Научная философия — диалектический и исторический материализм —была подготовлена также развитием частных наук. Энгельс особо отмечал при этом роль, которую сыграли в возникновении научной философии естественные науки.
Естествознание проходит в своем развитии два крупных этапа. Первый (со второй половины XV в. до конца XVIII в.) связан со сбором и первичной систематизацией фактического материала. Он характеризовался преобладанием анализа, разложения целого на части, мысленной остановкой процессов движения и привел к появлению метафизического метода. Второй этап в развитии естествознания начинается с тем движением, которое вызвала гипотеза Канта — Лапласа. Он характеризуется тенденцией к глубокой систематизации и обобщению и может быть назван, в отличие от первого, собирательного, этапа, систематизирующим. В XIX в. дух систематизации особенно явно выразился в трех великих естественнонаучных открытиях: закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционной теории. Философское значение этих открытий было раскрыто Энгельсом.
Открытие в 1842—1845 гг. Робертом Майером (и независимо от него Гровом и Джоулем) закона сохранения и превращения энергии свидетельствовало о том, что в неорганической природе происходят процессы превращения форм движения, при которых энергия, как мера физического движения, не исчезает и не возникает заново, а лишь переходит из одной формы в другую. Открытие этого абсолютного, по оценке Энгельса, закона природы свидетельствовало о диалектическом характере природы и ее несотворимости и неразрушимости, т.е. материальности.
В 30-е гг. XIX в. М.Я. Шлейден и Т. Шванн создали клеточную теорию строения животных и растений. Если прежде биология рассматривала растительный и животный миры как два изолированных царства живого, то открытие клетки говорило о едином плане строения живой природы, ее диалектическом единстве.
Эволюционная теория Ч. Дарвина, исходные положения которой были опубликованы в конце 30 - начале 40-х гг., а зрелый вариант в труде «Происхождение видов» (1859), основывалась на понятиях наследственности, изменчивости и естественного отбора. Теория Дарвина впервые научно доказала, что живая природа находится в процессе развития от простых форм живого к сложным, включая человека. Теория Дарвина,—писал Маркс,— «дает естественноисторическую основу нашим взглядам»1.
Заметим, однако, что Маркс не считал теорию Дарвина исчерпывающей теорией эволюции. Эта весьма проницательная оценка дарвинизма долгое время не была понята биологами и философами и получила свое подтверждение лишь в последние десятилетия.
Три великих естественнонаучных открытия послужили выражением диалектизирующегося характера естествознания середины XIX в., который сделал возможным появление научного материализма, включившего в себя диалектику. Необходимо заметить, что роль естествознания этого периода отнюдь не сводится только к обусловливанию диалектического способа мышления. В естествознании середины прошлого века возникают по существу первые обобщающие научные концепции в ряде определяющих отраслей науки - физике, химии, биологии, что делает возможным и необходимым появление научного материализма.
Зрелый характер науки ХIX в. выразился также в ряде других великих открытий. Одним из них несомненно является Периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым (1869) и составленная на этой основе Периодическая система элементов, которые представили химический мир в виде единого и закономерного целого.
Весьма важным открытием явилась неевклидова геометрия, созданная, в ее различных вариантах, Н. Лобачевским (1826), Я. Больяи (1882), К. Гауссом и Б. Pимaном (1854). Hеевклидoвa геометрия свидетельствовала о глубокой зависимости пространства от материального мира, содержала огромный революционный философский потенциал, который был выявлен только в XX в.
Крупный теоретический потенциал содержался также в открытии существования классов (историками периода Реставрации) и трудовой теории стоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо), которая впервые выявила главный материальный фактор общественной жизни - материальный труд.
Когда научный материализм перестал быть гипотезой? |
Исключительную роль в формировании, утверждении и развитии марксистской философии сыграла разработка Марксом научной политической экономии, изложенной им в «Капитале» (создан в основном в 1857 - 1867 гг., опубликован: том 1 в 1867, том II в 1885, том III в 1894 г.). До выхода в свет «Капитала» научный материализм Маркса и Энгельса, по оценке Ленина, оставался гипотезой.