КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В культурной истории Древней Греции определяют пять периодов:
1. Крито-микенская культура — III — II тыс. до н. э.
2. Гомеровский период — XI—VIII вв. дон. э.
3. Архаика — VII—VI вв. до н.э.
4. Классическая Греция — V в. до н. э. — третья четверть IV в. до н. э.
5. Эллинизм — конец IV в. до н. э. — II в. до н. э.
Кратко охарактеризуем основные периоды греческой истории.
1. Крито-микенский (эгейский) период (3-2 тыс. до н.э.).
Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана, который использовал описания местности из поэм Гомера. Его крупнейшей находкой были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.
Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности. Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен, чем у египтянам и вавилонянам. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни.
Ансамбли дворцов, росписи стен (фрески), керамика впечатляют фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Кносский дворец, площадью 16 тыс. м2 , представлял собой уникальный памятник художественной культуры. Его росписи, архитектура, керамика являются образцом искусства, напоминающего египетское, но более непринужденное, с плавными линиями, красивыми силуэтами и красочными рисунками. Главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Изменчивость и движение как основы художественного образа, стремление запечатлеть мгновенность — вот то новое, что дало миру искусство Крита.
Критская культура передала древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство. Но эта эпоха завершается упадком культуры Крита в результате серии землетрясений на острове.
2. Гомеровский период (11-8 в.в.до н.э.)
Постепенно остров Крит завоевывают ахейские греческие племена. «Гомеровский» период характеризуется распространением керамики, мелкой пластики (небольших скульптур, статуэток) геометрического стиля и знаменитым эпосом (сказания о героях и богах). Этот период можно было назвать «смутным»: ахейцев вытесняют дорийцы, находящиеся на более низком уровне культурного развития. В это время Греция представляет собой сотни небольших полисов-общин, чье население в большей степени состояло из крестьян-земледельцев. Греция вступает из бронзового века в железный, но носителями новых возможностей становятся народы, более отсталые в культурном отношении. На многие десятилетия забывается даже письменность. Основная ценность этой эпохи — воинская доблесть «арете». Основной формой общественного контроля является «культура стыда» — непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующее самосознание.
Искусство этого периода нового типа. Главной целью ставит уже не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными. Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Начинают бурно развиваться скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.
3-4. Периоды архаики (7-6 в.в. до н.э.) и классики (6-5 в.в. до н.э.).
Расцвет греческой культуры начинается в архаический период. Это было время становления городов-государств (полисов), бурного развития искусства. Несмотря на политическую разрозненность, многочисленные полисы были связаны общим языком, общегреческими праздниками и состязаниями, религией. В этот период расцветает поэзия, архитектура и вазопись. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.
Классический период, или эпоха классики — вершина расцвета всей древнегреческой культуры. В это время наметились главные черты античного общества, сложились основные определяющие его экономические и политические особенности — классическое рабство, система денежного обращения, рынок, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Тогда же создаются главные этические и эстетические принципы и идеалы, не утратившие своего значения на протяжении всей истории античного общества, формируется древнегреческий пантеон богов.
Переход от архаики к классике был в значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины, государство которое стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н. э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.
В основе уникальности греческой культуры лежат следующие предпосылки:
· частная собственность,
· рабство,
· полисная демократия,
· отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты,
· десакрализация политической и культурной жизни, т.е. отделение их от сферы сверхъестественного, священного, неземного.
· возникновение греческого буквенного письма,
· идеал бескорыстного созерцания, который исповедовали люди, создававшие духовные ценности и всю культуру.
5. Период эллинизма (III в. до н. э. и последние десятилетия I в. до н. э.).
Наступление эллинистической эпохи связано с завоевательными войнами Александра Македонского, который настолько расширил границы Греции, что образовал, фактически, совершенно новое государство, где греческий язык и культура играли определяющую роль, и поэтому оно называется эллинистическим. Этот период характеризуется интенсивным развитием всех художественных форм, связанных не только с греческими принципами культуры, но и с инокультурными проявлениями, с интенсификацией науки, техники, философии. Бурно развивается архитектура и все, что связано с декором интерьера и экстерьера зданий: мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Кругозор эллинов значительно расширился: благодаря военным походам, научным и торговым путешествиям в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор гражданина полиса, были сняты, и это положило начало формированию «чувства мировых просторов». В пределы империи Александра Македонского входили Египет, Месопотамия, Персия и земли на Востоке вплоть до Индии. Эта держава распалась на отдельные области после смерти Александра, но между ними ещедолгое время сохранялись политические, экономические и культурные связи. Лишь римские завоевания в I в. до н. э. положили конец существованию эллинистического мира.
Искусство эллинизма характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, смешением греческих и «варварских» принципов культуры. Развивается наука, техника, философия, религия, расширяется кругозор. Это объясняется и обширными военными походами, и торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Мир греков вырос, его границы стали необозримы, он лишился привычной гармонии, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.
Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.