Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Метафизика и ее значение для научного познания




Сущность, характерная черта метафизики как философ­ского метода мышления— односторонность. Это абсолюти­зация какой-то одной (безразлично, какой именно) сторо­ны живого процесса познания — или шире — любого эле­мента целого.

Термин «метафизика» был введен в I в. до н.э. Андрони­ком Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил «после физики» (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии са­мом по себе, т. е. те, которые были «первой философией» — наукой о первых причинах, о первой сущности и началах.

На современном уровне развития философского зна­ния можно выделить три основных значения понятия «ме­тафизика».

1. Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о якобы высших, недо­ступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук. Аристотель считал метафизику самой ценной из


Диалектический и метафизический методы мышления...______

наук — учением о первых родах сущего, о первых причи­нах. Изучение же «телесного», единичных чувственно-вос­принимаемых вещей — это «есть дело физики и второй фи­лософии», т. е. дело частных (естественных) наук.

2. Особая философская наука — онтология, учение о бы­тии как таковом, независимо от его частных видов и в от­влечении от проблем гносеологии и логики. Она широко распространилась примерно в XVII в., когда метафизика в данном ее значении была тесно связана с естественнонауч­ным и гуманитарным знанием (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.). Однако позднее эта связь стала ослабевать, а затем окончательно утратилась.

3. Определенный философский способ мышления (позна­ния), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» дальше и будет идти речь.

Представляется целесообразным разграничивать метафи­зический способ мышления как целостное образование (воз­никший в XVII в.) и его отдельные стороны, элементы, которые появились по времени раньше его как целого и были тем самым его предпосылками. Так, в рамках сти­хийно-диалектической древнегреческой философии элемен­тами метафизического способа мышления выступали: раз­дувание софистами изменчивости вещей вплоть до полного релятивизма, абсолютизация элеатами неизменности всего сущего и т. п.

Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различ­ных исторических формах (типах), имела различные «лики» (виды). Поэтому если в какой-либо философской системе рассматриваются «метафизические проблемы», надо четко разобраться, о каком аспекте понятия «метафизика» идет речь. Если же имеется в виду антидиалектика (метафизи­ческий способ мышления), надо дифференцировать ее фор­мы и виды.

Примерно до середины XIX в. преобладающим мето­дом в философии и науке была главным образом старая ме-


________________________________Глава VII

тафизика, которая имела дело преимущественно с предме­тами (и их мысленными отражениями) как с чем-то закон­ченным и неизменным. Глубокий анализ этой формы мета­физики дал Ф. Энгельс, который осуществил следующее:

Во-первых, выявил ее специфику — отрицание всеоб­щей связи и развития, «ускользание связи целого», мыш­ление «сплошными неопосредованными противоположно­стями» («да—да», «нет—нет»), убеждение в окончательной завершенности системы всех мировых связей.

Во-вторых, вскрыл объективную основу появления ста­рой метафизики — необходимость объяснения частностей, элементов (сторон) целого, для чего эти стороны должны быть «вырваны» из целого и рассмотрены по отдельности, вне их связи и развития, в «чистом виде». Это и было важ­ной задачей познания того времени.

В-третьих, обосновал правомерность и необходимость метафизического способа мышления в данной его форме «в известных областях», указал на недопустимость его «экс­пансии» за эти пределы. «Великое историческое оправда­ние» старометафизического способа мышления было обус­ловлено необходимостью предварительного исследования самих предметов как таковых в их устойчивости, неизмен­ности, вне их взаимосвязи, с тем чтобы затем системати­чески изучать происходящие с ними изменения.

В-четвертых, установил дату возникновения (XVII в.), «ме­сто рождения» (естествознание) и «крестных отцов» (Ф. Бэ­кона, Дж. Локка) старой метафизики.

В-пятых, вскрыл элементы, зачатки новой метафизики в недрах старой, ибо о том, что природа находится в веч­ном движении, знали уже в XVII—XVIII вв. Но, будучи в плену тогдашних (старометафизических) представлений, не могли это движение правильно объяснить.

В-шестых, обосновал необходимость перехода к «выс­шей форме мышления» — диалектике, ибо в конце концов все в действительности совершается диалектически, а не метафизически.


Диалектический и метафизический методы мышления...______

Существуют ли в наши дни, когда наука добилась столь впечатляющих успехов, метафизические взгляды, в том чис­ле и те, которые отрицают всеобщую связь и развитие всех явлений? Оказывается, как ни странно, существуют. Так, например, идея эволюции, развития Вселенной сегодня пред­ставляется естественной и необходимой, хотя до такого по­нимания наука дошла трудным и противоречивым путем. Русский ученый А. А. Фридман, исходя из теории относи­тельности А. Эйнштейна, в 1922—1924 гг. впервые убеди­тельно доказал, что Вселенная не является стационарной, неизменной, а находится в процессе глобальной эволюции.

Любопытно отметить, что сам Эйнштейн не сразу при­шел к этой мысли, пытался построить неэволюционную модель, которая предполагала Вселенную «вечно равную самой себе». Как отмечал И. Пригожий, «когда в 1917 г. Эйнштейн предложил первую модель Вселенной, речь шла о статической и вечной Вселенной — физико-математичес­ком выражении парменидовской тавтологии «бытие есть»»1. Последующие открытия (особенно в космологии) показа­ли, что статическая картина неприемлема ни для каких ас­трономических систем, какими бы устойчивыми они ни казались на уровне видимости. Тем самым был твердо ус­тановлен факт эволюции (становления, развития) всех не­бесных тел и их систем.

Однако и по сей день у ряда ученых существует «анти­эволюционное предубеждение», и они пытаются найти ста­тические решения космологических уравнений, отстоят! стационарность Вселенной. И это несмотря на то, что фаю эволюции, развития последней был доказан теоретически и подтвержден экспериментально (явление красного сме­щения, установление постоянной Хаббла и пр.). Вот поче­му «...удивляться надо не существованию красного смеще­ния и расширению Вселенной (нестационарность ее есть

1 Пригожий И. Переоткрытие времени // Вопросы филосо­фии. 1989. № 8. С. 18.


_______________________________Глава VII

следствие фундаментальных законов физики), а поразитель­ной живучести консервативных взглядов»1 — проявлению метафизического способа мышления в его, казалось бы, давно преодоленной форме (отрицание развития).

Укрепление под напором фактов идеи о диалектическом
характере всего существующего и ее распространение, про­
ходившее в острой борьбе со старой метафизикой, привело
, к двум важным результатам:.

1. Появилась новая, «важная форма диалектического мышления» — материалистическая диалектика. Этому во многом способствовала революция в естествознании конца XIX — начала XX века, особенно кардинальные изменения представлений в физике. «Важнейшее изменение, которое было обусловлено ее (физики. — В. К) результатами, состоит в разрушении неподвижной системы понятий XIX века»2 и в стремлении перейти к понятиям «текучим», подвиж­ным, изменчивым.

2. На «обломках» показавшей свою полную несостоя­тельность перед лицом фактов старой метафизики возник­ла новая метафизика, ставшая господствующей в XX в. Если в старой метафизике имелись элементы новой, то в после­дней содержатся элементы старой в их разнообразных соче­таниях и комбинациях, функционирующие в рамках и на основе новометафизической концепции развития.

Новая метафизика в отличие от старой не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие — это было бы абсурдно в эпоху громадных достижений науки и обществен­ной практики. Особенность антидиалектики в новой фор­ме — сосредоточение ее усилий на поисках различных ва­риантов истолкования, интерпретации развития. Новый метафизик охотно рассуждает об изменении, развитии все­го сущего, о великой мировой связи всего со всем. Он даже скажет, что все в мире противоречиво и призовет к гибко-

1 Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1990. С. 55.

2 Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. С. 125.


Диалектический и метафизический методы мышления...______

сти понятий, чтобы выразить развитие вещей и т. д. и т. п. Однако, соглашаясь с принципом развития на сло­вах, сторонник новой метафизики дает на деле такую «хит­рую и тонкую» интерпретацию данного принципа, что от него фактически ничего не остается.

Если для диалектики развитие — единство возникнове­ния и уничтожения, взаимопереходы, единство и борьба противоположностей, самодвижение всего сущего по спи­рали, единство постепенностей и скачков и т. п., то ново­метафизическая концепция толкует развитие иначе. Оно здесь может пониматься следующим образом.

1. Как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или уменьшение, т. е. только как чисто количественные изменения без коренных качественных преобразований, без скачков, («плоский эволюционизм» в его различных моди­фикациях). Категория развития здесь заменяется «ходячей идеей» эволюции и нейтральной терминологией («измене­ние», «рост», «трансформация» и т. п.).

2. Как только качественные изменения, цепь сплошных скачков без подготавливающих их постепенных количествен­ных изменений. Это обратная сторона «плоского эволюци­онизма», абсолютизирующая одну из двух взаимно связан­ных необходимых моментов развития — скачки, перерывы постепенности. Данная односторонняя интерпретация раз­вития представлена в таких своих «обликах», как творческая эволюция, катастрофизм, эмерджентная эволюция и т. п.

3. Как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность. Здесь развитие тракту­ется как движение по прямой линии, осуществляющееся в одной плоскости, процесс, «тянущийся в абстрактную бес­конечность» (Гегель).

4. Как вечное движение по одному и тому же кругу (а не по спирали) и всегда приводящее к одним и тем же по­следствиям. Классический пример — теории историческо­го круговорота (Шпенглер, Тойнби и др.).

5. Как движение, из которого фактически изъята его сущность — противоречие, единство противоположностей.


_________________________________Глава VII

Движение, развитие здесь истолковываются таким образом, что остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, который переносится во вне — бог, субъект и т. п. На словах противоречие новым метафизиком вроде бы не отвергается, но поскольку он все-таки его «оставляет в тени» или «переносит его во вне», понять движение как самодвижение не в его силах. Самое большое, на что он способен, — это описать результат движения, изобразив последнее как сумму, связь состояний покоя.

6. Как только прогрессивные изменения, т. е. как вос­хождение от простого к сложному, от низшего к высшему, игнорируя регресс, нисходящие изменения.

В зависимости от сферы своего функционирования, об­ласти применения своих усилий антидиалектический спо­соб мышления и действия можно классифицировать и по другим основаниям, выделив, в частности, онтологическую и гносеологическую (методологическую) метафизику. Дума­ется, что данные виды антидиалектики присущи и старой и новой метафизике, своеобразно переплетаясь и преломляясь в каждой из этих форм. Так, домарксистский материализм не только был неспособен понять мир как процесс, как на­ходящуюся в историческом развитии и взаимосвязях мате­рию, но и не сумел применить диалектику к развитию по­знания, к самым общим понятиям и категориям мышления.

Если онтологическая метафизика имеет дело преимуще­ственно с интерпретацией развития объективной реальнос­ти, то гносеологическая — связана с односторонним пони­манием познания. В зависимости от того, какой момент, отношение и т. п. последнего абсолютизируются, получа­ется та или иная форма гносеологической антидиалектики. К их числу можно отнести догматизм, релятивизм, скепти­цизм, формализм, схоластику, эмпиризм, сенсуализм, ра­ционализм и т. д. Особенно «коварными и хитрыми» фор­мами антидиалектики, которые и сегодня пользуются широ­ким распространением, являются софистика и эклектика.

Сущность софистики и эклектики как форм метафизи­ческого способа мышления заключается в том, что всесто-


Диалектический и метафизический методы мышления...______

ронность, универсальную гибкость понятий, гибкость, до­ходящую до тождества противоположностей, они приме­няют субъективно, произвольно. Диалектика же как «выс­шее разумное движение» есть гибкость, примененная объек­тивно, т. е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть правильное отражение веч­ного развития мира. Основное различие софистики и эк­лектики (при всем их сходстве) состоит в том, что харак-: терными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета и их произ­вольное механическое соединение чисто внешним образом. Гибкость понятий должна соответствовать движению, раз­витию самого объективного мира. Поэтому критерий объек­тивности и есть прежде всего то, чем отличается диалекти­ка от софистики как субъективистской диалектики. Пос­ледняя есть внешняя, поверхностная, «пустая диалектика», которая вследствие своего произвола и субъективизма не доходит до диалектики в самом реальном предмете.

Софистика (и ее постоянный «попутчик» — эклектика)

· не какая-то «концепция мира», не теория логического и не научный метод познания действительности. Это такой способ мыслительной деятельности, главная цель которого

· искажение истины (как правило, сознательное, предна­меренное), субъективистски извращенное представление действительности. Софистика и эклектика обычно нахо­дятся на вооружении у представителей тех социальных групп, интересы которых не совпадают с объективными законо­мерностями общественного развития, и потому их «логика идей» расходится с «логикой вещей».

Заключая сказанное, отметим, что метафизический ме­тод мышления в обоих своих вариантах (старая и новая ме­тафизика) при всей своей ограниченности оказал серьез­ное влияние на развитие науки — особенно в период ее возникновения и формирования (XVI—XVIII вв.). В это время преобладающим был процесс дифференциации на­учного знания и каждая из возникающих наук делала своим


________________________________Глава VII

предметом отдельные части, фрагменты действительности с целью изучения их качественного своеобразия — механи­ческие, химические, физические и другие явления.

Основное внимание при этом было направлено на ре­шение вопроса о том, что такое данный предмет? А для этого последний надо было вычленить из других предметов и явлений, рассмотреть исследуемый предмет в «чистом виде», вне его взаимосвязи с другими предметами и отвле­каясь от его изменения (развития). Эту задачу и выполнял метафизический метод мышления (в старой его форме), с помощью которого была построена механическая картина мира, ставшая долгосрочным концептуально-методологи­ческим образцом для всех (в том числе гуманитарных) наук, и на основе которой было открыто большое число законов.

По этому поводу Гейзенберг писал, что в период своего становления «наука обратила свой взор исключительно на одну часть божественного действия и тем самым возникла опасность утери из виду великого целого, всеобщей связи вещей. Но опять же здесь-то и лежала причина громадной плодотворности нового естествознания»1.^ Тем более что мысль устала от схоластических рассуждений, господство­вавших сотни лет.

Новометафизическая методологическая концепция, ко­торая уже не отвергала ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, даже при одностороннем их (связи и развитие) истолковании, способствовала выработке всесторонней, глубокой и последовательной концепции развития (эволю­ции). Так, даже односторонне понимая развитие (как только количественные изменения), английский геолог Ч. Лайель сделал немало открытий в этой науке. Также исходя из одностороннего истолкования развития (но уже как «цепи сплошных скачков», «катастроф»), французский естество­испытатель Ж. Кювье внес большой вклад в развитие срав­нительной анатомии и палеонтологии. Но подробнее об этом — в главе о естествознании.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 330.

25*


Диалектический и метафизический методы мышления...

Что касается такой разновидности метафизического спо­соба мышления как софистика, то она, при всем своем ре­лятивизме и «субъективистской слепоте», содержала в себе целый ряд продуктивных идей, которые были выдвинуты прежде всего в древнегреческой философии (V—IV вв. до н. э.). К числу таких идей можно отнести следующие: сознательное исследование мышления самого по себе; по­нимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления, при­дать ему диалектический характер; попытка с помощью та­кого мышления «разъесть как щелочь» все устойчивое, рас­шатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка и т. п. Со­средоточив внимание на субъективной стороне диалекти­ки, показав гибкость, текучесть, взаимопревращаемость понятий, софисты тем самым подготовили почву, на кото­рой античная диалектика достигла высшего расцвета в лице Сократа, Платона и Аристотеля.

Последний, кстати говоря, «обязан» софистам тем, что в противовес их субъективизму и «игре слов» «вынужден» был создать формальную логику. На это обратил внимание вы-. дающийся современный философ и логик Г. X. фон Вригт, который отмечал, что софистика как «неприрученная» ра­циональность «спровоцировала» требование критической реф­лексии по поводу ее проявлений, что, в свою очередь, выз­вало необходимость специализированного исследования форм мысли, т. е. логики. «Софистика, — пишет Вригт, — была проявлением бурного восторга по поводу открытия языка как логоса, т. е. как инструмента спора, убеждения и доказа­тельства. Дисциплины логики и грамматики возникли как двойной плод этой установки»1. Нарушая еще не открытые законы мышления, софисты тем самым способствовали их открытию, что Аристотель и сделал.

,' Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8. С. 83.


Глава VIII





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.