(ПОНЯТИЕ О ПОНЯТИИ)
Темой «Понятие» начинается рассмотрение формально-логических особенностей основных форм мышления. Понятие является важнейшей формой мышления с точки зрения представления предметного содержания в сфере мышления. Не случайно мышление иногда определяют как логический строй и набор (фонд) понятий. Другие формы мышления — суждение и умозаключение — имеют дело с предметным содержанием так, как оно уже представлено в понятиях.
Понятие — это форма мышления, которая отражает предметы и их признаки. Понятия в языке выражаются отдельными словами или словосочетаниями (имена понятий, термины).
Понятия образуются на основе представлений, образов предметов и явлений действительности, а также их признаков, путем их обобщения. Благодаря понятиям происходит проникновение в ненаблюдаемую, ненаглядную область действительности, выражение ее существенных признаков различной глубины. На основе понятий создаются идеальные (идеализированные) аналоги, модели предметов и явлений действительности.
Слова, закрепленные за понятиями (имена понятий) в сложившихся областях практики и научного познания, называются терминами. В совокупности термины отдельных областей образуют их терминологию, терминологические системы (терминосистемы). При этом формулируются правила образования новых терминов.
Понятия образуются различными способами. К числу основных способов образования понятий относят следующие:
1) Анализ — прием непосредственного или мысленного расчленения, разложения предмета, предметного содержания на части, исследование особенностей выделенных частей и образование новых понятий на основе выделенных признаков частей предметов, предметного содержания. В связи с этим можно вспомнить утверждение Гегеля о том, что самое разумное, что может сделать ребенок с игрушкой — это сломать ее.
2) Синтез — прием непосредственного и мысленного объединения, соединения каких-либо образований, в том числе частей, выделенных и исследованных в ходе предшествующего анализа (с использованием понятий о частях), в некоторое целое, обогащенное за счет нового знания о частях. На основе такого соединения, в свою очередь, образуются новые понятия о целом. Эти понятия фиксируют новые признаки целостного предмета, либо уточняют знание об уже известных признаках целого.
3) Сравнение — прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного содержания, в результате которого формируется новое знание о сходных и различных признаках сопоставляемых предметов, закрепляемое в соответствующих новых понятиях, понятиях о сходстве и различии вещей. Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о предметах и явлениях. Оно участвует в образовании новых понятий в ходе применения вышеуказанных двух способов — анализа и синтеза.
4) Абстрагирование — прием отвлечения от одних сторон предмета, предметного содержания и выделения других сторон, на которых сосредотачивается, концентрируется внимание исследователя, что ведет к уточнению знания о предмете и образованию новых понятий. Абстрагирование, как и сравнение, также сопутствует анализу и синтезу.
Приемы обобщения и ограничения будут рассмотрены специально в качестве особых операций обобщения и ограничения понятий в 5 главе настоящего раздела.
Глава 2.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ.
ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ ОБЪЕМОМ И СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТИЯ
Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его содержание и объем.
Содержанием понятия являются признаки предметов, отраженные в данном понятии. Признаки при этом берутся в определенном единстве и связи друг с другом. Каждое понятие со стороны содержания характеризуется определенным набором признаков. Ввести новое понятие или уточнить уже имеющееся — это значит выделить некоторую новую совокупность признаков или изменить (расширить или сузить) уже имеющуюся совокупность признаков.
Для характеристики содержания понятия ключевым является понятие признака. Признаком предмета является все то, что так или иначе характеризует этот предмет; все то, в чем этот предмет похож или отличается от других предметов, как со стороны наличия (положительный признак), так и со стороны отсутствия (отрицательный признак).
Различают также и другие виды признаков.
1) Существенные и несущественные признаки. Существенными называются признаки, выражающие основное содержание вещей, их качество. Лишившись того или иного существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки — это второстепенные, случайные, не основные признаки, т.е. такие, без которых та или иная вещь может обойтись. Несущественные признаки могут приобретаться или теряться, предмет же при этом остается самим собой.
2) Признаки-свойства (атрибутивные) и признаки-отношения (релятивные). Признаки свойства (атрибутивные) характеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам, независимо от других предметов. Признаки-отношения (релятивные) характеризуют вещи со стороны их отношений, взаимодействий и связей с другими вещами.
3) Отличительные и неотличительные признаки. Отличительные — это признаки, которыми одни предметы обладают, а другие нет. Неотличительные — признаки, которые имеются как у одних, так и у других предметов.
Формирование научных понятий предполагает выявление, прежде всего, необходимых, существенных признаков. Что касается признаков-свойств и признаков-отношений, отличительных и неотличительных признаков, то все они используются в одинаковой мере и в зависимости от того, какие стороны предметного содержания исследователь, познающий человек стремится выразить.
Содержание каждого понятия, как правило, включает в себя несколько признаков различных видов, что нужно всегда иметь в виду. Так, в содержании понятия «логика» («наука о законах и формах правильного мышления») можно выделить признак «быть наукой», общий для логики со многими другими областями знания, признак «быть связанным с мышлением» — также неотличительный, общий признак, признак «изучать законы и формы мышления» — еще один неотличительный, хотя и менее общий признак. Наконец, признак «изучать правильное мышление» — явно отличительный признак. При этом все указанные признаки являются существенными для логики.
С содержанием всякого понятия тесно связан его объем.
Объемом понятия является мысленно образованная совокупность предметов, каждый из которых обладает всеми признаками, отраженными в содержании этого понятия. Не существует понятий без содержания или объема, хотя как содержание, так и объем при этом могут иметь весьма своеобразный вид.
В объемах понятий могут мыслиться как отдельные, единичные предметы (основа т.н. единичных понятий), так и целые совокупности предметов. Объемы понятий как мыслимые совокупности предметов называются также логическими классами. Отдельные члены, представители логических классов называются их элементами. Части логических классов, состоящие из нескольких, но не всех элементов, называются подклассами. (см. рис. 2). Так, объемом понятия «дом» являются все мыслимые в нем дома.
Рис. 2
Элементами при этом являются отдельно взятые дома, например, Дом Правительства. Подклассами являются некоторые разновидности домов, например, кирпичные дома, одноэтажные дома и т.д. Круги, с помощью которых изображаются логические классы, объемы понятий, называют кругами Эйлера, в честь известного математика.
Отношение между элементом и логическим классом называется отношением принадлежности элемента классу, а отношение между подклассом и соответствующим классом называется отношением включения класса в класс.
Понятия: «класс», «подкласс», «элемент класса», «отношение принадлежности…» и т.д. — являются примером заимствования логикой средств такой области математики, как теория множеств. Подобные заимствования уточняют различные стороны традиционной формальной логики, облегчают их восприятие, не меняя их сущности.
Связь объема и содержания понятия выражается законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Это закон, согласно которому, чем больше (шире) объем понятия, тем меньше его содержание, т.е. тем меньше признаков имеется в содержании понятия. И наоборот, чем меньше (уже) объем понятия, тем больше его содержание, т.е. тем больше признаков отражено в содержании этого понятия. В самом деле, чтобы, например, мыслить логику как особую среди всех наук, нужно помимо общих со всеми науками признаков указать дополнительные признаки (признак), которые отличают логику от других наук — «быть наукой о правильном мышлении».
Относительно закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия следует сделать оговорку о том, что при этом речь идет о чисто количественных характеристиках содержания и объема: больше объем (т.е. число элементов) — меньше число признаков, которыми обладают все эти элементы. Меньше объем (число элементов) — больше число признаков, принадлежащих всем этим элементам.
Глава 3.
ВИДЫ ПОНЯТИЙ
Зная особенности содержания и объема понятий, можно различить несколько разновидностей, или видов понятий.
1) По количественному признаку объема понятия различают общие и единичные понятия, а также всеобщие, или универсальные и понятия с нулевым объемом, или т.н. «пустые» понятия.
Общие понятия — это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов («дом»). Единичные понятия — это понятия, в которых мыслятся отдельно взятые единичные предметы («Дом Правительства»).
Всеобщие (универсальные) понятия — это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности. Данные понятия являются предельно общими понятиями, а именно — философскими категориями. Это, например, следующие понятия: «сущность» и «явление», «причина» и «следствие», «возможность» и «действительность», и т.д.
Понятиями с нулевым объемом, или «пустыми» называют понятия, в объеме которых не мыслится ни один из реально, физически существующих предметов, такие, как например: «идеальный газ», «снегурочка» и т.п.
2) По характеру признаков, отраженных в содержании понятия, различают конкретные и абстрактные понятия, хотя, в принципе, все понятия являются абстракциями того или иного вида. С учетом данной оговорки, конкретными понятиями называются понятия, в которых предметы мыслятся как некоторое целое, во всей совокупности их основных признаков («дом», «человек»). Абстрактными понятиями называются понятия, в которых мыслятся те или иные признаки вещей, в качестве автономных, самостоятельных предметов («домашний», «социальный», «научность»).
3) Также по характеру признаков различают понятия относительные и безотносительные. Относительными понятиями называют понятия, в содержании которых имеются признаки-отношения. К числу относительных понятий относятся все конкретные понятия, так как не существует предметов, у которых бы не было никаких признаков-отношений; а также абстрактные понятия об отношениях («больше», «меньше», «равно», «севернее», «находиться между» и т.п.).
Безотносительными понятиями называются понятия, в содержании которых нет ни одного признака-отношения. Это абстрактные понятия о свойствах («круглый», «твердый» и т.д.).
В свою очередь среди относительных понятий можно различить соотносительные и несоотносительные понятия. Соотносительные — это такие понятия, которые не могут употребляться без некоторых других понятий, например: «брат» — «сестра», «учитель» — «ученик», «верх» — «низ»).
4) По характеру принадлежности признаков различают положительные и отрицательные понятия. Положительные — это понятия, в содержании которых нет ни одного отрицательного признака, признака, указывающего на отсутствие чего-то у соответствующих предметов. Отрицательные — это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один отрицательный признак. Отрицательность понятия нередко подчеркивается в самих их названиях: «невысокий», «незаконный», «алогичный». Но это не обязательно («глупость», «слабость»).
Важно также не смешивать формальную и содержательную отрицательность, а также отрицательность формально-логическую и отрицательность как нравственное или правовое качество: понятие «кража» (хищение чужой собственности) положительное понятие в формально-логическом смысле, но оно, конечно же, явно отрицательное по своему нравственному и правовому содержанию.
5) По характеру элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными понятиями называются понятия, в качестве отдельных элементов которых мыслятся некоторые совокупности близких или однородных предметов как некоторое связное целое: «библиотека» (собрание книг), «студенческая группа», «суд присяжных» и т.п. Эту особенность — составной характер собирательных понятий не следует смешивать со сложностью всякого предмета, его строением.
Несобирательными понятиями называют понятия, элементами которых выступают отдельно взятые единичные, пусть и сложные предметы: «книга», «студент-юрист», «Земля».
Приведенный выше перечень видов понятий исчерпывает основные различия понятий, традиционно выделяемые в логике.
Глава 4.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Понятия существуют в нашем мышлении, в нашем знании не изолированно друг от друга, а находясь между собой в определенных отношениях, связях, зависимостях. Прежде всего, понятия вступают в различные отношения по своему содержанию. В связи с этим различают следующие виды отношений: сравнимость и несравнимость.
Сравнимость — это отношение между такими понятиями, у которых есть хотя бы один общий признак в их содержании (положительный или отрицательный). Сами такие понятия называются сравнимыми. Отношение между понятиями, в содержании которых нет ни одного общего признака, называется несравнимостью, точнее формальной несравнимостью, а сами понятия — несравнимыми.
В дальнейшем в пособии говорится только об отношении формальной сравнимости понятий. Существует несколько видов отношения формальной сравнимости понятий (см. Рис. 3).
Рис. 3
Сравнимость-совместимость — это отношение между такими понятиями (совместимыми), у которых имеются общие элементы в объемах (хотя бы один). У этого отношения, в свою очередь, имеются три разновидности:
Совместимость-равнообъемность, или тождество — это отношение между такими понятиями, у которых объемы полностью совпадают, т.е. один и тот же предмет или одна и та же совокупность предметов является объемом каждого из понятий, находящихся в данном отношении: «рука» — «верхняя конечность тела человека».
Совместимость пересечение, или перекрещивание — это отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются свои несовпадающие части, т.е. элементы, которые входят в объем только одно из понятий: «студент» — «спортсмен», «юрист» — «депутат Думы РФ».
Совместимость-подчинение — это отношение, при котором объем одного из понятий является частью, подклассом объема другого понятия, т.е. у второго понятия имеются элементы, не входящие в объем первого, например: «студент-юрист» — «студент». Более широкое понятие называется подчиняющим, или родовым; понятие, объем которого составляет часть, подкласс другого называется подчиненным, или видовым. В приведенном примере понятие «студент» — подчиняющее, или род, а понятие «студент-юрист» — подчиненное, или вид.
Отношение подчинения, или рода и вида часто смешивают с отношением понятий о части и целом, когда речь идет о понятиях, объемы которых соотносятся не как класс и подкласс, а как совокупность целостных предметов, с одной стороны, и совокупность частей, возможно даже этих же предметов — с другой. «Храм» и «мечеть» — отношение рода и вида; «мечеть» и «минарет» — отношение части и целого.
Несовместимость-соподчинение — это отношение между такими понятиями, каждое из которых находится в отношении подчинения к некоторому третьему понятию, но между собой у них нет общих элементов, ни одного: «студент-первокурсник» и «студент-третьекурсник» в отношении понятия «студент» (при этом имеется в виду один и тот же факультет одного и того же вуза).
Несовместимость противоположность, или контрарность — это такое отношение, при котором объемы понятий не совпадают в силу природы признаков, которые не могут принадлежать одному и тому же предмету: «высокий» — «низкий», «сильный» — «слабый». При этом предметы берутся в одном и том же отношении и в одно и то же время: человек «низкий» в смысле роста может быть вполне нравственным, то есть не «низким» по своим моральным качествам. Кроме того, в отношении таких признаков существуют признаки, несовместимые с признаками обоих исходных понятий, например — «среднего роста».
Несовместимость противоречие, или контрадикторность — это отношение между двумя взаимно формально отрицающими друг друга понятиями. В одном из таких понятий признак (признаки) мыслится как присущий предметам, в другом — как отсутствующий у этих же предметов: «наука» — «ненаука» (не смешивать с «лженаукой»).
Формально несовместимыми могут быть близкие и даже очень близкие понятия: «муж» — «жена», «истина» — «заблуждение» и т.д.
Глава 5.