Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научно-исследовательская программа




«Научно-исследовательская программа» — основное понятие концепции науки Лакатоса. Она, по его мне­нию, является основной единицей развития и оценки на­учного знания. Под научно-исследовательской програм­мой философ понимает серию сменяющих друг друга те­орий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная те­ория должна оцениваться вместе со своими вспомогатель­ными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа оказывается не от­дельная гипотеза или теория, а серия теорий, т. е. неко­торый тип развития.

1 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 147.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

Структура программы: согласно Лакатосу, каждая на­учно-исследовательская программа, как совокупность оп­ределенных теорий, включает в себя: а) «жесткое ядро» — целостная система фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, сохраняющаяся во во всех те­ориях данной программы; б) «защитный пояс», состоя­щий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий со­хранность «жесткого ядра» от опровержений; он может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами; в) нормативные, мето­дологические правила-регулятивы, предписывающие, ка^ кие пути наиболее перспективны для дальнейшего иссле­дования («положительная эвристика»), а каких путей сле­дует избегать («негативная эвристика»).

Рост зрелой науки — это смена непрерывно связанных совокупностей теорий, за которыми стоит конкретная на­учно-исследовательская программа — «фундаментальная единица оценки» существующих программ. А это важней­шая задача методологии, которая должна давать эти оцен­ки на основе «диалектически развитого историографичес­кого метода критики».

Характеризуя научно-исследовательские программы, Ла-катос указывает такие их особенности: а) соперничество; б) универсальность — они могут быть применены, в част­ности, и к этике и к эстетике; в) предсказательная функ­ция: каждый шаг программы должен вести к увеличению содержания, к «теоретическому сдвигу проблем»; г) ос­новными этапами в развитии программ являются прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Новая программа должна объяснить то, что не могла ста­рая. Смена программ и есть научная революция.

Особое внимание следует обратить на мысль Лакатоса, что некоторые величайшие научно-исследовательские про­граммы «прогрессировали на противоречивой основе». В этой связи он ссылается на Н. Бора, который, как извес­тно, в своем принципе дополнительности сумел выразить


______________________________Глава XI

некоторые реальные диалектические противоречия мик­рообъектов. Можно без преувеличения сказать, что идея о выявлении и «снятии» (т. е. разрешении, а не устране­нии) возникающих в теории противоречий свидетельствует о сильной «диалектической струе» в концепции Лакатоса о природе научного метода.

На этой стороне его концепции следует остановиться — вследствие ее важности для нашей темы — несколько подробнее. Прежде всего он подчеркивает, что тщатель­ный анализ истории программы Бора — «поистине золо­тое дно для методологии: ее изумительно быстрый про­гресс — на противоречивых основаниях (выделено мною. — В. К.) — потрясает, ее красота, оригинальность и эмпири­ческий успех, ее вспомогательные гипотезы... беспреце­денты в истории физики»1.

Почему такая высокая оценка Лакатосом программы Бора как «поистине золотого дна для методологии?». До потому, что Бор зафиксировал в действительности, выра­зил в теории и разрешил с помощью принципа дополни­тельности диалектическое противоречие, подтвердив тем самым и известный афоризм Гегеля: «Смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить».

Именно Бор в своей новой квантовой теории обнару­жил «вопиющие противоречия» своей программы с про­граммой Максвелла-Лоренца. Но он сразу сделал два клю­чевых вывода: 1. Эти противоречия нельзя оставлять не­разрешенными. 2. Неверно, что если в наших програм­мах противоречие (или аномалия) «обнаружено, развитие программы должно немедленно приостанавливаться; ра­зумный вывод может быть в другом: устроить для данного противоречия временный карантин при помощи гипотез ad hoc (для данного случая. — В. К.) и довериться поло­жительной эвристике программы»2.

1 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 146.

2 Там же. С. 141.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

Для чего выявленнному в знаниях противоречию нуж­но устроить «временный карантин»? Да для того, чтобы без спешки и суеты выявить природу данного противоре­чия: «логическое» оно (путаница, непоследовательность мышления и др.) или диалектическое, т. е. выражение реально существующего противоречия. Более того, Ла-катос подчеркивает мысль Бора о том,, «что противоре­чия в основаниях исследовательской программы могут и даже должны быть возведены в принцип, что такие проти­воречия не должны слишком заботить исследователя, что к ним можно просто привыкнуть... Однако непротиворе­чивость... должна оставаться важнейшим регулятивным принципом... обнаружение противоречий должно рассмат­риваться как проблема. Причина проста. Если цель на­уки — истина, наука должна добиваться непротиворечи­вости; отказываясь от непротиворечивости, наука отка­залась бы и от истины»1.

Итак, от формально-логических противоречий и непро­тиворечивости (не отказываясь от них, и не «отметая» их до выяснения их природы) к обнаружению и разрешению диалектических противоречий («противоречий-проблем») с помощью разработанных Бором принципов дополнитель­ности и соответствия. Оказались «незатронутыми» и «ин­тересы обеих логик»: одна (формальная) «занималась» «ло­гическими» противоречиями; другая — диалектика — диа­лектическими, чтобы не «предаваться методологическому пороку», соглашаясь только с формально-логическими про­тиворечиями.

Лакатос как честный и объективный методолог науки, хорошо разбиравшийся в ее проблемах, прозорливо «ус­мотрел», что Бор, учитывая специфику новой квантовой теории, не мог «любой ценой» добиваться непротиворе­чивости новых знаний. В этом случае квантовая механи-

^Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 141


________________________________Глава XI

ка, «соблюдая непротиворечивость», оказалась бы вдалеке от истины.

Гениальность Бора, согласно Лакатосу, в конечном итоге и состояла в том, что «в этой новой теории (воровской квантовой механике после 1925 г. — В. К.) пресловутый «принцип дополнительности» Бора возвел (слабое) про­тиворечие в статус фундаментальной и фактуально досто­верной характеристики природы и свел субъективистский позитивизм с аналогичной диалектикой и даже филосо­фией повседневного языка в единый порочный альянс»1. Так успешно была выражена в теории и разрешена такая «фундаментальная и фактуально достоверная характерис­тика природы» как ее реальная противоречивость.

Эффективность программы

Относительно данного параметра последней Лакатос замечает, что, во-первых, ученый не должен отказаться от исследовательской программы, если она работает не­эффективно: такой отказ не является универсальным пра­вилом.

Во-вторых, он высказывает мысль и том, что «методо­логия исследовательских программ могла бы помочь нам сформулировать законы, которые стали бы на пути у исто­ков интеллектуальной мути, грозящей затопить нашу куль­турную среду еще раньше, чем индустриальные отходы и автомобильные газы испортят физическую среду нашего обитания»2.

В-третьих, Лакатос считает, что понимание науки, как поля борьбы исследовательских программ, а не отдельных теорий, предполагает новый критерий демаркации между «зрелой наукой», состоящей из исследовательских про­грамм и «незрелой наукой», состоящей из «затасканного образца метода проб и ошибок».

1 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии, 1995. № 4. С. 142.

2 Там же. С. 154.


Проблемы философии и методологии науки в постпозитивизме

В-четвертых, «мы можем оценивать исследовательские программы даже после их элиминации по их эвристической силе: сколько новых фактов они дают, насколько велика их способность объяснять опровержения в процессе роста»1. Позитивная и негативная эвристика

Выше этот вопрос уже затрагивался, здесь сделаем не­которые добавления. В одном из своих определений эв­ристика понимается как метод, или методологическая дис­циплина, предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности. Область эвристики включает в себя неточные методологические регулятивы, а ее глав­ная проблема — разрешение возникающих в науке проти­воречий. Эвристические (творческие) методы решения за­дач обычно противопоставляются формальным методам ре­шения, опирающимся на точные математические модели.

С точки зрения Лакатоса и некоторых других западных методологов, эвристике свойственны догадки, ограниче­ние объема поиска посредством анализа целей, средств и материалов, попытки интеграции мышления и чувствен­ного восприятия, сознания и бессознательного. «Програм­ма складывается из методологических правил: часть из них — это правила, указывающие, каких путей исследования нужно избегать (отрицательная эвристика), другая часть — это правила, указывающие, какие пути надо избирать и как по ним идти (положительная эвристика)»2.

При этом Лакатос считает, что, во-первых, «положи­тельная эвристика исследовательской программы также может быть сформулирована как «метафизический (т. е. философский. — В. К.) принцип». Во-вторых, «положи­тельная эвристика является, вообще говоря, более гибкой, чем отрицательная». В-третьих, необходимо «отделить «твердое ядро» от более гибких метафизических принци­пов, выражающих положительную эвристику». В-четвер-

1 Лакатос И. Методология научных исследовательских про­грамм // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 138.

2 Там же. С. 148.


______________________________Глава XI

тых, «положительная эвристика играет первую скрипку в развитии исследовательской программы». В-пятых, «по­ложительная и отрицательная эвристика дают вместе при­мерно (неявное) определение «концептуального каркаса» (и, значит, языка)»1.

Таким образом, положительная эвристика — это мето­дологические правила, способствующие позитивному раз­витию научно-исследовательских программ. Эти правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальней­ших исследований. Положительная эвристика включает в себя ряд предположений, как видоизменить или развить опровергаемые варианты исследовательской программы, каким образом модернизировать или уточнить «предохра­нительный пояс», какие новые модели надо разрабатывать для расширения области применения программы.

Отрицательная эвристика — это совокупность методо­логических правил, ограничивающих множество возмож­ных путей исследования, позволяющих избегать окольных или неправильных путей движения к истине. Она предла­гает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие «предохранительный пояс» вокруг «жесткого ядра» иссле­довательской программы, которые должны адаптрировать-ся, модифицироваться или даже полностью заменяться при столкновении с контрпримерами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.