Ревизионно-оценочные работы на Южном и Восточном отвалах вскрышных пород Шерловогорского карьера были проведены в 1982-1983 гг. Шерловогорской ГРП треста "Забайкалцветметразведка". Опробование отвалов проводилось по методике, разработанной институтом "ЦНИИолово" совместно с Шерловогорским горно-обогатительным комбинатом и трестом "Забайкалцветметразведка".
Южный отвал сформирован в 1958-1973 гг.. при отработке южной части штокверка сопки Большой с горизонтов 922-898 м. Материал отвала представлен в основном кварцевыми порфирами и эксплозивными брекчиями, меньше - диоритовыми порфирами. Отвал имеет трехъярусное строение. Нижние ярусы почти полностью перекрыты вышележащими и не могут быть охарактеризованы в процессе опробования. Максимальная высота отвала 60 м, площадь поверхности отвала составляет 96,9 тыс.м. В отвале складировано 5466 тыс. т горной массы.
Восточный отвал формировался в период с 1966 по 1978 г. при отработке горизонтов 886-862 м южной и центральной частей карьера. Породы представлены кварцевыми порф1рами и в меньшей мере эксплозивными брекчиями и диоритовыми порфиритами. Отвал сформирован в один ярус, вытянут с запада на восток. Максимальная высота отвала 84 ы, площадь поверхности равна 181,3 тыс.м2. В отвале складировано 21036 тыс.т горной массы.
Материал отвалов представлен обломками пород размером от глинистых частиц до 500-1000 мм, причем крупноглыбовый материал при разгрузке автомашин у кромки отвала скатывался к его подошве. В Южный и Восточный отвалы складированы породы верхних горизонтов карьера, где преобладали кварцевые порфиры, а также делювий. Эти породы пол воздействием атмосферных явлений при длительном хранении в отвалах подвергались дополнительной дезинтеграции и высвобождению рудных минералов, что создало благоприятные предпосылки к отнесению этих отвалов к типу техногенных россыпей. Основной задачей геолого-разведочных работ являлась оценка
фактического содержания олова в отвалах, гранулометрического состава пород и определение доли свободного касситерита.
Выбор технических средств разведки обусловлен характером пород, слагающих отвалы: материал не слежавшийся, не скреплен; рыхлый песчано-глинистый материал перемежается с крепкими крупнообломочными породами; между крупными обломками содержатся пустоты. Эти факторы не позволяют применять для разведки отвалов буровые ставки колонкового или ударно-канатного бурения.
Опробование отвалов проведено в две стадии. На первой - с помощью закопуш глубиной 0,5м по сети 50х50 м; на второй - шурфами глубиной 1 м. по сети 25х25 м и глубиной 3 м по сети 75х75 м. Выработки располагались по равномерной сети, причем одна из сторон сети ориентирована параллельно линии роста отвала. Длинная сторона шурфа также ориентирована в этом направлении (рис. 1, 2).
Проходка шурфов осуществлялась в зимний период, когда оползание несвязанной породы в стенках шурфа наименее вероятно. Максимальная глубина шурфа 3 м принята по соображениям безопасности их проходки в сыпучем материале.
С целью контроля опробования шурфов, изучения особенностей распределения гранулометрического состава, получения материала крупнотоннажных проб для переработки их на обогатительной фабрике на каждом отвале проведена проходка траншей глубиной до 3 м.
Общий объем горних выработок, пройденных для опробования Южного и Восточного отвалов, составил:
- закопушаш - 124 шт. (74,4 м)
- шурфами глубиной 1 м - 466 шт. (466 м)
- шурфами глубиной 3 м - 51 шт. (153 м)
- траншеями - 3 шт. (6105 м3).
Закопуши опробовались горстьевым способом по выходу пород. Из каждой закопуши отбиралась одна проба массой 10-12 кг, составленная из 10-12 частных порций массой около 1 кг каждая.
0пробование шурфов проводилось крестообразной бороздой по предварительно развернутому в диск выкиду породы толщиной до 0,2 м. Пробы отбирались по каждой полуметровой уходке шурфа. Масса проб из шурфов составила в среднем около 40 кг.
Траншеи опробовались по одной из стенок вертикальной секционной бороздой сечением 0,2х0,1 м на всю глубину траншеи. Длина секций 0,5 м, шаг опробования 10 м.
Обработка проб производилась механических способом в дробильном цехе Шерловогорской геолого-разведочной партии и заключалась в последовательном измельчении и сокращении материала проб до конечной массы 200 г и крупности 0,074 мм. Конечная проба массой 200 г квартованием разделялась на 4 равные части, одна из которых поступала на спектральный анализ, другая - на рентгенорадиометрический анализ, а две оставлялись на хранение как дубликаты. Обработка проб проводилась по схеме, рассчитанной по формуле Чечетта (Q = Кd2), при значении К = 0,2.
Все пробы, минуя стадию разбраковки, в полном объеме анализировались на олово и свинец химическим методом. Из дубликатов проб шурфов было сформировано 10 групповых проб, характеризующих определенную разновидность пород. Каждая групповая проба составлялась из 11-12 частных проб (по одной из шурфа) и анализировалась химическим методом на цинк и серебро.
Гранулометрический анализ пород проведен по 6-ти пробам, специально отобранным из шурфов. Каждая проба формировалась из шести частных проб массой 50-80 кг, отобранных крестообразной бороздой по полуметровым уходкам. Анализ проведен раздельно по разновидностям пород: диоритовым порфиритам, кварцевым порфирам, эксплозивным брекчиям. Материал проб расклассифицирован по трем классам крупности +100 мм; -100+20 мм; - 20 мм. Фракция +100 мм отделялась вручную, -20 мм - путем просеивания оставшейся части проб. Для оценки изменчивости соотношения выделенных фракций и распределения ценных компонентов на глубину и для анализа на свинец и олово подвергались частные (с полуметровых интервалов) пробы. В целом по пробе результат определялся путем суммирования данных по частным пробам.
На фикциях проб -20 мм определялось содержание олова Б свободном виде с целью оценки отвалов в качестве техногенной россыпи. Для этого материал фракции -20 мм гранулометрических проб разделялся квартованием на две равные части, одна из которых использовалась для химического анализа на олово и свинец, вторая поступала на промывку на лотке для получения серого шлиха массой 100 г. Содержание олова в шлихе определялось химическим способом, затек содержание в % пересчитывалось па г/м3. Относительное (%) содержание свободного олова в породах отвалов определялось как частное от содержания свободного (г/м3) к общему (%) содержанию олова.
Оценка содержания олова и свинца проведена раздельно по закопушам, шурфам и траншеям, причем по шурфам и траншеям она проведена по слоям мощностью 0,5 м. Среднее содержание определялось как среднее арифметическое частных определений.
В распределении олова и свинца по классам крупности существует обратная корреляционная связь между содержанием компонентов и крупностью материала, которая четко проявляется на границе классов +20 и -20 мм. Так, среднее содержание в мелком классе в 3 раза выше, чем в остальной (крупнее 20 мм) части пород. А с учетом того, что выход класса -20 мы составляет 44,3 %, на него приходится около 70 % общего количества олова. Этот фактор должен учитываться при выборе схемы переработки отвалов. Распределение свинца по классам крупности в общем равномерное.
Путем промывки фракции -20 мм гранулометрических проб и химического анализа шлихов оценено содержание свободного (россыпного) олова в породах отвала. Процентные содержания были пересчитаны в г/м3 по формуле:
,
где СГ/М 3 - содержание россыпного олова, г/м3;
СШЛ - содержание олова в шлихе, %;
РШЛ - масса шлиха, кг;
В - выход фракции -20 мм, %;
2,3 - плотность породы, г/см3;
РПР - масса пробы, кг.
Распределение свободного олова, так же как и общего, неравномерное, приуроченности его к каким-либо разновидностям пород или опробованным полуметровым слоям не наблюдается. Существует прямая корреляционная связь между содержанием свободного и общего олова. Количество свободного олова относительно общего в среднем по обоим отвалам составляет 9,5 %, что явно недостаточно для организации переработки отвалов на промприборах без дополнительного измельчения.
Как отмечалось выше, горно-геологические условия отвалов позволили осветить разведочными выработками лишь верхний слой отвалов на глубину 3 м. Причем наибольшая плотность сети опробования приходится на слой 0-1 м. Исходя из выражения:
где N - число измерений, обеспечивающих надежность определения среднего значения параметра;
t - коэффициент вероятности (надежности) при 5 %-ом уровне значимости и количестве проб более 20 принимается равным 2;
v - коэффициент вариации при неравномерном распределении находится в пределах 50-100 %;
m - допустимая относительная погрешность определения среднего значения параметра (для оценки запасов категории СI - 30-50 %, для категории В - 20-30 %), определяем:
(измерений для категории СI) и 64 (измерения для категории В)
Таким образом, запасы 3-метрового слоя отвалов (с количеством измерений более 100 для слоя 0-1,0 м и 19-32 измерения для слоя 1,0-3,0 м) можно квалифицировать по категориям от В до С2. С учетом того, что содержание компонентов в вертикальном раз разе по полуметровым слоям остается практически постоянным, тенденции к уменьшению содержаний с глубиной не отмечается, в целом опробованный слой 0-3,0 м можно квалифицировать разведанным до категории СI, а нижележащий слой 3,0—6,0 м (подвеска) - до категории С2.
Учитывая отсутствие каких-либо изменений в распределении содержаний олова и гранулометрического состава на глубину и принимая во внимание, что в ранний период эксплуатации, когда формировались нижние ярусы отвалов, потери рудного материала с породами вскрыши были относительно более высокими, можно прогнозировать выявленные разведочными работами содержания компонентов на всю высоту отвалов до уровня скопления негабаритов, которые при разгрузке порода из автосамосвалов, как правило, сглатываются по откосу к подошве отвала, образуя подобие крупноглыбовой подушки.