Лекции.Орг
 

Категории:


Архитектурное бюро: Доминантами формообразования служат здесь в равной мере как контекст...


Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация...


Теория отведений Эйнтховена: Сердце человека – это мощная мышца. При синхронном возбуждении волокон сердечной мышцы...

Жанровое своеобразие героического эпоса.



Лекция 2. Литература средневековья.

 

Факторы, определяющие развитие культуры Средневековья (СВ).

 

Началом истории СВ является образование на территории бывшей Римской империи феодальных государств в 5-6 в.н.э. Закат СВ в 14-15 вв, когда появляются черты капиталистических отношений.

Средневековое искусство – новая, неизвестная в эпоху античности картина мира. Представления о мире, человеке определяет христианство. Принцип теоцентризма – центральное место занимает Бог, от которого человек зависим. Бог – это нравственный авторитет. В основе СВ картины – идея бинарности, т.е. мир делится на Божественное и Дьявольское. Жизнь – это постоянная борьба души с искушениями. Бинарность определяет организацию времени и пространства.

СВ человек моделирует картину мира, соотносит себя со Вселенной. Каждое произведение – законченная модель мира, отражает представления о Вселенной. Христианство, возникая в древнем мире, уравнивает хозяина и раба перед Богом. Христианство делит мир на 2 сферы: земное существование (подготовка к вечной жизни души) и небо. Вводит жесткую систему нравственных ценностей. Культивируется духовное начало.

С падением рабовладельческого государства, христианство образует феодальное государство:

Бог => Король => Феодалы => Рыцари => Священники => Горожане - ремесленники => Крестьяне-вилланы

 

Общая характеристика литературы СВ. Жанрово-тематическая классификация.

 

К моменту распада Римской Империи население тех её западных провинций, которые были наиболее тесно связаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, - в основном было романизовано. Латинский язык вытеснил здесь местные языки – распространилась “вульгарная латынь”.

Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность была необходима, т.к. часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития святых). Литература делится на религиозную, рыцарскую и городскую.

Центральное место - религиозная литература, которая представлена лирикой песнопений, прозой проповедей, житий и драматургией обрядовых действий.

Самая многочисленная – рыцарская. Выделяется 3 основных жанра: героический эпос, куртуазная и придворная лирика, рыцарский роман.

1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СВ (11-12 вв), наследует эпосу раннего СВ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац.языка. Сюжетная основа – великое переселение народов. («Песнь о Нибелунгах» - нем., «Песнь о Роланде» - фр., «Песнь о моем Сиде» - исп.). Носителями эпоса были бродячие певцы.

Основной сюжет раннего эпоса – сказки; героического эпоса – исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге.

2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении (куртуазное поведение). Основная тема – тема любви. Развитие мировой поэтической традиции. Любовь открыта, как самое ценное чувство.

3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности.

 

4) городская литература, в которой развивался жанр животного эпоса. Возникла средневековая система театральных жанров (многодневные мистерии, библейские истории, фарсы (бытовые комические пьесы) и моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков в душе человека).

Жанровое своеобразие героического эпоса.

 

В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря. Сильны элементы идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира.

Яркие примеры литературы раннего средневековья «Легенда о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде».

3 основных темы:

1) оборона родины от внешних врагов (варвары, норманны)

2) верная служба королю и наказание изменников;

3) кровавые феодальные распри.

Героический эпос появляется в период становления государственности.

 

 





Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1226 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.002 с.