Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропный принцип в космологии




 

В 1974 году был сформулирован антропный (греч. anthropos – человек) принцип в космологии, который является своеобразным физическим обоснованием единства человека и природы. Этот принцип гласит, что развитие мира, основой существования которого являются определенные физические константы, с необходимостью должно было привести к возникновению человека. Единство человека и природы свидетельствует в пользу эволюционной теории возникновения человека.

Согласно этой теории возникновение человека происходило под влиянием комплекса природных и социальных факторов, в результате действия которых сформировался определенный телесный образ человека и его сознание.

В естествознании XX в. формируется и получает все более широкое распространение так называемый «антропный принцип». Антропный принцип устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц.

Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Нужно отметить, что, во-первых, «человеческое измерение» не может быть «вытравлено» из антропного подхода, во-вторых, последний находится в русле усиливающейся тенденции к гуманизации современной (постнеклассической) науки, и, в-третьих, именно на основе антропного принципа формируется постнеклассический взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект.

 

27) АНТРОПОГЕНЕЗ — процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной, так наз. симиальной (от лат. «simia» — обезьяна) теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Исследования в области антропогенеза, интенсивно проводившиеся в течение всего XX в., шли под определяющим влиянием эволюционных идей Ч. Дарвина, хотя противников у этих идей было (и остается) более чем достаточно. Эти исследования идут по трем главным направлениям: 1) уточнение филогении современного человека, точек ветвления различных антропоидных линий на общей гео- и палеохронологической шкале; уточнение недостающих звеньев внутри линии гоминид, выделение основных стадий в становлении человека современного типа; 2) выявление биологических предпосылок и эволюционно-генетических механизмов трансформации морфофункциональной организации животных (обезьяноподобных) предков человека в направлении, обеспечившем предку современного человека прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных «орудий труда», развитие речи и мышления, сложных форм поведения, в том числе и трудовой деятельности, социальной организации и др.; 3) выработки общей теории происхождения человека или антропогенеза как сложного комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия природных (в том числе и космических) и социальных факторов. Самые последние данные и находки антропологов и палеонтологов в конце XX — начале XXI в. внесли крайне важные и, возможно, окончательные штрихи в ту общую картину эволюционного древа человечества, которая прямо вытекает из дарвиновской симиальной теории антропогенеза. Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея труда, трудовой деятельности как ведущего фактора исторического (филогенетического) становления человека и человеческого общества, но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главные изменения, которые она претерпела, это переход от прямолинейного механистического понимания орудийной деятельности в качестве непосредственной детерминанты развития человеческих черт и способностей у гоминоидных предков человека к пониманию ее как одного из элементов целого комплекса детерминирующих факторов антропосоциогенеза, среди которых важнейшими являются такие, как язык, речь, сознание, религия, нравственность, ритуальная практика, инцест и др. (См. человек, эволюция).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 703 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2315 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.