Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Да-цзе-шу — искусства пресечения боя

 

Об этой группе китайских боевых техник мало кто знает. Сами китайцы называют их «грязным у-шу», так как в них нет и речи о каком-либо благородстве или снисхождении к противнику. Их целью, в отличие от традиционных методов ведения боя, является моментальное пресечение боя, то есть лишение противника возможности продолжать его.

 

Да-цзе-шу практиковались, как правило, бродягами, нищими, ворами и прочим чёрным людом как средство против полиции и солдат, которых специальные инструктора обучали в основном шаолиньскому направлению у-шу. Да-цзе-шу представляли собой комплексы сугубо практических приёмов, рассчитанные на борьбу без правил, не на достижение победы, а на причинение противнику максимально возможного ущерба. Эффективность удара или захвата расценивалась прежде всего с позиций максимальной болезненности, приведения противника в состояние, когда о продолжении боя нет и речи. Прежде всего старались поразить самые бьющие конечности, лишить противника желания бить.

 

Во многом это объясняется тем, что ударить благородного господина или полицейского, даже в ответ на удар, значило фактически объявить войну всему государству, объявить себя вне закона, подписать себе смертный приговор — а жёсткий встречный удар был почти незаметен и мог сойти за случайность. Вор, убегающий с рынка, не мог потратить много времени на драку с теми, кто пытается преградить ему дорогу — он должен как можно скорее освободиться, но при этом не превратиться в убийцу, иначе его ждёт гораздо худшая участь. Одно дело — повредить человеку руку, и совсем другое — сломать ему шею. А разбойник, встретившийся на дороге с опытным бойцом? Куда уж тут думать о победе — здесь главной задачей будет прекратить бой, отвязаться от более сильного противника.

 

Да-цзе-шу — это искусство вставлять палки в колёса, это искусство не дать другому проявить своё умение, это набор всевозможных, зачастую очень жестоких подлостей и хитростей, искусство нарушать правила игры. Если символом традиционных боевых искусств издавна выступает меч, то символом Да-цзе-шу можно было бы назвать плеть, бич. Меч — оружие благородное, олицетворение уважения к противнику. Меч решает, кто из двоих сильнейший. А кнутом погонщик загоняет в стойло быка, зная, что бык сильнее. Кнут — символ презрения, отсутствия всякого уважения, кнут — орудие принуждения, укрощения. Мечи могут вести разговор, кнут — нет. Он только бьёт. Именно это так и возмущало адептов благородных учений, именно это и внушало наибольший страх. Да-цзе-шу одерживало победу не только физическую, но и психологическую, лишая противника возможности «сохранить лицо» — ведь оно вынуждало просто бояться боли или увечья.

 

Японские ниндзюцу, монгольское Бандзо, Шэньтун, Чжоу-и, Пенчак-силат — это стили пресечения боя. Список можно было бы продолжить, например, стилем Вин-чунь, с его простой до примитивности техникой — на неопытный взгляд, конечно — которая просто не даёт работать ни каратэке, ни шаолиньцу. Да-цзе-шу не терпят сложностей, неэффективных техник, силовой работы. Их задача — не драться самому, а не давать драться противнику. Противника просто надо бить, невзирая на то, какую технику он применяет. Да-цзе-шу не способ хорошо драться — это способ не драться вовсе.

 

В этой книге я обзорно познакомлю вас с системой Чжоу-и и дам несколько практических советов по выполнению техник боя, тренировочных практик и тактике работы. В дальнейшем вы сможете познакомиться с психотренингом и энергетикой этой системы, а также работой с оружием и подручными предметами. Последующие руководства, в отличие от этого, будут представлять собой подробный план тренировок, и техники будут вводиться постепенно.

 

Кони системы Чжоу-и лежат в даосском направлении Удан-пай: это значит, что по крайней мере исторически она относится к так называемым «внутренним» стилям, использующим не физическую силу — Ли, а природную силу дыхания — Ци. В общем, о каждом стиле можно сказать, что он использует Ци — просто в даосских школах её работа гораздо более наглядна и складывается, по крайней мере на первом этапе, из нескольких факторов, с реальностью которых не станет спорить даже самый заклятый материалист.

 

Первое и главное — плавность и округлость движения, которая позволяет незаметно менять его направление, скорость и силу. Конец одного приёма и начало второго вполне могут представлять собой третий. Неожиданность перемены действия силы создаёт впечатление, что приём выполнен с огромной, нечеловеческой силой, подбросившей человека как пушинку — ведь хитрость состоит в том, чтобы разогнать противника в том направлении, куда он изливает свою силу в данный момент, как в айкидо. Желаемый эффект состоит ещё и в том, что глаз отказывается воспринимать плавно-слитное движение как опасность, а именно это позволяет очень точно контролировать ход боя.

 

Второе — это использование скоординированной работы мышц — так называемой мышечной волны. Если в стилях типа каратэ движения соединяются обычно «встык» — одно, затем другое и т.д., — то здесь происходит соединение «внахлёст» — одно ещё не закончилось, а второе уже продолжается. Это позволяет концентрировать буквально все имеющиеся в вашем распоряжении силы — силу рук, ног, туловища, вес и инерцию своего тела и тела противника — практически в любой точке боевого пространства.

 

Слитность движений и их выполнение по замкнутым траекториям препятствуют потере силы и делают возможной самоускоряющуюся инерционную работу, что даёт возможность продолжать её сколь угодно долго без особой усталости. Это третье.

 

И четвёртое — это элементарность работы. Секрет внутренних стилей вот в чём — там есть элементы, но нет абсолютно никаких приёмов, как мы привыкли понимать это слово. Здесь весь бой представляет собой один единый приём, в котором большую часть физической работы вынужден сделать сам противник. Каждый конкретный приём изобретается — составляется как домик из кубиков — для каждой конкретной ситуации. Отрабатываются не приёмы, а составляющие их элементы, число которых составляет не более нескольких десятков и которые представляют собой простейшие движения «сгиб-разгиб», «от себя-на себя» и т.п. В их использовании прежде всего стремятся к уменьшению их количества, необходимого для достижения желаемого. Филигранность выполнения этих немногих элементов и хорошее чувство общей сбалансированности сочетаются здесь с ужасающей для противника независимостью движений рук и ног друг от друга, что даёт возможность атаковать под немыслимыми углами практически со всех сторон, мгновенно «вкладываясь» полностью в то единственное, что проникло сквозь защиту врага.

 

Количество возможных приёмов просто невозможно определить — ведь никаких ограничений не существует. И один человек может исполнять нечто, напрочь отсутствующее в арсенале другого. Он может даже выполнить нечто такое, чего до него никто из людей не делал, и сам этого не заметит. Поэтому в Да-цзе-шу принято разделять боевые школы не по применяемым приёмам, а по динамике движения, тактике ведения боя и методике преподавания — вот что в них действительно может сильно отличаться, а так ведь у всех людей по две руки и ноги, с совершенно одинаковыми суставами, и в двигательных возможностях они мало отличаются друг от друга.

 

Очень важной в бою является проблема скорости движения и реакции. В Да-цзе-шу она решается очень просто: так как существует некий предел скорости, то существует и определённый предел времени, за которое возможно физически выполнить тот или иной простейший элемент. Значит очень выгодно и практично будет «срезать углы», обгоняя противника не в скорости, а в количестве элементов, необходимых для достижения желаемого. Пусть вы делаете своё движение даже вдвое медленнее — если в приёме противника их пять, а в вашем — два, то вы уже выиграли, так как закончите бой раньше. Эта же гениальная по простоте уловка идеально решает проблему контроля движения — чем меньше движения, тем легче его контролировать. Теоретически, каждый уданский последователь через движение стремится к неподвижности и приходит к ней через углубление смыслового значения каждого элемента. Новичок, завидев противника, становится в стойку, делает разведывательный финт, делает шаг, наносит удар, прикрывается боком. Мастеру же достаточно взглянуть на противника — в этом взгляде присутствует и идеальная позиция, и финт, и удар, и защита, и вот бой пресечён, не начавшись.

 

Пресечение боя очень отличается от ведения его. Так отличается ловля рыбы спиннингом от её ловли динамитом, стрельба на стенде от стрельбы с бедра, дуэль от охоты. Да-цзе-шу — искусство охоты на человека, на его слабости, его боязнь боли, его стремление к самоутверждению, на его желание кулаком доказать своё превосходство. Именно превосходство противника, принимаемое как факт, перестаёт существовать первым…

 

Это очень старая истина: человек легко переносит удар по лицу — удара не переносит его самолюбие.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 8. Определение результатов соревнования. | Непрерывность производства и обмена товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2217 - | 2046 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.