528. В Слове есть множество отрывков и ясных высказываний Господа о том, что человек должен обязательно покаяться, потому что от этого зависит его спасение. Из них пока приведём следующие:
Иоанн проповедовал крещение покаяния, говоря: Сотворите плод, достойный покаяния. Лука 3:3,8; Марк 1:4.
Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь. Матф. 4:17.
Он говорил: покайтесь, приблизилось царство Божие. Марк 1:14,15.
Далее:
Если не покаетесь, все погибнете. Лука 13:5.
Иисус говорил ученикам, чтобы во имя Его проповедовали всем народам покаяние и прощение грехов. Лука 24:47; Марк 6:12. Поэтому Пётр проповедовал покаяние и крещение во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Деян. 2:38. Пётр также говорил:
Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Деян. 3:19.
Павел всем и всюду проповедовал, чтобы покаялись. Деян. 17:30. Павел, кроме того, возвещал в Дамаске, Иерусалиме, по всей Иудее, а также язычникам, что нужно покаяться, обратиться к Богу и делать дела, достойные покаяния. Деян. 26:20. Он проповедовал как Евреям, так и Грекам покаяние перед Богом и веру в Господа Иисуса Христа. Деян. 20:21.
Господь говорил церкви в Эфесе:
Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Покайся, а если не так, Я сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Откр. 2:2,4,5.
Церкви в Пергаме Он сказал:
Знаю твои дела. Покайся. Откр. 2:13,16.
Церкви в Фиатире Он сказал: Я брошу их в великую скорбь, если не покаются в делах своих. Откр. 2:19,22,23.
Лаодикийской церкви Он сказал:
Знаю твои дела. Будь ревностен и покайся. Откр. 3:15,19.
Он сказал также:
На небесах более радости об одном грешнике покаявшемся. Лука 15:7.
Об этом есть ещё много мест. Из всего этого ясно, что покаяние совершенно необходимо; далее будет показано, каким должно быть покаяние, и как оно должно происходить.
529. Как может человек не понимать рассудком, данным ему, что одно словесное признание, что он грешник, ещё не есть покаяние, равно как и упоминание при этом разнообразных частностей, которые перечислял лицемер, описанный в п. 518? Что может быть легче для того, кто мучается и страдает, чем испустить тяжкий вздох и излить поток скорби и стенаний, ударяя себя в грудь и обвиняя себя во всех грехах, не зная ни одного из них в себе? Неужели полчище дьяволов, которое скрывается в его любви, при этом вздохе разом удалится? Не освистают ли они, наоборот, все эти речи, и не останутся ли в человеке, как прежде, чувствуя себя, как дома? Из этих соображений ясно, что не такое покаяние имеется в виду в Слове, а покаяние в злых делах, как было сказано.
530. Итак, встаёт вопрос: как надо каяться? Ответ таков: на деле, то есть, исследовать себя, познать и признать свои грехи, помолиться Господу и начать новую жизнь. В предыдущем разделе [525-527] показано, что покаяние невозможно без исследования себя. Но к чему исследование себя, если не для того, чтобы мы могли познать свои грехи? И к чему это познание, если не для признания того, что они есть в нас? И какой цели служат все эти три действия, если не той, чтобы мы могли исповедать грехи перед Господом, прося у Него помощи, и с этого момента начать новую жизнь, которая и является конечной целью? Вот подлинное покаяние.
Именно в этом направлении необходимо развиваться и действовать человеку, и каждый может понять это, когда детство его осталось позади, а затем лучше и лучше, по мере того, как он становится сам себе хозяином и познаёт собственный дух, сначала, когда задумается над крещением, которое является своего рода омовением, соответствующим возрождению. Ведь при крещении его крёстные родители обещали за него, что он отвергнет дьявола и его дела. То же самое и когда он задумается над Святым Причастием: всех предупреждают, что достойным принять его можно стать не ранее, чем покаешься в своих грехах, обратишься к Богу и возьмёшься за новую жизнь. То же самое можно понять из рассмотрения Десяти Заповедей, или Катехизиса, что постоянно перед глазами у любого Христианина; шесть из Десяти Заповедей - лишь наставления не делать зла, и если не избавиться от зла покаянием, что невозможно любить ни ближнего, ни, тем более, Бога. Между тем, на этих двух заповедях держатся и Закон и Пророки, то есть всё Слово, а значит, и спасение человека. Если совершать покаяние время от времени, а точнее, каждый раз, когда готовишься принять Святое Причастие, и затем воздерживаться от одного-двух грехов, в которых уличил себя, этого будет достаточно, чтобы покаяние стало подлинным. В такой момент каждый встаёт на путь в небеса, потому что при этом человек начинает превращаться из природного в духовного, и рождаться заново под Господним руководством.
531. Следующие сравнения послужат пояснением сказанного. До покаяния человек подобен пустынной земле, где обитают ужасные дикие звери, драконы, рогатые совы, совы-неясыти, гадюки и геморроиды[101], с зарослями, населёнными охимами и циимами[102], в которых пляшут сатиры. Когда этих тварей человек изгоняет своим трудом и усердием, пустыня становится пригодной к тому, чтобы её вспахать и обработать, и засеять сначала овсом, бобами и льном, а затем ячменём и пшеницей.
Другое сравнение возможно с преступностью, когда она настолько многочисленна, что господствует над людьми; если преступников не преследовать по закону и не подвергать телесным наказаниям или смерти, ни один город и ни одно царство не могли бы уцелеть. Человек - это маленькое подобие общества; если он не будет поступать сам с собой в духовном смысле так же, как поступает с преступниками большое общество в природном смысле, то его будут наказывать и исправлять в духовном мире до тех пор, пока он не перестанет делать зло из страха перед наказанием, но никогда уже нельзя будет сделать так, чтобы он творил добро по любви к добру.