Для того чтобы сделка была действительной, ее содержание должно соответствовать запретительным правилам нормативных актов, то есть не содержать условий, которые нормативные акты запрещают включать в содержание сделки под страхом наступления неблагоприятных последствий для участников сделки. Безусловно, договор может противоречить диспозитивным нормам гражданского права.
Серьезной проблемой является наличие действующих указов Президента, постановлений Правительства, ведомственных актов по вопросам, которые в соответствии с ГК РФ должны регулироваться только федеральными законами.
К сожалению, существуют прецеденты, когда в такие нормативные акты, действующие вместо закона, вносились изменения уже после введения в действие ГК РФ (в частности, изменения вносились в нормативный акт, регулирующий вопросы лицензирования).
Прав М.И. Брагинский, который считает, что нарушение приведенного правила (необходимость регулирования определенных вопросов только федеральными законами) не наступает, когда в изданном федеральном законе по вопросу, который в соответствии с ГК РФ может регулироваться только федеральным законом, прямо указано, что тот или иной вопрос из данной области подлежит урегулированию путем принятия постановления Правительства или ведомственного акта. Действительно, если в законе прямо имеется ссылка на иной нормативный акт, то требования ГК РФ о регулировании данной области федеральным законом, являются соблюденными, закон сам по собственному усмотрению урегулировал данные отношения путем делегирования "своих полномочий" иному нормативному акту.
Представляется, что в зависимости от характера нарушения нормативного акта нарушения в сделке можно разделить на:
образующие преступление;
образующие административный проступок;
образующие гражданско-правовой деликт.
В литературе иногда отмечается, что сделка должна не только соответствовать нормативным актам, но также не нарушать основы нравственности. При таких утверждениях идет отсылка к ст.169 ГК РФ, в которой устанавливается ничтожность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности.
Полагаем, что основы нравственности не следует выделять как отдельное основание недействительности наравне с нормативными актами:
основы нравственности в нашем понимании закона (ст.169 ГК РФ) должны быть закреплены в законодательстве (например, ответственность, предусмотренная УК РФ за организацию притонов). Представляется, что абсурдно существование "основ нравственности", не закрепленных на уровне нормативных актов, так как по определению если в обществе существуют "основы нравственности", то они должны защищаться принудительной силой государства, то есть быть установлены в нормативных актах.[20]
Введение в ГК РФ ст.169 не свидетельствует о том, что появилось новое основание действительности содержания сделки. Полагаем, что это является приемом, позволяющим разграничить наиболее опасные сделки, противоречащие нормативным актам, с целью наказать виновных лиц путем конфискации в доход государства всего полученного по сделке.
Для того чтобы сделка порождала правовые последствия, к которым стремились участники сделки (была действительной), она должна содержать минимальный набор существенных условий, обладающих определенными свойствами - определенностью содержания и изначальной реальностью исполнения.
Следовательно, необходимо наличие трех составных частей: всех существенных условий в содержании сделки, их определенность, изначальная реальность исполнения сделки.[21]
В соответствии со ст.432 ГК РФ "договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора".[22]
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Представляется, что существенные условия договора можно подразделить на три вида: общие для всех договоров, специальные, то есть предусмотренные законом для конкретного вида договора, и индивидуальные, возникающие в каждом конкретном случае вследствие волеизъявления одной из сторон.
Общим условием для всех сделок является наличие предмета. Конкретное содержание предмета договора зависит от вида договора. В большинстве случаев предметом договора является имущество, которое одна сторона обязуется передать другой стороне (например, товар в договоре купли-продажи). Предметом договора могут быть также имущественные права (например, залог, права аренды); работы (подряд); исключительные права (авторский договор) и т.д.
Цена, как правило, не является общим существенным условием договора, она существенна только в случаях, установленных законом, для конкретного вида договоров, в частности для договора купли-продажи недвижимости (ст.555 ГК РФ). Общим же правилом является действие ст.424 ГК РФ, в которой сказано, что если сторонами в договоре не определена стоимость товара или услуги, то цена взимается по рыночным ценам на тот же товар либо услугу, существующим в этой же местности.
Сложности порождают индивидуальные существенные условия. Как правило, доказать их существование возможно в случаях, когда в материалах дела присутствуют данные о том, что сторона требовала согласовать то или иное условие договора под страхом незаключения этого договора. Только в этом случае это будет являться существенным индивидуальным условием, следовательно, если стороны его не согласовали, то договор ничтожен вследствие его незаключенности.
При определении вопроса, связанного с ничтожностью договора по основанию неопределенности содержания, судам следует не только буквально толковать термины договора в соответствии со ст.431 ГК РФ, но и принимать во внимание все обстоятельства имеющие отношение к делу, включая предшествующие договору переговоры, переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон. Все действительные договоры можно подразделить на две группы:
договоры с определенным содержанием - их содержание определено с самого начала с полной ясностью и точностью;
договоры с определимым содержанием - их содержание изначально не определено, но существуют ясные указания, с помощью которых можно определить содержание договора.
Существует ряд принципов, которым должны соответствовать договоры с определимым содержанием:
не имеет юридической силы договор, по которому должник принимает на себя обязательство предоставить что-либо кредитору по своему усмотрению, отношения принимают неделовой характер, так как должник может предоставить нечто, не имеющее никакого значения, и этим прекратить свое обязательство;
не имеет силы договор, по которому должник обязуется предоставить что-либо по усмотрению кредитора, так как это ставит должника в полную зависимость и тем самым противоречит основам нравственности.
Недействительные сделки в литературе делят на две группы:
сделки с неопределенностью содержания в отношении природы предмета сделки (предоставить что-то);
сделки с неопределенностью содержания в отношении количества.
Фактическую невозможность исполнения сделки следует делить на первоначальную и последующую.
Последующая неосуществимость сделки (то есть та, которая возникла после заключения сделки) связана с вопросом об ответственности за ее неисполнение и не влияет на ее действительность.
Первоначальная - неосуществимость, которая существовала уже в момент совершения сделки.
Рассматривая вопрос о неосуществимости сделки, следует иметь в виду, что на действительность сделки влияет только абсолютная невозможность ее осуществления.
Если при определении изначальной реальности исполнения следует исходить из того, что если предметом договора является создание вещи либо проведения работы, которая еще никем никогда не проводилась, то данное обстоятельство с обязательностью не свидетельствует о невозможности изначального исполнения обязательства.[23]
Таким образом, законность содержания сделки есть соответствие содержания сделки требованиям нормативных актов. Данное условие действительности сделок следует разделить на две составные части:
негативные требования нормативных актов к содержанию сделки - содержание сделки должно соответствовать запретительным правилам нормативных актов, то есть не содержать тех условий, которые нормативные акты запрещают включать в сделку;
позитивные требования нормативных актов к содержанию сделки - сделка должна содержать минимальный набор существенных условий, обладающих определенными свойствами: определенностью содержания и изначальной реальностью исполнения.[24]
Вывод: действительность сделок зависит от их содержания. В связи с этим необходимо переосмыслить некоторые теоретические конструкции, связанные с законностью содержания сделок как условия их действительности.
Законность сделки - это соответствие содержания сделки требованиям нормативных актов.
В отношении названия и определения содержания данного условия действительности сделок в отечественной юридической литературе не сложилось единого суждения. Мнения различные. Выделим три основные точки зрения по данной проблеме.
1. Условие, предъявляемое к содержанию сделки, трактуется как соответствие содержания сделки действующим нормативным актам.
2. Условия, предъявляемые к содержанию сделки, разделяют на фактические и юридические.
Юридические требования заключаются в установлении законности совершаемой сделки. Законность сделки выражается не только соответствии ее содержания нормативным актам, но также и в управомоченности лица, совершающего сделку (сделка по продаже чужой вещи недействительна).
Фактические требования заключаются в установлении реальной (фактической) возможности осуществлять права или исполнять принимаемые по сделке обязанности. При этом разумеется, что вопрос о реальности осуществления сделки решается сторонами на момент совершения сделки.
3. Условия, предъявляемые к содержанию сделки, можно разделить на 3 части: законность содержания, возможность исполнения, определенность содержания.
Приведенные три точки зрения по вопросу о названии и содержании данного условия действительности нельзя считать удовлетворительными.
Первая точка зрения приводит к тому, что все эти авторы говорят общие фразы о требованиях к законности: что сделка не должна нарушать нормативные акты, говорят о видах нормативных актов, составляющих гражданское право, и абсолютно не уделяют внимания конкретным требованиям нормативных актов, относящиеся к содержанию сделки.
Если рассматривать позицию представителей этой точки зрения, то можно вообще не выделять условия действительности сделок, а сказать, что существует единственное условие - законность сделки, сославшись на ст.1 ГК РФ, в которой сказано, что физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.[25]
Представляется, что в качестве общего названия этого условия действительности сделки следует оставить "законность содержания", но разделить это условие на две составные части: негативные требования нормативных актов к содержанию сделки, позитивные требования нормативных актов к содержанию сделки.
Представители второй точки зрения необоснованно смешивают способность лиц к заключению сделки с содержанием сделки. К тому же данная классификация, по нашему мнению, с практической точки зрения не совсем оправданна - деление требований, предъявляемых к содержанию сделки, на юридические и фактические ничего не дает для практики, а скорее даже вводит в заблуждение участников гражданского оборота.
Представители третьей точки зрения по сути правильно выделили три условия действительности, связанных с содержанием сделки: определенность содержания, изначальная реальность исполнения и законность содержания.
Однако с точки зрения строгой логики их классификация не выдерживает критики: какую можно создать классификацию условий, поставив в один ряд общее (законность) и частный случай этого общего (определенность и изначальная реальность исполнения)? Такая классификация недопустима, ведь и определенность содержания и изначальная реальность исполнения абсолютно правомерно можно назвать частью законности содержания - позитивными требованиями нормативных актов к содержанию сделки. Из позиции данных авторов не усматривается, что они рассматривали законность содержания как негативное требование нормативных актов.[26]
Заключение
В заключении необходимо отметить, что все поставленные задачи моей курсовой работы решены.
Сделки - это акты осознанных, целенаправленных, волевых действий физических и юридических лиц, совершая которые они стремятся к достижению определенных правовых последствий.
Сделки - правомерные действия. Этим они отличаются от действий противоправных - деликтов (причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу другого лица).
Сделки и их разновидности - договоры выступают важным правовым средством удовлетворения материальных, в том числе имущественных, и духовных потребностей граждан, т.е. потребностей в промышленных и продовольственных товарах, жилье, услугах предприятий службы быта, транспорта, связи и т.д.
Гражданско-правовая сделка является одним из важнейших институтов, на основе которого функционирует товарно-денежный оборот, именно поэтому на современном этапе развития гражданского права особую актуальность приобретают вопросы и проблемы сделок вообще и договоров в особенности.
В наше время сделки приобретают все более актуальное значение, так как объем и значимость с каждым годом возрастают. Немаловажное место должно занимать правовая просвещенность граждан по поводу совершения сделок.
Не вызывает сомнения, что в общественной жизни сделки играют многогранную роль. Совершение сделок - важнейший юридический способ осуществления субъектами своих гражданских прав, поскольку, совершая сделки, они распоряжаются социально-экономическими благами, принадлежащими им, и приобретают блага, принадлежащие другим.[27]
Социальное и экономическое значение сделок предопределяется их сущностью и особыми юридическо-правовыми свойствами. Гражданское право служит регламентации товарно-денежных отношений, имущественных и личных неимущественных отношений, участники которых равными, самостоятельными и независимыми друг от друга. Главным юридическим средством завязки и определения содержания отношений между вышеуказанными субъектами и являются сделки. Именно они - то правовое средство, при помощи которого социально и экономически равноправные и самостоятельные субъекты устанавливают свои права и обязанности, то есть юридические пределы свободы своего поведения.[28]
В настоящее время имеется большое количество частных компаний и организаций, а также лиц вступающих во взаимоотношение между ними и между собой, правильность совершения сделки с юридической точки зрения приобретает большой смысл. Порок любого или нескольких элементов сделки приводит к ее недействительности. Вследствие этого вопрос о признании сделки как юридического факта не признается. Между тем недействительная сделка приводит к определенным юридическим последствиям, связанным с устранением последствий ее недействительности. Так как наше общество развивается по принципам правового государства правильность оформления и совершения сделок между элементами правоотношений способствует развитию правильных общественных отношений.[29]
Начнем с того, что в своей повседневной жизни мы осуществляем права и обязанности главным образом путем совершения различных сделок. Так, ежедневно совершаем сделки, на основе которых продают товары, оказывают услуги, выполняем работы. И продолжается это в течение всей жизни человека - от рождения (имеется ввиду, что до определенного возраста от имени человека действуют его родители или опекуны) до самой смерти (достаточно указать на завещание, справедливо именуемое «последней волей»).
Такое же огромное значение сделки имеют в предпринимательской деятельности, независимо от того, идет ли речь о торговле, посредничестве, банковских или биржевых операциях, которые в иной, чем сделки, форме, не могут существовать, или о производственной деятельности, которая, в конечном счете, имеет целью осуществить реализацию полученных результатов, возможную только в форме сделок.[30]
Особую роль в социально-экономической жизни общества играют сделки - договоры. Сам по себе договор является инструментом согласования воли субъектов экономической деятельности. Поэтому договор можно оценить как средство саморегуляции экономической системы, покоящейся на равенстве граждан и организаций, действующих в её рамках. Благодаря договорам между субъектами, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность, и потребителями товаров и услуг устанавливаются пропорциональность экономических процессов в условиях рыночного производства, ибо договоры позволяют учесть реальные потребности и интересы членов общества.[31]
В заключение необходимо отметить, что данная тема очень обширна и её тяжело раскрыть полностью при таком небольшом объеме работы. Поэтому в курсовой работе были рассмотрены самые основные особенности сделок в целом, их классификация и значение. Сделки являются неотъемлемой частью нашей жизни, и их огромная роль в существовании общества неоспорима.