Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические основы игры дошкольников




Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство позна­ния окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстни­ками и взрослыми.

I. Педагогическая и психологическая науки определяют иг­ру как осознанную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.

2. О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом происхождении игры впервые говорил Г.В.Плеханов в "Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе "Основные воп­росы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.

3. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.

4. Игра может существовать лишь при определенных социаль­ных условиях.

5. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.

Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических фак­торов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский реф­лекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врож­денны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных усло­виях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышле­ния на основе II сигнальной системы существенно меняет ориен­тировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.

Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень рано преобразовывается в спе­циальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка осу­ществляется в процессе общения со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его не­посредственное взаимодействие с окружающим его миром.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и дей­ственно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон дей­ствительности, интерес к действиям с предметами, событиям, от­ношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С.Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в играх имеются правила (скрытые, вытекающие:з роли, сюжета и откры­тые, ярко выраженные); активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры); самос­тоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, раз­вивают его, определяют правила); творческий характер, что по­зволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюже­та, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, з вы­боре изобразительных средств для выполнения ролей; эмоциональ­ная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлет­ворения, вызывает эстетические эмоции и др.).

Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, ха­рактеру, организации, поэтому точная классификация кх затруд­нительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, прави­ла. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)

А.П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.

 

Классы Виды Подвиды
Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспери­ментирования С природными объектами, с животными и людьми. Общение с людьми, со специальными игрушками для эксперимен­тирования
    сюжетные са­модеятельные игры сюжетно-отобраэительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные
Игры, связанные с исходной инициати­вой взрослого Обучающие игры Автодидактические предметные. Сюжетно-дидактичвекие. Подвижные Музыкальные Учебно-предметные ди­дактические.
    Досуговые игры Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнаваль­ные Компьютерные
Игры народные, идущие от истори­ческих традиций, относа Обрядовые игры Культовые Семейные Сезонные
    Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные
    Досуговые игры Игрища Тихие Забавляющие Развлекавшие

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 685 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2278 - | 2057 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.