Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие и предназначение права




ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА

Часть 2

ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебно-методическое пособие

 

 

НОВОСИБИРСК 2010

 

ББК

Рецензенты:

Д.Н. Безрядин – доцент кафедры Теории и истории государства и права юридического факультета Сибирской академии государственной службы, кандидат юридических наук, доцент.

М.Г. Потапов – заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин юридического факультета Новосибирского государственного технического университета, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук.

 

Слепцов, В.А.

Теория государства и права: учебно-метод. пособие / В.А.Слепцов.

– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – Ч. 2: Теория права. – 295 с.

 

ISBN

Пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины теория государства и права юридического факультета НГТУ и содержит методические рекомендации и советы студентам по подготовке к семинарам по теории права.

При составлении пособия автор систематизировал учебный материал из учебников и учебных пособий по теории государства и права, авторами которых являются В.К. Бабаев, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова, М.Г. Потапов и многие другие учёные, а также материалы и рекомендации по проведению занятий, изложенные в методических пособиях по теории государства и права В.В. Румыниной, А.В. Клименко и др.

ISBN ББК

@ Слепцов В.А., 2010

@ Новосибирский государственный

технический университет, 2010

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Семинарские занятия..................................................................................... 4

Тема Право древнего мира................................................................................4

Тема Правовая система.....................................................................................16

Тема Понятие и предназначение права...........................................................30

Тема Формы (источники) права.......................................................................58

ТемаПравотворчество. Нормы права...............................................................80

Тема Система права...........................................................................................106

Тема Система и действие нормативных правовых актов............................... 118

Тема Правовые отношения.............................................................................. 140

Тема Реализация и толкование юридических норм........................................164

Тема Правовое сознание и правовая культура. Правомерное поведение

и правонарушение.....................................................................................188

Тема Юридическая ответственность................................................................222

Тема Законность и правопорядок.....................................................................234

Общие организационно-методические указания.......................................248

Подготовка к семинарским занятиям...............................................................248

Примерный перечень тем курсовых работ.......................................................251

Общие требования по выполнению и оформлению курсовой работы.........257

Примерный перечень вопросов к экзамену......................................................264

Список источников права..............................................................................267

Библиографический список литературы ……………................................273

Приложения......................................................................................................287

 

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА

На рассмотрение данной темы отводится 4 часа

Вопросы

1. Общая характеристика социальных норм (права) первобытного общества.

2. Источники социальных норм (права) первобытного общества.

3. Общая характеристика права древнего государства.

4. Источники права древнего государства.

Индивидуальные задания

1. Первые письменные правовые памятники Руси (по статье О.В. Борисова, опубликованной в журнале Российская юстиция. 2008. №5).

2. К вопросу об истории развития уголовного законодательства за инцест (по статье А.А. Гагариной, опубликованной в журнале История государства и права. 2008. №9).

Задачи:

1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

а) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Ес­ли умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обяза­тельно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на мо­гиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырёхгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, её нельзя было отличить от окружающей почвы»);

в) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключе­нием организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, – влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Древнеримские юристы говорили: «Обычай ведет за со­бой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет». Объясните, как вы понимаете это выражение.

3. Прокомментируйте выражение Цицерона: «Несправедли­вые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит?

4. Назовите существующие в наши дни обычаи, которые, по вашему мнению, государство должно запретить, и наоборот, те, которые следует закрепить законодательно.

5. Подберите примеры обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов, которые активно применяются в современной жизни России.

6. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-насле­додателя, чтобы скорее получить наследство. Убийство было рас­крыто, а убийца приговорён к длительному сроку тюремного заклю­чения. При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника. Тогда дру­гие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели. Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью-Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство на­следником наследодателя в этом перечне не названо. Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и неспра­ведливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило: «Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы увере­ны, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столкнуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень – с тем, чтобы убий­ца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по за­кону убийца утратил право на вступление во владение наследством».

Руководствуясь какими нормами – правовыми или мораль­ными – суд вынес данное решение? Согласны ли вы с ним?

Основная литература

1. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. – СПб. 2004. – С. 47-65.

2. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права. – М. 1998. – С.172-174.

3. Морозова, Л.А. Теория государства и права. – М. 2005. – С. 173-179.

4. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М. 1999. – С. 34-41.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М. 2006. – С. 35-43.

 

Дополнительная литература

1. Грухин, Ю.А., Слепцов, В.А. Теория государства и права: учеб.-метод. пособие // Ю.А. Грухин, В.А. Слепцов. – Новосибирск, изд-во НГТУ, 2010. – С. 52-54.

2. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. – М. 2004. – С. 176-324.

3. Мачин, И.Ф. К вопросу о происхождении права // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М. 2001. – С. 327-341.

4. Першиц, А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общей этнографии. – М. 1979.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение материала по первому вопросу семинара целесообразно начать с выяснения этимологии понятия «норма». Оно происходит от лат. norma – мера, правило, образец, стандарт. Значение любой нормы состоит в том, что она указывает на те границы и те пределы, в которых существует то или иное явление или объект, сохраняя при этом своё качество и не утрачивая своей сущности.

Нормы, с которыми сталкивается человек, могут иметь отношение к различным явлениям и объектам: физическим, физиологическим, химическим, техническим, социальным и др. Соответственно выделяют различные группы норм.

Одной из важнейших таких групп являются социальные нормы. Социальные нормы – общие правила или образцы, регулирующие поведение людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются в сознании людей и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации и в той или иной мере являются обязательными для исполнения теми, кому они адресованы. В.А. Толстик[1] указывает, что социальными нормами в первобытном обществе были: обычаи, нормы первобытной морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифы.

По мнению Т.В. Кашаниной[2] социальными нормами первобытного общества были ритуалы, обряды, мифы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы и нормы этикета, и что именно в такой последовательности и появлялись эти нормы.

Некоторые авторы выделяют также и такие виды социальных норм, как, например, деловые обыкновения, политические, этические и технические нормы, которые, однако, можно считать разновидностями указанных ранее видов социальных норм.

Тем не менее, большинство современных ученых полагают, что первым видом социальных норм, возникшим ещё в первобытном обществе, были обычаи. Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку в результате его многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Они регулировали практически все стороны жизни первобытного общества. Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно – главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделяться обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

Ещё одним видом социальных норм, возникшим в эпоху первобытного общества, были религиозные нормы или каноны. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал им сверхъестественные силы. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет – фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению – тотему, видя в нём своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «anima» - душа), т.е. верой в душу, в духов или вовсеобщую одухотворенность природы. Многие учёные полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных – богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно с нормами обычаев и религии в первобытном обществе формировались нормы морали, этикета, мифы, табу (запреты) и агрокалендари. Определить время их возникновения невозможно, можно лишь отметить, что моральные нормы появляются вместе с человеческим обществом. Мораль - это взгляды и представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости, а также чувства и эмоции, оценивающие своё и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядоч­ности. Нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению. Мифы – это образные примеры (сказки, былины и т.п.), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. Табу – это религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого влекло жестокую кару (смерть) со стороны духов и богов. Агрокалендари – это система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Есть и иные утверждения о понятии и видах социальных норм первобытного общества. Например, отдельные авторы указывают, что в первобытном обществе отношения между членами рода (племени) регулировались только особыми правилами поведения, которые были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, и несли нагрузку сохранения рода (племени), и были непререкаемыми. В исторической науке они получили название «мононорм» (от греч. mono – один, единый и лат. norma – мера, правило, образец, стандарт) и перекочевали в отечественную теорию государства и права. Советский этнограф А.И. Першиц, автор данного термина, определил это понятие «как обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.»[3]. В настоящее время под мононормой понимается синкретизм, т.е. нерасчленённое единство моральных, религиозных и т.п. норм.

Следует также отметить, что почти во всех приведённых выше видах социальных норм первобытного общества, есть как очевидные существенные различия, так и общие термины, и, исходя из вышесказанного, и, принимая во внимание точки зрения большинства учёных по данному вопросу, а также и выражая свой собственный взгляд, можно предположить, что видами социальных норм в первобытном обществе были... (дайте собственное определение и перечень социальных норм в первобытном обществе).

Л.А. Морозова[4], характеризуя социальные нормы первобытного общества, ссылаясь на А.И. Першица, выделяет следующие их черты:

1) они исходили от всего рода (племени), выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение, соблюдались добровольно и в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов данного рода (племени) и т.д.;

2) они были направлены на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время жить;

3) выступали в виде строгих, непререкаемых и безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки и объективной целесообразности не обеспечивались специальным аппаратом принуждения;

4) характеризовались нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных и обрядово-ритуальных требований;

5) преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания;

6) казуистичность и отсутствие обобщающих правил, их привязанность к определенным предметам реального мира: т.е. они были посвящены, например, только брачным отношениям, или только ритуалу при выходе на охоту, или только порядку распределения пищи (добычи) и т.п.;

7) находили своё выражение в обычаях, ритуалах, обрядах, мифах и т.д.

Таким образом, все социальные нормы первобытного общества представляли собой совокупность особых правил (регуляторов) поведения, устанавливаемых, соблюдаемых и охраняемых всем родом (племенем) в силу привычки и характеризовались следующими особенностями:

1) выражали представления древних людей о справедливости, равенстве и свободе и обусловливались религиозными воззрениями (эти представления были основаны на религиозных верованиях);

2) основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфике человеческого организма;

3) регулировали общественные (родовые, племенные, клановые и т.п.) отношения посредством правил, которые содержались в обычаях, ритуалах, обрядах, мифах и т.д.;

4) устанавливали три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, которые не были четко разграничены между собой;

5) содержали меры примитивного и жестокого наказания за их нарушение (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион (от лат. – возмездие, когда наказание точно соответствует причиненному вреду («око за око», «зуб за зуб»);

6) не закреплялись на каких-либо материальных носителях, а запоминались людьми, выражались в их действиях (в телодвижениях, жестах, звуках, знаках, в устной речи) и передавались вербально (от лат. – устный, словесный) от поколения к поколению;

7) Различные виды социальных норм появились не одновременно, а по мере необходимости и с развитием общества они все более усложнялись.

Для лучшего запоминания социальных норм первобытного общества к семинарскому занятию их необходимо законспектировать в виде примерной таблицы и быть готовым привести их примеры:

Виды социальных норм Что собой представляют нормы Чем обеспечивается реализация норм

 

При подготовке ко второму вопросу семинара, необходимо помнить, что социальные нормы в первобытном обществе, как уже отмечено ранее, не закреплялись на каких-либо материальных носителях, а запоминались и устно передавались от поколения к поколению. Таким образом, источниками и носителями этих норм является сам человек, его память, а также отдельные археологические находки (предметы, наскальные рисунки, письменные свидетельства и т.п.) и временами проявляющиеся в современной жизни отдельные события и явления, необъяснимые современной наукой, но подтверждающие некоторым образом тот или иной первобытный миф, легенду и т.п. К семинару необходимо подготовить примеры таких фактов.

Готовясь к третьему вопросу семинара, необходимо повторить (вспомнить) основные типы государств по теме «Типология государства»[5] затем по рекомендованному перечню литературы, изучить сущность и характеристику права какого-либо древнего государства, ведь через этот этап в том или ином виде прошли все древние государства, например, сущность и характеристику Законов царя Хаммурапи, или Законы Ману, или Законы ХII таблиц и др., законспектировав характерные их черты в свою рабочую тетрадь в виде примерной таблицы[6]:

Тип права Характерные черты права
Рабовладельчес-кий 1. Закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей; 2. Было тесно связано с религией. Понятия «греховное» и «преступное» во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители. 3. Правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики – казусов или инструкций для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для право-вых действий имело соблюдение определённой формы их совершения; 4. Не было деления права на отрасли (за исключением римского частного права). 5. Всему рабовладельческому праву был свойствен невысо-кий уровень юридической техники: не была разработана строгая терминология, законодатели пользовались обыденным языком и т.д.

 

Таким образом, право древнего государства представляло собой совокупность социальных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых правителем государства (царём и его приближёнными), посредством которых регулировались общественные отношения в городах, княжествах, волостях, округах, селах, аулах и иных поселениях людей того времени.

При подготовке к четвёртому вопросу семинара, целесообразно повторить учебный материал из учебников Истории Отечественного государства и права и Истории Зарубежного государства и права, в которых приведены источники древнерусского права: Обычное право (обычаи), Договоры, Княжеские церковные Уставы и особенно Русскую Правду (все редакции), Псковскую и Новгородскую Судные Грамоты, а также Законы царя Хаммурапи, Ману, ХII таблиц, «Институции» Гая и иные источники древнего права зарубежных государств, и дать им характеристику.

Например: Договоры Древней Руси. Первый договор был заключен в 907г. между Олегом и греческими царями Львом и Александром (через своих послов) по поводу заключения мира.

Главные пункты договора:1

обязательства руссов обязательства греков
-Не разбойничать на улицах и в окрестностях Византии; -Чтобы русские, приходящие в Византию жили только в поместье Св. Мамы и чтобы ходили в город только через одни ворота в сопровождении императорского чиновника -Платить дань русским на каждый из старших городов, в котором сидят князья-подручные Олега (Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Лю-беч); -Давать корм тем русским, которые приходят в Византию, а гостям русским месячное содержание

 

Бедное содержание договора 907г. в первое время было достаточным (дань и корм для русских были главнее всего), но в последующие годы сами греки предложили более подробные условия к этому договору.

Второй договор в 911г. заключен в Византии (восточная Римская империя, Византийская империя, государство, образованное при распаде Римской империи в её восточной части и существовавшее в IV-XVвв. н.э. Столица Константинополь, население греки) через послов Олега. Договор регулировал уголовные и гражданские отношения между греками и русскими, находившимися в Византии; международные обязательства русских возвращать имущество греков, потерпевших кораблекрушения; взаимного выкупа и возвращения в отечество рабов и пленников. В 944г. мир был нарушен русским князем Игорем.

Третий договор был заключен с греками в 945г. в который были включены статьи договоров 907 и 911 годов с некоторыми изменениями не в пользу русских, а также с дополнениями о пограничных странах.

Четвертый договор 971г., после войны, сын Ольги Святослав был побеждён греками и ограничивался только клятвой Святослава быть в вечном мире с грекам.

Договоры были написаны на греческом языке и тогда не были переведены на славянский. Право, выраженное в договорах, есть право ни византийское, ни чисто русское: оно составлено искусственно договаривающимися сторонами для соглашения русского обычного права с отличным от него культурным византийским правом. Под влиянием народа с более высокой культурой русские в первый раз пробуют выразить нормы своего права в письменной форме и делают их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы.

К семинарскому занятию необходимо знать основные черты основных источников права древнего государства.

 

 

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

На рассмотрение данной темы отводится 2 часа

Вопросы

1. Правовая система общества: понятие и структура.

2. Романо-германская правовая система.

3. Англо-саксонская (американская) правовая система.

4. Религиозно-традиционные правовые системы.

Индивидуальные задания:

1. Об определении понятия правовой системы и возрастании её роли в условиях рыночной экономики (по статье Л.А. Калгановой, опубликованной в журнале История государства и права. 2007. №4).

2. Некоторые проблемы российской правовой системы (по статье Б.Б. Сулейманова, опубликованной в журнале История государства и права. 2007. №9).

3. Социалистическое право (правовая семья).

4. Китайское право.

Задача:

В 1979 г. в Кении умер известный адвокат С.М. Отинио, который родился в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья (племя) Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду и совсем в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследуют собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первый инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный же суд признал основные требования старейшин племени.

На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, и на какие – апелляционный суд?

Основная литература

 

1. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. – СПб. 2004. – С. 47-65.

2. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права. – М. 1998. – С. 194-200.

3. Морозова, Л.А. Теория государства и права. – М. 2005. – С. 265-277.

4. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М. 1999. – С. 548-574.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М. 2006. – С. 290-303.

 

Дополнительная литература

1. Барциц, И. Правовая система России: вызовы времени и тенденции развития // «Право и жизнь». 2000. № 26. – С. 10.

2. Давид, Р. Основные правовые системы современности. – М. 1988. – 496 с.

3. Давид, Р., Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности. – М. 1996. – 399 с.

4. Дженкс, Э. Английское право. – М. 1947. – С. 27-51.

5. Муромцев, Г.И. Основные правовые системы прошлого и современности // Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М. 1999. – С. 281-306.

6. Решетников, Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. – М. 1993. – 256 с.

7. Саидов, А.Х. Введение в основные правовые системы современности. – Ташкент. 1988.

8. Синюков, В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. – Саратов. 1994. – 496 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучая учебный материал по первому вопросу семинара, необходимо помнить, что изучая историю права, современная юридическая наука предпочитает оперировать не понятием «тип права», а такими научными категориями, как «правовая система», «правовая семья» или «правовой круг».

К определению понятия правовой системы просматриваются два подхода: узкий (простой) и широкий ( более сложный).

В узком смысле слова под правовой системойпонимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная правовая система». Например, проф. Л.А. Морозова даёт следующее определение понятию правовая система – это «...совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве»[7]; проф. Г.И. Муромцев считает, что это «...научная категория, дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях» [8].

Есть и иные определения понятия «правовая система», например, ряд авторов (В.К. Бабаев, Н.И. Матузов, В.Н. Протасов и др.) допускают отождествление понятий «правовая система» и «механизм правового регулирования». Другие учёные (Н.А. Богданова, В.Н. Княгинин, С.Ю. Марочкин, А.Ф. Черданцев и др.) представляют правовую систему как синтезированное понятие, отражающее весь комплекс юридических явлений, встречающихся в обществе, т.е. рассматривают её как беспредельно широкую категорию. Кроме того, при характеристике правовой системы в юридической литературе используется и разная терминология: «правовая действительность», «правовая реальность», «мир права», «правовая сфера», «правовое пространство», «правовая жизнь» и др.

В широком значении понятие «правовая система» включает в себя правовые системы групп государств, схожих по своему историческому происхождению, структуре и источникам права. Например, проф. Г.И. Муромцев считает, что это «...совокупность правовых систем, обладающих общностью основных параметров: доктрины, структуры, источников права, юридической техники и т.д.» [9]; проф. В.Н. Синюков – это «...совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования» [10].

В юридической литературе западных государств, например, у французского учёного Рене Давида для характеристики схожих национальных правовых систем используется термин «семья правовых систем», у К.-О. Эберта и М. Рейнстайна – используется термин «правовые круги», у И. Сабо – «форма правовых систем» однако наиболее распространённым является термин «правовая семья». [11]

Целесообразно законспектировать приведённые определения и определить собственное понимание этих понятий.

Изучая структурные сегменты, входящие в определение понятия правовой системы, целесообразно законспектировать, что, например, проф. Л.А. Морозова[12]включает следующие сегменты: 1) совокупность законодательства, 2) юридической практики и 3) господствующей правовой идеологии в данном государстве. Проф. Г.И. Муромцев[13] выделяет: 1) доктринально-философский или идеологический сегмент (правопонимание, понятия и категории права и т.д.); 2) нормативный сегмент, т. е. совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный сегмент, т. е. юридические учреждения – правотворческие и правоприменительные, и 4) социологический сегмент, т. е. правоотношения, применение права, юридическая практика». Проф. В.Д.Перевалов[14], используя системный подход, указывает на уровни правовой системы: 1. Субъектно-сущностный уровень (субъекты права – физические и юридические лица); 2. Интеллектуально-психологический уровень (правопонимание, правосознание); 3. Нормативно-регулятивный уровень (нормы права); 4. Организационно-деятельностный уровень (правовые отношения); 5. Социально-результативный уровень (правовая культура, законность, правопорядок).

Есть и иные высказывания о структуре правовой системы и правовой семьи. Целесообразно, проводя анализ указанных примеров, определиться с собственным пониманием структуры правовой системы и правовой семьи.

Кроме того, изучая структурные сегменты, входящие в понятие правовой семьи, рекомендуется запомнить, что в научной юридической литературе существует множество критериев, по которым национальные правовые системы объединяютс в правовые семьи или круги: исторические, идеологические, технико-юридические, материально-правовые, стилевые, культурно-правовые, расовые, религиозно-этнические, комплексные и др. Например, проф. Л.А. Морозова[15] считает, что наиболее распространенное в настоящее время получила классификация правовых семей на основе трёх главных критериев: 1) особенности исторического развития правовых систем; 2)источники права; 3)структура права и в соответствии с этой классификацией называет десять правовых семей: 1) романо-германская; 2) семья общего права (англосаксонская); 3) славянская; 4) латиноамериканская; 5) скандинавская; 6) мусульманская; 7) индусская; 8) семья обычного (традиционного) права; 9) дальневосточная; 10) социалистическая.

Проф. А.X. Саидов[16] правовую типологию правовых семей рассматривает с философской точки зрения как единство: общего (исторический тип права), особенного (правовые семьи) и единичного (конкретные национальные правовые системы) и выделяет следующие правовые семьи: общего права, романо-германского права, скандинавского права, латиноамериканского права, социалистического права, а также права развивающихся стран.

В зарубежной юридической литературе по вопросу критериев классификации правовых семей преобладают две основных концепции:

1. Концепция «правового стиля» (или «стиля права») немецкого учёного К. Цвайгерта[17], в которой в основе критериев выделяются: 1) происхождение и эволюция правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природа источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы; Он выделяет восемь правовых семей («правовых кругов»): романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право и дальневосточное право.

2. Концепция французского учёного Рене Давида[18], который в основу классификации правовых семей (групп правовых систем со схожими чертами), положил два основных критерия: 1) идеологический (являющийся отражением религиозных, философских воззрений данного общества и его политической, экономической и социальной структуры) и 2) юридико-технический (источники права, структура права, юридическая терминология, юридическая практика), и выделил три правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, полагая, что все остальные правовые семьи представляют собой модификацию этих трёх правовых семей.

Есть и иные критерии и подходы к классификации правовых систем (семей). Исходя из этого, необходимо определиться с собственным пониманием критериев, по которым можно объединить схожие по тем или иным особенностям «национальные правовые системы» в «правовые семьи».

Подготовку ко второму, третьему и четвёртому вопросам семинара и выполнение индивидуального задания, а также для лучшего запоминания, целесообразно осуществлять по следующей схеме:

 

Название правовой семьи Основные признаки правовой семьи
1 2
Романо-германская (континентальная) правовая семья (Ав-стрия, Германия, Дания, Италия, Испания, Нор-вегия, Португалия, Рос-сия, Украина, Франция, Япония и др.) 1. Основным источником права является Конституция государства. 2. Система источников права сформирована на основе их юридической силы (иерархии) – Конституция – Федеральные конституционные законы – Федеральные законы – Конституции (уставы) субъектов, входящих в состав государства – Конституционные (или уставные) законы субъектов – Законы субъектов. 3. Систематизация нормативных правовых актов осуществляется в форме кодефикации. 4. Имеетсяразграничение системы права на публичное и частное право, материальное и процессуальное право.
1 2
Англосаксонская правовая семья или семья общего права. (Великобритания, Кана-да, Новая Зеландия, Австралия, США и другие, всего около 40 государств). 1 ____________________ 1 _____________________ 1. Основной источник права – юридический прецедент, т.е. решения высших судов или высших административных органов, имеющих обязательную силу для них самих и нижестоящих судов и, соответственно, для нижестоящих административных органов. 2. Вместо конституций действуют: три основополагающих правовых акта: Великая хартия вольностей (1215г.); Билль о правах (1688г.); О престолонаследии (1700г.) и законы: об акционерных компаниях (1844г.); о семейных отношениях (1857г.); о векселях (1881г.); о партнерстве (1890г.); о продаже товаров (1893г.); о собственности (1925г.); об управлении имуществом (1925г.); о потребительском кредите (1974г.) и др. 3. Право определяется как результат опыта судей, как совокупность правил, предназначенных для регулирования социального поведения людей. Каждому делу требуется новая норма права (прецедент), создавать которые вправе только Верховный суд Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. 4. Принцип верховенства права означает равен-ство всех перед судом, при этом суд при рассмотрении дела не выступает на стороне государства. 2 __________________________________________ 5. В большинстве стран нет систематизированных (кодифицированных) нормативных правовых актов. 6. Структура права включает в себя: а) общее (прецедентное) право – совокупность норм и принципов, сформированных судьями в процессе рассмотрения конкретных дел, результат самостоятельной нормотворческой деятельности судей (нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств, исполнения судебных решений); б) право справедливости – совокупность норм нравственности и морали (мотивы, честь, достоинство, честность, правдивость, добрые или гуманные намерения), которые учитываются судьями при судебном разбирательстве и вынесении судебных решений; в) статутное право – совокупность нормативных правовых актов, сформированные на основе судебных прецедентов. 7. Право не разграничивается на право частное и право публичное. 8. Основными базовыми отраслями права являются: договорное право, деликтное право, право собственности и уголовное право. 2 __________________________________________ 9. Право состоит из норм трех видов: а) регламентирующих – содержат основания, порядок и условия, необходимые для реализации определенного поведения, например, порядок создания юридических лиц, вступления в брак, наследования имущества и т.п.; б) запрещающих – содержат ограничения в поведении субъектов под страхом юридического наказания; в) компенсационных – содержат основания и обязанность возмещать ущерб, причиненный другим лицам.
Особенности американской правовой системы 1 ____________________ 1. Наличие Конституции США (1787г.). 2. Наличие систематизированных (кодифи-цированных) нормативных правовых актов: Свод законов США – 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо правовому институту (сельское хозяйство, патенты, война, национальная оборона и др.); Торговый кодекс (1952г.); Федеральный Уголовный кодекс; Гражданский кодекс штата Луизиана (1870г.); Уголовные кодексы штатов. 3. Законодательные нормы реализуются в право-вых отношениях лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения. 2 ___________________________________________ 4. Штаты (субъекты федерации) обладают существенной правотворческой самостоятель-ностью, в том числе при принятии судебных решений. И т.д.
Религиозная (мусульманская)правовая семья (Иран, Пакистан, Ирак, Саудовская Аравия, Су-дан и др.). 1 __________________ 1 _____________________ 1. Правовая семья исторически сформировалась на основе самой молодой религии – исламе и коли- чественно развивается очень быстрыми темпами в силу высокой рождаемости населения в этих государствах. 2. В основе своей, ислам поддерживает идею теократии. 3. Имеются четыре главных источника исламского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда. Этот источник посвящен вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Сунна – сборник преданий (хадисов) о жизни пророка, его образе мыслей и действиях. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения и содержат, по существу, интер-претации и пояснения правил Корана. Иджма – согласие, достигнутое всем мусуль-манским сообществом по вопросам об обязаннос-стях правоверного мусульманина. 2 __________________________________________ Кияс – суждение по аналогии (применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной или Иджмой). Первые два источника исламского права более консервативны в том смысле, что незыблемы. Вторые два как раз и приспосабливают ислам к изменчивости современного мира. 4. К второстепенным источникам относятся светские нормативные правовые акты, которые не могут противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. 5. Хранительницей этих вечных законов является религиозная знать, которая в своих руках фактически сосредоточила все нити государ-ственного управления и руководство различными правовыми школами (мазхабами). 6. Религиозная докрина имеет очень большую роль и фактически имеет силу закона. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, который комментировал тексты и авторитет которого общепризнан. То есть в исламских государствах право создают религиозные учёные, а не парламентарии и правительственные чиновники 7. Отсутствует деление структуры права на пуб- личное и частное право; 2 ___________________________________________ 8. Система права делится на уголовное, судебное и семейное право.
Традиционная правовая семья (или семья обычного права) – включает, в основном, государства на юге Африки и Мадагаскар 1 ____________________ 1. Сформирована на основе: а) родоплеменных обычаев и традиций доколониального периода, которые детально регламентировали весь строй общественной жизни и соответствовали родоплеменным представлениям о правилах, формах и порядке; б) на законодательных реформах, проводившихся в период колониальной зависимости администрацией и в) современных правовых новелл европейских государств. Об этом свидетельствует, во-первых, то, что все вопросы брака, семьи, наследования и землевладения по-прежнему решаются на основе обычаев и традиций, во-вторых, ощущается и влияние европейского права, так как во многих афри-канских государствах уже приняты конституции и кодексы, а кое-где действует и юридический прецедент как источник права и др.; 2. Это право этнических групп и сообществ, так как Африка и Мадагаскар заселены народностями различного этнического и лингвистического происхождения. 3. Архаичность многих обычаев: осуществление правосудия осуществляется непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами или вождями; 2 ___________________________________________ 4. Ответственность за правонарушение любого члена семьи возлагается на всю семью или племя; 5. Уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях, при тяжком преступлении - месть («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).
Социалистическая правовая семья (социалистическое право). На позициях социализма остались Китай, Въетнам, Северная Корея и Куба. 1. Публичное право господствует над частным; 2. Закон занимает подчинённое положение по отношению к партийно-административным решениям; 3.Отрицается возможность суда выступать в роли создателя правовых норм; 4.Имеется деление права на отрасли; 5.Систематизация законодательства происходит в форме кодификации; 6.Социалистическое право отражало и закрепляло программные идеи КПСС, определявшей все направления государственной деятельности и др.

 

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в настоящее время правовые системы некоторых государств сложно идентифицировать с известными правовыми семьями, т.к. они имеют свои индивидуальные особенности.

К семинарскому занятию необходимо знать основные черты основных правовых семей современности.

 

ПОНЯТИЕ и ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА

На рассмотрение данной темы отводится 2 часа

Вопросы

1. Основные концепции правопонимания.

2. Предназначение права.

3. Понятие и классификация принципов права.

 

Индивидуальные задания:

1. Основные теории происхождения права.

2. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы её понимаем? (по статье С.Н. Фролова, опубликованной в журнале История государства и права. 2006. №12).

3. К вопросу о правопонимании (по статье Ю.В.Сорокиной, опубликованной в журнале Адвокатская практика. 2006. №6).

4. О плюралистическом понимании права (по статье В.В. Сорокина, опубликованной в журнале Юридическое образование и наука. 2007. №3).

5. Проблемы современного правопонимания (по статье Б.А. Тхакушиновой, опубликованной в журнале История государства и права. 2007. №5).

6. Системный подход как способ познания права (по статье Е.М. Макеевой, опубликованной в журнале Государственная власть и местное самоуправление 2009. №6).

 

Задачи:

1. Римские юристы утверждали: «Закон говорит всем одним языком». Объясните смысл этого высказывания. Какой принцип права в нем провозглашается и как он понимается в современном праве?

2. В римском праве действовало правило: «Никто не предполагается дурным». Какой принцип современного права выражен в этой фразе?

Основная литература

1. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. – СПб. 2004. – С. 47-65.

2. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права. – М. 1998. – С. 160-171, 386-394.

3. Морозова, Л.А. Теория государства и права. – М. 2005. – С. 180-196.

4. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. – М. 1999. – С.177-221.

5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М. 2006. – С. 114-130.

Дополнительная литература

1. Алексеев, Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6. –С. 128-133.

2. Емельянов, С.А. Право: определение понятия. – М. 1992. – С.12.

3. Кудрявцев, В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3. –С. 3-8.

4. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М. 1999. – С. 136-198.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Подготовку по первому вопросу семинара целесообразно начинать с изучения теорий происхождения права, а затем с изучения современных концепций (теорий) правопонимания и выявления основных подходов к определению понятия «право»

В большинстве отечественных учебников по теории государства и права теории происхождения права рассматриваются в главе, посвященной теориям происхождения государства. По мнению А.В. Толстика «некоторые философы, этнографы, историки, а также теоретики права утверждают, что право существовало в первобытном обществе, т.е. ещё до возникновения государства. Другие, – пишет он, – полагают, что право возникает одновременно с государством, является продуктом деятельности соответствующих государственных органов. Парадокс в том, – отмечает далее А.В. Толстик, – что правы и те и другие. Всё зависит от того, что понимать под правом»[19].

Проф. В.К. Бабаев[20]выделяет целый ряд признаков, по которым нормы права отличаются от социальных норм первобытного общества:

1. Право исходит от государства, а социальные нормы первобытного общества складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения.

2. Право охраняется специальными правоохранительными органами государства, а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия, основная масса которых были менее суровы, чем те меры принуждения, которые применяются к правонарушителям государством.

3. Право формально определено в нормативных правовых актах, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению.

4. Право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, а социальные нормы первобытного общества по природе своей крайне консервативны.

5. Для права характерна чёткая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.

 
 

 
 

 
 

 
 

Основные теории происхождения права целесообразно изучать в сравнении с теориями происхождения государства по следующей примерной схеме:

 
 

 
 

 
 

 
 

и иные теории происхождения права.

«Историческая» теория происхождения права, представители которой полагали, что право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно так же, как возникает язык. Государство же готовое право превращает в действующее законодательство. Поскольку право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, оно не обладает универсальным действием: право одного народа неприменимо к другим народам.

«Примирительная» теория происхождения права очень популярна на Западе, смысл которой заключается в том, что право зародилось не внутри рода, а вне его для упорядочения отношений между родами. Время от времени между отдельными родовыми группами случались конфликты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут уничтожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возникло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а затем были оформлены государством в форме законов, предусматривающих санкции за их нарушение.

Существуют и иные теории происхождения права. В качестве вывода следует отметить, что право появилось на грани перехода человеческого общества из состояния дикости и варварства к цивилизации под воздействием, по крайней мере, трёх факторов: 1) социально-культурного; 2) социально-экономического и 3) классово-политического.

Кроме того, на протяжении всего исторического развития правовой науки проблеме определения понятия (дефиниции) права уделяли внимание многие исследователи, и это были не только правоведы, но и известные философы, политологи, социологи, психологи, в том числе и у нас в России, а не только за рубежом.

Без решения этого вопроса – не сформулировав дефиницию (определение) понятия права, невозможно в последующем ос­мыслено заниматься исследованием всех иных явлений с до­бавлением прилагательного «правовое». По этой же причине нельзя реально, всерьёз, рассуждать и о включении или невклю­чении какого-либо феномена в круг исследуемых юриспруденцией проблем. В итоге также довольно утопично заявлять о путях построения гражданс­кого общества и правового государства, не осознав сути этих явлений.

Изучая концепции (теории, школы, доктрины и т.п.) правопонимания и выполняя любое индивидуальное задание по теме, необходимо помнить, что концепция (от лат. conception – понимание, система) – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как целостному социальному явлению. Теория (от греч. theories – рассмотрение, исследование) – это система основных идей в той или иной отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Школа (от лат. schola, от греч. schooled) – это направление в науке, связанное единством основных взглядов, общностью или приемственностью принципов и методов по проблемам определения понятия права. Доктрина (от лат. doktrina) – это учение, руководящий теоретический или политический принцип. При этом, изучая концепции (теории, школы, доктрины) правопонимания, следует отличать их от теорий (доктрин и т.п.) происхождения права.

Выделяя определённые концепции (теории, школы, доктрины и т.п.) правопонимания, например, позитивизм, нормативизм, кантианство, гегельянство, марксизм-ленинизм и др., необходимо помнить, что в них чаще всего преобладают не знания, а только взгляды, представления и гипотезы мыслителей и учёных. Концепции и т.п. превращаются в научные факты и знания лишь только и лишь в случае подтверждения их в реальной действительности. Поэтому не следует смешиватьте или иныеконцепции и т.п. с апробированными знаниями и научными фактами. В подобные концепции и т.п. объединяются знания, взгляды, представления и гипотезы авторов, солидарных в том или ином понимании фундаментальных свойств государства и права. Тем не менее, выделение концепций и т.п. в принципе заслуживает внимания. Однако, при этом, во-первых, в каждой концепции надо усматривать поиск пути познания государственно-правовой действительности, а не реально познанную объективную реальность; во-вторых, чётко различать рациональное и ошибочное во взглядах её сторонников, отдавая каждому из них должное; в-третьих, нельзя заниматься «приклеиванием ярлыков», что происходит, к примеру, у авторов, которые называют нормативистом любого, кто содержанием права считает систему правовых норм, хотя в корне и не разделяет нормативизм Г. Кельзена и его последователей.

Для лучшего усвоения основные концепции правопонимания целесообразно законспектировать и выучить в виде следующей таблицы:

Название, автор (авторы) концепции и годы её выдвижения Основные положения, характеризующие сущность концепции (школы, теории)
1 2
Естественно-правовая[21] Идеи возникли в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Цицерон). В дальнейшем получили развитие в трудах Фомы Аквинского, Гуго Гроция, Жан-Жака Руссо, А.Н. Радищева и др. 1 _____________________ 1. Существует два права: а) естественное – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость), производных от природы и существующих сами по себе. То есть права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. 2 _________________________________________ б) позитивное – законы, созданные законода- телями (людьми) и принятые гос. органами. 2. Законы не всегда соответствуют естествен- ному праву. 3. Позитивный закон предназначен силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. 4. Правовыми человеческие установления считаются только тогда, когда они не противо-речат естественному праву. 5. Божественный закон дан в Библии и он необходим по двум причинам: а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло; б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

Достоинством этой концепции права – это вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, и объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую, т.е признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод и допущение того, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву, т.е. нормам справедливости.

Для концепции характерно то, что в XVII-XVIIIвв. естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой. В начале XX в. немецкий теоретик права и философ Рудольф Штаммлер (1856–1938) выдвинул идею «естественного права с меняющимся содержанием», т.е. естественные права стали связываться с природой человека как существа социального и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Такой подход стали именовать «возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента концепция естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

К основным недостаткам естественно-правовой концепции следует отнести преувеличенную роль неписаного права и его противопоставление писаному праву и прямое отождествление естественного права с моралью.

1 2
Историческая[22] Основатели: немецкие юристы Густав Гуго, Георг Фридрих Пухта, Карл Фридрих Савиньи и др. Сформировалась в первой половине XIX в. в Германии. 1 ______________________ 1.Право – это историческое явление, возникает незаметно и постепенно как средство общения между людьми – подобно языку и нравам, а не вводится по чьему-либо указанию. 2. Основу права составляют сформировавшиеся правовые обычаи, созданные населением (обществом) и устоявшиеся в процессе сво- его развития. 2 _________________________________________ 3. Законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев и они производны от обычного права.

К достоинствам данной теории можно отнести то, что теория обращает внимание на исто





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.