В 30-е годы в СССР сформировался авторитарный политический режим, принявший форму культа личности Сталина. Его предпосылки определялись как особенностями исторического развития страны, так и внутренним и внешним ее положением в 20-е годы. Длительное сохранение самодержавия, отсутствие демократических традиций, низкий уровень общеобразовательной культуры, длительная вера народа в «доброго» царя – все это объективно способствовало складыванию режима личной власти. Другими факторами были формирование однопартийной системы, сложная международная обстановка в 20-е годы, борьба за лидерство в партии.
В «Письме к съезду» Ленин дал характеристики шести деятелям партии, в том числе и Сталину, и рекомендовал в силу его личных качеств сместить с поста Генерального секретаря ЦК РКП(б), который он занимал с апреля 1922 года. Но это пожелание Ленина выполнено не было. Борьба за лидерство проходила в форме дискуссий по вопросам сохранения нэпа, возможности построения социализма в одной стране, индустриализации, коллективизации. В ходе нее были отстранены от политического руководства Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин. К началу 30-х годов Сталин стал полноправным вождем партии.
Параллельно с формированием режима личной власти Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличились масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных лиц». Вслед за раскулачиванием были проведены карательные меры против городских слоев населения. В 1928 году было инспирировано «шахтинское дело» против инженеров и техников Донбасса, в 1930 году процессы над несуществующими «Промпартией» и Трудовой крестьянской партией. В 30-е годы были ликвидированы многие общественные организации, а оставшиеся были поставлены под жесткий партийно-государственный контроль.
Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. Были созданы внеконституционные судебные органы: «двойки», «тройки», особые совещания НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Поводом к массовым репрессиям стало убийство 1 декабря 1934 года Кирова – лидера ленинградской партийной организации. Наибольший размах репрессии приобрели в 1936-1938 годах, когда состоялись политические процессы над лидерами оппозиций 20-х годов. Тяжелый удар был нанесен по армии.
В 1936 году была принята новая Конституция СССР – самая демократическая в мире, вводившая всеобщее равное избирательное право, определявшая права и обязанности советских граждан. Изменилось национально-государственное устройство СССР: была ликвидирована ЗСФСР, и Грузия, Армения и Азербайджан стали самостоятельными союзными республиками. Конституция резко расходилась с реальной действительностью.
В конце 30-х годов важнейшей задачей внутренней политики становится подготовка к войне. Резко выросли расходы на оборону. Была введена всеобщая воинская повинность, увеличена численность Красной Армии. Велось строительство заводов-дублеров оборонной промышленности в восточных районах, разрабатывались новейшие виды вооружений, приняты меры по милитаризации труда.
Воп 36.
После смерти Ленина Сталин попытался монополизировать право на ленинское наследие, представив себя единственным законным толкователем его идей. Были изданы лекции Сталина под названием «Основы ленинизма». Основные положения, взятые им из ленинского учения, - необходимость дисциплины и единства партии – авангарда и лидера масс.
Сталин в то время не принадлежал к числу самых известных большевистских лидеров и нигде ярко не проявил себя, в качестве вождя революции и гражданской войны его возвеличила позднейшая традиция. Самым убедительным доказательством политической и интеллектуальной недооценки Сталина является то, что Зиновьев и Каменев оставили практически без внимания пожелания Ленина в январе 1923 г. о перемещении Сталина с поста Генерального секретаря. В раскладе политической борьбы Сталин чаще всего лавировал, выжидал, чья точка зрения будет решающей, кто окажется победителем. Как авторитарная личность, он тяготел к администрированию, к закулисным маневрам и интригам. В отличие от многих вождей Сталин не чурался секретарской работы и, безусловно, оказался в струе в связи с бюрократизацией партийного и советского аппарата. Сталин понимал, к чему может привести возрастание роли аппарата. Он признал прежние российские основы иерархического его построения и именно в этом видел основное направление исторического развитие страны. Возглавив партийный аппарат, Сталин выступил в роли теоретика и создателя номенклатуры.
Превращение партии в государственную структуру и процесс её бюрократизации требовали свёртывание демократии. Выразителем антибюрократических настроений внутри партийной элиты становится Троцкий. Он выступил против линии на совмещение функций партийной и советской, в частности хозяйственной работы. В октябре 1923 Троцкий обвинил ЦК в установлении «диктатуры аппарата» и был поддержан «платформой 46», в основном «старых большевиков».
В начале зимы того же года Троцкий выдвинул программу «нового курса», направленного на борьбу с бюрократизмом и развитие внутрипартийной демократии. Центральная идея «нового курса» - проведение открытых партийных дискуссий, свобода обсуждения всеми членами РКП(б) острых и наболевших вопросов. Троцкий выступил против выдвиженчества и формирования на его основе нового управленческого слоя. По его мнению, главным источником пополнения партийных рядов должны составлять партийные ячейки на предприятиях. Второй источник роста партийных рядов – учащаяся молодёжь. В ней – будущее партии, а значит, и судьба страны.
Троцкий и оппозиция были сторонниками усиления «социалистических» методов хозяйствования в лице крупной промышленности или «диктатуры промышленности», директивного планирования и третирования нэпа. Основная атака оппозиционеров велась против большинства в Политбюро ЦК, где делами заправляла «внеуставная тройка» - Сталин, Каменев и Зиновьев. Сталин выступал выразителем интересов партийного аппарата, Каменев – государственного, роль Зиновьева сводилась к идеологическому прикрытию действий «тройки».
В этой обстановке началась борьба против «троцкизма». Троцкому были предъявлены обвинения в антибольшевистском ревизионизме и антиленинском уклонизме, в стремлении стать диктатором, в натравливание одной части партии на другую, в индустриализме, в недооценке революционных возможностей крестьянства, во фракционности. При этом был использован седьмой пункт резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии», запрещавший фракционную деятельность внутри неё.
Сторонники Троцкого были смещены со своих постов и направлены на периферию или за границу с дипломатическими миссиями.
Возникновение «правого уклона» в ВКП(б).
Борьба с «троцкизмом» привела к устранению Троцкого с важных постов председателя РВС и Наркомвоенмора и к некоторой корректировке курса в отношении деревни и крестьянства как в области экономической, так и политической. Главным теоретиком проводимых мер выступил Н. И. Бухарин. Из главного идеолога военного коммунизма он превратился в решительного и наиболее последовательного сторонник нэпа.
В середине 1920-х годов Бухарин призвал руководство страны, невзирая на трудности, твёрдо стоять на позициях экономических методов управления народным хозяйством, «смычки» между городом и деревней. В разработке своей экономической теории он ратовал за союз с наукой. Экономическая программа Бухарина не исключала индустриализации, как условия построения социализма, он одним их первых заявил о возможности построения социализма в одной стране. Условием и регулятором построения социализма является использование закона стоимости, развитие рынка, товарно-денежных отношений, кооперации. Бухарин настаивал на здоровой конкуренции между различными секторами экономики при регулирующей роли государства, на необходимости сотрудничества различных классов. Отсюда – проповедь классового мира, теория затухания классовой борьбы по мере приближения к социализму. Он же вместе с М. И. Калининым явился инициатором кампании по оживлению деятельности сельских Советов, в которых крестьяне учатся управлению под руководством коммунистов, изживается их индивидуалистическая психология, воспитывается социализм.
До поры до времени большинство Политбюро разделяло положения бухаринской программы и следовало обозначенным им курсом. Об этом говорят решения XIV конференции ВКП(б) в апреле 1925 г. Но постепенно внутри правящей элиты назревал новый раскол, порождённый трудностями и противоречиями нэпа, процессами, происходившими в мире и международном социалистическом движении, особенно очевидно обозначившимися во второй половине 1920-х годов.
«Троцкистско-зиновьевский блок».
Весной 1926 г. на почве сближения идей происходит объединение «старой» и «новой» оппозиции в так называемый «троцкистско-зиновьевский блок». В него входили по большей части представители большевистской элиты старшего поколения: Троцкий, Зиновьев, Каменев, Крупская, Преображенский, Пятаков, Серебряков и другие. Объединение было непрочным, т.к. эти люди были едины только в своей неприязни к Сталину. Все её представители провозглашали себя подлинными большевиками-ленинцами, борцами против оппортунизма и бюрократизма. Троцкий в это время выдвигал теорию «преданной революции», говорил об опасности победы бюрократии над пролетариатом, о невозможности построения социализма в одной стране. Выход из создавшегося положения левые видели в «реконструкции нэпа», в проведении «сверхиндустриализации», упоре на развитие тяжёлой промышленности в целях удержания подступов к мировой социалистической революции.
Основной огонь критики был обрушен на экономические построения Бухарина и «правых оппортунистов» в лице Рыкова, Калинина, Дзержинского, Томского и др. Сталина же и его ставленников: Молотова, Куйбышева, Кирова и других левые относили к аппаратно-центристской группировке, бюрократически извращающей партийную линию.
В основу экономической программы «левых» легла теория «изначального социалистического накопления», сформулированная Преображенским и Пятаковым. Суть программы – сделать «геркулесово усилие», чтобы вырваться из заколдованного круга нэповских проблем, развернуть наступление социализма по всему фронту. «Левые» обвиняли Бухарина в том, что его программа предусматривает «черепаший шаг» и означает усиление элементов капитализма. Понимая чрезвычайность и искусственность своих мер, «левые» тем не менее считали, что они крайне необходимы для выхода из того неустойчивого равновесия, в котором оказалась новая экономическая политика после завершения восстановительного периода. План «левых» предполагал усиление налогового пресса на крестьянство, перекачку средств из деревни в город путём повышения цен на промышленную продукцию. В дальнейшем мыслилось постепенно возвратиться к органическому развитию экономики.
В социальной и политической области «левые» делали ставку на демократизацию партии, улучшение жизни рабочих, борьбу против «поползновений кулачества». В середине 1926 г. Зиновьев выступил против кампании «оживления Советов». Оппозиция также выступала под флагом борьбы с «назначенчеством», подбором «верных людей», «подсиживания» идейных противников, их смещения с занимаемых постов.