Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные направления теоретической социологии XX века.(Западная Европа, США).




Чикагская школа. Ее характерными чертами были: разнообразие концептуальных построений, разработка социологических обоснований необходимости социальных изменений, направленных на улучшение жизнедеятельности людей.
Первой заявкой на лидерство Чикагской школы в социологии была работа Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. («Польский крестьянин в Европе и Америке»)
Согласно У.Томасу, понятие социальной ситуации включает в себя три взаимосвязанных элемента:
1. объективные условия (социальные нормы и ценности),
2. установки индивида и группы,
3. определение ситуации действующим лицом.
В свою очередь Ф. Знанецкий выдвинул необходимое для социолога требование – учитывать так называемый человеческий коэффициент, принимать во внимание точку зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации, их понимание ее.
Творчество У.Томаса и Ф. Знанецкого придало импульс становлению гуманистического направления в теоретико-эмпирической социологии, противостоявшего преобладавшей в то время позитивистско - натуралистической тенденции в социологической теории и методологии.
Другой основатель Чикагской школы Роберт Э.Парк
Считается создателем социально-экологического направления. С его точки зрения, социология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе социальных изменений от конфликта к согласию. Общество трактовалось им как “глубоко биологический феномен”, он полагал, что социальная эволюция последовательно проходит четыре стадии, соответственно любой социальный организм переживает четыре порядка.
Социальная эволюция (по Р.Парку)
Порядок
Общая характеристика порядка
Эволюция

1) Экологический результат пространственного, физического взаимодействия индивидов как “социальных атомов” Биотический
уровень
2) Экономический продукт торговли и обмена
3) Политический контроль и регуляция конфликтов для установления социальной солидарности Социальный
уровень
4) Культурный
“иго традиции” (нравы, обычаи и др.)

Ученик Р.Парка Эрнст Берджесс в рамках программы по изучению городской жизни Чикаго выдвинул гипотезу “концентрических зон”, описывающую механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и локальных сообществ (определенных групп жителей). В каждой зоне сосредоточены те или иные экономические и жилые структуры. К числу основных зон относятся: центральный деловой район, смешанная зона (жилые дома и коммерческие предприятия), рабочий район, жилая зона представителей среднего класса, привилегированная зона и др. Эта модель была выстроена Берджессом в результате обобщения данных картографического обследования Чикаго.
Социально-экологические изыскания Парка и Берджесса способствовали конституированию инвайронментальной социологии, изучающей универсальные связи социальной системы и экосистемы, механизмы их оптимизации, и распространению эмпирических социологических исследований.
Элтон Мэйо - основоположник американской индустриальной социологии и теории человеческих отношений.Э. Мэйо, изучая влияние условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства на повышение производительности труда на промышленных предприятиях близ Чикаго.
В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие положения:
1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения;
2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;
3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.
Интегральная социология. Заметную роль в процессе «восстановления в правах» теоретической социологии суждено было сыграть Питириму Сорокину. Доказал на американском материале, что демократическому обществу присуща большая интенсивность вертикальной социальной мобильности.
Позднее спектр интересов П.А. Сорокина переместился в сферу социокультурной проблематики. Он исходил из того, что общество можно понять лишь сквозь призму культуры, через систему значений, норм и ценностей.
Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде `Система социологии` он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.
Структурно-функциональное направление
Толкотт Парсонс. Опираясь на достижения классической социологии (М.Вебера, Э.Дюркгейма) и современных наук (кибернетики), исследователь поставил своей целью разработать аналитическую логико-дедуктивную теорию человеческого действия как основу решения частных эмпирических задач.
Функциональные потребности социальной системы (по Т.Парсонсу)
Функция Содержание функции Институты реализации
Адаптация приспособление к внутренней ситуации и к внешней среде экономика
Целедостижение постановка задач, стоящих перед системой политические учреждения
Интеграция
поддержание внутреннего порядка
право и обычаи

Латентная согласование мотивации личности с целями и ценностями общества религия, семья, школа
Конфликтологическая парадигма возникла во многом благодаря полемике со сторонниками структурного функционализма. В творчестве американского социолога Льюиса Козера (р.1913) представлена функционалистская модификация теории социального конфликта. Под конфликтом он понимал борьбу за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении. В своей основной работе «Основы конфликта» он указывал: «В социальных структурах, обеспечивающих значительные возможности социальной мобильности, стремление низшего слоя к образу высшего так же вероятно, как и обоюдная враждебность.
Иную версию концепции конфликта можно обнаружить в сочинениях немецко-британского ученого Ральфа Дарендорфа- конфликт есть результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения, поэтому социум находится в состоянии перманентного конфликта
Основатели Франкфуртской школыМакс Хоркхаймер (1895-1973) и Теодор Адорно (1903-1969) в книге «Диалектика просвещения» (1947) ярко и образно доказывали, что «конец» индивида в позднебуржуазном обществе связан с особо изощренным манипулированием людьми: средствами массового искусства формируется особая разновидность конформистского сознания, не выходящего за рамки сложившихся культурных клише. Они сделали знаменательный вывод: «Дурная любовь народа ко всему тому, что учиняют над ним, во многих случаях даже опережает изобретательность правящих инстанций».

6. отечественная социология: особенности, этапы развития, проблематика исследований.

В развитии отечественной социальной мысли изначально сложились две противоположные тенденции – утопизм и реализм, политически воплотившиеся в программах радикального народничества и либерализма. Утверждение социологии в российском общественном и научном мнении началось в 60-е годы XIX в., чему немало способствовали реформы, проводимые правительством

В становлении и развитии российской социологии выделяют три исторических периода: 1) 1860-е – 1890-е гг. – проходил под знаком утверждения социологии, преимущественно позитивистского толка; 2) 1890-е – 1910-е гг. – социология рассматривалась как одна из многих социальных наук, имеющая свою теорию и прикладные задачи; 3) 1920-е – начало 1930-х гг. – активное развитие различных направлений социологического знания, которое было насильственно прервано с установлением моноидеологического репрессивного режима коммунистов
Особенности периода:
1. С самого начала русские социологи были втянуты в полемику между западниками и славянофилами
2. Труды русских социологов не нашли исключительно научного характера, так как практически е существовало барьеров между их публицистикой и теоретическими работами
3. Социология в России встречала гораздо больше препятствий, чем в других странах: бюрократия, цензура, царский режим.
4. Социальные объединения и организации появились в России намного позднее, чем в Европе.
5. В конце 19 века социология преподается эпизодически в качестве необязательного специального курса только в 2 вузах – петербургском и харьковском.
В 1908 году при психоневрологическом институте создается 1 кафедра социологии.
В 1919 году формируется социологический институт, возникающий на базе библиографического.
Соц направления:
1.Позитивистское
Ковалевский. Его взгляды складывались под влиянием Конта и спенсера. Главный метод социологии – сравнительно-исторический, который помогает решить проблему происхождения и развития общественной жизни и сущность прогресса в солидарности.
2.Религиозно-коннсервативное
Н. Данилевский. Разработка теории культурно-исторических типов 910 типов).Главный – славянский, выраженный в русском народе.
3. Конец 20 века. Психологическое
Кареев, Петрагницкий, Де Роберти: реально существуют лишь псих процессы, а социальные процессы – их внешние проекции.
4. Субъективная
Михайловский, выделивший критерий прогресса в развитии личности
5. Органическая школа.
Л. Мечников. Опирался на идеи детерминизм. Решающая роль в обществе принадлежит природным факторам.

Распространение социальных идей в России было связано с поиском новых общественных идеалов и перспективами социальной революции.
Примерно с середины 20 гг до конца 50-60 гг социология находилась под запретом.

7. о бщество как система.

"Общество" это и предельно широкая общность людей, и форма наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры.
О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.
Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности.
Подходы к понимаю общества.
1.Атомистическая теория - понимает общество как совокупность действующих личностей или отношений между ними.В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория,главный акцент в которой делается на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга.
2.Теории социальных групп - общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, являющихся разновидностями одной доминирующей группы.
Таким образом, если в «атомистической» и «сетевой» концепции общество определяется через тип отношений, то в теориях «социальных групп» – через человеческие группы, а понятие «общество» отождествляется с понятием «человечество».

Общество как система в социологии характеризуется человеческой сущностью и природой. Оно является одновременно и сферой деятельности человека и ее продуктом. Исходным элементом системы является личность. Люди взаимодействуют друг с другом, что превращает их из отдельных индивидов в социальную систему.

Выделяют понятия открытого и закрытого общества. Эти понятия были введены К. Поппером, чтобы описать культурно-исторические и политические системы, которые были характерны для различных обществ на определенных этапах развития.

Закрытое общество в социологии – это такой тип общества, который можно охарактеризовать статичной социальной структурой, низкой мобильностью, редкими внедрениями инноваций, традиционализмом устройства и идеологии. В таком обществе большинство его членов охотно признают ценности, которые им предназначены. Как правило, это тоталитарные или авторитарные общества.

Открытое общество в социологии – это тип общества, который характеризуется динамичной структурой, высокой мобильностью, критицизмом, стремлением к инновациям, индивидуализмом и плюралистической идеологией. В таком обществе человек может сам выбирать нравственные и мировоззренческие ценности. В нем нет единой государственной идеологии, а конституция гарантирует свободу личности. Это демократические общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 916 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2176 - | 2134 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.