· Глубокие изменение биосферы происходят быстрее, чем приспособительные реакции нашего организма.
· Дисбаланс между защитными функциями и уровнем нагрузки на организм.
· Изменение хромосом, раковые заболевания, аллергические реакции.
Биосфера может сохранять устойчивость при изъятии примерно до 1% чистой первичной ее продукции. Как показали расчеты В.Б. Горшкова, производство биомассы во всей биосфере в энергетическом эквиваленте соответствует мощности 74 ТВт (74*1012 Вт). Человек забирает в свой антропогенный канал использования биопродукции свыше 16 ТВт, то есть 20%. Извлечение биопродукции из естественного кругооборота веществ разрушает системные связи в пищевых цепочках и обедняет видовой состав естественных биоценозов.
Таким образом, одна из причин и составляющих экологического кризиса состоит в примерно двадцати кратном превышении потребления человечеством продукции биосферы над допустимым для стабильных биосистем уровнем.
Ресурсный кризис распространяется также и на минеральные ресурсы, обеспечивающие, в основном, социальные потребности общества. В течение последнего века было добыто минеральных ресурсов в 10 раз больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Мы вошли в период, когда ресурсов Земли уже недостаточно, чтобы обеспечить приемлемый жизненный уровень всему населению. "Все ресурсы Земли конечны" - один из законов экологии, подтверждающий неотвратимость их исчерпания. Уже сегодня ощущается нехватка платины, золота, цинка и свинца, а большинства ресурсов хватит только на 50-150 лет.
Добыча ископаемых ресурсов и их переработка сопровождаются многократным увеличением количества отходов. Промышленные отходы - основной продукт деятельности человечества. Ежегодно на планете добывается более 100 млрд. т ископаемых, но в конечную продукцию в длинной цепочке производств из них перерабатывается примерно 5-10%. В результате нарушаются огромные участки поверхности суши, вытесняются из своих экологических ниш виды растений и животных, нарастает загрязнение среды обитания.
Равновесие в биосфере всегда поддерживалось системно согласованным синтезом и разложением веществ цепочкой организмов: продуценты-консументы-редуценты. Но человек взял только функцию синтеза - производства товаров. Природа оказалась неспособной выполнять функцию разложения выбросов предприятий, возросших в тысячи раз, а также не поддающихся разложению- новых веществ и ксенобиотиков (вредных для живого веществ). Например, промышленность США производит свыше 50 000 наименований химических веществ, изобретенных людьми (пестициды, пищевые добавки, косметика, удобрения...), но сведения о вредности имеются только для 5-25% из них.
В первую десятку отходов - загрязнителей окружающей среды по классификации Курьера ЮНЕСКО входят: углекислый газ, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, фосфаты, ртуть, свинец, нефтепродукты, пестициды, радионуклиды. К особому виду отходов человеческой деятельности можно отнести электромагнитные и акустические поля (ионизирующие излучения, широкий диапазон радиоволн, шум, инфраи ультразвук). Их мощность и воздействие на людей в течение столетия возросли в десятки-сотни тысяч раз.
Отравление человеком своей среды обитания предвидел Ж.Б. Ламарк (1809 г.): "Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар не пригодным для обитания".
Демографическая емкость Земли составляет 0.5 млрд. чел. Это та численность населения планеты, для которой могут быть обеспечены высокие стандарты благосостояния при сохранении биотического равновесия. Но население Земли удваивается примерно за 40 лет (в основном за счет развивающихся стран Азии, Африки и Южной Америки). Этот процесс соответствует биологическому правилу максимального давления жизни, его инерционность определяется продолжительностью жизни многих поколений, и поэтому сократить этот рост не могут решения конгрессов, программы планирования семьи и юридические законы. Социальные факторы (традиции, религии и уровень культуры) определяют, сколько иметь детей, а уровень экономики - смертность, особенно детскую.
Различия в скорости роста населения разных стран - очень опасный социальный фактор, потенциально ведущий к конфликтам и войнам (албанцы - против сербов и македонцев, палестинцы - против евреев, курды - против турок и т.д.). Другой назревающий социальный конфликт - рост населения в бедных и развивающихся странах - также может привести к попыткам перераспределения богатств. Все это усугубляется истощением минеральных ресурсов, включая воду. Для России реальность такова, что ее территория и запасы ресурсов (подтвержденные запасы большинства видов минеральных ресурсов составляют 5-32% от мировых, а население - 2.3%) будут очень притягательными для "голодных" неорганизованных потоков людей, а возможно, и государств. Рост населения Земли, даже если он стабилизируется в следующем веке на уровне 12-14 млрд. чел., чреват многими конфликтными ситуациями.
Человек, "созданный по образу и подобию Бога", убежден в своем праве господина над всей природой, и его уверенность укреплялась и росла вместе с технической мощью. Ф. Энгельс писал: "Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней". Идея "взять у природы" в научном мире постепенно перерастает в идею "заставлять природу" жить по человеческому чтению. Биолог-селекционер И.В. Мичурин призывал: "Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у нее - наша задача!" Даже В.И. Вернадский, открывший законы развития биосферы, предполагал возможность ее изменения и не говорил об обратных связях - естественных ответных реакциях биосферы. Современные ученые готовы уже изменять не только окружающую среду, но и собственную биологическую сущность. Под лозунгом спасения людей от всех болезней многие современные ученые пытаются изменять генетический код человека. Итоги подобных экспериментов могут многократно превысить по своим последствиям изобретение атомной бомбы. Таким образом, психологически обусловленные неограниченные желания в области экспериментов и технологий вторгаются в область морали и ведут к дальнейшему противопоставлению человеческого вида его собственной природе.
Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями.
В 1991 г., индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39% приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии. Приведенные цифры показывают, что главнейшими причинами экологических бедствий являются вовсе не природные катастрофы и не «строгие законы научно-технического прогресса», не перенаселение планеты и недостаток природных ресурсов, а несправедливое распределение этих ресурсов и неэффективное их использование.
Генеральный секретарь конференции ООН по окружающей среде и развитию М. Стронг на открытии форума в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. заявил: «Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не приемлем для человечества в целом… Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире». Форум в Рио-де-Жанейро стал первой серьезной попыткой заявить на весь мир о необходимости перейти от дикости «общества потребления» на разумный путь «устойчивого развития». Этот путь, в первую очередь, означает ясную систему нравственных координат, соблюдение норм национального и международного права.
Но эта идея была похоронена весной 1999 года, когда США со своими сообщниками, нарушив все нормы международного права и даже собственный устав НАТО, более двух месяцев бомбили Югославию, целенаправленно уничтожая мирное население и экономику независимого и ничем не провинившегося перед мировым сообществом государства. К началу 21-го века США сумели навязать всему миру свою «мораль» и свое представление о международном праве: им грабить и убивать можно, а те, кто им пытаются в этом помешать должны расцениваться, как злодеи и преступники.
И если мир не найдет в себе сил отказаться от «ценностей» общества потребления и «нравственности» по-американски, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.
Концепция «устойчивого развития» приводят к выводу о том, что уровень экологической безопасности прямо зависит от нравственного состояния общества. Но современное общество не только игнорирует этот вывод, но и делает все для того, чтобы о нем поскорее забыли. Всеобщая экологическая безопасность определяется установившимися традициями природопользования. Традиции же отражают духовно-нравственное состояния нации. С древнейших времен отношения к среде обитания имело религиозную основу. Ее утрата привела к потере связи человека с землей. Возникла абсолютно безумная ситуация, когда собственные природные ресурсы стали рассматриваться только как предмет торговли и сама земля, то есть жизненное пространство, как предмет коммерческих спекуляций. При этом такие понятия, как «Родина» и «Отечество» становятся досадным анахронизмом.
Нравственность должна пронизывать и определять все стороны жизни человека. И далеко не в последнюю очередь науку. Ещё Конфуций учил о том, что нравственность лежит в основе всей цивилизации и служит условием существования общества.
Безнравственный человек, не может быть мудрым. Он не может постичь целостность мира, поскольку утратил собственную целостность.
Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человека. Отделение его от религии, философии, общественной жизни или искусства недопустимо. Верующие ученые не только познавали, но даже слышали и видели гармонию мира. Иоганн Кеплер слышал музыку небесных светил и сфер. Он сам поведал о глубочайшем чувстве, охватившем его душу, при открытии им законов движения планет. Вполне научно составляя свои знаменитые таблицы, Кеплер необъяснимым с научной точки зрения образом слышал музыку вселенной. А мы же даже самих себя не слышим. Не слышим стонов исковерканной нами земли и загаженных рек и озер, не слышим криков убиваемых во чревах младенцев. Не слышим молений о помощи страждущих наших братьев. Отвергнув божественные законы и самого Бога, мы оглохли и ослепли.
Э.В. ГИРУСОВ
Зачем. «Зачем Человек на Земле? // Затем ли, чтоб небо коптить, //Затем ли чтоб недра долбить // и видеть созвездья во тьме? // Затем ли, чтоб опустошать // то, что накопила нам мать, // И ей ничего не отдать, // А только все с жадностью брать? // Затем ли, чтоб скальп ей снимать // (При этом кормилицей звать) // И снова ее заставлять // Побольше нам хлеба рожать? // Так сколько же можно опять // Все грабить, и грабить, и ждать, // Что ласковой будет нам мать, // И будет нам только давать, И дальше ее обирать, И нежное чрево топтать, // И только лишь все утолять // желания наши- забрать // Поболее леса, угля! // И что там еще у тебя // Осталось не взято Земля? // Тебя мы прикончим любя! //Так что же прожорливый зверь // Завелся в природе теперь, который себя же обрек: //Смотри на себя, Человек! // Ты сделал немало чудес, // Поднялся до самых небес // И Бога собой удивил, // Но больше еще прогневил // Утробою жадной своей, // В которую сколько ни лей // Все мало ей!-Только давай, // Пока не польет через край! // Не вправе ты больше терзать// Тебя породившую мать! // Одумайся, так ли живешь, Человек?//Ты вовсе не вечен- короткий твой век!»
Негативности НТР
Современная нам цивилизация является технократической, а власть над собой люди сами окончательно отдали (в подавляющем их большинстве) созданной ими же технике в течение XX века. «В ней человечество стало невольником созданной им техники, которая реально обратила множество людей в человекоподобных роботов, поскольку подавляющее большинство населения низвело себя до придатка к своему рабочему месту. Работа высасывает их жизненные силы, вне работы у них нет ни сил, ни умения на то, чтобы они могли быть людьми в иерархии Вселенной; как только они успевают восстановить минимум силы, так сразу же снова уже “необходимо” идти на работу. И так изо дня в день, из года в год, из поколения в поколение — без просвета. Это подтверждает и статистика: многие пенсионеры в первые годы после выхода на пенсию резко теряют здоровье и умирают просто потому, что не знают, чем занять себя, если не надо идти на работу и быть там придатком к рабочему месту» (ВП СССР «Мёртвая вода», часть I, 1998 г.). [ ВП СССР (Внутренний Предиктор СССР) - творческий псевдоним авторского коллектива Концепции общественной безопасности]. СССР- Святая Соборная Справедливая Россия
Западная региональная цивилизация во второй половине ХХ века лидировала в развитии техники и технологий; особенно в массовом их применении во всех сферах жизни, став при этом лидером в сползании человечества к технократической катастрофе» (ВП СССР «Матрица “Матрице” — рознь. О рецепте обретения “свободы” в фильме “Матрица”», 2001 г.). Технократическая культура — культура, в которой техника властвует над людьми; в которой человек перестал ощущать себя частью биосферы, а ложно ощущает себя частью техносферы, поклоняется технике (как дикари многочисленным фетишам), преклоняется перед техническим прогрессом, живя не в соответствии с биоритмами, а в соответствии с изменениями техники.
Существуют ли альтернативы? — Да. Это второй и третий типы цивилизаций — технологическая цивилизация с переходом к биологической: «Второй возможный тип — технологический. В нём не техносфера властвует над людьми, а люди — над техносферой, и потому техника служит им, обеспечивая удовлетворение их потребностей. Люди не обращают себя в невольников техносферы, и антагонизмы с природой устраняются раньше, чем те станут угрозой для жизни. Третий возможный тип цивилизации — биологический. При нём культура ориентирована на освоение генетически обусловленного потенциала возможностей человеческого организма. Благодаря этому человечество и каждый человек живёт в ладу с биосферой, обходясь без протезов привычной нам техники, и, тем не менее, не является ни скотом, ни хищником. Порфирий Корнеевич Иванов — один из тех, кто продемонстрировал реальность такой возможности даже в условиях снежных зим России. Рерихи также описывали возможности людей, удивительные для технократической цивилизации, но которыми обладают многие, выросшие в информационной среде древней культуры Тибета» (ВП СССР «Мёртвая вода», часть I, 1998 г.).
Задачи экологии как учебной дисциплины в техническом вузе специфичны. Задача дисциплины-сформировать у студента мировоззрение, основанное на ответственности человека за состояние природной среды и умение использовать экологические законы и принципы для принятия проектных решений в своей профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной деятельности будущий специалист инженер неизбежно будет влиять на окружающую среду и живущие в ней живые организмы. Следовательно, от того, насколько он понимает и владеет законами природы и ее структурой, будет зависеть устранение негативных последствий производства, в котором он работает.