Правосознание – это осознание права, как необходимого условия мирового существования людей. Правосознание допускает несправедливость, неравенство людей в силу их способностей, возможностей. С правосознанием связано применение закона в соответствии с политической волей господствующего класса, требующей идеологической поддержки в воспитание человека. Таким образом, правосознание требует от человека – жителя государства (подданного) подчиняться законной власти и власти закона. Правосознание достаточно, когда человек не осознает, что значит быть свободным. Принимает неравенство, нечестность, обман, лукавство, корысть, ненависть, как вынужденное положение, иначе невозможно.
Правосознание – начальная стадия необходимости осознания должного, обязанности, но обязанности по чужой чуждой воле (навязано), воле правителя, воле властных элит, воле, выраженной в интересе отдельных групп, слоев, классов, их потребностей.
Существует 3 формы правосознания:
· маргинальное, опирающееся на правовой нигилизм, отрицание какого-либо закона. Истоком идеологического воплощения является отрицание власти, государства и права. Такое правосознание загоняет нас на уровень власти и закона, как необходимого зла. Таким же образом, кроме анархистов, к власти и закону относятся и так называемые марксисты, о которых К.Маркс, услышав их воззрение, сказал:«В таком случае я не марксист, я Маркс.»
Поддержали это правосознание ЛДПР, КПРФ. Они анархисты (ЛДПР) и марксисты-прудонисты (КПРФ) – третьюнионы, которым правосознание необходимо для борьбы за интересы рабочего класса.
Маргинальное правосознание связано с догматическим мышлением, для малообразованных людей, для неграмотных и невежественных людей.
· конформистское правосознание рассматривает власть, государство и закон, как необходимое условие соблюдения законности и правопорядка. Их идеологическое и политическое сознание строится на подчинение закону. Основа этого правосознания – юридический позитивизм. Их кредо – что есть закон, то есть право. Закон не правовым быть не может. Для такого правосознания признаётся правовое равенство, стремление к социальной справедливости: уравнительно-распределительной; право, как единство прав и обязанностей, но устанавливается разница в случаях ответственности, привилегий для определения групп, поддерживается иерархия – неравенство. С.Б. Чернышев назвал этот строй «элитаризмом». Именно элитаризм близок к переходу в новую эпоху, названную Марксом «эпохой положительного гуманизма».
· либеральное правосознание, связанное с осознанием ограниченности власти. Такое правосознание не отождествляет закон с правом, считая, что не каждый закон правовой. Человек не должен приспосабливаться к законам, как конформист. Такое правосознание способствует снижению напряжённости в обществе, установления мира, но справедливости при таком правосознании добиться невозможно, ибо миром правит частный интерес.
Человек, во всех трёх видах, рассматривается как средство, а не как цель.
Подобно тому, как элитаризм является последней стадией реализации власти, создаёт предпосылки для перехода к новым отношениям, так и правосознание переходит к новому типу мышления, именуемого правовой культурой. Культура означает облагораживание, возделывание человека и общества с помощью права. В таком обществе, при правовой культуре, необходим новый человек – образованный, творческий, современно мыслящий. Для такого человека и общества, власть не может принадлежать каким-либо частным лицам. Органы власти должны иметь публичный характер, т.е. исполнять обязанности. А граждане, признавая своим долгом исполнение законов и уплату налогов для содержания органов государственной власти и местного самоуправления, иметь частное право, удовлетворять свои потребности, требовать от государства соблюдения своих прав и свобод, закреплённых в Конституции. Такой правовой порядок именуется как социально-правовое государство с республиканской формой правления, такое государство является демократическим. Власть принадлежит всему народу и никому конкретно. Именно должное начало и лежит в основе правовой культуры. Любой человек должным признаёт то, что определил сам для себя, как для его института обязанности. Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Правовая культура требует в основу права положить справедливость. В таких условиях человек сможет свободно жить и развиваться. А такое положение невозможно, если не удовлетворяются потребности человека, когда одни живут за счёт других, вгоняя последних в нужду.
10 октября 2010 года, выступая на форуме в Ярославле, президент РФ, давая характеристику государству 21 века, указал на то, что свободным человек может стать только в условиях реализации справедливости, никто не может сказать человеку, что он свободен, кроме него самого. Ещё ранее, президент говорил – «нельзя создать гражданское общество без гражданина». Допустимо предоставление льгот, но недопустимо наделение привилегиями, т.к. они порождают неравенство и возможность удовлетворять свои потребности за счёт других.