж, проявление невербальной коммуникации, использование языка жестов, звучание голоса.
Тема 7. Невербальная коммуникация.
Невербальная коммуникация – язык телодвижений, мимики и жестов. Жестовые языки (дактилология, жаргонные и асоциальные, культурные и обрядовые, жестовые языки первобытных народов, семейные и групповые языки-жесты.
Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. cоmmunicatiо - общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении
подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимику (выражение лица), пантомимику (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
темп речи, паузы, смех и т.д.
Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.
Мимика. Лицо как важнейшая характеристика физического облика человека. Сокращение лицевых мышц (изменение выражение лица) показатель изменения состояния человека. Социализация мимики. Способы анализа мимики (по произвольным и непроизвольным компонентам, физиологическим параметрам, фрагментарно и целом, в социальном и социально-психологическом плане, исходя из впечатлений-эталонов. Мимическая характеристика личности. Типичные выражения лица (радость, гнев, презрение, страдание, страх, удивление). Физиогномика как наука изучающая взаимосвязь строения лица и черт характера (улыбка, глаза, губы и брови, ноздри). Визуальное взаимодействие (контакт глаз). Основные функции визуального контакта. Направление взгляда. Этнография взгляда.
Способность оценивать людей по совокупности внешних признаков. Теории Иоганна Каспара Лафатера, Франца Иозефа Галля, Чезаро Ломброзо. Голова и черты лица. Динамические и статические характеристики лица. Типы лица (астрология, соционика). Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.
Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.
Зрительный контакт. Цели. Грамматика глаза. На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как "У нее большие детские глаза", "У нее завлекающий взгляд", "Она бросила на него гневный взгляд", "У нее бегающие глаза", "У него такой блеск в глазах" или "Он меня сглазил".
Когда мы говорим так, мы имеем в виду размер зрачков человека и поведение его глаз. В своей книге "Выразительные глаза" Гесс говорит, что с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо.
При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от положительного к отрицательному, и наоборот. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться, при этом получаются так называемые "глаза-бусинки" или "змеиные" глаза. Глаза играют большую роль при ухаживании, женщины подводят глаза для их выразительности. Если женщина любит мужчину, то при его виде ее зрачки расширяются, и он правильно расшифрует этот знак, не зная, как он это делает. Поэтому романтические свидания часто устраиваются в затемненных, плохо освещенных местах, что позволяет зрачкам расширяться. Молодые влюбленные смотрят пристально друг другу в глаза, подсознательно ожидая расширения зрачков, каждый приходит в возбуждение от расширяющихся зрачков другого. Исследования показали, что если показывать мужчинам порнографические фильмы с изображением мужчины и женщины в сексуальной позе, их зрачки расширяются почти в 3 раза против нормального состояния. Когда те же самые фильмы демонстрируются женщинам, их зрачки расширяются еще больше, чем у мужчин, что опровергает теорию, что женщины меньше возбуждаются от порнографии, чем мужчины.
У маленьких и грудных детей зрачки больше, чем у взрослых, и их зрачки постоянно расширяются в присутствии взрослых, потому что дети стремятся завоевать их постоянное внимание, а для этого нужно выглядеть более привлекательно.
Эксперименты, проведенные с квалифицированными карточными игроками показали, что мало кто из игроков выигрывал, если их соперники носили темные очки. Например, если бы при игре в покер у соперника выпало четыре туза, его зрачки быстро бы расширились, что было бы подсознательно замечено другим игроком, и он понял бы, что ему лучше не поднимать ставку при следующем ходе. Темные очки соперника скрывали сигналы, подаваемые зрачками, и в результате игроки проигрывали чаще обычного.
Китайские торговцы жемчугом в древности тоже следили за расширением зрачков своих покупателей при ведении переговоров о цене. Несколько веков назад проститутки закапывали себе в глаза белладонну, чтобы заставить зрачки расширяться и выглядеть более желанной и привлекательной. Было замечено, что Аристотель Онасис надевал темные очки при переговорах о деловых сделках для того, чтобы его глаза не выдавали его мыслей.
Старая поговорка гласит: "Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним". Когда вы разговариваете с людьми или ведете переговоры, научитесь смотреть в зрачок, и зрачок расскажет вам правду о мыслях человека.
Язык лица (аффекты, чувства, страсти), носа, рта, подбородка, ушей, лба, кожи, волос. Искусство чтения лица.
Язык жестов. Классификация и типы жестов. Тональность жестов. Значение жестов. Мимика и жесты. Чтение жестов. Специфика славянских жестов. Символика жестового общения (поцелуй, прикосновение, кукиш) Профессиональные жесты. Специфика условной связи узких групп людей. Национальные особенности жестов. Связь жестов с культурой. Специфика жестов-символов.
Язык тела. Три основных типа телосложения. Э. Кречмер – строение тела и характер. Терия У. Шелдона. Осанка и поза (лидер и группа, положение ног, колени. Походка. Метод Яхиро Хиросавы.
Дистанция и ориентация. Проксемика (четыре зоны общения). Политическая азбука тела.
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Республике Беларусь, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.
Интимная зона (от 15 до 46 см).Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.
Личная зона (от 46 см до 1,2 метра).Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров).На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.
Общественная зона (более 3,6 метра). Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
Тема 8. Вербальная коммуникация.
Принципы взаимоотношений Д. Карнеги.
«Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Основные положения: улыбка, искренняя заинтересованность другим, обращение по имени (имени и отчеству), быть хорошим слушателем, говорить о том, что интересует собеседника, создайте впечатление у собеседника его значимости, уход от публичного спора, дружелюбный тон, задавать вопросы, на которые собеседник будет отвечать лишь положительно, начинать с похвалы, указывать на ошибку косвенно, не надо придираться, не пытайтесь переделать другого человека.
«Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Основные положения: люди оценивают 4 вещи (что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим), манера речи отражает манеру общения, читайте классическую литературу, значение незнакомых слов уточняйте в словаре, изучайте происхождение употребляемых слов, не употребляйте истертых и избитых фраз и слов, будьте своеобразным.
«Как перестать беспокоиться и начать жить». Основные положения: избегайте беспокойства о будущем, при возникновении проблемы мысленно подготовьтесь к самому худшему, но все равно пытайтесь улучшить ситуацию, пытайтесь преодолеть беспокойство, займитесь делом, своим здоровьем, не расстраивайтесь из-за пустяков, принимайте неизбежное без истерики, не варитесь в прошлом негативном опыте, отбросьте его как прошедшее без возвратно, не занимайтесь бессмысленным самокапанием, не будьте мстительны, не ждите от других благодарности, не критикуйте и спокойно относитесь к критике других.
Коммуникативные отношения по Э. Шострому. Общая характеристика манипуляторов и актуализаторов. Четыре основных типа манипулятивных систем. Типы актуализаторов и манипуляторов, их характеристика и классификация.
Современный манипулятор не стоит на месте - он развивается и беспрестанно совершенствуется. Он тоже стремится постичь секреты человеческой природы, но - с одной единственной целью - чтобы лучше контролировать окружающих.
Превыше всего манипулятор боится, что кто-нибудь, пусть даже близкий и любимый человек, узнает об его истинных чувствах. Сокрытие своих истинных чувств — это клеймо манипулятора.
Существует восемь основных манипулятивных типов.
Диктатор. Он безусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты - короче, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги.
Тряпка. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.
Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой - перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.
Прилипала. Полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом “Ах, жизнь не удалась, и поэтому...”.
Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана - Сварливая Баба (“Пила”).
Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Человек организации.
Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик. Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.
Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.
Выделяют четыре основных типа манипулятивных систем.
Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он становится “собакой сверху”, опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними. Его любимая техника — “обязательства и ожидания”, принцип табели о рангах.
Пассивный манипулятор - противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, разыгрывая “собаку снизу”. В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. И лучшие его помощники - вялость и пассивность.
Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, берконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь - это постоянная битва, а люди - соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами “собаки сверху” и “собаки снизу” и являет собой смесь пассивного и активного манипулятора.
Безразличный манипулятор. Он играет в безразличие, в индифферентность. Старается уйти, устраниться от контактов. Его девиз: “Мне наплевать”. Его методы то пассивны, то активны; он то Сварливая Баба, то Мученик, то Беспомощный. На самом деле ему не наплевать, и даже очень не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В “безразличность” часто играют супружеские пары. Игра “Угрожать разводом” служит прекрасным примером того, как манипулятор старается завоевать партнера. А отнюдь не разойтись с ним.
Актуализатор - это противоположность манипулятору. Актуализаторов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу. Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Актуализатор - цельная личность, и поэтому его исходная позиция - сознание самоценности. Актуализатор воспринимает жизнь, как процесс роста, и те или иные свои поражения или неудачи воспринимает философски, спокойно, как временные трудности.
Э. Шостром считает, что манипулятор - это многогранная личность с антагонистическими противоположностями в душе; актуализатор - многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями, следовательно, человеку необходимо переделать манипулятивные грани своей натуры в актуализационные.
Из Диктатора может развиться прекрасный Лидер. Разница в том, что Лидер не диктует условия, а ведет.
Из Тряпки может получиться Сочувствующий. Он не только говорит о своей слабости, но и реально ее осознает. Он может требовать хорошей работы, но лояльно относиться к тому, что любой человек склонен ошибаться.
Из Калькулятора может развиться Внимательный.
Из Прилипалы может получиться Признательный. Он не просто зависит от других, но и высоко оценивает труд других и их мастерство. Это существенное отличие, поскольку классический Прилипала никогда не уважает труд тех, за чей счет он существует, ему все время все не так и всего мало. Признательный же с уважением относится как к другому образу жизни, так и к другим точкам зрения и не испытывает потребности в том, чтобы все думали так, как он.
Из Хулигана развивается Напористый. Он искренне радуется стоящему противнику и отличается откровенностью и прямотой. Он больше не стремится к доминированию, как Хулиган, и не страдает жестокостью.
Из Славного Парня развивается Заботливый. Он действительно расположен к людям, дружелюбен, способен на глубокую любовь. И в нем нет (это главное!) раболепия Славного Парня.
Из Судьи развивается Выразитель. Он обладает редким умением выражать свои принципиальные убеждения, не критикуя и не унижая других.
Из Защитника может получиться Водитель. Он не учит и не защищает слепо всех подряд, но помогает каждому найти свой собственный путь, не навязывая своих взглядов.
Н. Козлов («Славянский Д.Карнеги») и его теория межличностной коммуникации.
Тема 9. Составление и анализ монологических речей.
Самостоятельная подготовка монологической речи на тему, которая должна заинтересовать аудиторию. Ограничение выступления по времени (до 5 минут). Произнесение выступления (возможно использование карточек), обязательное создание коммуникативного контакта со слушателями.
Анализ и разбор выступления.
Прерывность речи. Дефект селекции и субституции (замещения). Повторы как исправления грамматических и орфоэпических отклонений от нормы. Ненужные паузы и лишние слова. Многословие: резонерство, персеверация речи. Резонерство как бесцельное разглагольствование. Демагогия как осознанное намерение ввести собеседника в заблуждение. Персеверация как доминирование одной ассоциации. Персеверация как сознательное доминирование важного тезиса (например, в лекции) или как вредная привычка.
Усложнении речевой ситуации и её дефекты.
Обмолвки в устной речи. Иннервация звука. Совпадение иннерваций по времени, их взаимное влияние и видоизменение друг друга. Обмолвки и их виды.
Риторические навыки и умения. Основные умения оратора: умение работать с информацией, формировать резервный запас знаний, формулировать цель и задачи, создавать образ «потенциальной аудитории», уметь преодолевать страх перед выступлением, охранять самообладание, регулировать темп речи, тембровую окраску голоса.
Проблема установления контакта с аудиторией. Контакт как результат совместной мыслительной деятельности и взаимопонимания. Критерии взаимопонимания.
Запоминание и произнесение речи. Предварительно подготовленная (полностью или частично написанная) речь. Замысел и главная идея речи. Речь как ответ на вопросы (актуальные, тревожные и пр.). Детальное конспектирование. Карточное кодирование конспекта.
Речь как импровизация. Экспромт как условие и как следствие развития самостоятельности мышления и ораторской уверенности в себе.
Интонация и ее зависимость от аудитории: убеждающая или просительная, приказывающая или вопрошающая.
Техника речи. Речевой аппарат. Природа звука. Акустические и физиологические особенности звука. Образование звуков и дыхание. Дыхательные органы (мускулатура) и их возможности. Зависимость силы звука и его продолжительности от объёма лёгких. Гортанные голосовые складки (связки). Резонаторы как усилители звука голоса и детерминанты его мелодики. Артикуляторы как преобразователи звуков голоса в звуки речи. Язык как артикулятор.