Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема влияния политики на общество




Представительский и модернизационный тип политической системы.

Представительский тип политической системы - это не столько эм­пирическая реальность, сколько "идеальный тип" (в веберовском смыс­ле) или нормативная модель, которая, однако, отражает реальные тен­денции и установки обществ западноевропейского типа. Либерально-представительская парадигма устанавливает между обществом и госу­дарством своего рода "базисно-надстроечные" отношения. Общество выступает в качестве первичного "базиса", складывающегося независи­мо от государства и задающего ему "программу". В нем совершаются процессы социальной дифференциации, выделяются и обособляются различные групповые интересы. При этом, в отличие от позднейшей, постклассической парадигмы, либеральная парадигма определяет инди­видуальные и групповые интересы и потребности в качестве "естествен­ных" - никем не формируемых, не направляемых какой-либо системой пропаганды и манипуляции. В центре либерально-представительской системы стоит суверенный индивид - автономный и разумный, т.е. осознающий свой "естественный интерес" и еще не знающий ни темных и иррациональных стихий подсознания, ни давления "искусственных потребностей", насаждаемых рекламой и пропагандой.

Политическая система выступает при этом как нейтральная (не ис­кажающая) среда, в которой эти естественные индивидуальные и груп­повые интересы находят свое представительство и защиту.

Для того чтобы лучше оценить специфику системы представитель­ского типа, полезно сопоставить две великие революции XVIII в. - аме­риканскую и французскую, давшие толчок модернизационным сдвигам Старого и Нового света и в значительной мере определившие облик современного Запада. У нас эти революции, как правило, объединяют в единое целое (или образ) буржуазно-демократической революции клас­сического типа.

На самом деле с точки зрения решения вопроса о взаимоотношениях между гражданским обществом и государством эти революции являются скорее противоположными.

В США революция 1775-1776 гг. развернулась как процесс освобо­ждения гражданского общества от опеки государства (негативное вос­приятие такой опеки усугублялось тем, что государство рассматрива-иось как чужое - британское).

Отцы-основатели Соединенных Штатов являли собой тип Законодателя, озабоченного тем, чтобы защитить общество от чрезмерного и неконтролируемого давления государственной власти. С этой целью они не только создали соответствующую систему страховок, сдерживаний и противовесов - в первую очередь в виде разделения исполнительной, законодателъной и судебной власти. Они заложили в американскую политическую историю своего рода долговременную программу, связан­ную с последовательным высвобождением гражданской инициативы из-под чиновничьей опеки и перераспределением полномочий между госу­дарством и гражданским обществом в пользу последнего. Идеальная (нормативная) модель такого общества предполагает, что политические субъекты, персонифицированные партиями, лидерами, депутатами и президентом, выступают не в качестве вождей и учителей общества, указующих ему правильный путь, а в качестве "слуг общества", не имеющих собственной воли, но обладающих одной лишь представитель­ской волей. Императивный мандат, тщательно заполненный избирателя­ми и неукоснительно выполняемый получившими его политиками, — вот нормативная модель американской политической системы.

Сразу же оговоримся, что континентальная модель, определенная французской революцией, носит совсем другой характер. Революция совершилась в столице и ознаменовалась борьбой "революционного аиангарда" (передового меньшинства) с "косным" большинством, кото­рое сначала надо завоевать, а затем - перевоспитать на новый лад. Французы, таким образом, создали прообраз модернизационной полити­ческой системы.

Законодатель в рамках такой системы озабочен не тем, как защи­тить общество от чрезмерного натиска власти и ее злоупотреблений, а тем, как ослабить возможный защитный механизм "косного" общества перед лицом модернизаторского усердия просвещенной власти.

Политическая наука сталкивается с конфликтом двух парадигм, которые по имени наиболее ярких представителей мож­но назвать соответственно парадигмой М.Фуко и парадигмой Г.Бэккера. Французский политический философ М.Фуко, опираясь на специфиче­ский "континентальный" опыт, полагает, что власть не локализуется в собственно политической сфере. Она преследует нас всюду: в семье, в школе и университете, в больнице и в клубе. Всюду мы сталкиваемся с асимметрией влияния, выражающейся в том, что А влияет на Б сильнее, чем Б на А. Власть, таким образом, выступает как универсальное об­щественное отношение. Поэтому наука о власти, если она желает не быть жертвой иллюзий, должна всюду "раскрывать вездесущий микроб власти".

Власть может демонстрировать себя, как она это делает в собствен­но государственной сфере, но она может оказывать скрытое влияние. Обязанность аналитика, согласно М.Фуко, - срывать маску власти, в особенности в тех сферах, где о господстве и подчинении говорить непринято. В такой парадигме политология выступает как наука о соот­ношении формальных и неформальных возможностей власти, имея в виду прежде всего то, что последние по объему заведомо превышают первые. На этой основе предметом политологии оказывается властное измерение любых сфер общественной жизни, а сама она выступает как междисциплинарная теория, объединяющая политическую экономию, политическую демографию, политическую культурологию и т.д.

Совсем иначе предмет политологии выступает в парадигме Г.Бэккера. Этот представитель чикагской школы склонен "максимализировать" либеральный принцип "государство-минимум", предполагая, что развитие нормального гражданского общества сопровождается не­прерывным поэтапным сокращением прерогатив власти. Цивилизован­ный процесс понимается как процесс замещения властных отношений отношениями гражданского партнерства — вплоть до полного свертыва­ния власти. Здесь, как видим, либеральная традиция смыкается с мар­ксистской, ожидающей "полного отмирания" государства и политики. В этой парадигме политическая наука выступает не поли-, а монодисцип­линарной, так как предполагается, что власть локализуется исключи­тельно в государственной сфере и изучение ее не требует привлечения других наук, кроме науки о политической власти как таковой.

Любопытно, что реальный политический процесс отличается цикличностью, причем разные его фазы то больше соответствуют "пара­дигме Фуко", то "парадигме Бэккера".

А. С. Панарин «Политология»

 

 

Международная политика





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 521 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.