Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современные подходы к определению природы этноса и этничности.




Все существующие на сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам в понимании проблемы этничности, а именно:

- Примордиализму; - Инструментализму; - Конструктивизму.

Примордиализм. Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

«Эволюционно-историческое направление». Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Согласно теории конструктивизма этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д.

Инструментализм. Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм (акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств) и экономический инструментализм (объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп).

 

 

4. Отечественные концепции этноса (дуалистическая, информационная, системно – статистическая и др.).

Дуалистическая теория этноса Ю.В.Бромлея - исходная идея этой теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (э тнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государстнно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и рассматривается в двух смыслах - узком и широком.

Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом и сочетал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.

Информационная теория этноса - названная теория представляет собой оригинальную концепцию этноса, предложенную Н.Чебоксаровым и группой исследователей. Эта концепция базируется на представлении, что во всяком социальном образовании (каковым среди других является и этнос), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). На этом основании делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и насыщеннее, чем за их пределами. Также считается, что в разных исторических типах этносов от племени до нации - плотность информационных потоков различна и по мере дальнейшего исторического развития возрастает.

Системно-статистическая или компонентная теория - в соответствии с этой теорией этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; производственно-экономическая деятельность и ее характер; система социальных отношений и институтов; язык и разнообразные формы речевой деятельности, создание, использование и сохранение культуры; быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, который реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах; существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира; наконец, система личностного контактирования и взаимодействия.

Число компонент может меняться в зависимости от каждого конкретного случая. Но при этом все компоненты связаны друг другом. Каждая компонента этноса может быть теоретически инструментально разложена на соответствующее количество признаков - индикаторов, с помощью которых описываются разные стороны реальных этносов.

 

 

5. Концепция этноса и этногенеза Л.Н. Гумилёва. Этапы этногенеза по Л.Н.Гумилёву.

Пассионарная концепция Л.Н. Гумилёва - основной акцент в содержании этой теории автор делает на идее, что этнос представляет собой физическую реальность, облаченную в социальную оболочку. История человечества рассматривается Гумилевым как последовательная цепь многочисленных этногенезов, причиной которых являются пассионарные толчки - своего рода микромутации, вызывающие появление особо энергичных и деятельных людей - пассионариев, объединенных общими целями и интересами. Истоки этих мутационных процессов находятся в биосферных явлениях Земли. В продолжение своего роста и развития этнос проходит несколько стадий от молодости до глубокой старости и смерти, что обусловлено затратами энергии пассионарности.

Пассионарность по Гумилёву передаётся исключительно генетическим путём, её не привить ни образованием, ни воспитанием. Это нечто коллективного темперамента. Угасание пассионарности на уровне этноса протекает в результате массовой гибели носителей соответствующего генофонда в войнах, эпидемиях, в процессе этноцида, ассимиляции и т.п.

Фаза подъема — период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.

Примеры: Древнеримский суперэтнос VIII—VI вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос X—VIII вв. до н. э.; Византийский суперэтнос I—III вв.; Исламский (первый) суперэтнос VI—VII вв.; Западный (европейский) суперэтнос VIII—X вв.; Российский суперэтнос XIII—XV вв.

Фаза акматическая — колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

Примеры: Древнеримский суперэтнос V—III вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос VII—V вв. до н. э.; Византийский суперэтнос IV—VI вв.; Исламский (первый) суперэтнос VIII—IX вв.; Западный (европейский) суперэтнос XI—XIII вв.; Российский суперэтнос XVI—XVIII вв.

Фаза надлома — резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

Примеры: Древнеримский суперэтнос II—I вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос IV—III вв. до н. э.; Византийский суперэтнос VII—VIII вв.; Исламский (первый) суперэтнос X—XI вв.; Западный (европейский) суперэтнос XIV—XVIII вв.; Русский суперэтнос XIX—XX вв.

Фаза инерционная или фаза инерции — плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.

Примеры: Древнеримский суперэтнос I—II вв.; Древнекитайский суперэтнос II в. до н. э. — II в. н. э.; Византийский суперэтнос IX—XII вв.; Западный (европейский) суперэтнос XVII—XX вв.

Фаза обскурации — снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

Примеры: Древнеримский суперэтнос III—V вв.; Древнекитайский суперэтнос III—V вв.; Византийский суперэтнос XIII—XV вв.

Фаза мемориальная — состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция. Память о героических деяниях предков продолжает жить в виде фольклорных произведений, легенд. Примеры: Тюркский суперэтнос: в долинах Горного Алтая живут потомки некогда могучих степных этносов (древних тюрок, найманов). Ныне они утеряли активность, но богатый былинный эпос говорит нам о былой славе этих народов. Византийский суперэтнос: фанариоты в Стамбуле.

 

 

6. Исторические типы этноса: племя, народность, нация.

Ученые стран СНГ по традиции выделяют в этносе три его исторических этапа: племя, народность, нация. Это деление они связывают с формационной концепцией развития общества, разработанной К.Марксом. Исходя из этой концепции, для первобытнообщинной формации характерна этническая общность – племя, для рабовладельческой – народность, для капиталистической и социалистической – нация.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1898 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2289 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.