Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические рекомендации по подготовке к семинару. Изучая учебный материал по первому вопросу, необходимо помнить, что термин «гражданское общество» принадлежит Аристотелю




Изучая учебный материал по первому вопросу, необходимо помнить, что термин «гражданское общество» принадлежит Аристотелю, который в своей работе «Политика», выясняя смысл понятия «гражданин», писал о гражданском обществе, которое, по его мнению, возможно лишь в правильном государстве («политики»), где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». То есть, он не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, ибо разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались. В трудах Г.Гроция, Т.Гобса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Канта и иных крупнейших мыслителей XYII века понятие гражданского общества также ещё чётко не отделяется от понятия «политическое общество» (Государства), но и не отождествляется с существовавшими в то время государственными формами. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель. Он понятие гражданского общества обосновал не только как совокупность индивидов и отношений между ними, но и как пространство, в котором действуют различные общественные институты, как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т.п.). (См. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С.227-228.) Таким образом, исследованием гражданского общества занимались и продолжают заниматься сотни учёных.

Современные определения понятию гражданского общества звучат как:

1) совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства (См. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях. –М.: 1999. –С. 246.);

2) совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений (См. Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. –М.: 1997. –С.202);

3) совокупность общественных отношений, главным образом, имущественных, товаро-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от государства (См. Морозова Л.А. Теория государства и права. –М.: 2005. –С. 412.).

Изучая структуру гражданского общества необходимо помнить, что в человеческом обществе переплетаются разнообразные интересы и сферы жизнедеятельности людей, которые образуют самостоятельные системы, которые и составляют эту структуру. Например, проф. В.Д. Перевалов полагает, что структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, к которым он относит:

Во-первых, экономическую систему – совокупность экономических институтов и отношений, формирующих материальную основу жизни общества (институт собственности в различных формах; процессы производства материальных и нематериальных благ; отношения распределения, обмена и потребления; хозяйствующие субъекты, государственные, муниципальные, частные структуры, финансовые институты и др.);

Во-вторых, политическую систему (См методические рекомендации к предыдущей теме семинара);

В-третьих, социальную систему – (совокупность социальных групп, классов, этносов, конфессий, наций, народностей и т.п., взаимоотношений между ними (семья; межличностные отношения; большие социальные общности, связанные общими профессиональными, политическими и другими интересами; межрелигиозные, межнациональные, межэтнические отношения; отношения между крупными социальными группами (сословиями, классами и т.п.);

В-четвёртых, информационно-культурную систему – (совокупность институтов, осуществляющих информационную, культурно-просветительскую деятельность в обществе (СМИ, культурные, образовательные учреждения, научные, просветительские организации, воспитательные учреждения, творческие союзы, спортивные общества, общественные движения и организации по интересам и др.);

В-пятых, духовно-религиозную систему, представленная христианством и другими конфессиями (иудаизм, ислам, буддизм и т.д.), а также конкретно-исторические условия формирования общества и государства (наличие стойких демократических, правовых, политических и культурных традиций, уровень общей культуры населения и др.). (См. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. –М.: 1997. –С. 94.).Есть и иные определения. Необходимо сформулировать собственное понимание понятия гражданского общества и озвучить его, например, – это система самостоятельных и относительно независимых от государства общественных организаций и межличностных отношений, которые выражают и через которые реализуются частные неполитические интересы и потребности отдельных граждан и их коллективов (или обосновать своё согласие с одним перечисленных определений). Или можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Следовательно, игнорировать значение этих элементов гражданского общества нельзя, это может иметь пагубные последствия для государства. Чем ближе структуры гражданского общества к человеку, тем больше у него возможностей в реализации его собственных интересов, стабильнее общество в целом и значительнее его духовные ценности.

Таким образом, «гражданское общество» и «государство» – это различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. (Их многообразие целесообразно представить в виде схемы).

Предпосылки гражданского общества:

1) экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция и др.); 2) социальные (большой удельный вес в обществе средних классов и др.); 3) политико-правовые (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм и др.); 4) культурные (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести и др.) и др.

Необходимо также помнить, что гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социо-культурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают различные организации (частные акционерные общества и предприятия, профессиональные объединения и т.п.) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье и т.п.; На втором – создают такие общественные институты, как семья, творческие союзы, землячества и т.п. (для удовлетворения потребностей в общении, в духовном совершенствовании, в знаниях, в информации и вере); Третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. (Для этого они создают партии и политические движения, но они уже являются элементами политической системы).

Таким образом, структура гражданского общества охватывает семью, сферу воспитания и негосударственного образования, собственность и предпринимательство, общественные организации и их объединения, политические партии и движения, негосударственные средства массовой информации и церковь. Этот список не исчерпывающий и его можно продолжить. Необходимо также отметить, что гражданскому обществу должны быть присущи его важнейшие признаки:

Во-первых, это должно быть общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;

Во-вторых, это должно быть общество, которое обеспечивает социальную защищённость граждан (подданнных), достойную их жизнь и развитие;

В-третьих, это должно быть общество подлинной свободы и демократии, в котором признаётся приоритет прав человека;

В-четвёртых, это должно быть общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов;

В-пятых, это должно быть «открытое общество» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что важнешими структурными элементами гражданского общества являются: а)добровольно сформированные первичные самоуправляющиеся общности граждан (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и т.п.); б) совокупность негосударственных (то есть неполитических) общественных отношений; в)производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции; г)сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищённая от вмешательства государственной власти и др.

Необходимо также помнить, что основная ценность гражданского общества – это человек, его права и свободы.

При подготовке ко второму вопросу семинара, необходимо помнить, что основные же идеи (зачатки), в современном понимании «правового государства», были сформулированы ещё античными мыслителями (Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цыцерон, а так же софисты, стоики и римские юристы). Их высказывания о правильных и неправильных формах правления, о соотношении естественного и волеустановленного права, о равенстве людей по естественному праву, о государстве как «деле народа», о праве как мериле справедливости, о частном и публичном праве и т.д., послужили теоретическим обоснованием теории правового государства.

Наиболее полное отражение идея правового государства получила в работах Ш.-Л. Монтескье и И.Канта, хотя в своих работах они и не применяли такой термин.

Впервые термин «Rechtstaat» (правовое государство) появился в книге немецкого юриста К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания», изданной в 1813г. Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце 19 начале 20 веков, когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального (исторического типа), полицейского государства к новому – буржуазному типу, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы. Более подробнее о вкладе русских юристов в обоснование теории правового государства можно прочитать в работах: Алексеев А.С. К учению о юридической природе государства и государственной власти. - М.: 1895; «Начало верховенства права в современном государстве // Вопросы права.1910. Кн.2.; Виноградов П.Г. Господство права. -М., 1911.; Гессен В.М. Общее учение о государстве. Политический строй современных государств. - СПб.: 1916. и др.).

Характерно, что понятие «правовое государство» они не рассматривали как завершающий этап развития государства: на смену правовому, по их мнению, должно прийти «культурно-правомерное государство». Условия экономической жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах»экономически слабосильных классов».

Вместе с тем, существовали и существуют критические оценки идеи правового государства. Например, статья М.Вишняка - «Идея суверенитета в политической доктрине прежде и теперь», опубликованная в Юридическом вестнике (1917. Кн.2. С. 50-51.) и другие работы.

Таким образом, подводя итог эволюции идеи о правовом государстве, следует отметить, что целостный смысл идеи правового государства состоит в утверждении 1) суверенности народа как источника власти, 2) гарантированности его свободы и 3) в подчинении государства гражданскому обществу. Эта мысль, кстати, принадлежит Карлу Марксу – «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают свободу государства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т.19. С.26.).

Изучая учебный материал по этому вопросу, необходимо исходить из того, что современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Основными принципами правового государства считаются:

1.Верховенство закона; 2.Соблюдение и охрана прав и свобод человека; 3.Принцип разделения властей; 4.Взаимная ответственность государства и личности; 5.Соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; 6.Высокий авторитет правосудия; 7.Регулярные, свободные и демократические выборы; 8.Многопартийность, плюрализм, отсутствие монополизма в политике, контроль общества над властью; 9.Наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности; 10.Высокий жизненный уровень всего населения. Экономическая независимость граждан от государства; 11.Выский уровень просвещения и правовой культуры граждан; 12.Наличие развитого гражданского общества и др.

Необходимо охарактеризовать каждый из этих принципов построения правового государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.