Введение
Курс «правоведение» (основы права) входит в совокупность тех предметов гуманитарного цикла, которые совершенно необходимы выпускнику высшего учебного заведения, являющемуся не только специалистом в области производственных и социальных технологий, но и менеджером, организатором производства, лицом, принимающим управленческие и нормативные решения. Важную роль для лучшего понимания основ права играют изученные ранее гуманитарные дисциплины, прежде всего, - история, философия, теория культуры и социально-политические науки.
Прилагаемые материалы также включают глоссарий, который поможет понять значение многих устоявшихся терминов, используемых в юридической науке и законодательстве.
Цели и задачи курса:
· формирование у студентов представления об основных традициях и современных теоретических положениях юридической науки;
· ознакомление студентов с основами государственного устройства и правовой системы РФ;
· формирование у студентов представления об общих методах правомерной защиты своих интересов, обоснование возможности и необходимости для каждого гражданина участвовать в строительстве новой российской государственности.
Студент должен:
· Знать ключевые положения теории права;
· Иметь представление об основных нормах, отраслях и институтах права РФ, основных положениях законодательства РФ;
· Уметь адекватно применять положения законодательства при защите интересов физических и юридических лиц,
· Уметь пользоваться нормативно-справочным материалом, грамотно формулировать свои правомерные требования при обращении к органам власти, ПОО, профессиональным юристам.
Тема 1. Краткая история европейской политико-правовой мысли
- Римское право и юридический взгляд на государство и политику.
- Теория естественного права и общественного договора.
- Юридический позитивизм и нормативизм.
- Возрожденное естественное право.
- Социологическая и социально-психологическая теории права.
1) Во многом близкое к современному понимание закона как общеобязательной нормы поведения сформулировали римские юристы. Ими разработаны проблемы соотношения правомерного и правонарушающего поведения, публичного и частного права, унификации права и применения к частному случаю общих норм.
Идея естественного закона как отражения высшей справедливости существовала у видного римского мыслителя и политического деятеля Марка Тулия Цицерона (106-43гг.д.н.э.). Римские авторы ввели термин jus natural (отсюда, общее название для многообразных и, нередко, противоречащих друг другу естественно-правовых концепций, - юснатурализм) - естественная справедливость.
Идея формирования права и государственных институтов как порождений человеческого разума, воли, стремления к справедливости выразились в многообразных теориях естественного права. Иногда предшественниками естественно-правовых теорий считают софистов древней Греции и христианских мыслителей Средневековья, например, Марсилия Падуанского и Фому Аквината.
2) Идея естественного права в новоевропейской интерпретации стала идеологией буржуазных революций. Люди наделены от природы равными правами, поэтому монархические и феодальные порядки нуждаются в радикальном разрушении – так можно кратко сформулировать пафос «свободы, равенства и братства». Идеологию «третьего сословия» в период становления буржуазных отношений (XVII-XVIIIвв.) можно охарактеризовать как юридическое мировоззрение. Его различные интерпретации предложили Г. Гроций и Б. Спиноза (Нидерланды), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ш.-Л. де Монтескье и Ж.-Ж. Руссо (Франция), С.Пуфендорф, Х.Томазий, Х.Вольф (Германия). Объединили этих, признанных на сегодня классиками философии права и, нередко, противостоящих друг другу, мыслителей две общие идеи - концепция естественного права и теория договорного происхождения общества и государства. Безусловная возможность познать человеческим разумом абстрактные нормы и их непосредственно применить классиками политико-правовой мысли европейского Просвещения, «века разума», не ставилась под сомнение.
3) В XIХв. юридическое мировоззрение сменило революционный пафос буржуазного радикализма на умеренность формирующихся средних слоев. Распространение получает осознанный отказ от любых попыток преобразования общества на началах разума – консерватизм (см.п.5).
Рождается и другая, отличная от консервативной, гораздо более либеральная, модель оправдания существующих, не слишком рациональных и справедливых, порядков - новоевропейский юридический позитивизм. Его предшественники – Джеймс и Джон Ст.Милли, Дж.Бентам, создатель – Джон Остин. Британская аналитическая юриспруденция устами Дж.Остина (сер.XIХв.) сформулировала классическое положение нового и новейшего юридического позитивизма (нормативизма): «Право – это всегда воля суверена».
В Германии к сторонникам юридического позитивизма можно отнести К.Бергбома, в России - Г.Ф.Шершеневича и Ф.Ф.Кокошкина. В их трудах, появившихся в к.XIХ-н.ХХвв., либеральный юридический позитивизм принял современную форму, высказав тезис: «Государство самообязывает себя собственным правом».
В ХХв. юридический позитивизм трансформируется в нормативизм (его создатель, работавший в Америке австрийский юрист Ганс Кельзен,- виднейший противник юснатурализма в ХХв.). Кельзен признавал в качестве права лишь формальный, положительный закон, утвержденный актом того или иного государства.
4) В ходе Французской революции в политическую практику вошли и демократическая идея – абсолютный суверенитет народа, и ведущее положение либерализма – приоритет естественных прав человека. Создатели современной либеральной модели, французские политические мыслители Бенжамен Констан (1767-1830) и Алексис де Токвиль (1805-1859), немецкий автор Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), английские либералы Джереми (Иеремия) Бентам (1748-1832) и Джон Стюарт Милль (1806-1873) окончательно разрешили эту коллизию в пользу прав лица: права человека – безусловный принцип, интересы отдельного лица стоят над интересами государства и общества. Демократия, принятие решений «по большинству» – лишь относительный принцип, удобный способ принимать решения.
На рубеже ХIХ-ХХвв. течение «возрожденного естественного права» сложилось, преимущественно, в рамках идеалистической философской доктрины, неокантианства (в Германии – Р.Штаммлер, в нашей стране – П.И.Новгородцев и др.) Естественное право, в соответствии с концепцией его возрождения на рубеже ХIХ-ХХвв., – надежный ориентир и для ответственного гражданина, и для законодателя, и для цивилизованного сообщества государств, но не нормативный акт конкретного социума. Автором такого подхода был, по сути, еще И.Кант.
Этико-правовые идеи великого кенигсбержца и поныне не утратили своей актуальности, но всегда нуждались в некоторой конкретизации, которую и осуществляли его последователи. В настоящее время неокантианской доктрины придерживается, например, один из ведущих теоретиков новейшего либерализма, американский философ права Джон Роулз.
5) Анализ права как социологического или психологического феномена. В основе социологического подхода – рассмотрение права не как отражения требований сакрального горнего мира и не как результата договора верхов и низов, а как естественного порождения сложной общественной жизни.
Этот взгляд существовал, например, еще в Античной Греции. Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель (V-IVвв.д.н.э.) исследовали реалии полисной жизни. Полис – это и общество, совместное «общежитие» граждан, и государство, политически организованный народ. Логика взгляда древнегреческих мыслителей на право, власть и политику: соединение общества и государства в нерушимое целое.
Идея рассмотрения общественно-политической жизни как органического, естественного процесса, в который не следует вмешиваться с абстрактными требованиями переустройства мироздания на разумных началах, неоднократно высказывалась в философской и правовой мысли. Но отрефлексированный традиционализм или консерватизм складывается только в к.XVIII-н.XIХвв. Его создатели – Эдмунд Берк (1729-1797, Англия), автор термина «консерватизм» французский публицист Р.Шатобриан, его соотечественники, работавшие в период Реставрации (1815-1830) Л. де Бональд, Ж. де Местр, немецкая историческая школа права (Г.Гуго - к. XVIII в.; К.-Ф. Савиньи, Г.Пухта, основные работы которых вышли в пер.пол.ХIХв.), раннее русское славянофильство.
Неустранимый, внутренне присущий теории К.Маркса и всей радикальной марксистской традиции, недостаток – отрицание самостоятельной, пускай и противоречивой, роли политики и права. Развитие западного общества шло вопреки марксистским схемам, во многом, потому, что государство в «первом мире» из «государства – ночного сторожа» или «государства – выразителя интересов правящего буржуазного класса» трансформировалось в социального арбитра, способного регулировать общественные конфликты.
Ведущим теоретическим (в борьбе за обладание статусом единственной левой идеологии) и практическим (в стремлении подчинить себе политический и социальный протест низов) оппонентом марксизма был в позапрошлом веке анархизм (французский радикально-демократический идеолог П.-Ж.Прудон, а также работавший в эмиграции наш соотечественник М.А.Бакунин). Согласно анархистской модели, само разрушение общества эксплуатации и отчуждения, а также государства, выражающего интересы буржуазии, позволит создать «новый мир». Это общество справедливости и альтруизма будет добровольным объединением самоуправляющихся коллективов, живущих вне государства, права, политики.
В западной социологии политики и власти, государства и права преобладающими стали иные подходы – отношения властвования, господства и подчинения, выстраивания тех или иных рангов и иерархий стали (что на обыденном уровне вполне приемлемо) рассматриваться как безусловные спутники общественной жизни.
Социологическая теория права – это разновидность юридического позитивизма, его прямой симбиоз с позитивизмом как социально-философской доктриной. Социологическая теория права основана на предположении о том, что право – исключительно общественное явление. Рассмотрение права как выражения утилитарной целесообразности общественной жизни встречается еще в английском позитивизме (Бентам, отец и сын Милли). Во вт.пол.ХIХв. эту схему активно разрабатывали немецкий юрист Р.Иеринг и русский либеральный исследователь С.А.Муромцев, будущий спикер первого в отечественной истории выборного народного представительства. Близкое правопонимание сформулировал и видный русский государствовед к.ХIХв. Н.М.Коркунов.
Русский юрист и социолог н.ХХв. Л.И.Петражицкий (с 1918г. работал в Варшавском университете, на Западе его считают польским автором Леоном Петражицким) сформулировал психологическую (эмоционалистскую) теорию права. Л.И. Петражицкий рассматривал поведение человека в обществе как отражение априори (до опыта, т.е. вне социализации) заданных эмоций, а точнее – интуиций, нравственных и правовых.
На рубеже ХIХ-ХХвв. и в Европе, и в нашей стране (Франция - Л.Дюги, Л.Буржуа, Россия - М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев) сложилась социологическая модель правовой солидарности.