Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Знакомство и предбрачное ухаживание




Хотя и говорят, что браки заключаются на небесах, выбор партнера по браку — весьма житейское и земное дело и без знакомства людей друг с другом не обходится.

Л. Б. Шнейдер (2000) приводит следующую статистику по предбрачному знакомству: 18 % молодых людей знакомятся в местах отдыха; 14 — по месту учебы; 17 — на работе; 18,7 — в местах досуга; 7 — живут на одной улице; 8 — познакомились на улице; 2 % — живут в одном доме.

Большинство предбрачных знакомств сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть как можно лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе, в отношении рассуждений о жизни. Так происходит общение «масок», за которыми каждый прячет себя. Анализ брачных объявлений это подтверждает: только 2 % брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.

Знакомства до брака различаются не только по характеру, но и по длительности. Приводимые Л. Б. Шнейдер данные свидетельствуют о том, что есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1. Зависимость устойчивости брака от длительности знакомства до брака

 

 

Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.

Мурштейн (Murstein, 1999) выделяет стадии предбрачного ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина впервые встречаются, складывается первое впечатление друг о друге и, если оно благоприятно, пара переходит ко второй стадии — сравнения ценностей, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, потребности. Если обнаруживается их совместимость, то ухаживание переходит в заключительную ролевую стадию, во время которой возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке.

Адамс (Adams, 1979) делает дополнение к описанию стадий ухаживания. Он пишет о стадии укрепления отношений, когда молодые люди приобретают для окружающих статус пары и ощущают уют и спокойствие в присутствии друг друга, а также о последующей за этим стадии взаимных обязательств и близости, которая создает платформу для принятия решения о вступлении в брак.

По данным социологических опросов в нашей стране, объяснение в любви в 80 % случаев начинает мужчина. Около двух третей будущих жен дают согласие на брак не сразу, предпочитают «подумать».

Л. Б. Шнейдер описывает функции предбрачного периода:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивает домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. По сути, речь идет о проверке функционально-ролевого соответствия партнеров. Часто она происходит как предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том числе и в сексуальном варианте;

3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода брачный договор. Ключевым моментом здесь выступают доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.

 

Психологические условия оптимизации предбрачного периода, по мнению Л. Б. Шнейдер, включают:

1) рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;

2) замену эмоционального образа избранника на реалистичный;

3) осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. В ходе предбрачного информационного обмена складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности родительских семей (состав, структура, характер взаимоотношений родителей, детско-родительских семей). Этому способствуют рассказы о себе, своих историях, о мыслях, чувствах, мечтах. Доверие порождает доверие, утаивание информации или скрытые ожидания могут обернуться в браке источниками сложных проблем. Характер предбрачных отношений обыкновенно переносится в семейную жизнь;

4) оценку стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

5) адекватизацию уровня притязаний;

6) реалистичное восприятие партнера и принятие его;

7) мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

 

Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке и которые в целом расцениваются как прогностически-благоприятные. К ним относят:

• высшее образование;

• оптимальную длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

• теплые отношения до брака;

• сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

• наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

• наличие общих друзей будущей семейной пары;

• согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

 

Принято различать три модели выбора спутника жизни:

Модель фильтров. Согласно этой модели, выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т. е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей. Как пишет Сентерс (Senters, 1975), человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.

Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого.

 


Мотивы вступления в брак

В современной психологии различают три мотива вступления в брак (Л. Б. Шнейдер, 2000).

Брак ради брака — потому что «пора завести семью, родить детей». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И в общем, все силы тратятся на поиски партнера, не вызывающего неприязнь. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, могут жить в браке долго и счастливо или, во всяком случае, благополучно. По выражению И. С. Тургенева, можно даже «дожить до любви». Недаром в народе существует поговорка: «Стерпится — слюбится». В одном из рассказов А. П. Чехова речь идет о том, как родители поженили двух молодых людей. Финал же этого рассказа таков: «Сегодня мы празднуем нашу серебряную свадьбу. Четверть столетия вместе прожили! Сначала жутко приходилось. Бранил ее, лупцевал, принимался любить ее с горя… Детей имели с горя… Потом… ничего себе… попривыкли… А в настоящий момент стоит она, Зоечка, за моей спиной и, положив ручки на мои плечи, целует меня в лысину». Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.

Мотивация на престижный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Престижность же меняется в зависимости от изменений в обществе. Когда-то, в предвоенные и послевоенные годы, для женщины признаком успешного замужества был брак с офицером, с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, начальников. В недавние времена успешным признавался брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, для новых русских — с фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

Мотивация на брак с любимым человеком является наиболее распространенной. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми достоинствами и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

 

Результаты опроса Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что большинство москвичей — 63 % — женятся и выходят замуж из желания быть с любимым человеком в законном браке. Женщины называют эту причину чаще — в 70 % случаев, по сравнению с 54 % у мужчин, однако около 18 % москвичек и 30 % москвичей признались, что вступают в брак по расчету.

Для мужчин важной причиной для заключения брака также является продолжение рода. Ее назвали 42 % респондентов. Опрос среди женщин показывает, что ради продолжения рода выходят замуж 27 % из них; 6 % женщин и 27 % мужчин назвали в качестве причины создания семьи боязнь одиночества и желание иметь стабильную старость.

Брак как психологическое отношение, по Юнгу (1995), имеет ряд особенностей:

1) цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;

2) неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;

3) возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;

4) взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.

К. Г. Юнг пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает под влиянием бессознательных установок.

Бессознательные установки, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

Юнг полагает, что если инстинкт не изуродован, то выбор супруга может оставаться свободным от этих влияний, но все же они — раньше или позже — станут ощутимыми помехами. По Юнгу, инстинктивный выбор является наилучшим с точки зрения поддержания рода, но он отмечает, что с психологической точки зрения такой брак не всегда бывает счастливым, так как между инстинктивной и индивидуально развитой личностью зачастую имеется большая разница.

Женитьба — это дорогая плата за бесплатно выстиранные носки.

А. Б. Добрович (цит. по Л. Б. Шнейдер, 2000) выделена большая группа конкретных мотивов, побуждающих человека вступать в брак:

• обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

• общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

• уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

• ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

• интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

• взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

• жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

• порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним [11];

• выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

• месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

• боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

 

По данным социологических опросов, проведенных в нашей стране в 1980-х гг., материальную обеспеченность как мотив брака назвали всего 3,1 % женщин, тогда как общность взглядов, интересов — около 30, любовь — около 50 % (В. Т. Лисовский, 1986). В начале XXI в. произошли некоторые изменения в мотивах вступления в брак (табл. 5.2). Любовь называют уже почти в два раза реже, снизился и такой показатель, как общность взглядов и интересов (А. М. Швец с соавт., 2006).

 

Таблица 5.2. Мотивы вступления в брак, количество случаев, % (180 пар)

 

 

О. В. Митина и В. Ф. Петренко (2000) выявили брачные предпочтения российских и американских женщин (рис. 5.1).

Наиболее предпочтительным для российских женщин (в основном это были москвички) является брак с человеком более высокого социального статуса или с простым человеком, хорошим хозяином, живущим «земными» проблемами. За этими выборами, отмечают авторы, просматривается желание найти в браке безопасность, стабильность, гарантированный уровень жизни. Для американок наиболее предпочтителен муж-бизнесмен, хотя велика доля женщин, хотевших иметь мужа более высокого социального статуса.

Потребности, удовлетворяемые в браке. Взаимоотношения супругов во многом определяются тем, насколько их брак позволяет удовлетворять потребности и цели каждого. Среди этих потребностей и целей все авторы выделяют коммуникативные: потребность в общении, в теплых, сердечных межличностных отношениях. Взгляд на то, что дает семья с точки зрения удовлетворения коммуникативных потребностей, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый: 1) служит опорой в трудную минуту; 2) избавляет от одиночества; 3) приносит счастье материнства и отцовства. Однако для женщин в удовлетворении коммуникативных потребностей характерны и некоторые особенности.

Так, У. Харли (1992) показано, что у женщин основными потребностями, реализуемыми в браке, являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день); 3) честность и открытость в отношениях с мужем. Мужчины надеются удовлетворить в браке такую коммуникативную потребность, как моральная поддержка со стороны жены.

Сходные данные получены Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000): у женщин ведущими потребностями-ожиданиями от мужей были следующие: 1) проявление нежности и заботы; 2) искренность и открытость в отношениях с мужем;

3) потребность в общении.

 

 

Рис. 5.1. Брачные предпочтения российских и американских женщин. Вопросы: 1 — выйти замуж за человека более высокого социального статуса; 2 — выйти замуж за простого человека, хорошего хозяина, живущего «земными» проблемами; 3 — выйти замуж за человека другой национальности; 4 — выйти замуж за любимого человека с очень низкими доходами без перспективы их увеличить; 5 — выйти замуж за бизнесмена; 6 — выйти замуж за человека, посвятившего свою жизнь науке; 7 — выйти замуж за человека искусства (музыканта, поэта, артиста); 8 — выйти замуж за иностранца и уехать жить за границу; 9 — выйти замуж за военнослужащего; 10 — выйти замуж за политического деятеля; 11 — выйти замуж за рабочего; 12 — находиться на содержании у состоятельного мужчины; 13 — выйти замуж за «звезду» (спорта, эстрады, кино); 14 — выйти замуж без любви, по расчету; 15 — выйти замуж за фермера; 16 — выйти замуж за человека другой расы; 17 — не выходить замуж, полагая, что лучше прожить жизнь одной; 18 — выйти замуж за глубоко религиозного человека; 19 — выйти замуж за представителя криминальных структур

 

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодые мужчины указывали на потребность в моральной поддержке. Потребность в совместном проведении отдыха с женой ими не отмечалась.

Как показали А. М. Швец с соавторами (2006), наиболее часто удовлетворенность браком в благополучных семьях наблюдается при мотиве вступления в брак «общность взглядов и интересов» и «любовь и секс».

Взгляд на то, что дает семья, у женщин и мужчин, по данным Л. А. Коростылевой (2000), практически одинаковый.

Женщины:

1) служит опорой в трудную минуту;

2) избавляет от одиночества;

3) приносит счастье материнства;

4) упорядочивает интимную жизнь;

5) налаживает быт, режим питания.

Мужчины:

1) служит опорой в трудную минуту;

2) избавляет от одиночества;

3) налаживает быт, режим питания;

4) приносит счастье отцовства;

5) упорядочивает интимную жизнь.

Неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены, считает У. Харли (1992), незнанием потребностей друг друга, а постоянная неудовлетворенность хотя бы одной из потребностей приводит к внебрачным связям. Он выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнения которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это: 1) половое удовлетворение; 2) спутник по отдыху; 3) привлекательность жены; 4) ведение домашнего хозяйства; 5) моральная поддержка женой. У женщин основными потребностями являются: 1) романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2) потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всем, что случилось за день); 3) честность и открытость в отношениях с мужем; 4) финансовая поддержка отца семейства; 5) посвященность семье (роль отца).

Возрастные особенности. Т. В. Андреева и Т. Ю. Пипченко (2000) выявили, что в различные периоды зрелости имеются значительные различия в потребностях-ожиданиях.

У женщин в возрасте 20–30 лет ведущие потребности-ожидания от мужей следующие: 1) проявление нежности и заботы; 2) половое удовлетворение; 3) искренность и открытость в отношениях с мужем; 4) финансовая поддержка; 5) потребность в общении. Часть опрошенных подчеркивала важность физической защиты со стороны мужа, чувство безопасности.

Для 30-40-летних женщин значимость потребностей несколько меняется: 1) искренность и открытость; 2) посвященность семье и воспитанию детей; 3) финансовая поддержка; 4) проявление нежности; 5) потребность в общении.

Для 40-50-летних женщин важными являются следующие потребности: 1) посвященность семье и детям; 2) помощь по дому; 3) финансовая поддержка; 4) нежность; 5) искренность в отношениях.

Женщины 50–60 лет главными считали: 1) финансовую поддержку; 2) помощь мужа по дому; 3) посвященность семье; 4) искренность и открытость; 5) нежность.

Мужчины меньше были склонны анализировать и осознавать свои потребности, связанные с браком. Молодыми мужчинами отмечались такие потребности, как сексуальная и моральная поддержка. Потребности в совместном проведении отдыха с женой и в ее привлекательной внешности не отмечались.

Сложность удовлетворения потребности в сохранении собственного Я состоит в том, что в глазах каждого из супругов собственное Я выглядит значительно привлекательнее, чем Я другого. Кроме того, гендерные ожидания мужчин и женщин могут расходиться. Например, А. А. Тагановой (2002) было выявлено, что девушки в описании своего идеала женщины дают характеристики, относящиеся к доминированию, а юноши — характеристики подчиняющегося поведения.

 


Выбор партнера по браку

В зависимости от мотивов создания семьи происходит и выбор партнера по браку. При этом выбор осуществляется с учетом представлений человека о том, каким должен быть супруг.

Стереотипные представления о муже и жене в зависимости от того, кто их описывает — мужчина или женщина, можно найти в художественной литературе. По этому поводу интересное исследование провел В. Е. Семенов (1973), проанализировавший литературные произведения о любви и браке. Оказалось, что в зависимости от пола автора меняется видение им семейной жизни. Авторы-мужчины воссоздают в своих произведениях стереотипный образ мужа как яркой, оригинальной, творческой личности, а жены — как скромной, заботливой подруги, не блещущей своими способностями. Жена не способна разделить высокие интересы и занятия мужа, а если и живет его интересами, то лишь в роли помощницы, секретаря. В свою очередь, женщины-писательницы создают эмансипированный образ жены, более яркой и творческой, чем ее заурядный, самоуспокоенный и самодовольный муж. Брак в их описании обычно неудачен и кончается разводом. Такое описание супругов отражает бытующее до сих пор представление о семье, строящейся по типу патриархата.

 

В традиционных арабских культурах переход к брачной жизни тщательно регулируется старшими родственниками. Как только девушка достигает половой зрелости, сохранение девственности, за чем неустанно следит вся семья, становится буквально вопросом жизни и смерти. Все контакты с мужчинами запрещены, в том числе и с женихом, как только он избран. Молодые мужчины также исключены из процесса ухаживания. Старшие родственники молодого человека сами осуществляют выбор девушки и собирают сведения о ее семье. Главы семей договариваются о размере выкупа за невесту. С целью сберечь собственность и честь семьи очень приветствуются «двоюродные браки» с дочерью брата отца. В этом случае семья может быть уверена, что за невестой будет осуществлен надлежащий присмотр (Goode, 1970).

Г. Крайг, Д. Бокум, 2004. С. 615.

В создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит матери и отцу. В частности, в выборе супруги эталоном выступает мать; 94 % мужчин, имеющих жен, сходных по психологическим особенностям и темпераменту с их матерями, счастливы в браке. В то же время с женами, не похожими на матерей мужа, считают себя счастливыми в браке только 33 % мужчин.

Т. В. Андреева (2005) отмечает различия между образами супруга у девушек и юношей. В будущем супруге девушки больше всего ценят заботливое, любовное отношение к себе и личностную зрелость (ответственность), ум, способность обеспечить семью. Юноши учитывают нравственные особенности избранницы, ее ум, внешний облик и развитость. Автор отмечает чрезмерную требовательность девушек к будущему супругу.

Н. Ф. Федотова (1983) изучила представления супругов об эталонах мужа и жены. Мужчины считали наиболее важными для жены две группы качеств: гуманистические и коммуникативные (общительность, умение ладить с людьми и т. п.). Деловые и волевые качества они ставили на предпоследнее и последнее места, в то время как в эталоне мужа эти качества считались самыми ценными.

По данным О. В. Шишкиной (1998), супруги ожидают друг от друга проявления качеств, присущих в основном своему полу. Так, женщины при оценке значимых для семейной жизни качеств мужа выше оценивают честность, скромность, красоту (привлекательность), чистоплотность, воспитанность, образованность, широту взглядов, чуткость, правдивость, искренность, умеренность в употреблении спиртного; мужчины при оценке значимых качеств жены отмечают силу (выносливость), самообладание, самокритичность, независимость, уважение к родителям, трудолюбие. Эти данные не означают, что мужчины и женщины существенно расходятся в своих представлениях о качествах мужа и жены. Вероятно, они в своих характеристиках супруга противоположного пола обозначают те «болевые» точки, которые чаще всего встречаются в семье (чрезмерное употребление спиртного мужьями, частые конфликты жены с матерью мужа и т. д.). В то же время у мужчин и женщин имеются в отношении качеств супруга и общие взгляды. Так, и те и другие важными качествами супруга считают доброту, отзывчивость, верность, преданность и любовь к детям. По всей видимости, речь должна идти скорее о степени выраженности тех или иных качеств, а не об их наличии или отсутствии.

 

Многие мужчины, влюбившись в ямочку на щеке, по ошибке женятся на девушке целиком.

Стивен Батлер Ликок, канадский писатель

Считается, что при выборе партнера женщины проявляют себя более разборчивыми, чем мужчины. Несмотря на имеющееся между ними сходство в наиболее желательных чертах характера (сговорчивость и открытость для нового опыта, интеллект), все же как мужчины, так и женщины смотрят на своих избранников разными глазами. Мужчина в глазах женщины воспринимается прежде всего как зрелая личность. Она ценит в мужчине ум, культуру, интеллигентность, доброту, порядочность. А. Г. Харчев (1979) задавал замужним женщинам вопрос относительно того, что они больше всего ценили в своих мужьях до вступления в брак. Ответы были такими: ум (64 %), серьезность (58 %), любовь к работе (46 %), сила и мужественность, а также веселый нрав (по 44 %), общественный почет, уважение к нему других (40 %).

 

Возможно, тем, кто разделяет веру в таинственное происхождение романтической любви, это утверждение покажется слишком примитивным, но социологам известно, что большинство людей находят свою вторую половину среди соседей, коллег или одноклассников (Bossard, 1932; Burr, 1973; Clarke, 1952; Katz, Hill, 1958).

Д. Майерс, 2004. C. 500.

 

Когда респондентов просят ранжировать наиболее привлекательные черты партнера, то мужчины и женщины считают наиболее желательными примерно одни и те же характеристики — все мы хотим, чтобы наш партнер был надежным, сердечным, честным, умным и знающим человеком. Тем не менее по сравнению с мужчинами женщины кажутся более разборчивыми. Выбирая партнера для встреч, женщины в большей степени, чем мужчины, желают, чтобы у него был высокий уровень динамизма (surgency) и открытости/интеллекта. Любопытно, что качество, которое женщины считают наиболее ценным/желательным, т. е. динамизм, является одной из граней доминантности. Кроме того, недавно вышедшие замуж женщины предъявляют повышенные требования к своим мужьям, желая, чтобы у них был высокий уровень остальных личностных факторов, таких как сговорчивость, добросовестность и эмоциональная стабильность. Было обнаружено, что у всех респондентов наиболее надежным прогностическим признаком удовлетворенности браком и сексуальной удовлетворенности является сговорчивость партнера.

А. Фернхем, П.Хейвен, 2001.С. 162.

Мужчину же прежде всего привлекает в женщине природное начало: ее внешность, фигура, походка и т. д. Вследствие этого нередки случаи, когда умные, образованные мужчины влюбляются в недалеких и красивых «пустышек» вроде Эллочки-людоедки, жены инженера Щукина из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

По данным О. Лагоды (2005), при характеристике будущей жены имеет значение направленность личности молодых мужчин. Курсанты военных училищ представляют образ своей будущей жены более маскулинным, чем студенты гражданских вузов.

 

Не всем удается найти спутника жизни с неотразимой внешностью. Так как же люди ищут свою вторую половину? Если судить по результатам исследования, проведенного Бернардом Марстейном (Murstein, 1986), мы склонны выбирать тех, кто не более и не менее привлекателен, чем мы сами. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о тесной корреляции между внешней привлекательностью супругов, влюбленных и даже членов одного и того же клуба (Feingold, 1988). Люди склонны выбирать в друзья, а особенно в супруги, тех, кто соответствует им не только по уровню интеллекта, но и по уровню привлекательности.

Эксперименты подтверждают факт существования этого феномена соответствия. Выбирая, к кому подойти с предложением знакомства, и зная, что в ответ может услышать и «да» и «нет», человек обычно выбирает того, чья физическая привлекательность примерно соответствует его собственной (Bersheid et al., 1971; Huston, 1973; Stroebe et al., 1971). Хорошее соответствие физических данных также может быть и основой для хороших отношений; к этому выводу пришел Грегори Уайт (White, 1980) на основании опроса влюбленных пар <…> Спустя 9 месяцев после опроса оказалось, что наиболее гармоничные из них (с точки зрения физической привлекательности) связывает еще более сильное чувство.

Майерс Д., 2004. С. 506–507.

Существенным моментом, затрудняющим женщинам вступление в брак, является их высокий уровень образования и зарплаты. Сказывается то обстоятельство, что некоторые мужчины начинают ощущать свою неполноценность и чувствуют себя некомфортно с женщинами более образованными, особенно с теми, кто имеет ученую степень (Л. А. Коростылева, 2000). В то же время более низкий образовательный уровень женщины мужчину не смущает. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень образования у мужчин, вступивших в брак, значительно выше, чем у женщин. То же можно сказать и в отношении зарплаты женщин: среди вступивших в брак мужчин их зарплата чаще более высокая, чем у женщин.

По данным Л. А. Коростылевой (2000), при отказе мужчин и женщин от вступления в брак учитываются среди прочих и коммуникативные отрицательные характеристики личности друг друга. Общими для тех и других неприемлемыми характеристиками являются грубость, вспыльчивость, гневливость. Кроме того, женщины считают неприемлемыми у мужчин отсутствие или недостаточную сформированность семейных установок, недостаточность проявления положительных чувств. К существенным женским недостаткам мужчины относят несдержанность, склонность к бурному проявлению эмоций и «взвинченность».

На выбор партнера оказывает влияние такой фактор, как наличие в детстве полной или неполной (из-за развода родителей) семьи. В работе М. В. Галимзяновой с соавторами (2010) показано, что образ идеального партнера респондентов, переживших развод родителей, имеет достоверно меньшее сходство с образом отца, так как его фигура связана с негативными переживаниями. Поэтому идеальный партнер — это человек, мало похожий на их отца. Кроме того, респонденты из разведенных семей склонны выбирать партнера «от противного», т. е. не похожих на них самих.

Следует отметить, что идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не существует. Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметить благоприятные качества для вступления в брак. К ним относят (как для мужчин, так и для женщин):

• оптимизм и эмоциональную живость;

• старательность;

• способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

• доброжелательность и участливость;

• умение обращаться с деньгами.

Качества мужчин, благоприятные для вступления в брак: умение брать на себя ответственность; способность получать удовольствие, ведя за собой других; уверенность в себе; забота о поддержании равенства в общении; умение подмечать детали.

Качества женщин, благоприятные для вступления в брак: способность к эмоциональной поддержке; способность получать удовольствие от помощи другим; спокойное отношение к советам (мужа, свекрови); отсутствие тенденции к соперничеству; отсутствие излишней романтичности.

Возраст вступления в брак

В дореволюционной России существовали различные возрастные ограничения вступления в брак. Например, предельный брачный возраст — 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея. В 1917 г. эти ограничения были отменены, и в настоящее время максимальный возраст для вступления в брак, а также наличие любой разницы в возрасте жениха и невесты не играют никакой роли — любой «поздний» или «неравный» брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Ограничения остаются только для начального возраста, но в ряде случаев и они не принимаются во внимание.

Мужчины склонны жениться на женщинах моложе себя, причем чем старше мужчины, тем к большей разнице в возрасте они стремятся, подбирая себе пару.

Так, юноши считают, что супруга должна быть одного возраста с ними (Н. В. Ляхович, 1999); 20-летние мужчины предпочитают жениться на женщинах лишь немного моложе себя, а 60-летние предпочитают жениться на женщинах моложе примерно на 10 лет. Женщины в любом возрасте предпочитают мужчин ненамного старше себя (Kenrick, Keefe, 1992). Например, опрос школьников 14–17 лет, проведенный Н. В. Ляхович, выявил, что 69 % девушек предпочитают супруга на 3–5 лет старше себя.

Н. А. Такунова (2005) изучила динамику разновозрастных (10 лет и больше) союзов (1997, 2004–2005 гг.) и выявила рост таких браков с 11 до 15,7 %. При этом 77 % мужчин, состоящих в этих браках, имели высокий статус. Характерно, что образ идеального мужчины у студенток соответствовал образу мужчины среднего возраста. Похоже, что мы возвращаемся к дореволюционному времени, когда такие разновозрастные браки были частым явлением. Но если тогда молодые девушки выдавались замуж за мужчин среднего, а иногда и пожилого возраста подчас против своей воли, то теперь сами девушки добровольно вступают в такие браки, полагая, что муж среднего взрослого возраста лучше обеспечит духовную и материальную поддержку.

 

Вопрос к сексологу: более молодая партнерша с медицинской точки зрения для мужчины — благо?

Ответ: есть и плюсы и минусы. В психологическом плане на первых порах, конечно, плюс — вторая молодость, всплеск эмоций, желание заняться спортом, еще больше успевать. Но только на первых порах. Всплеск даже положительных эмоций человеку, мягко говоря, не совсем юному может и навредить: истощает организм, заставляет его работать на пределе сил. Последствия могут сказаться не лучшим образом. Скорее всего, именно поэтому мужчины нередко возвращаются назад, к привычному образу жизни.

Равновозрастные ранние браки, как правило, создаются без наличия необходимой для совместного проживания материальной базы. Чаще всего молодые люди еще только получают профессиональное образование и поэтому находятся на иждивении родителей. Это создает противоречие между желанием молодых пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других. Так, по данным одного из опросов, около 30 % юношей и 45 % девушек придерживаются мнения, что молодым супругам совсем не нужна помощь старшего поколения в решении вопросов общения в молодой семье. Однако за полную материальную независимость молодой семьи от родителей высказалось только 10 % опрошенных (Г. Навайтис, 1996).

Женщины вступают в брак в более раннем возрасте, чем мужчины. Так, в СССР в 1966 г. мужчины вступали в брак в среднем в 29,3 года, а женщины — в 27,2 года; в 1974 г. соответственно в 25,1 и 23,4 года. По данным В. И. Переведенцева (1987), в 1981 г. до 20 лет вступили в брак 5,8 % мужчин и 31,6 % женщин, а от 20 до 24 лет — соответственно 6,9 и 51,2 %. Сейчас возраст вступления в брак мужчин и женщин еще более снизился (наибольшее количество браков — в возрасте от 22 до 25 лет), но соотношение между мужчинами и женщинами осталось прежним.

 

Максимальный возраст вступления в браку мужчин с точки зрения женской выборки составляет 35 лет, а с точки зрения мужской — 40 лет. Максимальный возраст вступления в брак у женщин, с точки зрения мужчин, составляет 29 лет, а с точки зрения женщин — 35 лет.

Т. Б. Гусева, А. Ю. Бледнова, 2005.

В. Т. Лисовский (1986) привел данные, согласно которым в 1980-х годах в СССР ежегодно вступали в брак около 800 тыс. девушек, не достигших 20 лет. Но только 100 тыс. из них выходили замуж за своих ровесников. Таким образом, в семи случаях из восьми юношеский роман не завершался браком: девушки выходили замуж за тех, кто был старше их школьных друзей.

Поскольку мужчины вступают в брак в среднем на 2,5 года позже, чем женщины, за это время образуется достаточно большой «дефицит женихов», и если для 18-19-летних девушек выйти замуж проблем нет, то для женщин 20–25 лет создается определенная нехватка женихов. Правда, они ее компенсируют тем, что выходят замуж за 25–29-летних мужчин. Зато женщине 25–29 лет создать свою семью становится еще труднее. Не случайно среди этих женщин около одной пятой оказывается не замужем, так как их потенциальных мужей уже «перехватили» женщины более младшего возраста.

 

Брак без любви чреват впоследствии любовью без брака.

Б. Франклин

К факторам риска для прочного брака относят: ранний возраст брачующихся (в России такой возраст негласно считают: для мужчины — до 20 лет, для женщины — до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений; поздний возраст (для стран Запада таким возрастом является: для мужчины — 40–45 лет, для женщины — 30–35 лет, для России: мужчины — 30–32 года, женщины — 25–27 лет); превышение возраста жены относительно возраста мужа.

 


Совместимость супругов

Межличностные отношения между супругами во многом зависят от их психологической и психофизиологической совместимости. С. В. Ковалев (1988) под семейной совместимостью понимает социально-психологическую характеристику семьи, отражающую способность ее членов согласовывать свои действия и поддерживать взаимоотношения, что приводит к возникновению благоприятного психологического климата в семье. H. Н. Обозов (1990) определяет супружескую совместимость как эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношений, ощущением единства, целостности пары. Можно было бы предполагать, что у совместимых супругов имеется полное или почти полное сходство психологических характеристик. Например, Р. Кеттелл (Cattell,1973) показал, что у 100 супружеских пар наблюдается большое сходство личностных профилей партнеров. Ким с соавторами (Kim et al., 1989) выявили, что чем меньше различий между супругами по чертам личности, тем больше их удовлетворенность отношениями. М. Г. Кочуров (2003 а, б) тоже пришел к выводу, что сходство личностных профилей супругов приводит к высокой психологической совместимости. Это относится к парам, в которых оба супруга имеют среднюю выраженность экстраверсии, нейротизма и психотизма, высокий интеллект, эмоционально стабильны, экспрессивны, доверчивы, общительны, средние значения доминантности и тревожности, средние и низкие значения социальной смелости. Однако автор справедливо указывает на то, что это сходство может быть не априорным (до брака), а результатом сближения психологических характеристик супругов в процессе совместного проживания.

Однако М. Г. Кочуров выявил не только сходство супругов в высокосовместимых супружеских парах, но и различия, в частности разницы в возрасте между ними (рис. 5.2).

 

 

Рис. 5.2. Зависимость совместимости от разницы в возрасте супругов

 

Оказалось, что наибольшая совместимость в парах, где мужья старше жен на 1–2 года, и наименьшая — где жена старше мужа и муж старше жены на 4 года. Кроме того, в этих парах жена имела более высокое образование, была более реалистична и более консервативна, чем муж, а муж имеет средние значения нормативности поведения.

 

Немаловажными факторами стабильности брака, по мнению Н. И. Олифирович и др. (2008), являются: адекватная мотивация брака (неадекватные: стремление дистанцироваться от родительской семьи, месть обидевшему «бывшему»); отсутствие существенных различий в семейных традициях супругов (религиозных, возрастных, этнических); схожие модели родительской семьи (схожее количество детей, брак); адекватное расстояние от родительской семьи; материальная независимость; заключение брака в период от 20 до 30 лет; заключение брака после периода знакомства от 6 месяцев до 2 лет; присутствие родственников и друзей на праздновании свадьбы; отсутствие беременности до свадьбы; семейно-сексуальная гармония.

Согласно концепции оценки и прогнозирования брачного союза Г. С. Васильченко (1977), в структуру общего брачного потенциала входят физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический факторы.

Физический фактор проявляется в том, что независимо от пола человек имеет безотчетную симпатию к одному человеку или антипатию к другому. В него включаются физический облик (особенно лицо и фигура), тембр голоса, манера поведения, речь, мимика, манера одеваться, запах. Материальный фактор определяется вкладом партнера в материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям партнера. Культурный фактор связан с соотнесением культурных и интеллектуальных запросов и ценностей супругов. Он может меняться в течение жизни. Сексуальный фактор определяется соответствием программы интимной близости каждого из супругов их сексуальным ожиданиям. (Он зависит от здоровья супругов, изменения сексуальности в течение жизни, соотношения мужской и женской сексуальности, сексуальной культуры каждого из супругов.) Психологический фактор — соотношение личностных особенностей обоих супругов, их характеров, ролевых притязаний, ценностных ориентаций <…>

По данным С. И. Голода (1990), сексуальная гармония занимает третье место после психологической и духовной совместимости супругов на адаптационной шкале устойчивости брака. Среди пар, удовлетворенных браком, сексуально совместимыми оказались практически все, среди неудовлетворенных — 63 %.

Ю. В. Борисенко, 2007. С. 148–149.

Как совпадение, так и расхождение совместимых супругов по ряду личностных характеристик выявлены и в других исследованиях. Однако эти данные не совпадают с данными М. Г. Кочурова. Исследователи (А. Н. Волкова, 1979; А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова, 1985) указывают, что тенденцию к контрасту имеют черты, в большей мере обусловленные природными факторами: общительность, реализм, доверчивость, тревожность, консерватизм, смелость, доминантность, искушенность; те же характеристики, которые больше зависят от прижизненных влияний, у совместимых партнеров оказались сходными: интеллектуальность, беспечность, практичность. H. Н. Обозов и А. Н. Обозова (1981, 1982) при выяснении степени совместимости брачных партнеров во многом подтвердили эти данные, однако по ряду факторов выявилось и расхождение с данными А. Н. Волковой. Так что окончательно этот вопрос еще не выяснен. Очевидно, получаемые результаты могут зависеть от того, в какое историческое время проводится исследование, т. е. каково влияние межпоколенных различий в ценностях, взглядах на брак и семью и т. п.

На социально-психологическом и социокультурном уровнях совместимость в большей степени определяется согласованностью семейных ценностей, ролей, жизненных позиций, мотивов социального поведения.

 

Справедлива ли пословица: «Рыбак рыбака видит издалека?» Справедлива, и в этом можно не сомневаться. Вероятность того, что <…> помолвленные и супружеские пары разделяют установки, убеждения и нравственные ценности друг друга, значительно выше, чем вероятность аналогичного единодушия у пар, которые подобраны наугад. Более того, чем больше сходство между супругами, тем счастливее брак и тем менее вероятен развод (Byrne, 1971; Caspi, Herbener, 1990).

Притягиваются ли противоположности? Можно ли сказать, что нас также привлекают и люди, в известной мере отличные от нас, а потому как бы дополняющие нас? Исследователи очень внимательно изучали эту проблему и сравнивали не только установки и убеждения друзей и супругов, но и их возраст, религии, отношение к курению, финансовые возможности, образовательные уровни, рост, умственные возможности и внешность. Результаты изучения этих и многих других параметров позволили сделать лишь один вывод: превалирует сходство (Buss, 1985; Kandel, 1978).

Тем не менее мы продолжаем упорствовать. Разве нас не привлекают люди, чьи потребности и личностные качества дополняют наши собственные? Даже журнал «Rider’s Digest» учит нас: «Противоположности притягиваются <…> Общительные объединяются с любителями уединения, любители новизны — с теми, кто не любит никаких перемен, транжиры — с прижимистыми, склонные к риску — с исключительно осмотрительными» (Jacoby, 1986). Социолог Роберт Уинч (Winch, 1958) убеждал в том, что потребности человека, склонного к решительным действиям и доминированию, должны естественным образом дополнять потребность того, кто робок и склонен подчиняться. Определенная логика в рассуждениях автора есть, и большинство из нас могут припомнить пары, которые считают, что существующие между ними различия помогают им взаимно дополнять друг друга. «Мы с мужем — прекрасная пара. Я — Водолей и очень решительна. Он — Весы и не способен принять ни одного решения. Но зато всегда охотно соглашается с теми, которые принимаю я».

Мысль сформулирована очень убедительно, и неспособность исследователей доказать, что это действительно так, удивляет. Например, большинство из нас привлекают темпераментные, экспрессивные люди (Friedman et al., 1988). Если верно, что противоположности сходятся, с наибольшей симпатией к ним должны были бы относиться люди, у которых плохое настроение. Стремятся ли пребывающие в депрессии индивиды к общению с жизнерадостными людьми, способными развеселить их? Отнюдь. К общению с весельчаками и со счастливыми людьми преимущественно склонны те, кто не находится в депрессивном состоянии (Locke, Horowitz, 1990; Rosenblatt, Greenberg, 1988, 1991; Wenzlaff, Prohaska, 1989) <…> Люди несколько более склонны выбирать в возлюбленные и в супруги тех, чьи потребности и личностные качества аналогичны их собственным (Botwin et al., 1997; Buss, 1984; Fishbein, Thelen, 1981; Nias, 1979). Возможно, нам еще только предстоит выявить те различия (помимо физиологических, связанных с принадлежностью к разным полам), которые, как правило, приводят к взаимной симпатии. Один из возможных вариантов — властность одного из пары и склонность подчиняться — другого (Dryer, Horowitz, 1997). Нам также не свойственно проникаться симпатией к тем, кто демонстрирует «усиленную версию» наших собственных недостатков (Schmiel et al., 2000).

Д. Майерс, 2004. С. 522–523.

Обсуждая имеющиеся тенденции в понимании причин благоприятного климата семьи, О. В. Шишкина (1998) обращает внимание на чрезмерное придание значимости супружеской совместимости, которая рассматривается как константная характеристика, как нечто, данное раз и навсегда. Из-за такого превратного понимания многие полагают, что главным условием удовлетворенности супругов браком является везение, попадание «в десятку» при выборе партнера. Об этом, по мнению автора, свидетельствуют и причины, которые разводящиеся супруги указывают чаще всего, — «не сошлись характерами», или брачные объявления типа «Овен» ищет «Деву».

Практика же показывает, что в большинстве случаев прочность брака зависит от того, насколько люди могут и желают идти навстречу друг другу, удовлетворяя потребности друг друга и жертвуя своими потребностями. Недаром А. Шопенгауер говорил, что жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. Очевидно, это в большей степени относится к мужчинам, так как в конфликтных семьях жены уступают мужьям в два с лишним раза чаще, чем мужья — женам (А. И. Антонов, В. М. Медков,1987).

По данным А. В. Рыжковой (2009), семейная сплоченность воспринимается как низкая чаще мужьями, чем женами. Так, 61 % мужчин и 40 % женщин характеризуют свою реальную нуклеарную семью [12] как разобщенную систему [13], в которой члены семьи крайне дистанцированы, почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение. Они редко проводят время вместе, не имеют общих друзей и интересов. Им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1300 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2440 - | 2360 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.