В отечественной науке также сложилось широкое и узкое понимание демографии. Часть ученых расширительно (правда, в разной степени) трактует предмет демографии, видя в ней науку о (народо)населении и включая в нее весьма широкий круг вопросов. Это обусловлено исторически статистико-описательными корнями демографии, как об этом говорилось выше. Отечественные учебники демографии и научные монографии, особенно выходившие в свет в 60-80-е гг. прошлого века, фактически рассматривают ее в традиционно-расширительном смысле, включая в ее предмет не только воспроизводство населения, но и многие другие вопросы. Типичный пример такого расширительного понимания демографии приведен во вставке.
Вместе с тем понимание ограниченности статистико-описателыюго подхода вызвало к жизни идею о необходимости создания некоей комплексной супернауки о народонаселении, а затем системы знаний о народонаселении, которая бы объединяла в единое целое разрозненные, как считалось, знания о тех или иных сторонах населения и его изменений, которые входили в предметы различных наук, в т.ч. и демографии14. Эта необходимость связывалась со многими причинами, среди которых одной из важнейших, на мой взгляд, является созревшая к середине XX в. потребность в переходе от описания населения и его изменений к их объяснению. При этом первоначально предполагалось, что объяснение возможно лишь на основе расширительного толкования предмета демографии, когда в него включаются и входят все новые и новые процессы и «факторы». Несомненно, здесь проявили себя, так сказать, пережитки статистико-описательного подхода.
Лишь постепенно, как уже говорилось, выкристаллизовалось общее понимание того, что предметом демографии является воспроизводство населения.
Но вопрос о том, что следует понимать под воспроизводством населения, продолжает оставаться дискуссионным. Именно различные трактовки самого понятия воспроизводство населения обусловливают и соответствующее понимание предмета демографии как науки, истолкование его в более широком или более узком смысле слова.
Наиболее распространенным расширением воспроизводства населения является включение в него миграции как процесса, меняющего численность и состав населения.15
Сторонники узкой трактовки воспроизводства населения и предмета демографии полагают, что к воспроизводству населения относятся лишь процессы т.н. естественного движения населения, т.е. рождаемость и смертность, а также связанные с ними наиболее тесным и непосредственным образом брачность и разводимость. Эту точку зрения последовательно и настойчиво проводит, например, В.А. Борисов16. Она нашла свое отражение в авторитетном российском справочнике по проблемам населения - в Энциклопедическом словаре «Народонаселение»17.
Представляется, что узкая точка зрения на воспроизводство населения и соответственно предмет демографии является методологически более строгой и правильной. И здесь под воспроизводством населения мы будем понимать то, что некоторые демографы называют естественным воспроизводством, т.е. только процессы рождаемости, смертности, брачности и раз-водимости.
Сказанное, однако, не означает отрицания важности научно исследования миграции и ее проблем. Миграцию как социальное явление изучает особая наука - миграциология™. В рамках же демографии миграция выступает, во-первых, как социальный процесс, изменяющий численность и состав населения, а во-вторых, как фактор, влияющий на уровень рождаемости, смертности, брачности и разводимости на той или иной территории. Это ничуть не умаляет значения, роли и важности миграции как социального явления.
Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющие.
То понимание воспроизводства населения, которое изложено выше, и соответственно предмета демографии как науки обусловливает и специфику демографического подхода к населению, специфику того определения населения как всеобщего исследовательского объекта, которое принято в демографии и которое будет рассмотрено в следующем параграфе.