Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 1. Человек как уникальное существо.

 

  1. Происхождение человека

Философия рассматривает человека как уникальное живое существо. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека являются наиболее острыми и сложными мировоззренческими проблемами.

Существуют разные точки зрения на вопрос: откуда произошел человек?

До середины XIX в.повсеместно господствовали религиозные представления о происхождении человека и общества. В их основе лежала идея креационизма (сотворения). В различных религиозных учениях центральным звеном является идея сотворения человека богами или верховным божеством. Представление о смысле жизни каждого человека и человечества в целом, заключающееся в исполнении божественного замысла, для чего нужно исполнять религиозные каноны, разделяют как христиане, так и представителя мусульман и других религиозных концессий.

В библейско-религиозном понимании происхождение человечества и его история – это процесс, движимый и направляемый Богом. Люди своей свободной волей могут только способствовать или препятствовать реализации Божьего замысла о человечестве.

Естественнонаучная точка зрения основывается на предположении о том, что человек есть следствие, итог эволюции материи на планете Земля. Поскольку ключевым элементом в этой версии является теория эволюции, то ее еще часто называют эволюционной теорией. Истоки этой теории уходят корнями в 19 в., когда английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин обратил внимание на сходство людей с человекообразными обезьянами (горилла, орангутанг) и выдвинул гипотезу о происхождении людей от обезьяноподобных предков. В итоге образовалась целая система взглядов (дарвинизм) на то, каким образом из стада человекообразных обезьян произошло человеческое общество. Основными факторами его формирования явились труд и речь. Привычка трудиться, т.е. использовать специальные инст­рументы для обработки позволила человеку выжить и тем самым закрепила одну из ветвей в эволюции живых существ на планете.

Трудовая теория антропогенеза утверждает, что человек в современном облике сформировался при­мерно 50 - 40 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 3 млн. лет. Воз­никнув вначале в Центральной Африке, он распространился по всем континентам. Возраст Земли! ра­вен - примерно 5 - 7 млрд. лет.

Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории мира. Появился разум, и развитие мира стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался мозг как носитель мыслительных способностей человека. Возникла воля т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их. Сформировалась память как способ сохранения информации и опыта.

Существует и ряд промежуточных теорий происхождения человека и общества, в которых пытаются сблизить эволюционный и библейско-религиозный подходы. Так, по одному из предположений в рамках эволюционных взглядов, причиной превращения животных в людей могла быть мгновенная мутация – изменение наследственного генетического кода в результате какого-то неизвестного науке энергетического воздействия.

В настоящее время выдвигаются и паранаучные версии происхождения человека, но тем не менее по-прежнему наиболее распространенными теориями являются религиозная и эволюционная теории.

 

  1. Сущность человека

То, чем человек является по своей сущности, определяет способ его бытия, существования в среде подобных ему людей, т.е. в обществе и природе.

 

 

Во­прос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть космоса, сам воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Поворот философской мысли к теме отдельного от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему постепенно стала формироваться философская антропология. В древней Греции были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное. Античные мыслители делали акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотно­шениях с миром внешним, с Космосом. Софокл утверждал: «В мире мною сил великих, но сильнее че­ловека нет в природе ничего».

В средних веках господствовал теоцентризм как тип мировоззрения. Человек рассматривал­ся как одно из многочисленных созданий Бога. Смысл жизни человека состоит в постижении божест­венного, приближение к нему и тем самым к спасению бессмертной души, тем самым смещался акцент на внутренний мир человека.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. В этот период философы, ученые, деятели культуры восхищались человеком, провозглашали гимн его разуму, талантам, творческому началу.

В эпоху Нового времени утверждалось, что призвание человека - состоит в том, чтобы изменять мир с помощью знания. Декарт высказал, идею о том, что мышление является свидетельством человеческого существования. Его тезис «Мыслью - следовательно, существую» дает представление о разум­ности как специфической особенности человека.

В немецкой классической философии вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Ведущим являлось представлением о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщею идеального начала- духа или разума.

Задавались вопросом о том, что есть такое человек и отечественные мыслители. Человек, по мнению Н.А.Бердяева - живое противоречие. Он писал: «...двойственное и противоречивое сущест­во, существо высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое сво­бодное и рабское, способное к подъему и падению великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму».

Не падал интерес к проблеме человека и в XX веке. Поиск сущностных свойств человека приводил к выделению в центр внимания таких проявлений как чувство, воля, влечение. В науку вводилось разли­чение понятий индивидуальность и личность.

Современная наука выделяет три основных сущностных элемента человека – духовное, социальное и физическое начала. Это дух, душа и тело. Поэтому и человек может рассматриваться как духовное, общественное (социальное) и биологическое существо.

Духовная сущность человека проявляется в его специфических человеческих качествах – свободе воли, способности к творчеству, совести. Духовная сущность дает человеку свободу устраивать свою жизнь так, как он считает нужным, действовать в обществе согласно своим личным убеждениям. Человек обладает возможностью выбора – направлять свои духовные устремления не только на добро, но и на зло, в том числе вредя самому себе, что совершенно немыслимо для животных. Этот выбор зависит от того, чем человек дорожит и чем руководствуется в жизни.

Духовная жизнь человека связывает его со всем миром в целом, она делает каждого из нас уникальным. Внешним выражением духовной жизни является духовная культура общества (религиозная, философская культура, искусство и т.д.).

Эмоциональная и умственная жизнь человека составляет в его сущности то, что называют душой. Эмоции и разум делают возможным человеческое общение, социальную жизнь.

Душевные качества и способности делают человека общественным (социальным) существом, способным целесообразно и организованно выстраивать свое поведение, сопереживать другим людям и сотрудничать в решении общих проблем. Внешне это выражается в разумно устроенной жизни людей, возникновении и развитии разных форм социальных отношений, государства и права, цивилизации и культуры.

Телесная, биологическая сущность человека отражает его связь с внешней природой, единство с физическим миром Вселенной. Телесную жизнь составляют тело (плоть), работа всех систем,органов и клеток. Это и органы чувств, простейшие инстинкты и движения.

 

  1. Важнейшие понятия философской антропологии

 

Для исследования человека выработан целый ряд понятий, позволяющих доста­точно полно ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, под человеком принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке существ на нашей планете.

Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру общества будущего.

Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства (семьи), которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Поэтому правильнее было бы охарактеризовать человека как существо биосоциальное.

ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течении ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение. Однако, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт.

Одной из важнейших характеристикой человека является разумность, т.к. дает ему преимущества перед всеми живыми существами и от­крывает широкие возможности для деятельности. Столь же существенной характеристикой выступает труд, т.е. способность предметно-практической деятельности, к активному преобразование природы.

Для изучения отдельного человека в курсе обществознания применяемся понятие «индивид», которое впервые ис­пользовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим слагаемым окружающею мира. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид. В понятии индивида не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

Этот термин необходимо отличать от понятия «индивидуальность» под которой понимают самобытные неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду. Имея в виду оригинальность каждого че­ловека, Ф.Ницше любил напоминать: «Прежде всего не смешивайте меня с другими!» Индивидуализм же означает замкнутость человека на самом себе, противопоставление себя коллективу.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
февраля, 2012, Санкт-Петербург | Раздел VIII. Финансовые результаты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2219 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.