Форма правления и форма государственного устройства
дают представление об организации государства, его внеш-
ней форме. Реальная же сущность институтов государ-
ства, действительное состояние демократии находят вы-
ражение в понятии государственного режима.
форма государственного режима — это совокупность
приемов и методов осуществления государственной влас-
ти. Существует множество классификаций государствен-
ных режимов, из которых наиболее распространенная —
деление государств на демократические и антидемократи-
ческие (авторитарные и тоталитарные).
Характер государственного режима определяется не
только правовыми нормами, но и существующей в стране
политической системой, уровнем политической и право-
вой культуры населения. Однако определяющим факто-
ром служит характер государственной власти.
Различают следующие разновидности форм государ-
ственного режима:
1) демократический режим, для которого характер-
ны: реальность политических прав и свобод граждан; по-
литический и идеологический плюрализм1; формирование
органов власти путем свободных всеобщих выборов; раз-
деление властей; деятельность и власти, и оппозиции в
строго конституционных рамках.
Такая разновидность государственного режима типич-
на для государств Западной, Северной и Центральной Ев-
ропы, Северной Америки. Отдельные параметры демокра-
тического режима достигнуты постсоциалистическими
странами;
2) антидемократический режим, который делится
на авторитарный и тоталитарный. Характерными
признаками авторитарного режима являются: ограни-
чение объема политических прав и свобод; ограниченный
политический и идеологический плюрализм (например,
дозволено существование только двух партий); фактиче-
ское, а порой и формальное отсутствие разделения влас-
1 Плюрализм (от лат. р!игаИ8 — множественный) — много-
образие мнений, взглядов, партий как принцип общественного
строя.
М р и и Ф 34 ^ 8^ X Пи р ы 2 х §§11 Й8§ I? |
О» Р Ч Р М О о ^ та Зч Н Р р О 1| К v |
а Е |
§Р |
р со |
р а а л а н V |
со
о
со
ликое переселение народов»). | ционных процессов начала I тысячелетия нашей эры («ве- | тичная государственность погибла в результате общего кризиса рабовладельческого хозяйства и мощных мигра- | ничали между собой. Именно они заложили основы госу- дарственности на территории современной Украины. Ан- | этническому составу и формам эти государства сотруд- | античные (греческие, затем римские) города-государства Олъвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по | черноморье и Приазовье сложились Скифское государство, | хранились в трипольской культуре. В первом тысячелетии до нашей эры в Северном При- | древних земледельческих цивилизаций, следы которой со- | дуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее | Зарождение государственности на территории современ- ной Украины уходит во времена далекой древности. Меж- | 1.15. ГОСУДАРСТВА, СУЩЕСТВОВАВШИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ |
м та о и >-
о о ^ а о
а а к § в
3 а " а л
• а в- р -
К о и
в та а
р
а
м
и
ф
Ь)
§1Г
?8|«8
Тоталитарный
ы а Ф р
в л та я
Р О и
о * р
я ° а 8
а ^з м р
о о _. § 3-3 |
р |
о О Я |
«I!!1 Ф |
•' в 3 § |
О Г™* ТО 1-Г^ >< Я 8«^ >-4;Ф.. И 35 * |
о е н 3 б |
х.и 2 |
«1 о |
нова 0 я Ф |
ф р а а |
Я а |
§ о» в Ц ф о\ а< о |
р та М Ф |
"хн |
§551 §2Р1 |
о о "2
*•* \^А СО
в
ф X и Ч*
Я Р О м
о ад*
§1§
о |
§ Ф О
в а р Е о ^ <т> н 3 р 12 м |
Оо «
8^|
м
Е
X - ф |
2 м * о -^ р к а ы |
о я |
п
О
О
X
с
2
о
СО
В VI-VIII ст. н.э. сложились предпосылки для форми-
рования государственности восточнославянских племен.
В VI в. началась история Киевской Руси — государства,
объединившего под своей властью все восточнославянские
племена. По своей форме Киевская Русь была доклассо-
вым государством, возникшим на общинной основе и со-
четавшим черты унитарного и федеративного государства.
Отдельные ее части (княжества) обладали известной са-
мостоятельностью притом, что правящей была одна дина-
стия киевских князей. В XII в. начался период раздроб-
ленности и распада Киевской Руси.
Вторая держава на территории современной Украи-
ны — Галицко-Волынское княжество, образованное в
1199 г. путем объединения самостоятельных Галицко-
го и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княже-
ство продолжило политико-правовые традиции Киевской
Руси. В период своего наивысшего расцвета оно объеди-
няло под своею властью практически все украинские
земли. В XIII в. украинские земли переживали наше-
ствие монголо-татар, трагическим результатом которого
стала утрата Галицко-Волынским княжеством полити-
ческой самостоятельности. Галицко-волынский князь, как
и другие русские князья, стал данником и вассалом Зо-
лотой Орды.
В XIV в., в силу ослабления Золотой Орды украинские
земли были захвачены и инкорпорированы в состав Польско-
го королевства и Великого княжества Литовского. Са-
мостоятельное политическое развитие украинского народа
прервалось. В XVI ст. Польша и Литва объединились, со-
здав своеобразное федеративное государство — Речь По-
сполитую, в составе которого украинские земли находи-
лись под управлением польской администрации.
В середине XVII в. в результате Освободительной войны
украинского народа под руководством Богдана Хмельниц-
кого была создана Украинская Казацко гетманская дер-
жава. Будучи суверенной во внутренних и частично — во
внешних делах, она вошла в состав Московского государ-
ства на условиях сохранения автономии. В течение вто-
рой половины XVII-XVIII ст.ст. автономные права Укра-
ины постепенно ограничивались царским правительством.
Ликвидация Запорожской Сечи, гетманства, полково-со-
тенного строя, собственного войска во второй половине
XVIII ст. привели к утрате автономии. В связи с разде-
лом Речи Посполитой и началом распада Османской им-
перии Правобережная Украина и причерноморские земли
вошли в состав России, а западные украинские земли — в
состав империи Габсбургов (с 1806 г. — Австрийская,
а с 1867 г. — Австро-Венгерская империя). Как в Рос-
сийской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) импе-
рии украинские земли были лишены национальной авто-
номии.
Возрождение национального украинского государства
началось в 1917 г. после Февральской революции в Рос-
сии. Созданная в марте 1917 г. Центральная Рада быст-
ро и неуклонно эволюционировала в орган представитель-
ной власти Украины. Образованный Центральной Радой
Генеральный Секретариат приобрел черты правительства
Украины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной
Рады провозгласил создание Украинской Народной Рес-
публики. Предполагалось, что она станет составной час-
тью федеративной России, но конфликт с новым прави-
тельством России — Советом Народных Комиссаров —
привел к отказу от этой идеи и в январе 1918 г. IV
Универсал Центральной Рады объявил независимость
УНР. В апреле 1918 г. Центральная Р'ада приняла де-
мократическую по своей сути Конституцию УНР.
Внутренние и внешние факторы повлекли за собой ги-
бель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государствен-
ного переворота к власти пришел Павел Скоропадский,
провозглашенный гетманом Украинской державы. Ук-
раинская держава времен гетманата имела черты личной
диктатуры.
Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее
территории национальных государств затронули западно-
украинские земли, где в ноябре 1918 г. была провозгла-
шена Западно-Украинская Народная Республика. В ян-
варе 1919 г. возрожденная после антигетманского восста-
ния УНР и ЗУНР объединились, хоть и в значительной
степени формально, в единую Украинскую Народную Рес-
публику. Во главе УНР стоял коллективный орган —
Директория, но в условиях почти постоянных военных
действий режим в УНР эволюционировал в сторону дик-
татуры.
Национальная государственность Украины не утверди-
лась в силу целого ряда внутренних и внешних причин.
Параллельно с национальными государственными обра-
зованиями в 1917-1920 гг. существовали органы Совет-
ской власти, копировавшие соответствующие российские
учреждения. В декабре 1917 г. I Всеукраинский съезд
Советов провозгласил установление Советской власти в
Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Консти-
туция Украинской Социалистической Советской Респуб-
лики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских
Социалистических Республик. Советская форма государ-
ства просуществовала в Украине вплоть до начала воз-
рождения суверенитета и независимости Украины в 1990—
1991 гг.
Декларация о государственном суверенитете Украины
16 июля 1990 г. положила начало возрождению государ-
ственности украинского народа. 24 августа 1991 г. Вер-
ховная Рада Украины провозгласила независимость Ук-
раины. Важнейшей вехой на пути становления украин-
ской государственности стало принятие 28 июня 1996 г.
Конституции, закрепившей республиканскую форму прав-
ления, унитарную форму государственного устройства, де-
мократический государственный режим в Украине.
1.16. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
И ГОСУДАРСТВО
Понятие «гражданское общество» отличается от поня-
тия «общество». Общество как свойственный только че-
ловеку механизм общения и коллективной деятельности,
возникло задолго до появления государства. Гражданское
общество — это качественное состояние общества, сло-
жившееся в ряде государств (прежде всего — западноев-
ропейских) в Новое время. В досовременных государствах
существовали только отдельные элементы гражданского
общества (например, подчиненность государственных ор-
ганов обществу в Древних Афинах, развитое частное пра-
во в Древнем Риме).
Гражданское общество — это сообщество свободных
индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера
отношений между ними, независимая от государственного
вмешательства. В широком смысле слова гражданское
общество включает в себя все, до чего «не доходят руки»
государства.
У гражданского общества, как сложного явления, есть
своя структура, которую составляют:
1) свободные, равноправные, самостоятельные ин-
дивиды. В личностном отношении член гражданского
общества — это свободный человек, обладающий чувством
личного достоинства. В экономическом плане его само-
стоятельность проявляется в том, что он выступает одно-
временно как собственник и труженик. Он обладает сред-
ствами, необходимыми для нормального существования, и
готов взять на себя риск ведения своего дела, ответствен-
ность за себя и свою семью. Политический аспект свобо-
ды индивида заключается в его независимости от государ-
ства и возможности участвовать в управлении государ-
ственными делами;
2) негосударственные объединения граждан (семья,
церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В граж-
данском обществе каждый имеет возможность удовлетво-
рить извечную тягу человека к общению — по возраст-
ным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, ре-
лигиозным, политическим интересам;
3) общественные отношения между индивидами и
их объединениями, развивающиеся на основе равенства и
самоуправления. Отношения в среде гражданского обще-
ства чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономи-
ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, пра-
вовые, политические. Характерно, что здесь преобладают
не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные
(равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу
деятельности людей государства вмешивается лишь тогда,
когда обществу или отдельным людям грозит опасность,
когда общество не может самостоятельно справиться с
какой-то проблемой.
Таким образом, гражданское общество — это главным
образом социально-экономическая и личная сфера жиз-
недеятельности людей, свободная от государственного
вмешательства.
Весьма острой является проблема взаимоотношений
гражданского общества и государства. Равноправное парт-
нерство между ними невозможно, так как любая государ-
ственная власть постоянно стремится к самовозрастанию
и подчинению себе общества. Поэтому либо гражданское
общество формирует и контролирует государство, либо го-
сударство поглощает общество и тогда оно перестает быть
гражданским.
Гражданскому обществу соответствует тип государства,
который именуют правовым. В этом смысле правовое го- '
сударство — это система органов и институтов, которые
гарантируют и защищают нормальное функционирование
гражданского общества. Контроль гражданского общества
над государством осуществляется при помощи полити-
ческих партий (особенно оппозиционных), средств массо-
вой информации, свободных демократических выборов.
1.17. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство — это такое государство, в кото-
ром наиболее полно обеспечены права и свободы личнос-
ти, а государственная власть основана на праве, связана
правом и осуществляется в правовых формах.
Основные признаки правового государства:
1) широкий спектр прав и свобод личности, гаранти-
рованных и обеспечиваемых государством, равенство граж-
дан перед законом, доступность правовой защиты для каж-
дого гражданина, ограничение вмешательства государства
в сферу частной инициативы;.
2) верховенство правового закона в системе норма-
тивно-правовых актов. Правовым является только такой
закон, который содержит равную для всех меру свободы и
справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуман-
ный закон, перед которым все равны;
3) демократический, легальный способ формирования
власти. Органы власти правового государства, как прави-
ло, формируются путем выборов, а назначения на государ-
ственные должности осуществляются с соблюдением за-
конной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важ-
нейшее средство контроля общества над государственной
властью. В правовом государстве невозможны государствен-
ные перевороты, закулисные сделки о формировании орга-
нов власти;
4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (за-
конодательная, исполнительная, судебная) формируется и
действует в относительной независимости друг от друга.
Разделение властей означает также наличие строго очер-
36
ченного круга полномочий и границ деятельности для каж-
дой из ветвей власти;
5) связанность власти правом. Власть правового го-
сударства действует по принципу «разрешено только то,
что прямо дозволено законом». Правовое государство вы-
ступает в качестве такого типа государства, власть кото-
рого основана на праве, ограничивается с помощью права
и осуществляется в правовых формах;
6) высокий уровень общей и правовой культуры граж-
дан. Только в таком случае возможно сознательное, ком-
петентное участие граждан в управлении государственны-
ми и общественными делами, уважение к закону, правам
и свободам сограждан;
7) взаимная ответственность государства и лич-
ности. Ответственность личности перед государством су-
ществует при любом типе государства. Но только в пра-
вовом государстве возможна ответственность государствен-
ной власти перед личностью в случае нарушения
государством прав, свобод и законных интересов личнос-
ти. Она реализуется при помощи подачи иска к государ-
ству и его органам, обращения в суд, в том числе и в
международные судебные органы.
8) высокое положение суда в обществе и государ-
стве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях
между гражданами и государством. Деятельность суда дол-
жна основываться на таких принципах, как коллегиаль-
ность, презумпция невиновности, состязательность, равен-
ство сторон, обжалование принятых решений и др.
Правовое государство — это идеал, который пока не
достигнут даже в самых развитых государствах. Тем не
менее, конституционное закрепление этого идеала обязы-
вает государственную власть к законным, справедливым
действиям на общее благо.
1.18. ИСТОРИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА
Еще мыслители древности подметили особенность го-
сударственной власти — ее стремление к самовозраста-
нию, к подчинению себе всех сфер жизнедеятельности об-
щества. Не случайно в произведениях Томаса Гоббса (XVII
век) государство отождествляется с библейским чудови-
щем — Левиафаном, которое поглощает все, что попадает-
ся на его пути.
В качестве одного из заслонов на пути всепоглощаю-
щего государства мыслители прошлого и настоящего на-
зывали право.
Отдельные аспекты теории правового государства выя-
вили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон.
Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о воз-
можности существования правильных и неправильных (не
соответствующих праву) государств. С точки зрения Пла-
тона, справедливо устроенное, правильное государство по-
добно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что
правильное государство — есть прекрасное и свободное
общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит пер-
вое из известных нам определений государства как пра-
вового объединения людей.
Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просве-
щения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтес-
кье) разработали идеи о важнейших компонентах право-
вого государства, а именно — теорию прав человека и идею
разделения властей.
Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в
оборот понятие «права человека». С его точки зрения,
свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, равен-
ство перед законом и судом, право собственности состав-
ляют прирожденные (данные не государством, а Богом и
природой) права человека. Джон Локк (вторая половина
XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения
прав человека, которыми являются: законность, разделе-
ние властей, право народа на сопротивление незаконным
проявлениям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал
идею верховенства конституции в государстве, идею разде-
ления властей как гарантии против тирании.
Философское обоснование идеи правового государства
традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Со-
гласно определению Канта государство — это соединение
множества людей, подчиненных правовым законам.
Термин «правовое государство» ввели в научный и по-
литический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Тео-
дор Велькер и Роберт фон Моль. По определению после-
днего, правовое государство — это государство, основанное
на закреплении в конституции прав и свобод граждан.
Идея правового государства получила развитие в тру-
дах известного украинского юриста Богдана Александро-
вича Кистяковского. С его точки зрения правовое госу-
дарство — это конституционное государство. «В консти-
туционном государстве власть, становясь правовой,
принципиально отличается от власти в исторически пред-
шествующих конституционному государству типах госу-
дарства... В конституционном государстве власть переста-
ет быть фактически господством людей и становится гос-
подством правовых норм».
В ряде конституций современных государств (Герма-
ния, Испания, Украина) идея правового государства пря-
мо закреплена, в конституциях других государств (Авст-
рия, Греция, Франция) она получила косвенное отраже-
ние. Но даже там, где идея правового государства
формально не закреплена в конституции, она фактически
реализуется в правовом статусе личности, системе и дея-
тельности органов государственной власти.
1.19. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
В первобытном обществе права и обязанности челове-
ка практически полностью совпадали. Человек не воспри-
нимал себя и не воспринимался другими как индивиду-
альность: он был всего лишь членом родовой общины.
На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации
проблема прав человека ставилась только в идейно-теоре-
тическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно
обеспеченные материально и обладавшие досугом для раз-
мышлений, понимали ценность свободы, равенства, досто-
инства человека. Право, наоборот, фиксировало и защи-
щало неравенство людей, доходя до утверждений о том,
что в «рабе все человеческое умирает», что «крепостные
находятся вне общества». Права трактовались как при-
вилегии, дарованные властью отдельным социальным
группам: феодалам, горожанам, — а то и отдельным ли-
цам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем
знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца
Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.
Понимание прав человека как свойств, зависящих от
человеческой природы, а не от милости властителя, при-
шло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных ре-
волюций (ХУП-ХУШ вв.)- Тогда впервые юридически были
закреплены отдельные права человека. Так, английский
Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный
деятельности парламента, — содержал положения о зап-
рете пыток и о праве на представление индивидуальных
петиций к королю.
Первый систематизированный свод прав человека со-
держала Вирджинская декларация (вводная часть Кон-
ституции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она
открывалась словами: «Все люди по природе одинаково
свободны и независимы и обладают известными неотъем-
лемыми правами, а именно: правами пользования жиз-
нью и свободой, средствами приобретения и владения иму-
ществом и правами добиваться и обретать счастье и бе-
зопасность». В последующих параграфах декларации
закреплялись равенство и ликвидация наследственных
привилегий, избирательное право и право на участие в
управлении государственными делами, личная непри-
косновенность и неприкосновенность жилища, свобода со-
вести, свобода печати, право на справедливый суд при-
сяжных.
В 1789 г. французская Декларация прав человека и
гражданина признала в качестве неотъемлемых и неот-
чуждаемых прав свободу личности, собственность, безопас-
ность и сопротивление угнетению. К числу прав гражда-
нина авторы декларации отнесли свободу печати, право
на отправление государственных должностей, участие в
формировании государственного бюджета.
В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конститу-
ция — Конституция США — была дополнена первыми 10
поправками, получившими общее название Билль о пра-
вах. Он гарантировал американским гражданам свободу
совести, печати, собраний, петиций, право на ношение ору-
жия (что уравнивало американцев с английскими дворя-
нами), устанавливал гарантии неприкосновенности лич-
ности, имущества, жилища, правила должной судебной про-
цедуры. После окончания гражданской войны между
Севером и Югом (1861-1865 гг.) ХШ-ХУ поправки к
Конституции США отменили рабство и дискриминацию
граждан на выборах по признаку цвета кожи, расы или
подневольности.
В XIX в. личные, экономические и политические пра-
ва получили формально-юридическое закрепление в боль-
шинстве действующих конституций. Тем самым был за-
вершен этап формирования первого поколения прав че-
ловека.
С середины XIX в., в условиях индустриальной рево-
люции и возрастания численности и значения армии на-
емного труда, в ряде государств постепенно складывается
группа социальных и культурных прав человека. Так,
Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на сво-
бодный труд, на социальную помощь по случаю безрабо-
тицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфурт-
ской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось пра-
во на бесплатное начальное образование.
Конституционное закрепление обширной группы соци-
альных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное
образование, материальное обеспечение по случаю потери
трудоспособности, на охрану материнства и детства — яв-
ляется одним из немногочисленных достижений перед
человечеством СССР и других стран марксистского соци-
ализма. В большинстве стран Западной Европы и Север-
ной Америки социальные права человека получили при-
знание после второй мировой войны. Этот комплекс прав
принято называть вторым поколением прав человека.
Личные (гражданские), политические, экономические,
социальные и культурные права человека подтверждены
и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека
1948 г. и Международной Хартией прав человека (состо-
ит из ряда международных пактов и протоколов к ним,
открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны
большинством стран мира.
Вторая половина XX в. была отмечена, с одной сторо-
ны, ростом национально-освободительного движения, по-
влекшим распад колониальных империй. С другой сторо-
ны, обострились глобальные проблемы: терроризм, нара-
щивание вооружений, загрязнение окружающей среды и
грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод,
неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя
как целостное явление, приходит к пониманию того, что
преодоление кризисных явлений зависит от общих уси-
лий народов. Юридическим выражением процесса глоба-
лизации стало формирование третьего поколения прав
человека. К ним относят закрепленные в международных
документах коллективные права: на мир и безопасность,
независимость и свободное развитие, на здоровую окру-
жающую среду, на доступ к экономическому, научному и
культурному потенциалу человечества.
Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны.
Любые коллективные права никоим образом не должны
ущемлять права и свободы отдельной личности.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО