Оператор switch (переключатель) предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений.
Общий вид оператора:
switch (выражение) {
case константа 1: список операторов 1
case константа 2: список операторов 2
...
case константаN: список операторов N
default: список операторов N +1 – необязательная ветвь;
}
Выполнение оператора начинается с вычисления выражения, значение которого должно быть целого или символьного типа. Это значение сравнивается со значениями констант и используется для выбора ветви, которую нужно выполнить.
В данной конструкции константы фактически выполняют роль меток. Если значение выражения совпало с одной из перечисленных констант, то управление передается в соответствующую ветвь. После этого, если выход из переключателя в данной ветви явно не указан, последовательно выполняются все остальные ветви.
Все константы должны иметь разные значения, но быть одного и того же типа. Несколько меток могут следовать подряд, и тогда переход в указанную ветвь будет происходить при совпадении хотя бы одной из них. Порядок следования ветвей не регламентируется.
В случае несовпадения значения выражения ни с одной из констант выбора происходит переход на метку default либо, при ее отсутствии, к оператору, следующему за оператором switch.
Управляющий оператор break (разрыв) выполняет выход из оператора switch. Если по совпадению с каждой константой должна быть выполнена одна и только одна ветвь, схема оператора switch следующая:
switch (выражение) {
case константа1: операторы 1; break;
case константа2: операторы 2; break;
...
case константа N: операторы N; break;
default: операторы (N +1); break;
}
Структурная схема рассмотренной конструкции (с использованием оператора break) приведена на рис. 6.4.
Пример оператора switch с использованием оператора break:
void main(void) {
int i = 2;
switch(i) {
case 1: puts ("Случай 1. "); break;
case 2: puts ("Случай 2. "); break;
case 3: puts ("Случай 3. "); break;
default: puts ("Случай default. "); break;
}
}
Результатом выполнения данной программы будет:
Случай 2.
Аналогичный пример без использования оператора break (схема общего вида такой конструкции приведена рис. 6.5):
void main() {
int i = 2;
switch(i) {
case 1: puts ("Случай 1. ");
case 2: puts ("Случай 2. ");
case 3: puts ("Случай 3. ");
default: puts ("Случай default. ");
}
}
В данном случае результат будет следующим:
Случай 2.
Случай 3.
Случай default.
Пример реализации простейшего калькулятора на четыре действия с контролем правильности ввода символа нужной операции. Ввод данных осуществляется следующим образом: операнд 1, символ нужной операции, операнд 2.
Текст программы может быть следующим:
#include <stdio.h>
void main(void)
{
double a, b, c;
char s;
m1: fflush(stdin); // Очистка буфера ввода stdin
printf("\n Введите операнд 1, символ операции, операнд 2:");
scanf("%lf%c%lf", &a, &s, &b);
switch(s) {
case '+': c = a+b; break;
case '–': c = a–b; break;
case '*': c = a*b; break;
case '/': c = a/b; break;
default: printf("\n Ошибка, повторите ввод! "); goto m1;
}
printf("\n a %c b = %lf ", s, c);
printf("\n Продолжим? (Y/y) ");
s = getch();
if ((s=='Y') || (s=='y')) goto m1;
printf("\n Good bye! ");
}
После запуска программы на экран выводится подсказка, нужно набрать соответствующие значения без пробелов, например, как показано ниже, и нажать клавишу Enter:
Введите операнд 1, символ операции, операнд 2: 2.4+3.6
На экран будет выведен результат и дальнейший диалог:
a + b = 6.000000
Продолжим? (Y/y)
Введя символ y (Y), вернемся в начало функции и на экране вновь появится:
Введите операнд 1, символ операции, операнд 2:
Если ошибочно ввести – 2r3, появятся следующие сообщения:
Ошибка, повторите ввод!
Введите операнд 1, символ операции, операнд 2: 2 * 3
a*b = 6.000000
Continue? (Y/y)
Нажимаем любую клавишу, кроме y или Y – следует сообщение
Good bye!
Программа закончена.